Внеклассное интегрированное мероприятие "Наука ковала Победу"
методическая разработка по теме

Ли Наталья Витальевна

 

Данная  работа  посвящена  Победе в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело Победы. В  работе  представлены: история  Великой Отечественной войны, исторические факты, научные достижения и разработки советских ученых- физиков в период 1941-1945 гг., а также открытия приморских и уссурийских инженеров. В  ходе  внеклассного  мероприятия  используются  стихотворения, музыкальные  произведения, аудио-  и  фотоматериалы, видеохроника  военных  лет, информационные  технологии (презентация «Наука ковала Победу»).

В конце мероприятия проводится викторина.

Рекомендуется  классным  руководителям, преподавателям  истории, преподавателям физики  для  внеклассных  мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauka_kovala_pobedu.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент  образования  и  науки

Приморского  края

Центр НПО Приморского института ПИППКРО

ГОУ  НПО «Профессиональный  лицей №45»

Ли Н.В

Преподаватель  высшей квалификационной категории

Блохина Н.В.

Преподаватель  высшей квалификационной категории

Наука ковала Победу

 методическая  разработка интегрированного внеклассного  мероприятия, посвященного 65- летию со дня Победы в Великой Отечественной войне  

Уссурийск

2010 г.      

                                                                                                                                                     

Ли Н.В., преподаватель истории  ПЛ – 45 г. Уссурийска  

Блохина Н.В., преподаватель  физики  ПЛ – 45 г. Уссурийска,

         Данная  работа  посвящена  65-ой  годовщине  Победы  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело Победы. В  работе  представлены: история  Великой Отечественной войны, исторические факты, научные достижения и разработки советских ученых- физиков в период 1941-1945 гг., а также открытия приморских и уссурийских инженеров. В  ходе  внеклассного  мероприятия  используются  стихотворения, музыкальные  произведения, аудио-  и  фотоматериалы, видеохроника  военных  лет, информационные  технологии (презентация «Наука ковала Победу»).

     В конце мероприятия проводится викторина.

          Рекомендуется  классным  руководителям, преподавателям  истории, преподавателям физики  для  внеклассных  мероприятий.

 @ Н.В. Блохина, Н.В. Ли.

@ Профессиональный лицей № 45 г. Уссурийска

Адрес : 692519, г. Уссурийск, ул. Чичерина, 46

Тел.:   32-23-82 ( 8-4234 )

Факс: 32-23-82 ( 8-4234 )

                                                           Внеклассное мероприятие

     посвящается 65 – летию Победы

                                                                   в Великой Отечественной войне

Цели:

- ознакомить учащихся с вкладом советских ученых- физиков  в период Великой        Отечественной войны;

- воспитать патриотические чувства у учащихся, повысить интерес к предметам «Физика», «История»;

- сформировать представление о воинском долге и верности Отечеству;

- приобщить к воинским традициям;

- использовать региональный компонент

- повышать духовный и интеллектуальный уровень развития учащихся.

Комплексное методическое обеспечение:

  1. компьютер,
  2.  мультимедийная презентация «Наука ковала Победу!»,
  3. песня «Священная война», песня из кинофильма «Журавли»,
  4. мультимедийный учебник «История 20 века», издательство «Клио Софт»;
  5.  портреты ученых – физиков,  
  6. стихи советских и российских поэтов;
  7. фотографии  танков, самолетов;
  8.  фотохроника 1941 – 1945 гг.

Ход мероприятия.

План

  1. Начало Великой Отечественной войны.
  2. Битва под Москвой.
  3. Блокада Ленинграда.
  4. Сталинградская битва.
  5. Курская битва.
  6. Приморцы и уссурийцы в годы войны.
  7. Викторина.

Вступительное слово преподавателя.

     В 2010 году Россия отмечает знаменательную дату – 65 – летие со Дня победы в Великой Отечественной войне. 1418 дней и ночей весь народ жил только одним словом – Победа! Победа ковалась в тылу и на фронте.

Благодаря мужеству, героизму и патриотизму  советского народа удалось выстоять и победить фашистскую Германию.

Наше внеклассное мероприятие «Наука ковала Победу» посвящается не только знаменательной дате, но и всем ученым, конструкторам и многим другим, имена которых история не сохранила.

