разработка урока "Путешествие в мир химии" идля 8класса
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Путешествие в мир химии.
Овчинникова Марина Альбертовна,
учитель химии МОУ "СОШ 29",
Цели:
Общеобразовательные: развитие интереса будущих 8-классников к предмету химия;
Развивающие: развитие логического мышления; коммуникативных способностей, развитие умения выступать перед аудиторией;
Воспитательные: формирование нравственных качеств школьников: сознательной дисциплины, умения слушать рассказ не только учителя, но и своих товарищей, воспитание чувства коллективизма, воспитание культуры поведения.
Методы обучения: наглядно-образный, игровой.
Оборудование: штатив лабораторный, спички, стеклянные палочки, стеклянные колбы, стаканы, выпарительные чашки, тигельные щипцы, бумага, деревянные палочки, пробирки.
Реактивы: спирт, вода, KMn04, H2S04 - концентрированная, FeCl3, KCNS, NH4OH, НN03 концентрированная, медь, медный минерал, НС1 концентрированная, универсальная индикаторная бумага.
На доске и стенах кабинета: Рисунки, химические газеты, ребусы, загадки, высказывания великих людей о химии.
Подготовка к уроку: к уроку необходимо подготовить несколько учащихся (члены химического клуба "Эврика" играют роль представителей разных химических профессий). Они готовят также загадки, которые потом будут задаваться 7-классникам.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя. Дорогие ребята!
В этом зале собрались
Ребята разных классов.
Вот семиклассники,
Ребята боевые,
Какие вы большие,
Но химию ещё вы не учили.
А вот ребята старших классов,
Они в химии просто асы.
Химический клуб посещают,
Почти как я, химию знают.
Ребята очень славные,
Мои помощники главные.
Сегодня они для вас экскурсоводы,
Помогут заглянуть вам в тайны природы.
Урок не совсем обычный у нас.
Представьте себе, что это - не класс.
Отправимся мы на 40 минут
В страну, где нас герои ждут.
Урок "Путешествие" называется.
Итак, урок наш начинается.
2. Исполняется гимн клуба:
1)Мы рождены, чтоб вылить всё, что льётся,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Ведь наш кружок химическим зовётся.
Всю жизнь мы будем химию любить.
Припев: Всё выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам.
И кто этим бромом подышит,
Становится рыжим и сам.
2)Нам не чета историки-пижоны,
Литература тоже нипочём.
И по халатам, рваным и прожжённым
Мы химика повсюду узнаём.
Припев:
3)Пропахли мы аммиаком и хлором.
И кислотой до сердца прожжены.
Предосторожность мы считаем вздором
И всё на вкус попробовать должны.
Есть много наук, дорогих и полезных,
И много профессий есть интересных.
Вот повар - хорошее дело,
Он кормит обедом людей.
И доктор - хорошее дело,
Он лечит от гриппа детей.
Стюардессы, акробаты,
Астрономы и солдаты
И кузнецы, и плотники,
И прочие работники.
Мы - химики - другого плана, У нас в пробирках всё шипит.
Бурлит и в колбах. и в стаканах.
У химика и кровь кипит.
Кипит железо, серебро, сурьма
И тёмно-бурые растворы брома.
И кажется вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Другого ничего в природе нет.
Ни тут, ни там, в космических глубинах.
Всё - от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.
Мы химики, мы аналитики
И мы помочь готовы всем:
Больному человеку и цветку.
Найти преступника по следу
И приумножить славу родной страны.
Проникнув взором в глубину,
Найти металл мы в недрах можем.
Вы нам поможете? - Поможем.
3. Театрализованное представление.
Выходят геолог и турист.
Турист: Погреться б у костра,
Но отсырели спички.
Геолог: В чудесах химических
Очень я остёр.
Без огня, без спичек
Разведу костёр.
Наложу лучинок-дров.
И костёр уже готов.
Возьму в руку ватку,
Спиртом намочу,
На костёр им капну-
Гори, раз я хочу!
