Соли угольной кислоты
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Климова Татьяна Анатольевна

Фрагменты разработки урока "Соли угольной кислоты" могут быть использованы при преподавании химии по любой из авторских линий. На уроке используется литературно-химический тест, который позволяет осуществить реализацию межпредметных связей: химия - литература, химия - искусство. К уроку разработана электронная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soli_ugolnoy_kisloty.doc79.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt2.02 МБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Урок. Соли угольной кислоты.

Цели: проверить знания о свойствах углерода простого вещества и его оксидов, сформировать представления о физических и химических свойствах солей угольной кислоты, их месте в природе и жизни человека, развивать интеллектуальные умения учащихся, воспитывать любовь к чтению.

Прогнозируемый результат: знать общие и специфические свойства карбонатов и гидрокарбонатов, уметь подтверждать свойства уравнениями реакций, знать основные направления использования карбонатов.

Тип урока: комбинированный.

Методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся, конспектирование, электронная презентация.

Оборудование: диск со слайдами, компьютер, проектор, интерактивная доска, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8 – 9 класс»; образцы солей угольной кислоты (мрамор, известняк), реактивы: растворы: Na2CO3, HCI, CaCI2, коллекция «Карбонаты»; карточки с текстом литературно-химического теста.

Ход урока.

I.Организация учащихся на работу. (1 мин)

II.Проверка домашнего задания: (11 мин)

1. Работа с карточками:

а) закончите уравнения реакций:

CO2 +NaOH =

CO2 +CaO =

Fe2O3 + CO =

H2O + CO2 =

б) Какой объем углекислого газа (н.у.) образуется при сжигании 6,45 г. угля, содержащего 7% примесей?

в) химическое лото «Соединения неметаллов»: карточки с формулами веществ наложите, предварительно перевернув, на соответствующее название вещества на игровом поле. В случае верного выполнения задания, вы соберете из фрагментов целый рисунок.

Игровое поле:

Азотная кислота

Сульфат бария

Оксид углерода (IV)

Угарный газ

Серная кислота

Аммиак

Карбонат натрия

Аммиачная селитра

Сероводород

Карточки:

HNO3

BaSO4

CO2

CO

H2SO4

NH3

Na2CO3

NH4NO3

H2S

Перед тем как вырезать карточки, нужно сделать рисунок на обороте (можно использовать открытку). Карточки перед выдачей учащимся перемешать.

2.Фронтальная работа с классом по литературно-химическому тесту.

1.Уголь – ценнейшее из полезных ископаемых – ответил инженер, - и природа как будто решила доказать это, создав алмаз, ибо он, в сущности, не что иное, как кристаллический углерод». Ж.Верн «Таинственный остров»

Какие аллотропные модификации углерода, кроме алмаза вам известны?

Б) озон

    К) графит

    А) карбин

       Р) фуллерен

2.Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, положит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальна.

Русская народная сказка «Мороз Иванович»

Какие методы очистки использует Рукодельница?

  Б) фильтрование

А) дистилляция

                                                          О) адсорбция

      М) кристаллизация

3.Угарный газ! – вскричал Холмс. Подождите немного. Сейчас он уйдет. Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли.

А.К.Дойл «Случай с переводчиком»

Найдите химические ошибки в прочитанном отрывке. Почему Холмс и его спутники не могли по описанным признакам определить присутствие угарного газа в помещении?

Н) угарный газ не имеет запаха

           Г) угарный газ имеет приятный запах

                                        А) при отравлении угарным газом человек не кашляет

4.В аравийской пустыне растет дерево Caratina silikva (каратина силиква), косточки плодов которого всегда имеют одинаковый вес в любой год и на любом дереве. Поэтому ювелиры древности и применяли для своих весов такие гирьки, называя их каратами. В наши дни существует каратная проба золота и драгоценных камней.

Чему равна масса одного карата?

 И) 100 г

З) 0,5 г

Т) 0,2 г

Р) 0,1 г

5. - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры « в Италии?....Есть там такая пещера-яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.

 - Почему?

 - Из вулканической трещины выделяется углекислый газ…

В.Короткевич «Черный замок Ольшанский»

Почему в «собачьей пещере» человек остается живым, а собаки и другие мелкие животные гибнут?

Ы) СО2 тяжелее воздуха и скапливается внизу

А) СО2 безопасен для человека, но вреден для животных

Ж) человек входит в пещеру в противогазе.

III.Переход к изучению нового материала: (3 мин)

Какое слово получилось из букв, соответствующих правильным ответам?

Что такое карбонаты? Классифицируйте угольную кислоту. Может ли она образовывать кислые соли? (демонстрация слайда). Давайте попытаемся их назвать! Итак, тема сегодняшнего урока «Соли угольной кислоты». (Постановка целей и задач урока)

IV. Изучение нового материала. (25 мин)

1. Значение солей угольной кислоты (используя презентацию этой части урока, учитель знакомит учащихся с основными областями применения солей угольной кислоты).