Ведущий1

      Слайд 1.  «Картина А.  Пластова «Июнь»  

      69 лет назад, на рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия

      вторглась на территорию Советского Союза. Над Родиной нависла смертельная    опасность.

      Слайд 2. Нападение Германии на СССР» - отрывок из кинохроники военных лет.

     Самый светлый, самый летний день в году,
самый длинный день Земли - двадцать второго.
Спали дети, зрели яблоки в саду.
Вспоминаем, вспоминаем это снова.

     Вспоминаем эту ночь и в этот час взрыв,
что солнце погасил в кромешном гуле,

     сквозь повязки неумелые сочась,

     кровь народа заалела в том июне.

     Шаг за шагом вспоминаем,
день за днем, взрыв за взрывом,
смерть за смертью,
боль за болью. год за годом, опаленные огнем,

     год за годом, истекающие кровью.

Слайд 3.  Звучит песня «Священная война».

Слайд 4.  Плакат «Родина – мать зовет!»

Ведущий 2

             28 июня 1941 года Академия наук СССР обратилась к ученым   всех стран с призывом сплотить силы для защиты всей культуры от фашизма. Выдающийся физик С.И. Вавилов писал: «Научная громада – от академика до лаборанта и механика направила …все усилия, свои знания на помощь фронту». Ученые всего Советского Союза встали на защиту Родины.

Ведущий1

Слайд 5.  «Портрет академика С.И. Вавилова».
Во время Великой Отечественной войны академик Вавилов, не

отличавшийся здоровьем, руководил одновременно 2 большими

научными коллективами – оптическим и физическим институтами,

которые работали над решением проблем, важных для фронта. Он

совершал частые поездки из Казани, где находился физический институт,

в Йошкар – Олу, где был оптический. Его ничто не могло остановить: ни

вагоны, где приходилось стоять ни томительное ожидание поезда, редко

ходившего по расписанию и опаздывавшего на несколько суток.

Удивительно было видеть в этом человеке, таком хрупком на вид, такую

волю, роднившую его с воинами, насмерть стоявшими на фронте перед

врагом, защищая свою страну.

Ведущий2

Слайд 6 «Плакат Все для фронта – все для Победы!»

Советские ученые, конструкторы, инженеры с первых дней войны были

полны решимости отдать свои знания и силы, свой труд и опыт великому

делу разгрома фашизма. «Все для фронта, все для Победы!» - эти слова

стали девизом для миллионов.

Ведущий1

   Слайд 7 «Портрет И.П. Кикоина».

Участниками Великой Отечественной войны были авторы учебников физики, ученые, учителя. Вот что вспоминал академик  Кикоин «Война застала меня в Свердловске. Я занимался физикой металлов. С начала войны деятельность моей лаборатории была перестроена на оборону. К нам обратились военные, поставив цель – разработать противотранспортную мину. В декабре 1941 года испытания этой мины прошли успешно. Мина оказалась универсальной, пригодной почти для всех военно -  транспортных средств. Она не обнаруживалась обычным миноискателем»

Ведущий2

И вот в свои 17 лет

Я встал в солдатский строй…

У всех шинелей серый цвет,

У всех – один покрой.

У всех товарищей – солдат

И в роте и в полку –

Противогаз, да автомат,

Да фляга на боку.

Я думал, что не устою,

Что не перенесу,

Что затеряюсь я в строю,

Как дерево в лесу.

Льют бесконечные дожди.

И вся земля -в грязи,

А ты, солдат, вставай, иди,

На животе ползи!

Иди в жару, иди в пургу.

Ну, что не по плечу?...

Здесь нету слова «не могу»,

А пуще – «не хочу»

Ведущий1

Слайд 8. «Портрет автора современного учебника физики Б.Б. Буховцева»

     Автор современного учебника физики  Б.Б. Буховцев в июне 1941 года сдав экзамены, перешел в 9 класс. После начала войны, он пошел на завод «Красный пролетарий», где стал токарем. В 1943 году ему исполнилось 18 лет и он был призван в ряды Советской армии. Всю оставшуюся войну он прошел в гвардейском минометном полку, участвовал в Курской битве.

Ведущий2

Слайд 9 «Битва за Москву».

