Конспект урока по физике в 11 классе "Линза. Построение изображений в линзе"
план-конспект урока по физике (11 класс)
Урок, на котором учащиеся осваивают построение изображений, даваемых тонкой собирающей и рассеивающей линзой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
linzy_urok_11_klass.docx | 142.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Обуховская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока по физике в 11 классе
Линза. Построение изображения в линзе.
Подготовила
учитель физики
Разумова М. М.
2019
Цели урока:
- Образовательная: продолжим изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения даваемые линзой.
- Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть, слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы.
- Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач.
Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.
Ход урока
Организационный момент (2 мин):
- приветствие учащихся;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- ознакомление с целями урока (образовательная цель ставится общая, не называя тему урока);
- создание психологического настроя:
Повторение ранее изученного материала происходит в несколько этапов
(6 мин):
1. Блиц – опрос (ответом на вопрос может быть только да или нет, для лучшего обзора ответов учащихся можно использовать сигнальные карточки, «да» - красные, «нет» - зеленые, необходимо уточнять правильный ответ):
- Зеркала бывают плоскими, выпуклыми, вогнутыми? (да)
- Отражение бывает зеркальным и диффузным? (да)
- На границе двух прозрачных сред, световой луч меняет свое направление? (да)
- Угол падения всегда больше угла отражения? (нет)
- Скорость света в любой среде одинакова и равна 3*108 м/с? (нет)
- Скорость света в воде меньше скорости света в вакууме? (да)
2. Физический диктант в двух вариантах (4 минуты):
I вариант:
1. Какие явления наблюдают при попадании света на границу раздела двух сред?
- часть проходит в другую среду, а часть отражается
- свет поглощается
- свет рассеивается
- свет проходит в другую среду
2. Какое зеркало называют плоским?
- с гладкой поверхностью
- с зеркальной поверхностью
- с прозрачной поверхностью
- с плоской поверхностью
3. Какое выражение определяет закон отражения света?
- α = β
- α = γ
- sin α = sin γ
4. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из стекла в воздух.
- луч 1
- луч 2
- луч 3
- луч 4
5. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?
- SAE – угол падения, CAB - угол преломления
- SAD - угол преломления, FАВ - угол падения
- SAE - угол падения, FАВ - угол преломления
- ЕАS - угол падения, FАD – угол преломления
6. Угол между падающим лучом и отраженным лучом равен 70о. Чему равен угол падения?
- 70о
- 140о
- 35о
- 20о
II вариант:
1. Какое выражение определяет закон преломления света?
- α = β
- α = γ
- sin α = sin γ
2. На границе двух сред световой луч меняет свое направление. Часть света (а в ряде случаев и весь свет) возвращается в первую среду. Как называется данное явление?
- отражением света
- поглощением света
- рассеиванием света
- преломлением света
3. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из воздуха в стекло.
- луч 1
- луч 2
- луч 3
- луч 4
4. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?
- SAE – угол падения, CAB - угол преломления
- SAD - угол преломления, ВAC - угол падения
- SAD - угол падения, ВAF - угол преломления
- SAE - угол падения, BАF – угол преломления
5. Угол падения луча света на зеркальную поверхность равен 70о. Каков угол между падающим лучом и отраженным лучом?
- 70о
- 140о
- 35о
- 20о
6. Какое зеркало называют плоским?
- с гладкой поверхностью
- с зеркальной поверхностью
- с прозрачной поверхностью
- с плоской поверхностью
После выполнения диктанта учащиеся выполняют взаимопроверку (ответы представлены на доске), за каждый правильный ответ 1 балл:
- «5» - 6 баллов, «4» - 5 баллов, «3» - 4 балла.
Объяснение нового материала
На прошлых уроках мы познакомились с собирающей и рассеивающей линзой. Сегодня мы продолжаем говорить об этих линзах, и научимся строить изображения, даваемые тонкой собирающей и рассеивающей линзой.
Характеристика изображения:
- Увеличенное, уменьшенное
- Прямое, перевернутое.
- Действительное, мнимое.
Строим изображение, даваемое тонкой собирающей линзой, для случая, когда предмет находится за вторым фокусом линзы
- В собирающей линзе свойства изображения зависят от положения предмета.
- Если предмет находится между линзой и фокусом, то изображение мнимое, прямое и увеличенное (принцип работы лупы).
- Если предмет находится между фокусом и двойным фокусом, то изображение действительное, перевернутое и увеличенное (принцип работы проектора).
- Если предмет находится за двойным фокусом, то изображение действительное, перевернутое и уменьшенное (принцип работы фотоаппарата).
- Изображение предмета, полученное с помощью рассеивающей линзы, всегда мнимое, прямое и уменьшенное.
Закрепление материала
Несколько учащихся строят у доски изображение, даваемое тонкой собирающей линзой, если предмет находится между первым и вторым фокусом и между оптическим центром и первым фокусом; тонкой рассеивающей линзой, если изображение находится между первым и вторым фокусом. Вместе охарактеризуем полученные изображения.
Выполняем задние:
1)
2)
Дополнительное задание (по времени)
Выводы:
- Собирающая линза дает как действительные, так и мнимые изображения, рассеивающая — только мнимые.
- Все мнимые изображения — прямые, все действительные — перевернутые.
- Для нахождения изображения точки наиболее целесообразно использовать луч, идущий параллельно главной оптической оси линзы, и луч, идущий через ее оптический центр.
Подведение итогов урока (5 мин):
- С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?
- Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?
- Оценки за работу на уроке.
Домашнее задание (2 мин): §64 с.198-199
Построить изображение предмета в рассеивающей линзе:
- Если предмет находится на фокусе линзы.
Список использованной литературы
1. Физика. 11 класс. Учебник. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б - М.: Просвещение, 2010
2. Физика. Задачник. 10-11 кл. Рымкевич А.П. - М.:Дрофа, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум в 9 классе "Построение изображений в линзах"
Презентация может быть использована в качестве обобщения по теме «Линзы» в 9 классе, а также для повторения этой темы в 11классе....
Уроки физики в 11 классе по теме: Построение изображений в линзах
Уроки физики с применением ИКТ...
презентация к уроку физики. Линза. построение изображений в линзе
Содержит в себе краткий теориттический материал и практическую часть...
Конспект урока физики в 11 классе на тему: "Построение изображений в линзах"(Базовый уровень, УМК под редакцией Л.Э.Генденштейн, Ю.И. Дик)
Дана полная разработка урока по теме "Построение изображений в линзах"...
Урок физики по теме "Линзы. Построение изображения в линзах"
На данном уроке разбираются вопросы: что такое линзы, виды линз....
Линза. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы
Начало урока – это залог всего урока. «Всякое познание начинается с удивления» - говорил Аристотель. Увидев на столах смайлики и зерно чечевицы, обучающиеся в...