Программа дополнительного образования «Химия и окружающая среда».
методическая разработка по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Попельницкая Светлана Анатольевна

Дополнительная образовательная программа имеет химико-экологическую направленность и предназначена для углубленного изучения химии и экологии. Данная программа предназначена для учащихся  8 - 11 классов. Она предоставляет учащимся возможность, реализовать свой интерес к наукам химия, биология и экология, а  также лучше узнать свой край. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности. Поэтому школьников необходимо научить любить природу, охранять ее и приумножить природные богатства края. Привить бережное отношение к природе и научить разумно использовать природные богатства на благо общества.Программа курса “Химия и  окружающая природа ” базируется на идеях личностно-ориентированного обучения и предполагает использование в учебном процессе развивающего и проблемного обучения, проектной технологии. Много внимания уделяется исследовательской деятельности, проведения практических работ, а также походы и экскурсии. Создание программы обусловлено необходимостью выполнения социального заказа общества по воспитанию у  школьников экологической грамотности и культуры поведения в природе, по формированию природоохранных навыков общения с объектами живой и неживой природы, т. к. очень важно заложить привычку бережно относиться  к природе и разумно использовать её богатства и ресурсы. В программу включены как занятия, направленные на знакомство с теоретическими сведениями пропагандистско-информативного характера, так и практические занятия. С целью более близкого общения с природой запланированы экскурсии и походы по родному краю. Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих  и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности, логического мышления. Практическая часть курса позволяет организовать деятельность учащихся в рамках нетрадиционных методов, таких как экологическое прогнозирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ на практике Новизна программы заключается в том, что учащиеся мотивированы на создание исследовательских проектов и защита их на конференциях разного уровня. Кроме этого, на занятиях кружка могут проводить опыты за рамками школьной программы. Программа адаптирована для категории учащихся с повышенным интересом  к изучению химии и экологии. Курс выстроен таким образом, чтобы учащиеся получили не только сумму определенных знаний по основам наук, но и научились самостоятельности, терпению, развить свою психо-эмоциональную сферу.  Курс имеет естественнонаучную направленность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_po_himii.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования «Химия и окружающая среда».

Попельницкая Светлана Анатольевна, учитель химии I квалификационной категории.

МБОУ СОШ №35 г. Нижний Новгород

 Пояснительная записка

  Дополнительная образовательная программа имеет химико-экологическую направленность и предназначена для углубленного изучения химии и экологии. Данная программа предназначена для учащихся  8 - 11 классов. Она предоставляет учащимся возможность, реализовать свой интерес к наукам химия, биология и экология, а  также лучше узнать свой край. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности. Поэтому школьников необходимо научить любить природу, охранять ее и приумножить природные богатства края. Привить бережное отношение к природе и научить разумно использовать природные богатства на благо общества.

 Программа курса “Химия и  окружающая природа ” базируется на идеях личностно-ориентированного обучения и предполагает использование в учебном процессе развивающего и проблемного обучения, проектной технологии. Много внимания уделяется исследовательской деятельности, проведения практических работ, а также походы и экскурсии. Создание программы обусловлено необходимостью выполнения социального заказа общества по воспитанию у  школьников экологической грамотности и культуры поведения в природе, по формированию природоохранных навыков общения с объектами живой и неживой природы, т. к. очень важно заложить привычку бережно относиться  к природе и разумно использовать её богатства и ресурсы. В программу включены как занятия, направленные на знакомство с теоретическими сведениями пропагандистско-информативного характера, так и практические занятия. С целью более близкого общения с природой запланированы экскурсии и походы по родному краю. Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих  и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности, логического мышления. Практическая часть курса позволяет организовать деятельность учащихся в рамках нетрадиционных методов, таких как экологическое прогнозирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ на практике Новизна программы заключается в том, что учащиеся мотивированы на создание исследовательских проектов и защита их на конференциях разного уровня. Кроме этого, на занятиях кружка могут проводить опыты за рамками школьной программы. Программа адаптирована для категории учащихся с повышенным интересом  к изучению химии и экологии. Курс выстроен таким образом, чтобы учащиеся получили не только сумму определенных знаний по основам наук, но и научились самостоятельности, терпению, развить свою психо-эмоциональную сферу.  Курс имеет естественнонаучную направленность.

Целью программы является обеспечение обучения, воспитания и развития учащихся.