А враг продолжал рваться все дальше и дальше, к сердцу нашей Родины – г. Москве.

       Слайд 10 «Сражение под Москвой».

Завидуя бессмертной нашей славе,

Найдут потомки нужные слова,

Но будет трудно им представить,

Какой же в эти дни была Москва.

Так, в будущем, им словно все присниться:

Колючий снег в ночи прифронтовой,

Открытые обветренные лица

В сверкании зениток под Москвой.

Военные плакаты в коридорах,

В походных книжках адреса друзей,

Разгромленные танки, у которых

На гусеницах пыль Европы всей!

Ведущий1

Слайд 11 «Фотография «Катюши».

     Ученые трудились сутками, создавая новое вооружение. К началу войны было создано всего несколько штук совершенно нового грозного оружия. (Фрагмент фотохроники залпа «Катюш»).

Это гвардейский миномет БМ – 13, любовно прозванный в народе «Катюша».

Слайд 12 «Залп «Катюши».

«Говорит пехота: Чистая работа!

Где ударит «Катя», фрицу не пролезть.

Воевать охота, - говорит пехота, -

Раз у нас такая пушка есть!

Влево и направо, бьет врагов на славу. Впереди – горячий бой.

Огненную лаву на врагов ораву

Сыплет наша «Катя» щедрою рукой.

Слайд 13 «Фотография «Катюши» на базе ЗИС – 6».

     Автором этих стихов стал военврач С.Семин на фронте в 1942 году.

Изначально «Катюша» монтировалась на грузовых автомобилях ЗИС – 6.

Установка заряжалась шестнадцатью реактивными снарядами, которые своим

ураганным огнем поражали противника на расстоянии 8 км.

      Слайд 14 «Первый бой «Катюши», портрет капитана Флерова».

        Впервые в бой «Катюша2-» вступила 14 июля под г. Орша под командованием капитана Флерова.  Сегодня там установлен памятник, на котором застыла могучая «Катюша», как символ постоянной готовности к подвигу, как страж мира и покоя нашей Родины.

          Слайд 15,16 Портреты конструкторов «Катюши».

    Это оружие создавали конструкторы и ученые: Н.И. Тихомиров,

    В.А.Артемьев, Г.Э. Лангемак, И.Т. Клейменов. Именно «Катюши» участвовали в первом наступлении СССР под Москвой 5 декабря 1941 года

Ведущий2

    А война все шла и шла по территории Советского Союза.  Еще одна трагическая страница – оборона Ленинграда.

     

 Слайд  17 «Фрагмент хроники блокадного Ленинграда» 

     900 дней и ночей сражался город в блокаде. Немцы холодом, голодом, бомбежками хотели заставить жителей принести ключи от города. И лишь крохотная полоска связывала Ленинград с Большой землей. «Дорогой жизни»   назвали ее ленинградцы.

      Слайд18 «Дорога жизни через Ладожское озеро».

     Эта дорога пролегала по льду замерзшего Ладожского озера: была проложена автотрасса, связывающая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь. Вскоре выяснилось на первый взгляд совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньший груз, лед часто ломался и машины проваливались под лед. Руководство города поставило перед учеными задачу: выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности. Ученые провели исследования и выяснили причины.

  Слайд 19 «Фотография ученого П. П. Кобеко».

Работу над проблемой возглавил П.П. Кобеко

Установили: главную роль играет деформация льда. Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Критическая скорость 35 км/ч: если транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Большую роль играла интерференция волн сотрясений, возникающих при встрече машин или обгоне; сложение амплитуд колебания вызывало разрушение льда.

Ведущий1

Слайд 20 «Сталинградская битва».

     Сталинградская битва.   250 дней  шли бои за город.  В 1942 году СССР по вооружению  почти догнал Германию, на которую работала почти вся Европа.

Это была война «моторов».

Слайд 21 «Фотография самолета Ла – 5 и конструктора С.А. Лавочкина».

Советские конструкторы разработали истребитель Ла – 5. В 1942 году он начал поступать на фронт.

Главный конструктор самолета С.А. Лавочкин вспоминает: « Я не вижу моего врага – немца – конструктора., но я знаю, что бы не придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собрал всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт…, чтобы в день, когда два новых самолета – наш и вражеский – столкнуться в военном небе, наш оказался победителем».