2. Физические свойства солей угольной кислоты.

(Работа с материалами коллекции «Карбонаты», таблицей растворимости).

3. Общие химические свойства солей угольной кислоты. (Демонстрация слайда, конспектирование, рассказ учителя)

а) Все соли угольной кислоты разлагаются по схемам:

MeCO3 → MeO + CO2 (исключение карбонаты щелочных металлов)

MeHCO3 → MeCO3 + CO2 + H2O

б) Все соли взаимодействуют с кислотами – дают качественную реакцию на ионы CO32- и HCO3 -

MeCO3 + HnKO → MeKO + CO2↑ + H2O

MeHCO3 + HnKO → MeKO + CO2↑ + H2O

Демонстрация «Взаимодействие мрамора и раствора карбоната натрия с раствором соляной кислоты»

в) Карбонаты превращаются в гидрокарбонаты при избытке углекислого газа и воды. (Демонстрация опыта с диска «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Химия 8 – 9 классы», беседа). Эта реакция является причиной разрушения зданий, построенных из известняка, под действием окружающей среды: от дождя и углекислого газа, содержащегося в воздухе, нерастворимые карбонаты превращаются в растворимые гидрокарбонаты.

MeCO3 + CO2 + H2O → MeHCO3

г) Растворы солей угольной кислоты взаимодействуют с растворами других солей, если образуется нерастворимые вещества.

(Демонстрация «Взаимодействие раствора карбоната натрия с раствором хлорида кальция»)

4. Жесткость воды и способы ее устранения (демонстрация слайда номер 14).

Для хозяйственно-бытовых нужд требуется вода с незначительной жесткостью. При кипячении жесткой воды образуется накипь. В такой воде плохо развариваются мясо, овощи, крупа, плохо заваривается чай. В жесткой воде мыло плохо пенится, так как соли кальция и магния реагируют с ним, образуя нерастворимые соединения. При стирке тканей эти вещества осаждаются на поверхности нитей и постепенно разрушают волокна.

При использовании в паровых котлах жесткой воды на внутренней поверхности их образуется накипь из карбонатов кальция и магния, сульфата кальция и других солей. Ее образование затрудняет нагревание воды, вызывает увеличение расхода топлива, ускоряет изнашивание стенок котла и даже может привести к взрыву.

Аналогичную картину можно наблюдать и на стенках обычных чайников или внутренней поверхности труб центрального отопления.

Жесткость воды бывает временная и постоянная. Временная жесткость обусловлена содержанием гидрокарбонатов кальция и магния, постоянная жесткость обусловлена содержанием хлоридов и сульфатов кальция и магния. Временную жесткость воды можно устранить кипячением:

Ca(HCO3)2 = CaCO3 ↓+ CO2 + H2O

Универсальным способом устранения жесткости является действие соды – Na2CO3. Этим способом можно устранить как временную, так и постоянную жесткость.

Ca(HCO3)2 + Na2CO3 = CaCO3↓ +  NaHCO3 

CaCI2 + Na2CO3 = CaCO3 ↓+ 2NaCI

5. Выводы. (делают учащиеся).

V. Задание на дом: §19.10 (угольная кислота и ее соли), конспект.(1 мин)

VI. Повторение и закрепление. (4 мин)

1. Самостоятельная работа с тестом (демонстрация слайда с заданием, затем после выполнения демонстрация слайда с ответами)

Установите соответствие между левыми и правыми частями уравнений

левые части уравнений

                 нагревание

1)2KHCO3=

                  нагревание

2)CaCO3 =

3)Na2CO3 + 2HCI =

4)СaCO3+CO2+H2O =

5)2KHCO3 + H2SO4 =

правые части уравнений


а)K2SO4 + 2CO2 + 2H2O


б)Ca(HCО3)2

в)K2CO3 + CO2 + H2O

г)CaO + CО2

д)2NaCI + CO2 + H2O

д)2NaCI + CO2 + H2O

ответы

1 - в

2 - г

3 - д.

4 - б

5 – а

2.Запишите уравнения реакций, о которых идет речь в «Сказке о братьях карбонатах»

Сказка о братьях карбонатах

На земле живут три брата

Из семейства Карбонатов

Старший брат – красавец МРАМОР,

Славен именем Карары,

Превосходный зодчий. Он

Строил Рим и Парфенон.

Всем известен ИЗВЕСТНЯК,

Потому и назван так.

Знаменит своим трудом,

Возводя за домом дом.

И способен, и умел

Младший мягкий братец МЕЛ.

Как рисует, посмотри,

Этот CaCO3!