Задачи данной программы:        

  • Наряду с усвоением знаний основ химии,  экологии расширить и углубить представления о природе своего родного края, о мерах его охраны;
  • Повысить  интерес к изучаемым предметам;
  • Воспитать экологическую культуру, ответственное отношение к природе;
  • Усовершенствовать умение проводить опыты и анализы, образцов почвы и воды, воздуха. Уметь их объяснять;
  • Развивать мыслительную, аналитическую и логическую деятельность учащихся;
  • Научить работать самостоятельно, применять знания на практике;
  • Развивать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, защищать творческий, научный проект;
  • Развивать умение обращаться с химическими приборами, учить соблюдению правил ТБ;
  • Развивать умения анализировать статистическую информацию, экологическую ситуацию в отдельных районах; прогнозировать экологические последствия антропогенной деятельности;

В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся – личностного образования, которое предполагает, что ученик должен

Знать:

  • взаимосвязь и зависимость природных и социальных явлений, а также зависимости всего живого от деятельности человека;
  • о роли экологии как междисциплинарной области знаний в решении глобальных проблем современности;

Уметь:

  • выполнять измерения, выдвигать гипотезы, описывать результаты измерений, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии; 
  • сравнивать, анализировать и давать оценку веществам, окружающим нас;
  • проводить наблюдения, эксперименты с веществами, окружающими нас;
  • использовать положительные свойства веществ, окружающих нас, и предотвращать их отрицательное влияние на живую природу;
  • собирать информацию о веществах и их физиологических свойствах;
  • использовать дополнительную литературу и информацию;
  • использовать лабораторное оборудование для проведения экспериментальных работ;
  • бережно относиться к окружающей среде; 
  • применять полученные знания и умения на практике;

После изучения программы данного курса учащиеся должны уметь:

  • проводить опыты с помощью учителя и самостоятельно; работать в группах;
  • проводить микроисследования, обрабатывать полученную информацию;
  • писать рефераты, выполнять исследовательские работы, придерживаясь определенной структуры,
  • формы проведения занятий могут быть различны: семинар, урок-практикум, практическая работа, мини проекты, лекция, экскурсия.

         Особое внимание уделено практическим работам – формированию практических умений и навыков учащихся.  Организация занятий во многом зависит от технических возможностей учебного заведения, особенно от оборудования химической лаборатории. В качестве инструментария для оценивания результатов можно использовать практические работы, устные и письменные сообщения, индивидуальные дифференцированные задания, защита проектов. 
Курс рассчитан на 144 часа (по 2 часа в неделю).

Учебно – тематический план

Тема

Число часов для занятий

В школе

Вне школы

Теория

Практика

1

Общие вопросы охраны природы. Глобальные экологические проблемы.

8

-

-

2

Вода: её свойства и значение. Охрана водного бассейна.

9

10

5

3

Воздух. Его состав и свойства. Охрана атмосферы.

7

6

3

4

Почва: её состав и свойства. Сохранение и увеличение плодородия почвы.

7

6

-

5

Земные недра и их охрана. Источники углеводородов.

4

10

4

6

Установление загрязнения среды. Исследовательские и реферативные работы по заданию научного общества учащихся.

2

15

7

7

Составление научно-исследовательских работ, их защита.

2

20

19

8

Итого: 144 часа

39

67

38

Содержание программы

1.Общие вопросы охраны природы. Глобальные экологические проблемы (8 часов)

Природа и общество. Экология и её  роль в изучении проблем охраны природы. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Глобальные экологические проблемы: демографическая проблема; продовольственная; энергетическая; ресурсная. Государственные заповедники, заказники и памятники природы Нижегородской области.

2. Вода: её свойства и значение. Охрана водного бассейна (24 часов)

Вода: состав и свойства. Классификация природных вод. Запасы води в масштабах планеты. Водные ресурсы РФ. Пресные воды континентов и подземные воды. Водопользование и водопотребление. Источники загрязнения воды. Охрана водного бассейна. Участие РФ в международном сотрудничестве по решению водных проблем века.

Экскурсия на водоём.

Практическая работа. Правила и методы отбора и хранение водных проб. Выбор места для отбора; виды и нормы проб воды; отбор проб из рек и ручьёв, пробы водопроводной воды; взятие проб снега и льда. Определение общей щелочности и кислотности воды; определение жесткости воды; определение биологического потребления кислорода БПК; определение хлорид-ионов в природных водоемах методом осаждения и ионометрии. Определение катионов железка, меди, ртути, свинца.

3. Воздух. Его состав и свойства. Охрана атмосферы (16 часов)

Строение, состав и изменение атмосферы. Источники загрязнения атмосферы и их состав. Изменение климата – следствия парникового эффекта. Химические реакции в атмосфере и их защитные свойства. Озоновый щит. Озоновая дыра. Оксиды серы. Кислотные дожди. Оксиды азота. Фотохимический смог.

Экскурсия в природу.

Практическая работа. Методы качественного и количественного определения оксида серы (IV) и оксида серы  (VI) в воздухе, взвешенной пыли.

4. Почва: её состав и свойства. Сохранение и увеличение плодородия почвы (13 часов)

Механический и химический состав почвы; свойства почвы (водные и воздушные). Химико-биологические процессы, происходящие в почве.

Плодородие почвы. Почва и промышленные выбросы. Пестициды. Охрана и рациональное использование почв.  Почва – источник пищи для растений. Мировые потери сельскохозяйственной продукции.

 Практическая работа. Определение механического состава и вида почвы; влажности и плотности почвы; минеральной и органической частей почвы; кислотности и карбонатности почвы.

