Внеклассное мероприятие «Химия и окружающая среда».
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Ицкович Татьяна Яковлевна

Задачи мероприятия:

  • повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников в области химии и экологии;
  • повышение интереса к данным предметам через учебно-познавательную деятельность;
  • воспитание чувства взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу; развивать  умения работать в группе, создавать коллективный продукт;  
  • формирование и развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
  • формировать у учащихся умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81

Внеклассное мероприятие

«Химия и окружающая среда».

 

Автор Ицкович Т.Я.  учитель  химии

МОУ ООШ №81

г.Краснодар

2011

 

 

Разработка внеклассного мероприятия

«Химия и окружающая среда».

Цель: способствовать развитию эколого-химического мышления;

             Задачи:

  1. повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников в области химии и экологии;
  2. повышение интереса к данным предметам через учебно-познавательную деятельность;
  3. воспитание чувства взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу; развивать  умения работать в группе, создавать коллективный продукт;  
  4. формирование и развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
  5. формировать у учащихся умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

Оборудование: проектор, компьютер, экран,  , песочные часы, презентации Power Point

Правила игры: три  сборные команды по шесть человек  от параллелей 9 классов.

                                Команда называет тему и цену вопроса в баллах. Ассистент открывает вопрос.

                                На обсуждение даётся 30 сек. Жюри подсчитывает количество набранных  

                                баллов. Команды отвечают по очереди. Через 2 раунда – творческое задание.

Ведущий: Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Дорогие участники и зрители, приветствую вас на «Своей игре  по теме «Химия и окружающая среда».  Болельщики могут помочь своей команде заработать очки, участвуя в конкурсе болельщиков.

 Раунд «экологический словарь»

1 балл . Твёрдые или жидкие частицы, находящиеся в атмосфере и образующие  

                                                                                             туман или дым.(Аэрозоль)  

2 балла. Естественное или искусственное поступление воздуха в почву, воду, горные

                                                                                                                    породы.  (Аэрация)

3 балла.  Вещества, применяемые для уничтожения растений, в частности для борьбы                      

                        с сорняками. (Гербициды)

4 балла.Радиоактивные вещества, тяжелые металлы, техногенные химические соединения,

              способствующие появлению злокачественных опухолей. (Канцерогены)

 

Раунд «Охрана природы»

1 балл. Атмосферные осадки, содержащие кислоту. (Кислотные дожди) 

2 балла. Повторяющиеся  процессы превращения веществ, перемещения атомов,

                    молекул, природных вод, минеральных масс в биосфере. (Круговорот веществ)  

3 балла.  Соли азотной и азотистой кислот, которые могут накапливаться в воде и  

                     пищевых продуктах, вызывая тяжёлые заболевания.(Нитраты и нитриты).

 4 балла. Природное явление, вызванное поглощением углекислого газа, водяным паром  

                        энергии солнечных лучей.(Парниковый эффект)  

 5 баллов.  Повышение содержания в почве легкорастворимых солей, угнетающих рост

                      растений и подавляющих почвенную фауну. (Засоление почв)  

 Раунд «Отходы и доходы»

1 балл. Эту кислоту получили в 1784г. из цитрусовых. В настоящее  время  применяется  

                    более дешёвое сырьё- свёкла. Кислота используется как пищевая добавка.    

                                                                                                                             (Лимонная кислота)

 2 балла. Часть природного сырья, которая не используется или остаётся после переработки  

                        и использования. (Отходы)  

3 балла. Оксид углерода, который применяется в качестве теплоносителя в ядерных  

                                                                                                   реакторах. (Углекислый газ) 4 балла. Недостижимый идеал, к которому следует стремиться промышленным,  

                        транспортным, сельскохозяйственным предприятиям.(Безотходная технология)

 5 баллов. Наука, изучающая технические системы, а также химическое загрязнение  

                         окружающей среды в результате техногенеза. (Техногеохимия)

  Раунд: «Химия и здоровье»  

1 балл. Всем известно, что молочнокислые продукты полезны для здоровья. Какой процесс используется для получения кефира?(Брожение)

2 балла.  Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано принимать жиры, растительные масла, яйца?

(Углеводороды растворяются в жирах и надолго задерживаются в организме)

3 балла. Известно, что бром и йод ядовиты. Почему же невропатолог может посоветовать принимать бром, а эндокринолог заявить, что вам не хватает йода?

(Ядовиты простые вещества. Лекарства содержат соединения этих веществ)

4 балла.  Какие покрытия для пола наиболее благоприятны для здоровья: ковровое, линолеум или краска? Почему?

(На ковровом покрытии скапливается много пыли, линолеум может выделять вредные для здоровья вещества. Крашенные полы наиболее безобидны)

5 баллов.  Назовите вещество, которое может и спасти человека в случае сердечного заболевания, и мгновенно уничтожить множество людей. Почему оно так действует?

(Нитроглицерин. Его действие зависит от концентрации)

  Раунд «Химия и быт»

1 балл. Калий содержится внутри клетки, а натрий в межклеточном пространстве, поэтому после приема соленой пищи хочется пить. Объясните данный факт.

(Ионы натрия гидратируются легче, чем ионы калия, и после приема соленой пищи вода из клеток поступает в межклеточное пространство. Клетка уменьшается в объеме, рефлекторно возникает чувство жажды)

2 балла.  Некоторое вещество, содержащееся в древесном дыме, позволяет получать копченую рыбу и колбасу, а раствор этого вещества используется для консервирования биологических препаратов. Какое это вещество?        (Формальдегид)  

3 балла. Объясните с точки зрения химии, почему пища, содержащая пищевые волокна, создает ощущение сытости, хотя является низкокалорийной.