Любят братья порезвиться,

В жаркой печке прокалиться.

CaO да CO2 образуются тогда.

Это углекислый газ,

Каждый с ним знаком из вас,

Выдыхаем мы его.

Ну а это CaO –

Жарко обожженная ИЗВЕСТЬ НЕГАШЕНАЯ.

Добавляем к ней воды,

Тщательно мешая,

Чтобы не было беды,

Руки защищаем.

Круто замешенная ИЗВЕСТЬ, но ГАШЕНАЯ!

Известковым молоком

Стены белятся легко.

Светлый дом повеселел,

Превратив известку в мел.

Фокус-покус для народа:

Стоит лишь подуть сквозь воду,

Как она легко-легко

Превратится в молоко!

А теперь довольно ловко

Получаю газировку:

Молоко плюс уксус. Ай!

Льется пена через край!

Все в заботах, все в работе

От зари и до зари –

Эти братья Карбонаты,

Эти CaCO3!

1.Уголь – ценнейшее из полезных ископаемых – ответил инженер, - и природа как будто решила доказать это, создав алмаз, ибо он, в сущности, не что иное, как кристаллический углерод».  

(Ж.Верн Таинственный остров)

Какие аллотропные модификации углерода, кроме алмаза вам известны?

Б) озон

   К) графит

   А) карбин

       Р) фуллерен

2.Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная.  

(Мороз Иванович – русская народная сказка)

Какие методы очистки использует Рукодельница?

  Б) фильтрование

 А) дистилляция

                                                О) адсорбция

                                                М) кристаллизация

3.Угарный газ! – вскричал Холмс. Подождите немного. Сейчас он уйдет. Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли.

                              (А.К.Дойл Случай с переводчиком) 

Найдите химические ошибки в прочитанном отрывке. Почему Холмс и его спутники не могли по описанным признакам определить присутствие угарного газа в помещении?

Н) угарный газ не имеет запаха

          Г) угарный газ имеет приятный запах

                                 А) при отравлении угарным газом человек не кашляет

4.В аравийской пустыне растет дерево Caratina silikva (каратина силиква), косточки плодов которого всегда имеют одинаковый вес в любой год и на любом дереве. Поэтому ювелиры древности и применяли для своих весов такие гирьки, называя их каратами. В наши дни существует каратная проба золота и драгоценных камней. 

Чему равна масса одного карата?

 И) 100 г

З) 0,5 г

Т) 0,2 г

Р) 0,1 г

5. - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры « в Италии?....Есть там такая пещера-яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.

 - Почему?

 - Из вулканической трещины выделяется углекислый газ…

(В.Короткевич Черный замок Ольшанский)

Почему в «собачьей пещере» человек остается живым, а собаки и другие мелкие животные гибнут?

Ы) СО2 тяжелее воздуха и скапливается внизу

А) СО2 безопасен для человека, но вреден для животных

Ж) человек входит в пещеру в противогазе.

б) Какой объем углекислого газа (н.у.) образуется при сжигании 6,45 г. угля, содержащего 7% примесей?

а) закончите уравнения реакций:

CO2 +NaOH =

CO2 +CaO =

Fe2O3 + CO =

H2O + CO2 =


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Угольная кислота и ее соли

Слайд 2

1. Уголь – ценнейшее из полезных ископаемых, – ответил инженер, - и природа как будто решила доказать это, создав алмаз, ибо он, в сущности, не что иное, как кристаллический углерод. Ж.Верн «Таинственный остров»

Слайд 3

1.Какие аллотропные модификации углерода, кроме алмаза вам известны? Б) озон К) графит А) карбин Р) фуллерен

Слайд 4

2 .Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, положит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то, знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная. Русская народная сказка «Мороз Иванович»

Слайд 5

2.Какие методы очистки использует Рукодельница? Б) фильтрование А) дистилляция О) адсорбция М) кристаллизация

Слайд 6

3. Угарный газ! – вскричал Холмс.- Подождите немного. Сейчас он уйдет. Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли. А.К.Дойл «Случай с переводчиком»

Слайд 7

3.Найдите химические ошибки в прочитанном отрывке. Почему Холмс и его спутники не могли по описанным признакам определить присутствие угарного газа в помещении? Н) угарный газ не имеет запаха Г) угарный газ имеет приятный запах А) при отравлении угарным газом человек не кашляет

Слайд 8

4. В аравийской пустыне растет дерево Caratina silikva (каратина силиква), косточки плодов которого всегда имеют одинаковый вес в любой год и на любом дереве. Поэтому ювелиры древности и применяли для своих весов такие гирьки, называя их каратами. В наши дни существует каратная проба золота и драгоценных камней.