Первый воздушный бой самолет принял 5 июля 1942 года. 4 «Лавочкиных» против 6 «фокке – вульф». Фашистские самолеты были рассеяны, 2 из них расстреляны в упор. Никакими маневрами немцам не удалось ускользнуть. Наши истребители превосходили немецкие в скорости, маневренности, вооружении. Много героических подвигов было совершено летчиками на этих машинах!

Слайд 22 «Фотография А.Маресьева  и фото книги   «Повесть о настоящем человеке».

Среди них – Герой  Советского Союза, Алексей Маресьев, летчик  без обеих ног, именно о нем была написана книга «Повесть о настоящем человеке».  

Ведущий2

После Сталинграда немцы терпят одно поражение за другим.

Слайд 23, 24, 25, 26  «Фотографии танка ИС – 2, «тигр», «пантера»

 В битве под Курском в 1943 году немцы  делают ставку на новые виды танков – тигры и пантеры. Но у советских инженеров кроме знаменитого танка Т – 34 был передан на вооружение тяжелый танк ИС – 2.

      Эта машина была признана  одной из самых удачных в истории научной военной техники. Танк имел мощное вооружение: пушку 122 мм калибра и 4 пулемета.

Слайд 27 «Сражение под д. Прохоровка».

     В сражении под деревней Прохоровка в июле 1943 года танки Т – 34 и

ИС – 2 похоронили навсегда надежды немецкого командования на превосходство немецкого оружия.

Слайд 28 «Фотография солдата».

Ведущий1

Сквозь все сражения и беды,

Не зная сна и тишины,         

Солдат ты смело шел путем победы

За честь своей родной страны.

Во имя разума и света

Ты защитил от черных сил

Не только родину Советов,

Ты всю планету защитил.

Ведущий2

Слайд 29, 30, 31 «Продукция приморских ученых, созданная для нужд фронта»

     Приморские и уссурийские ученые также работали для Победы. Уссурийские технологи – инженеры разработали и начали выпускать пищевые концентраты, витаминизированный рыбий жир для пайков бойца на МЖК (масложиркомбинате).

Слайд 32,33 «Изделия – заменители из приморских материалов: железной березы, морских водорослей».

     Ученые Приморья вели поиски заменителей материалов  из местного сырья, - лыжи из пород деревьев уссурийской тайги, разборные казармы и  многое другое. Специалисты предложили использовать при изготовлении веревок  морские водоросли,  а станки делать из железной березы, что растет в Приморском крае.

Ведущий1

Роль ученых Советского Союза в годы войны трудно переоценить. Ведь благодаря самоотверженному труду всех граждан нашей страны  сегодня мы с вами отмечаем 9 мая великий Праздник -  День Победы.

Заключительное слово преподавателя

Слайд 34,35  «1418 дней, 34 тысячи часов, 27 миллионов погибших»

     4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 27 миллионов

погибших людей. Такую страшную цену заплатил народ за то, чтобы мы с вами  сегодня были счастливы и жили мирной жизнью. И мы почтим память тех, кто отдал жизнь за наш покой, счастье и любовь.

Слайд 36 «Памятник погибшим уссурийцам и Вечный огонь»

Неугасима память поколений

О тех, кого так свято чтим.

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

 Помянем всех погибших на войне,

Кто голову  сложил в годину злую,

Но не отдал свою страну родную

На поруганье вражьей стороне.

Давайте тихо тосты возгласим,

Чтоб память их не осквернить словами.

Давайте мы минуту помолчим,

Погибшие, мы все в долгу пред вами!

Минута молчания………Звучит метроном

Слайд 37 «Музыка из кинофильма «Журавли».

Преподаватель.

     В заключении нашего мероприятия мы проведем небольшую викторину по истории и физике.

