Современная практика применения электронных ресурсров и социального партнерства в обучении детей с ограниченными возможностями
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме
Статья размещена в сборнике "Образование и семья: проблемы социального партнерства. Материалы международной конференции", Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена, 2012. Рассматривает методики обучения детей с ограниченными возможностями, проблемы сотрудничества с родителями таких учеников.
Конкретная методика для уроков химии("Виртуальные модели") прилагается ниже, так же как и презентации с примерами виртуальных моделей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика надомного обучения детей с ограниченными возможностями | 48.5 КБ |
Виртуальные модели на уроках химии | 2.42 МБ |
Виртуальные модели на уроках химии. Презентация | 388.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Капитульская А.И.
СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
«…не те, что смотрят друг на друга, а те, что смотрят в одну сторону.»
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Социальное партнерство- (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
(И.А.Хоменко)
Социальное партнерство в образовании – необходимое условие успешности современной школы1. Но ни в одной сфере образования это партнерство не играет столь огромной роли как в индивидуальном и, прежде всего, надомном обучении.
Образование, как ни облекай его в официальные и научные термины, всегда останется личностной сферой взаимодействия учитель-ученик-родитель. И есть в этой сфере болезненные, даже трагические аспекты, на которые мы не имеем право закрыть глаза. Более того, именно сейчас, когда наше общество повернулось лицом к самой трудной и самой социально незащищенной части наших учеников – к детям-инвалидам , самое время привлечь современные ресурсы (электронные) и современные образовательные технологии (социальное партнерство) для того, чтобы вернуть этих человечков обществу, дать им профессию, вовлечь их в активную социальную жизнь, помочь наконец родителям в их трагическом одиночестве перед лицом несчастья.
9 лет работы с такими детьми на базе школы 279/277 Кировского района Санкт-Петрербурга позволяет мне поделиться некоторым опытом .
Ученики: Андрей Титенин – травма шейного отдела позвоночника, полностью обездвижен; Василенко Александр – паралич нижних конечностей как следствие заболевания (третий этаж «хрущевки» без лифта), Самсонов Дмитрий – атрофия почек, диализ каждый третий день жизни, Сырцов Александр – тяжелейшая форма нервного тика, лишающая возможности писать в приемлемой форме, Федоров Сергей – сколиоз IV степени, сидеть практически может не более 20 минут… У всех сохранный интеллект, интерес и любовь к жизни, желание реализоваться, не быть иждивенцем, обузой…
Да, неэтично выставлять напоказ «язвы», но как без этого донести до вас значимость учителя в жизни таких учеников и меру ответственности, которая возложена на преподавателя перед такими детьми и их родителями.
Какой инструмент есть сегодня у учителя надомного обучения?
На помощь ребенку с ограниченными возможностями приходит то, что часто считают злом в жизни обычного ребенка, отрывающим его от семьи и школы2, а именно интернет. Интернет – окно в мир, доступ к информации, общение, социализация.
Даже сейчас не всем детям доступен персональный компьютер, быстродействующий интернет. А в первые годы существования школы проблема стояла еще острее.
Первым учеником, которому наша школа смогла предоставить ПК, был Андрей Титенин. Средства были собраны как добровольные пожертвования в пользу мальчика (обращение к депутату Кировского района в то время не имело успеха). Мальчик, огромной силы воли, научившийся писать карандашом, который удерживал зубами, таким же образом освоил и управление клавиатурой. Ребенку открылся мир, наполненный информацией и общением. К сожалению у этой истории нет «хэппи энда». Попытка трудоустроить Андрея на дистанционную работу после школы потерпела фиаско – слишком поздно (в предвыпускном классе) он получил возможность излагать мысли письменно и работать с информацией самостоятельно.
Судьба этого ребенка подтолкнула администрацию школы на развитие дистанционного обучения. Так появилась Виртуальная школа, которую наполняют содержанием и технически обслуживают десятки специалистов, а используют на своих уроках, как очных , так и виртуальных, все учителя нашей школы. Школа же предоставляет детям с ограниченными возможностями в аренду до срока окончания школы полный комплект оборудования (компьютер, принтер, видеокамеру и т.п.). Аппаратура открывает ребенку дверь в виртуальный мир.
Информация, истинная и ложная, обрушивается на неподготовленного, неопытного в социальной сфере маленького человека. Именно здесь наступает пора партнерства учителя и родителей, разделение ролей.
Партнерство в нашей сфере долговременно. Обычно учителя «ведут» своего подопечного многие годы. В случае «старшей школы» - 4 года: с 8 по 11 класс.
Первый этап партнерства – знакомство с ребенком: его индивидуальными склонностями и слабыми местами. Помощь родителей, предоставление информации, желание обсуждать и дискутировать сокращает время «первого знакомства», определения «исходной точки» образовательного пути.
Этап второй: совместное с родителями определение цели, хотя бы приблизительной, с учетом выявленных особенностей и возможностей ребенка. Это очень трудный момент в деятельности учителя, т.к. при всем желании помочь нельзя внушать родителям и ребенку ложные надежды. Цели должны быть реальны и обоснованы.
Итак, курс намечен. Не удивительно, что чаще всего будущая сфера деятельности наших учеников видится учителям и родителям в сфере ИКТ, будь то программирование, дизайн или даже просто владение ПК на достойном пользовательском уровне. Наступает третий, самый долговременный этап партнерства – обучение. Прежде всего обучение с использованием электронных ресурсов как школьных, так и сети Интернет.
В этом партнерстве роли определены достаточно четко. Учитель обучает начальным навыкам использования ИКТ, предоставляет материал в соответствии с государственной общеобразовательной программой (пользуется базой школьного сервера, создает сам, находит в Интернете, обучает ученика самостоятельному творческому поиску и работе с найденной информацией).