Слайд 9

4. Чему равна масса одного карата? И) 100 г З) 0,5 г Т) 0,2 г Р) 0,1 г

Слайд 10

5 . - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии? Есть там такая пещера-яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут. - Почему? - Из вулканической трещины выделяется углекислый газ… В.Короткевич «Черный замок Ольшанский»

Слайд 11

5. Почему в «собачьей пещере» человек остается живым, а собаки и другие мелкие животные гибнут? Ы) СО 2 тяжелее воздуха и скапливается внизу А) СО 2 безопасен для человека, но вреден для животных Ж) человек входит в пещеру в противогазе.

Слайд 12

Угольная кислота H 2 CO 3 Соли угольной кислоты Средние соли - карбонаты MeCO 3 Кислые соли - гидрокарбонаты MeHCO 3

Слайд 13

Значение солей угольной кислоты Поделочный камень в скульптуре Для известкования почв при их излишней кислотности. Строительные материалы (мел, мрамор, известняк) Карбонат кальция CaCO3 (мел, мрамор, известняк)

Слайд 14

Парфенон (5 век до н.э. Афины) Ника Самофракийская (11 век до н.э. Лувр. Париж) КАРБОНАТЫ В СКУЛЬПТУРЕ И АРХИТЕКТУРЕ

Слайд 15

Значение солей угольной кислоты Сода кальцинированная Na 2 CO 3 и сода кристаллическая Na 2 CO 3 ·10 H 2 O Производство мыла, в быту как моющее средство. Производство стекла. Производство бумаги

Слайд 16

Значение солей угольной кислоты В производстве огнетушителей В медицине для изготовления лекарств В кулинарии для разрыхления теста Питьевая (пищевая) c ода NaHCO 3

Слайд 17

Общие химические свойства 1. Разложение при нагревании MeCO 3 → MeO + C О 2 (исключ. карбонаты металлов I A группы) MeHCO 3 → Me С O 3 + CO 2 + H 2 O 2 . Все соли взаимодействуют с кислотами – дают качественную реакцию на ионы CO 3 2 - и HCO 3 - MeCO 3 + H n KO → MeKO + CO 2 ↑ + H 2 O MeHCO 3 + H n KO → MeKO + CO 2 ↑ + H 2 O 3 . Соли угольной кислоты вступают в реакции обмена с другими солями, если образуются нерастворимые или малорастворимые вещества. 4. Карбонаты превращаются в гидрокарбонаты при избытке углекислого газа и воды. MeCO 3 + CO 2 + H 2 O → MeHC О 3 Гидрокарбонаты обуславливают временную жесткость воды.

Слайд 18

Способы устранения временной жесткости воды 1. Кипячение При кипячении растворимые гидрокарбонаты кальция и магния превращаются в нерастворимые карбонаты. 2. Добавление соды ( Na 2 CO 3 ) Устраняется не только временная, но и постоянная жесткость воды, создаваемая хлоридами и сульфатами кальция и магния.

Слайд 19

Установите соответствие между левыми и правыми частями уравнений левые части уравнений нагревание 1 ) 2KHCO 3 = нагревание 2)CaCO 3 = 3)Na 2 CO 3 + 2HCI = 4) С aCO 3 +CO 2 +H 2 O = 5)2KHCO 3 + H 2 SO 4 = правые части уравнений а) K 2 SO 4 + 2CO 2 + 2H 2 O б) Ca(HC О 3 ) 2 в) K 2 CO 3 + CO 2 + H 2 O г) CaO + CO 2 д) 2NaCI + CO 2 + H 2 O

Слайд 20

ответы 1 - в 2 - г 3 - д 4 - б 5 - а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соли угольной кислоты - карбонаты

технологическая карта урока...

Урок химии в 9классе по теме"Угольная кислота и её соли"

Урок изучения и первичного закрепления знаний.Материал урока позволяет закрепить  знания о  средних и кислых солях  на примере карбонатов и гидрокарбонатов, их взаимопревращениях; изучи...

Открытый урок по химии в 9 классе по теме: « Угольная кислота и ее соли».

Цели урока: изучить свойства солей угольной кислоты карбонатов и гидрокарбонатов.Задачи урока:Образовательная:- повторить средние и кислые  соли на примере карбонатов и  гидрокарбонатов...

Урок по теме: "Соли угольной кислоты"

Цели урока: Изучить химические свойства солей угольной кислоты – карбонатов и гидрокарбонатов; приобрести навыки в решении расчетных задач....

Урок химии в 9 классе "Угольная кислота и её соли"

Урок изучения нового материала....

Конспект урока и презентация по теме "Угольная кислота и её соли"

Конспект урока, презентация по теме "Угольная кислота и её соли"...

Презентация для урока по теме Угольная кислота и её соли

Презентация для урока "Угольная кислота и её соли"...