Конспект урока по физике в 11 классе "Линза. Построение изображений в линзе"
план-конспект урока по физике (11 класс)

Урок, на котором учащиеся осваивают построение изображений, даваемых тонкой собирающей и рассеивающей линзой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл linzy_urok_11_klass.docx142.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Обуховская средняя общеобразовательная школа

Конспект  урока по физике в 11 классе

  Линза. Построение изображения в линзе.

           Подготовила

                                         учитель физики

Разумова М. М.

2019

Цели урока:

  1. Образовательная: продолжим изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения даваемые линзой.
  2. Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть, слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы.
  3. Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач.

Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.

Ход урока

Организационный момент (2 мин):

  1. приветствие учащихся;
  2. проверка готовности учащихся к уроку;
  3. ознакомление с целями урока (образовательная цель ставится общая, не называя тему урока);
  4. создание психологического настроя:

Повторение ранее изученного материала происходит в несколько этапов 

(6 мин):

1. Блиц – опрос (ответом на вопрос может быть только да или нет, для лучшего обзора ответов учащихся можно использовать сигнальные карточки, «да» - красные, «нет» - зеленые, необходимо уточнять правильный ответ):

  1. Зеркала бывают плоскими, выпуклыми, вогнутыми? (да)
  2. Отражение бывает зеркальным и диффузным? (да)
  3. На границе двух прозрачных сред, световой луч меняет свое направление? (да)
  4. Угол падения всегда больше угла отражения? (нет)
  5. Скорость света в любой среде одинакова и равна 3*108 м/с? (нет)
  6. Скорость света в воде меньше скорости света в вакууме? (да)

2. Физический диктант в двух вариантах (4 минуты):

I вариант:

1. Какие явления наблюдают при попадании света на границу раздела двух сред?

  1. часть проходит в другую среду, а часть отражается
  2. свет поглощается
  3. свет рассеивается
  4. свет проходит в другую среду

2. Какое зеркало называют плоским?

  1. с гладкой поверхностью
  2. с зеркальной поверхностью
  3. с прозрачной поверхностью
  4. с плоской поверхностью

3. Какое выражение определяет закон отражения света?

  1. α = β
  2. α = γ
  3. sin α = sin γ
  4. http://festival.1september.ru/articles/574749/img5.jpg

4. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из стекла в воздух.

http://festival.1september.ru/articles/574749/img1.jpg

  1. луч 1
  2. луч 2
  3. луч 3
  4. луч 4

5. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?

http://festival.1september.ru/articles/574749/img2.jpg

  1. http://festival.1september.ru/articles/574749/img6.jpg SAE – угол падения, http://festival.1september.ru/articles/574749/img6.jpg CAB - угол преломления
  2. http://festival.1september.ru/articles/574749/img6.jpg SAD - угол преломления, http://festival.1september.ru/articles/574749/img6.jpg FАВ - угол падения
  3. http://festival.1september.ru/articles/574749/img6.jpg SAE - угол падения, http://festival.1september.ru/articles/574749/img6.jpg FАВ - угол преломления
  4. http://festival.1september.ru/articles/574749/img6.jpg ЕАS - угол падения, http://festival.1september.ru/articles/574749/img6.jpg FАD – угол преломления

6. Угол между падающим лучом и отраженным лучом равен 70о. Чему равен угол падения?

  1. 70о
  2. 140о
  3. 35о
  4. 20о

II вариант:

1. Какое выражение определяет закон преломления света?

  1. α = β
  2. α = γ
  3. sin α = sin γ
  4. http://festival.1september.ru/articles/574749/img5.jpg

2. На границе двух сред световой луч меняет свое направление. Часть света (а в ряде случаев и весь свет) возвращается в первую среду. Как называется данное явление?

  1. отражением света
  2. поглощением света
  3. рассеиванием света
  4. преломлением света

3. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из воздуха в стекло.

http://festival.1september.ru/articles/574749/img3.jpg

  1. луч 1
  2. луч 2
  3. луч 3
  4. луч 4

4. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?

http://festival.1september.ru/articles/574749/img4.jpg

  1. http://festival.1september.ru/articles/574749/img6.jpg SAE – угол падения, http://festival.1september.ru/articles/574749/img6.jpg CAB - угол преломления
  2. http://festival.1september.ru/articles/574749/img6.jpg SAD - угол преломления, http://festival.1september.ru/articles/574749/img6.jpg ВAC - угол падения
  3. http://festival.1september.ru/articles/574749/img6.jpg SAD - угол падения, http://festival.1september.ru/articles/574749/img6.jpg ВAF - угол преломления
  4. http://festival.1september.ru/articles/574749/img6.jpg SAE - угол падения, http://festival.1september.ru/articles/574749/img6.jpg BАF – угол преломления

5. Угол падения луча света на зеркальную поверхность равен 70о. Каков угол между падающим лучом и отраженным лучом?