Родители контролируют информацию, по возможности исключают доступ к нежелательным сайтам, интересуются работой и успехами ребенка, помогают в технических вопросах (отсканировать, сфотографировать, сохранить изображение, распечатать) и, главное, устанавливают режима работы и отдыха и обеспечивают его соблюдение.
Кроме того родители могут указать учителю на проблемы, возникшие у ребенка при выполнении задания, выбрать оптимальные варианты деятельности.
Очевидно, что идеальное партнерство возможно далеко не всегда. Также неудивительно, что самую большую пользу приносит обучение в нашей школе детям, родители которых с энтузиазмом сотрудничают с учителями, «смотрят в одну сторону» с ними.
Планка наших достижений с точки зрения «обычных выпускников» не выше средней. Но изменения, которые мы наблюдаем в ребенке за годы совместной борьбы за знания, сам факт социализации ребенка с ограниченными возможностями, его растущая уверенность в своих силах, позитивное отношение к жизни дают огромное удовлетворение учителю.
Результат нашей деятельности - количество выпускников школы, продолживших обучение в средних и высших учебных заведениях.
ЛИТЕРАТУРА
- И. Хоменко, Школа и родители: этапы развития социального партнерства, журнал «Директор школы», №4, 2007, 83-88
- http://www.saferunet.ru/adult/news/590/ , Как защитить детей и подростков от Интернет- зависимости. Центр безопасного интернета в России
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачем все это надо ? Слабое место учеников нашей школы – абстрактное мышление. Это вызывает трудности в освоении понятий и теорий общей химии, наиболее оторванных от житейского опыта учащихся. Попытка преодолеть непонимание – создание виртуальных моделей процессов, понятий и даже формул.
Что такое моделирование ? Модель – это упрощенное представление реального устройства, явления и/или протекающих в нем процессов. Моделирование – это построение и исследование моделей. Поскольку сложность любого материального объекта бесконечна, моделирование – обязательная составляющая познания.
Моделирование процессов электролитической диссоциации
В чем причина электропроводности растворов? Na + Cl - NaCl + H 2 O - Na + Cl - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + -
В чем причина электропроводности растворов? Na + Cl - Na + Cl - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + -
С l Диссоциируют ли в растворе вещества с молекулярной кристаллической решеткой ? + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - Н С l : Н : ∂ + ∂ - ∂ - частичный заряд ∂ - ∂ + + -
Диссоциируют ли в растворе вещества с молекулярной кристаллической решеткой ? + - + - + - + - + - Н + С l + - + - + - + - + - - : + - + - + - + - + - + - + - Н + + Н 2 О → Н 3 О + Н 3 О + - ион гидроксония
Что произойдет при смешивании электролитов в растворе? BaCl 2 Ba 2+ Cl - H 2 SO 4 H + H + SO 4 2- Cl - Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓ BaSO 4 Сокращенное ионное уравнение отражает сущность ионной реакции. Ba 2+ +2Cl - + 2H + +SO 4 2- → BaSO 4 ↓+2Cl - +2H + Развернутое(полное) ионное уравнение. Ba Cl 2 +H 2 SO 4 →BaSO 4 ↓+2HCl Молекулярное уравнение.
Моделирование влияния различных факторов на скорость химической реакции
Скорость химической реакции определяется изменением количества вещества реагентов или продуктов реакции в единицу времени в единице объема ( для гомогенных систем ) или на единице поверхности ( для гетерогенных систем ).
Скорость реакции зависит от концентрации реагентов.
Если хотя бы один из реагентов газ, скорость реакции зависит от давления.
Скорость реакции зависит от температуры. 0 5 10 15 20 25 С 0
Скорость реакции зависит от температуры. 0 5 10 15 20 25 С 0
Скорость реакции зависит от температуры. 0 5 10 15 20 25 С 0
Катализатор увеличивает скорость реакции.
Модели понятий и формул
Атомы разных элементов имеют разную массу. Различие в массе вызвано разным количеством протонов и нейтронов в ядре. Дюжина перепелиных яиц имеет меньшую массу, чем такое же количество (дюжина) куриных яиц. Моль ( 6 •10 23 ) атомов водорода имеет меньшую массу, чем моль ( 6 •10 23 ) атомов золота Н Au Молярная масса атомарных веществ , выраженная в г/моль или кг/моль, совпадает с атомной массой . Молярная масса индивидуальна для каждого вещества.
Молярная масса М , количество вещества n и масса вещества m связаны математическими формулами: n (моль) = m (г) / M (г/моль) m (г) = n (моль) • M (г/моль) M (г/моль) = m (г) / n (моль) m n 6 •10 23 6 •10 23 m – масса вещества(навески) M – молярная масса ( масса 1 моля вещества) n – количество молей M
Преимущества моделей Абстрактные понятия «материализуются» и становятся доступными для понимания. Картинки и образы фиксируются зрительной памятью. Понимание «логики процесса» + зрительный образ = долговременное запоминание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...
Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...
Применение новых технологий в комплексном подходе к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по РСВ и ФП.
Использование личностно-ориентированных технологий (разноуровневое планирование речевого материала по РСВ, дифференцированный подход, модульное обучение), коррекционно-педагогических технологий (ручно...
Методические возможности применения Аудиохрестоматии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } В статье рассматриваются методические аспекты использования всероссийского образовательного медиапроекта «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены...
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....
Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».
В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...
Перечень электронных образовательных ресурсов, применяемых при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время становится возможным получение знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий, в связи с появлением специальных технических устройств. Одной из гла...