Программа дополнительного образования «Химия и окружающая среда».
методическая разработка по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа имеет химико-экологическую направленность и предназначена для углубленного изучения химии и экологии. Данная программа предназначена для учащихся 8 - 11 классов. Она предоставляет учащимся возможность, реализовать свой интерес к наукам химия, биология и экология, а также лучше узнать свой край. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности. Поэтому школьников необходимо научить любить природу, охранять ее и приумножить природные богатства края. Привить бережное отношение к природе и научить разумно использовать природные богатства на благо общества.Программа курса “Химия и окружающая природа ” базируется на идеях личностно-ориентированного обучения и предполагает использование в учебном процессе развивающего и проблемного обучения, проектной технологии. Много внимания уделяется исследовательской деятельности, проведения практических работ, а также походы и экскурсии. Создание программы обусловлено необходимостью выполнения социального заказа общества по воспитанию у школьников экологической грамотности и культуры поведения в природе, по формированию природоохранных навыков общения с объектами живой и неживой природы, т. к. очень важно заложить привычку бережно относиться к природе и разумно использовать её богатства и ресурсы. В программу включены как занятия, направленные на знакомство с теоретическими сведениями пропагандистско-информативного характера, так и практические занятия. С целью более близкого общения с природой запланированы экскурсии и походы по родному краю. Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности, логического мышления. Практическая часть курса позволяет организовать деятельность учащихся в рамках нетрадиционных методов, таких как экологическое прогнозирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ на практике Новизна программы заключается в том, что учащиеся мотивированы на создание исследовательских проектов и защита их на конференциях разного уровня. Кроме этого, на занятиях кружка могут проводить опыты за рамками школьной программы. Программа адаптирована для категории учащихся с повышенным интересом к изучению химии и экологии. Курс выстроен таким образом, чтобы учащиеся получили не только сумму определенных знаний по основам наук, но и научились самостоятельности, терпению, развить свою психо-эмоциональную сферу. Курс имеет естественнонаучную направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_po_himii.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования «Химия и окружающая среда».
Попельницкая Светлана Анатольевна, учитель химии I квалификационной категории.
МБОУ СОШ №35 г. Нижний Новгород
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа имеет химико-экологическую направленность и предназначена для углубленного изучения химии и экологии. Данная программа предназначена для учащихся 8 - 11 классов. Она предоставляет учащимся возможность, реализовать свой интерес к наукам химия, биология и экология, а также лучше узнать свой край. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности. Поэтому школьников необходимо научить любить природу, охранять ее и приумножить природные богатства края. Привить бережное отношение к природе и научить разумно использовать природные богатства на благо общества.
Программа курса “Химия и окружающая природа ” базируется на идеях личностно-ориентированного обучения и предполагает использование в учебном процессе развивающего и проблемного обучения, проектной технологии. Много внимания уделяется исследовательской деятельности, проведения практических работ, а также походы и экскурсии. Создание программы обусловлено необходимостью выполнения социального заказа общества по воспитанию у школьников экологической грамотности и культуры поведения в природе, по формированию природоохранных навыков общения с объектами живой и неживой природы, т. к. очень важно заложить привычку бережно относиться к природе и разумно использовать её богатства и ресурсы. В программу включены как занятия, направленные на знакомство с теоретическими сведениями пропагандистско-информативного характера, так и практические занятия. С целью более близкого общения с природой запланированы экскурсии и походы по родному краю. Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности, логического мышления. Практическая часть курса позволяет организовать деятельность учащихся в рамках нетрадиционных методов, таких как экологическое прогнозирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ на практике Новизна программы заключается в том, что учащиеся мотивированы на создание исследовательских проектов и защита их на конференциях разного уровня. Кроме этого, на занятиях кружка могут проводить опыты за рамками школьной программы. Программа адаптирована для категории учащихся с повышенным интересом к изучению химии и экологии. Курс выстроен таким образом, чтобы учащиеся получили не только сумму определенных знаний по основам наук, но и научились самостоятельности, терпению, развить свою психо-эмоциональную сферу. Курс имеет естественнонаучную направленность.
Целью программы является обеспечение обучения, воспитания и развития учащихся.