  1. 70о
  2. 140о
  3. 35о
  4. 20о

6. Какое зеркало называют плоским?

  1. с гладкой поверхностью
  2. с зеркальной поверхностью
  3. с прозрачной поверхностью
  4. с плоской поверхностью

После выполнения диктанта учащиеся выполняют взаимопроверку (ответы представлены на доске), за каждый правильный ответ 1 балл:

  1. «5» - 6 баллов, «4» - 5 баллов, «3» - 4 балла.

Объяснение нового материала

На прошлых уроках мы познакомились с собирающей и рассеивающей линзой. Сегодня мы продолжаем говорить об этих линзах, и научимся строить изображения, даваемые тонкой собирающей и рассеивающей линзой.

Рассмотрим стандартные лучи, используемые при построении в собирающей линзе:

1)

луч, проходящий через оптический центр линзы, не меняет своего направления;

2)

луч, проходящий через фокус линзы, после преломления идет параллельно главной оптической оси;

3)

луч, идущий параллельно главной оптической оси, после преломления в линзе пройдет через фокус.

     стандартные лучи, используемые при построении в рассеивающей линзе:

1)

луч, проходящий через оптический центр линзы, не меняет своего направления;

2)

луч, продолжение которого пройдет через фокус линзы, после преломления идет параллельно главной оптической оси;

3)

луч, идущий параллельно главной оптической оси, после преломления в линзе рассеивается таким образом, чтобы его продолжение прошло через фокус.

Характеристика изображения:

  1. Увеличенное, уменьшенное
  2. Прямое, перевернутое.
  3. Действительное, мнимое.

 Строим изображение, даваемое тонкой собирающей линзой, для случая, когда предмет находится за вторым фокусом линзы

http://kanschool9.ru/uploads/posts/2010-05/1273352360_img1.gif

  • В собирающей линзе свойства изображения зависят от положения предмета.
  • Если предмет находится между линзой и фокусом, то изображение мнимое, прямое и увеличенное (принцип работы лупы).
  • Если предмет находится между фокусом и двойным фокусом, то изображение действительное, перевернутое и увеличенное (принцип работы проектора).
  • Если предмет находится за двойным фокусом, то изображение действительное, перевернутое и уменьшенное (принцип работы фотоаппарата).
  • Изображение предмета, полученное с помощью рассеивающей линзы, всегда мнимое, прямое и уменьшенное.

Закрепление  материала

Несколько учащихся строят у доски изображение, даваемое тонкой собирающей линзой, если предмет находится между первым и вторым фокусом и между оптическим центром и первым фокусом; тонкой рассеивающей линзой, если изображение находится между первым и вторым фокусом. Вместе охарактеризуем полученные изображения.

Выполняем задние:

1)

img070

2)

img071

Дополнительное задание (по времени)

Изображения в линзе

Выводы:

  1. Собирающая линза дает как действительные, так и мнимые изображения, рассеивающая — только мнимые.
  2. Все мнимые изображения — прямые, все действительные — перевернутые.
  3. Для нахождения изображения точки наиболее целесообразно использовать луч, идущий параллельно главной оптической оси линзы, и луч, идущий через ее оптический центр.

Подведение итогов урока (5 мин):

  1. С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?
  2. Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?
  3. Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание (2 мин): §64 с.198-199

Построить изображение предмета в рассеивающей линзе:

  1. Если предмет находится на фокусе линзы.

Список использованной литературы

1. Физика. 11 класс. Учебник.  Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б - М.: Просвещение, 2010

2. Физика. Задачник. 10-11 кл. Рымкевич А.П. - М.:Дрофа, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум в 9 классе "Построение изображений в линзах"

Презентация может быть использована в качестве обобщения по теме «Линзы» в 9 классе, а также для повторения этой темы в 11классе....

презентация к уроку физики. Линза. построение изображений в линзе

Содержит в себе краткий теориттический материал и практическую часть...

Урок физики по теме "Линзы. Построение изображения в линзах"

На данном уроке разбираются вопросы: что такое линзы, виды линз....

Линза. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы

Начало урока – это залог всего урока. «Всякое познание начинается с удивления» - говорил Аристотель. Увидев   на столах  смайлики и зерно чечевицы,  обучающиеся в...