Вопросы викторины

  1. Назовите дату начала  Великой Отечественной войны (22.06.1941)
  2. Сколько дней длилась война. (1418)
  3. Главный лозунг советского народа в период войны («Все для фронта, все – для победы!»).
  4. Песня, ставшая девизом в период ВОВ. («Священная война»)
  5. Как называли в народе миномет БМ – 13? («Катюша»)
  6. Где и когда «Катюша «впервые вступила в бой? (14.07.41 под Оршей).
  7. Назовите имена конструкторов «Катюши» (Артемьев, Тихомиров, Клейменов, Лангеман).
  8. Назовите фамилию капитана, командовавшего первым и установками «Катюш»  (Капитан Флеров).
  9. Авторы каких учебников физики участвовали в ВОВ? (Буховцев, Кикоин).
  10. Назовите марку самолета, впервые принявшего бой под Сталинградом?  (Ла – 5).
  11.  Чем Ла -5 превосходил немецкие самолеты? (скорость, вооружение).
  12.  Какой легендарный летчик, герой Советского Союза летал на Ла – 5? (Алексей Маресьев).
  13. Сколько длилась блокада Ленинграда? (900дней)
  14. Как называлась единственная дорога, связывавшая Ленинград с большой землей? («Дорога жизни»).
  15. Почему пустые грузовики тонули на льду Ладожского озера?  Назовите физическое явление. (Эффект резонанса).
  16. Какой советский танк оказался лучшим в  Курской  битве? (ИС).
  17. Как приморские и уссурийские ученые помогали фронту? (Пищевые концентраты,  замена привозных  материалов на продукцию из местного сырья).
  18. Потери СССР в ВОВ (27 млн. чел.)
  19.  Видеовопрос «Что изображено на фотографии? (Танк ИС).
  20. Видеовопрос «Где установлен  этот памятник и какому событию посвящен?» (Памятник «Катюше», в г. Орша, посвящен первому бою.

Подведение итогов и награждение победителя.

Список литературы

  1. Браверман Э.М. «Подвиг. Материалы для физико – технического вечера ко Дню Победы» с. 56-59, М., 1999 г.
  2. Великая Отечественная Война,1941-1945.События. Люди. Документы: Справочник /Под общ. ред.О.А. Ржешевского.- М: Политиздат,1990.
  3. Военно – исторический журнал № 5 2002 г., с. 24-30. Статья А.И. Миренков «Обеспечение действующей армии вооружением, боевой техникой, материальными средствами в 1941-1943 гг.».
  4. Военно – исторический журнал № 6 2001 г., с.28-36 Статья М.И. Науменко «Фашисты охотились за «Катюшами» капитана Флерова».
  5. Детская энциклопедия  издательство «Аванта +», «История России», т.3, 2007 г.
  6. Журнал «Физика в школе», №5, 1995 г.
  7. Кикоин И.К. «Физики – фронту», журнал «Физика в школе» № 3,

1995 г

  1. Память народа: Памятники Великой Отечественной Войны,1941-1945 /Сост. и общ. ред. В.А.Голикова.- М.:Политиздат,1984.
  2. Рождественский Р. Мамаев курган: Стих /Р. Рождественский //Венок славы.- Т.4-1988.
  3. Строка , оборванная пулей. Стихи. Рассказы. Дневники. Письма Память народа: Памятники Великой Отечественной Войны,1941-1945 /Сост. и общ. ред. В.А.Голикова.- М.:Политиздат,1984

Очерки. Статьи. Воспоминания /Ред.-сост. :А.Г. Коган,З.П.Корзинкина. М.-: Наст.рабочий,1985.

  1. Уссурийская газета «Коммунар», 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме "Наука ковала победу"

Урок истории по теме "Наука ковала победу"...

Внеклассное интегрированное мероприятие по истории и физике "Наука ковала Победу"

Данная  работа  посвящена   Победе  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело Победы. В  работе  представлены: история  Великой ...

Внеклассное интегрированное мероприятие "Наука ковала Победу" (презентация)

Данная  работа  посвящена  Победе в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело Победы. В  работе  представлены: история  Великой Отечес...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Наука ковала Победу! - внеклассное маероприятие

В работе представлена презентация о вкладе учёных физиков в великую Победу...

Внеклассное мероприятие по физике "Наука ковала победу"

Идея мероприятия: вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке.Цель воспитательна...

Внеклассное мероприятие "Они ковали Победу"

laquo;Невозможно перечислить всё, что было сделано учёными, во благо Победы. Люди умственного труда находились в одном строю с солдатами». Великая Отечественная Война была смертельным прот...