Задачи данной программы:
- Наряду с усвоением знаний основ химии, экологии расширить и углубить представления о природе своего родного края, о мерах его охраны;
- Повысить интерес к изучаемым предметам;
- Воспитать экологическую культуру, ответственное отношение к природе;
- Усовершенствовать умение проводить опыты и анализы, образцов почвы и воды, воздуха. Уметь их объяснять;
- Развивать мыслительную, аналитическую и логическую деятельность учащихся;
- Научить работать самостоятельно, применять знания на практике;
- Развивать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, защищать творческий, научный проект;
- Развивать умение обращаться с химическими приборами, учить соблюдению правил ТБ;
- Развивать умения анализировать статистическую информацию, экологическую ситуацию в отдельных районах; прогнозировать экологические последствия антропогенной деятельности;
В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся – личностного образования, которое предполагает, что ученик должен
Знать:
- взаимосвязь и зависимость природных и социальных явлений, а также зависимости всего живого от деятельности человека;
- о роли экологии как междисциплинарной области знаний в решении глобальных проблем современности;
Уметь:
- выполнять измерения, выдвигать гипотезы, описывать результаты измерений, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии;
- сравнивать, анализировать и давать оценку веществам, окружающим нас;
- проводить наблюдения, эксперименты с веществами, окружающими нас;
- использовать положительные свойства веществ, окружающих нас, и предотвращать их отрицательное влияние на живую природу;
- собирать информацию о веществах и их физиологических свойствах;
- использовать дополнительную литературу и информацию;
- использовать лабораторное оборудование для проведения экспериментальных работ;
- бережно относиться к окружающей среде;
- применять полученные знания и умения на практике;
После изучения программы данного курса учащиеся должны уметь:
- проводить опыты с помощью учителя и самостоятельно; работать в группах;
- проводить микроисследования, обрабатывать полученную информацию;
- писать рефераты, выполнять исследовательские работы, придерживаясь определенной структуры,
- формы проведения занятий могут быть различны: семинар, урок-практикум, практическая работа, мини проекты, лекция, экскурсия.
Особое внимание уделено практическим работам – формированию практических умений и навыков учащихся. Организация занятий во многом зависит от технических возможностей учебного заведения, особенно от оборудования химической лаборатории. В качестве инструментария для оценивания результатов можно использовать практические работы, устные и письменные сообщения, индивидуальные дифференцированные задания, защита проектов.
Курс рассчитан на 144 часа (по 2 часа в неделю).
Учебно – тематический план
№ | Тема | Число часов для занятий | ||
В школе | Вне школы | |||
Теория | Практика | |||
1 | Общие вопросы охраны природы. Глобальные экологические проблемы. | 8 | - | - |
2 | Вода: её свойства и значение. Охрана водного бассейна. | 9 | 10 | 5 |
3 | Воздух. Его состав и свойства. Охрана атмосферы. | 7 | 6 | 3 |
4 | Почва: её состав и свойства. Сохранение и увеличение плодородия почвы. | 7 | 6 | - |
5 | Земные недра и их охрана. Источники углеводородов. | 4 | 10 | 4 |
6 | Установление загрязнения среды. Исследовательские и реферативные работы по заданию научного общества учащихся. | 2 | 15 | 7 |
7 | Составление научно-исследовательских работ, их защита. | 2 | 20 | 19 |
8 | Итого: 144 часа | 39 | 67 | 38 |
Содержание программы
1.Общие вопросы охраны природы. Глобальные экологические проблемы (8 часов)
Природа и общество. Экология и её роль в изучении проблем охраны природы. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Глобальные экологические проблемы: демографическая проблема; продовольственная; энергетическая; ресурсная. Государственные заповедники, заказники и памятники природы Нижегородской области.
2. Вода: её свойства и значение. Охрана водного бассейна (24 часов)
Вода: состав и свойства. Классификация природных вод. Запасы води в масштабах планеты. Водные ресурсы РФ. Пресные воды континентов и подземные воды. Водопользование и водопотребление. Источники загрязнения воды. Охрана водного бассейна. Участие РФ в международном сотрудничестве по решению водных проблем века.
Экскурсия на водоём.
Практическая работа. Правила и методы отбора и хранение водных проб. Выбор места для отбора; виды и нормы проб воды; отбор проб из рек и ручьёв, пробы водопроводной воды; взятие проб снега и льда. Определение общей щелочности и кислотности воды; определение жесткости воды; определение биологического потребления кислорода БПК; определение хлорид-ионов в природных водоемах методом осаждения и ионометрии. Определение катионов железка, меди, ртути, свинца.
3. Воздух. Его состав и свойства. Охрана атмосферы (16 часов)
Строение, состав и изменение атмосферы. Источники загрязнения атмосферы и их состав. Изменение климата – следствия парникового эффекта. Химические реакции в атмосфере и их защитные свойства. Озоновый щит. Озоновая дыра. Оксиды серы. Кислотные дожди. Оксиды азота. Фотохимический смог.
Экскурсия в природу.
Практическая работа. Методы качественного и количественного определения оксида серы (IV) и оксида серы (VI) в воздухе, взвешенной пыли.
4. Почва: её состав и свойства. Сохранение и увеличение плодородия почвы (13 часов)
Механический и химический состав почвы; свойства почвы (водные и воздушные). Химико-биологические процессы, происходящие в почве.
Плодородие почвы. Почва и промышленные выбросы. Пестициды. Охрана и рациональное использование почв. Почва – источник пищи для растений. Мировые потери сельскохозяйственной продукции.
Практическая работа. Определение механического состава и вида почвы; влажности и плотности почвы; минеральной и органической частей почвы; кислотности и карбонатности почвы.