(Благодаря множеству гидроксогрупп целлюлоза связывает воду, набухает и увеличивается в объеме)

4 балла.  Стоматологи рекомендуют после еды жевать «Орбит» с ксилитом и карбамидом. Для чего в жевательную резинку добавляют эти вещества?

(Ксилит – для создания сладкого вкуса, карбамид – для нейтрализации ионов водорода. Среда во рту должна быть слабощелочной)

5 баллов.  В состав хрустального стекла входят оксиды кальция, кремния, свинца. Можно ли хранить в хрустальной посуде маринад, кислое варенье? Почему?

( Нельзя. Оксид свинца растворяется в кислотах, а соли свинца токсичны ).

(приложение№1)

Литература: 

1.Имедеева Т.В. Интеллектуальная игра «Химия и здоровье»// Химия в школе. – 2007.№5.

2.Капецкая Г.А.Своя игра//Химия в школе.-2007-№7

3. Маркина И.В. Современный урок химии.- Ярославль.; Академия развития.,2008


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Химия и окружающая среда» Учитель химии МОУ СОШ№81 г.Краснодар Ицкович Т.Я

Слайд 2

Цель: способствовать развитию эколого-химического мышления; Девиз игры : Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там в космических глубинах: Все – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых. - K, Na, Mg, Ca, Fe, Mn, Co, Cu, Zn, Mo. ..

Слайд 3

Раунд «экологический словарь» Твёрдые или жидкие частицы, находящиеся в атмосфере и образующие туман или дым Вещества, применяемые для уничтожения растений, в частности для борьбы с сорняками. Естественное или искусственное поступление воздуха в почву, воду, горные породы. Радиоактивные вещества, тяжелые металлы, техногенные химические соединения, способствующие появлению злокачественных опухолей

Слайд 4

Раунд «Охрана природы» Атмосферные осадки, содержащие кислоту. 1 балл. Атмосферные осадки, содержащие кислоту. 2 балл. Повторяющиеся процессы превращения веществ, перемещения атомов, молекул, природных вод, минеральных масс в биосфере. 3 балл. Соли азотной и азотистой кислот, которые могут накапливаться в воде и пищевых продуктах, вызывая тяжёлые заболевания. 4 балл. Природное явление, вызванное поглощением углекислого газа, водяным паром энергии солнечных лучей. 5 баллов. Повышение содержания в почве легкорастворимых солей, угнетающих рост растений и подавляющих почвенную фауну. 5 баллов.

Слайд 5

Раунд «Отходы и доходы» 1 балл. Эту кислоту получили в 1784г. из цитрусовых. В настоящее время применяется олее дешёвое сырьё- свёкла. Кислота используется как пищевая добавка. 2 балл. Часть природного сырья, которая не используется или остаётся после переработки и использования. 3 балл. Оксид углерода, который применяется в качестве теплоносителя в ядерных реакторах. 4 балл. Недостижимый идеал, к которому следует стремиться промышленным, транспортным, сельскохозяйственным предприятиям) 5 баллов. Наука, изучающая технические системы, а также химическое загрязнение окружающей среды в результате техногенеза.

Слайд 6

Раунд: «Химия и здоровье» 1 балл. Всем известно, что молочнокислые продукты полезны для здоровья. Какой процесс используется для получения кефира 2 балл. Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано принимать жиры, растительные масла, яйца? 3 балл. Известно, что бром и йод ядовиты. Почему же невропатолог может посоветовать принимать бром, а эндокринолог заявить, что вам не хватает йода? 4 балл. Какие покрытия для пола наиболее благоприятны для здоровья: ковровое, линолеум или краска? Почему? 5 баллов. Назовите вещество, которое может и спасти человека в случае сердечного заболевания, и мгновенно уничтожить множество людей. Почему оно так действует?

Слайд 7

Раунд «Химия и быт» 1 балл. Калий содержится внутри клетки, а натрий в межклеточном пространстве, поэтому после приема соленой пищи хочется пить. Объясните данный факт. 2 балл. Некоторое вещество, содержащееся в древесном дыме, позволяет получать копченую рыбу и колбасу, а раствор этого вещества используется для консервирования биологических препаратов. Какое это вещество 3 балл. Объясните с точки зрения химии, почему пища, содержащая пищевые волокна, создает ощущение сытости, хотя является низкокалорийной. 4 балл. Стоматологи рекомендуют после еды жевать «Орбит» с ксилитом и карбамидом. Для чего в жевательную резинку добавляют эти вещества? 5 баллов. В состав хрустального стекла входят оксиды кальция, кремния, свинца. Можно ли хранить в хрустальной посуде маринад, кислое варенье? Почему?

Слайд 8

Фотоотчет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Химия и окружающая среда"

Этот курс предназначен для учащихся 9 классов в качестве предпрофильной подготовки...

КВН, "Химия и окружающая среда", 9-11 класс

Задачи разработанного материала:повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников в области химии и экологии; повышение интереса к данным предметам через учебн...

Отчет по мероприятиям об охране окружающей среды в школе

Примерны отчет для зам.директора по ВР...

«Химия и окружающая среда»

Урок  по теме: «Химия и окружающая среда» способствует формированию экологической культуры учащихся, развитию интереса к природе, убеждению в необходимости охраны окружающей среды.Урок проводится...

Программа дополнительного образования «Химия и окружающая среда».

Дополнительная образовательная программа имеет химико-экологическую направленность и предназначена для углубленного изучения химии и экологии. Данная программа предназначена для учащихся  8 - 11 ...

Внеклассное мероприятие "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!"

Цель мероприятия:-углубление экологических знаний обучающихся;-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;-воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за в...

Тест: Химия и окружающая среда.

Проверить знания обучающихся по теме: Химия и окружающая среда....