5.Земные недра и их охрана. Источники углеводородов (18 часа)

Химия земной коры. Петрография и минералогия. Роль минеральных ресурсов в народном хозяйстве. Нефть, ее состав и свойства. Природный газ. Горючие сланцы.  Рациональное использование полезных ископаемых и охрана недр. Практическая работа. Изучение свойств (растворимости в воде и реакции с соляной кислотой) некоторых минералов. Обнаружение железа в рудах, определение меди в медном колчедане. Драгоценные и технические камни и их химический состав. Камень на службе человека. Как собирать и определять минералы и горные породы? Пополнение экспонатами минералогической коллекции МБОУ СОШ №35 г. Нижнего Новгорода.

Экскурсия:  в музей «Волгагеология»

6.Установление загрязнения среды. Исследовательские и реферативные работы по заданию научного общества учащихся (24 часов)

Экологический мониторинг. Биоиндикация воздушного загрязнения по сосне. Определение чистоты воздуха по лишайникам. Снег – индикатор чистоты воздуха. Выбор тем  для исследовательских и реферативных работ.  Индивидуальная работа с дополнительной литературой. Поиск литературы в библиотеках города.

7.Составление научно-исследовательских работ, их защита (41 часов)

Оформление работ. Создание презентаций. Создание стендовых докладов для выступления на районных, городских, Всероссийских, международных конференциях; экологической ассамблее.

Экскурсии: тематические экскурсии в  г. Пешелань;  г. Арзамас; г. Москва;  Санкт-Петербург; Казань и др.

Методическое обеспечение программы

Для реализации программы  имеется следующее методическое обеспечение:

1.Кабинет химии;

2.Методические рекомендации по проведению практических работ;

3.Лекционный материал;

4.Методики по реферативной и исследовательской работе;

5.Тематика исследовательских работ;

6.Презентации по каждому разделу курса;

7.Экскурсии;

8.Дидактический материал;

9.Минералогическая коллекция МБОУ СОШ №35 г. Нижнего Новгорода;

10.Сотрудничество с музеем «Волгагеология».

Список используемой литературы

  1. Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда (9 класс). М.: Просвещение, 1997 г.
  2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития, 1998 г.
  3. Алексеев В.Н. Количественный анализ М.: «Химия» 1972г.
  4. Алексеев С.В., Экология: Учебное пособие для учащихся 10 -11 классов Просвещение, 2000г.
  5. Ашихмина  Т.Я. Экология родного края Киров 1996г.
  6. Верховский В.Н.; Смирнов А.Д. Техника химического эксперимента Том 2 М.: Просвещение, 1997 г.
  7. Воскресенский П.И. Техника лабораторных работ М.: «Химия» 1973г.
  8. Зверев А. Т.; Зверева Е.Г. Экология (7 – 9 классы) М.: Дом педагогики        1999г.
  9. Кокорин А.О.; Смирнова Е.В.  Изменение климата WWF  России Москва 2010г.
  10. Крикунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А. П. Экология (9 класс). М: Дрофа.1997 г.
  11. Программы Химические кружки. М.: Просвещение, 1988 г.
  12. Снакин В. Экология и охрана природы. Словарь – справочник М.: Академия 2000г.
  13. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками   Волгоград Учитель 2009г.
  14. Экологические экскурсии в окрестностях Нижнего Новгорода. Нижний Новгород 1998г.
  15. Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. М.: Просвещение, 1987г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса дополнительного образования "Физика и окружающий мир". 7-8 класс. 72 часа.

Программа курса дополнительного образования "Физика и окружающий мир" может быть использована как непосредственно в дополнительном образовании, так и во внеурочной деятельности. Построена на основе Ос...

Программа дополнительного образования "Химия в окружающем мире"

Эта программа поможет вам эффективно и интересно проводить внеурочные занятия по химии....

Программа дополнительного образования. Эколого-биологическое направление. "Экология человека и окружающей его среды"

Оригинальность данной работы заключается в том ,что она позволяет изучить экологию человека, его значение и место в окружающей среде.Знание основ микробиологии, паразитологии , экологии человека и ибщ...

Программа дополнительного образования по химии "Химия и жизнь"

Направленность программы: естественнонаучная.Программа «Химия и жизнь» предназначена для проведения занятий, не входящих в рамки основной образовательной деятельности (в рамки основных обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по химии для 8-9 класса «ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО ХИМИИ»

Данный курс сопровождает учебный предмет «Химия». Он также может быть использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и построения индивидуальных образов...

Программа дополнительного образования "химия для продвинутых".

Программа дополнительного образования составлена для подготовки учащихся к олимпиадам различного уровня...


 

Комментарии

Попельницкая Светлана Анатольевна

Данная программа прошла апробацию в 2014-2015 учебном году. Программа имеет экологическую направленность.Так как, изучая химию невозможно не изучать вопросы загрязнения окружающей среды.Теоретически локальные и глобальные экологические проблемы мы разбираем на уроках химии, а вот практические решения этих проблем - на занятиях кружка "Химия и окружающая среда". На занятиях кружка определяются темы исследовательских работ и пишутся сами работы.