5.Земные недра и их охрана. Источники углеводородов (18 часа)
Химия земной коры. Петрография и минералогия. Роль минеральных ресурсов в народном хозяйстве. Нефть, ее состав и свойства. Природный газ. Горючие сланцы. Рациональное использование полезных ископаемых и охрана недр. Практическая работа. Изучение свойств (растворимости в воде и реакции с соляной кислотой) некоторых минералов. Обнаружение железа в рудах, определение меди в медном колчедане. Драгоценные и технические камни и их химический состав. Камень на службе человека. Как собирать и определять минералы и горные породы? Пополнение экспонатами минералогической коллекции МБОУ СОШ №35 г. Нижнего Новгорода.
Экскурсия: в музей «Волгагеология»
6.Установление загрязнения среды. Исследовательские и реферативные работы по заданию научного общества учащихся (24 часов)
Экологический мониторинг. Биоиндикация воздушного загрязнения по сосне. Определение чистоты воздуха по лишайникам. Снег – индикатор чистоты воздуха. Выбор тем для исследовательских и реферативных работ. Индивидуальная работа с дополнительной литературой. Поиск литературы в библиотеках города.
7.Составление научно-исследовательских работ, их защита (41 часов)
Оформление работ. Создание презентаций. Создание стендовых докладов для выступления на районных, городских, Всероссийских, международных конференциях; экологической ассамблее.
Экскурсии: тематические экскурсии в г. Пешелань; г. Арзамас; г. Москва; Санкт-Петербург; Казань и др.
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы имеется следующее методическое обеспечение:
1.Кабинет химии;
2.Методические рекомендации по проведению практических работ;
3.Лекционный материал;
4.Методики по реферативной и исследовательской работе;
5.Тематика исследовательских работ;
6.Презентации по каждому разделу курса;
7.Экскурсии;
8.Дидактический материал;
9.Минералогическая коллекция МБОУ СОШ №35 г. Нижнего Новгорода;
10.Сотрудничество с музеем «Волгагеология».
Список используемой литературы
- Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда (9 класс). М.: Просвещение, 1997 г.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития, 1998 г.
- Алексеев В.Н. Количественный анализ М.: «Химия» 1972г.
- Алексеев С.В., Экология: Учебное пособие для учащихся 10 -11 классов Просвещение, 2000г.
- Ашихмина Т.Я. Экология родного края Киров 1996г.
- Верховский В.Н.; Смирнов А.Д. Техника химического эксперимента Том 2 М.: Просвещение, 1997 г.
- Воскресенский П.И. Техника лабораторных работ М.: «Химия» 1973г.
- Зверев А. Т.; Зверева Е.Г. Экология (7 – 9 классы) М.: Дом педагогики 1999г.
- Кокорин А.О.; Смирнова Е.В. Изменение климата WWF России Москва 2010г.
- Крикунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А. П. Экология (9 класс). М: Дрофа.1997 г.
- Программы Химические кружки. М.: Просвещение, 1988 г.
- Снакин В. Экология и охрана природы. Словарь – справочник М.: Академия 2000г.
- Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками Волгоград Учитель 2009г.
- Экологические экскурсии в окрестностях Нижнего Новгорода. Нижний Новгород 1998г.
- Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. М.: Просвещение, 1987г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса дополнительного образования "Физика и окружающий мир". 7-8 класс. 72 часа.
Программа курса дополнительного образования "Физика и окружающий мир" может быть использована как непосредственно в дополнительном образовании, так и во внеурочной деятельности. Построена на основе Ос...
Программа дополнительного образования "Химия в окружающем мире"
Эта программа поможет вам эффективно и интересно проводить внеурочные занятия по химии....
Программа дополнительного образования. Эколого-биологическое направление. "Экология человека и окружающей его среды"
Оригинальность данной работы заключается в том ,что она позволяет изучить экологию человека, его значение и место в окружающей среде.Знание основ микробиологии, паразитологии , экологии человека и ибщ...
Программа дополнительного образования "Окружающий мир через призму физики"
Програма допобразования для учащихся 7-9 классов....
Программа дополнительного образования по химии "Химия и жизнь"
Направленность программы: естественнонаучная.Программа «Химия и жизнь» предназначена для проведения занятий, не входящих в рамки основной образовательной деятельности (в рамки основных обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по химии для 8-9 класса «ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО ХИМИИ»
Данный курс сопровождает учебный предмет «Химия». Он также может быть использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и построения индивидуальных образов...
Программа дополнительного образования "химия для продвинутых".
Программа дополнительного образования составлена для подготовки учащихся к олимпиадам различного уровня...
Комментарии
Программа кружка "Химия и окружающая среда".
Данная программа прошла апробацию в 2014-2015 учебном году. Программа имеет экологическую направленность.Так как, изучая химию невозможно не изучать вопросы загрязнения окружающей среды.Теоретически локальные и глобальные экологические проблемы мы разбираем на уроках химии, а вот практические решения этих проблем - на занятиях кружка "Химия и окружающая среда". На занятиях кружка определяются темы исследовательских работ и пишутся сами работы.