Опыт. На несгораемой поверхности выложены щепочки в виде костра, под ними в чашке KMn04, H2S04 - концентрированная, вокруг обложить бумагой. У геолога в руках вата, смоченная спиртом.
Выходят геолог и химик.
Геолог: Находка у меня отличная.
Нашли запасы мы приличные.
Желтого цвета нашли минерал.
Медь или золото - что за металл?
Химик: Сейчас я сделаю анализ -
Возьму кусочек минерала
Азотной кислоты к нему прибавлю.
Что мы видим? - Бурый газ.
Ясно стало тот же час.
Нам нетрудно дать ответ.
Ну, конечно, это медь.
Опыт. В пробирку помещается медь и НN03 (конц.), появляется "бурый" газ.
Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнём.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил с мечтой о нём.
Но сей кумир, он свержен нами.
Уж блеск его не так манит.
Ведь хорошо мы знаем с вами:
Не всё то ценно, что блестит.
Выходит биохимик.
Болеет человек, что с ним случилось?
Он бледен, худ и не растёт.
Анализ проведу, всё станет ясно,
Нам химия ответ даёт.
Вдохни в стакан (Опыт.НС1конц.+NH4OH)
Так ты ведь куришь!
И кровь твоя наверняка бледна.
Сейчас посмотрим.
При каждой операции
Нужна стерилизация.
Помогите, ассистент,
Дайте йод.---
Один момент (подает FeCl3)
Йодом смочим мы обильно,
Чтобы было всё стерильно.
Не вертитесь, пациент.
Нож подайте, ассистент.
(нож смазан KCNS, делает "надрез").
Бедна железом, как бедна
Не кровь, а чистая вода.
Готов диагноз - малокровье.
Бросай курить, пей молоко коровье.
И ещё одно бесспорно -
Ты займись серьёзно спортом.
Выходит агрохимик.
Пригласил меня мой друг
Разрешить задачу.
Почему растенья мрут
У него на даче?
Наберу земли в стакан
И воды прибавлю,
На волшебную бумажку
Нанесу я каплю
И готов ответ тотчас:
Почва кислая у вас.
Чтоб не могли растенья гибнуть,
Надо в почву известь кинуть.
Почва тогда нейтрализуется,
И большой урожай образуется.
Опыт. На индикаторную бумажку капает раствор кислоты.
Химики вместе:
Как разожгли костёр мы без огня,
Как взяли кровь, не повредив себя,
Как дым в стакане получили,
И золото от меди отличили?
Почву как определили
И растенья излечили?
Вам сообщить мы очень рады:
Ответившего ждёт награда.
(отвечают: химия)
7 класс! Внимание!
Слушайте задание.
Открываем тетрадку
И читаем загадку
Про вещества интересные,
Конечно, всем вам известные.
4. Загадки про элементы.
Я коварный поджигатель
Вы огня хотите нате!
Я всесильный окислитель
(Если только дров дадите). (Кислород)
А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка,
Я лед, я пот, я облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
Когда мороз я застываю. (Вода)
Гулять в грозу какой резон?
Подышим воздухом, дружище.
В природе словно стало чище,
Повсюду в воздухе ... (озон
Вы со мною уже встречались -
Я космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду. (Водород) Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я металлов царь.
{золото) От дождя я не ржавею,
Не ломаюсь, не темнею.
Как алмаз, в бою крепка,
Как лозиночка, гибка.
Если крепко закалюсь
Никогда не отступлюсь.
Буду дерево пилить,
Резать ткань, металл сверлить,
Научусь всему свободно!
Все могу, на все пригодна
На педаль и на пищаль,
На скрижаль и на медаль.
Такова моя мораль!
Дальше мой автограф: {сталь)
Он идет на сковородки
Да узорные решетки,
Он совсем-совсем неловок,
Невоспитан и нековок...
Он ломается, как лед
И тяжел, как бегемот.
Но не врун и не болтун
Работяга наш - ………(чугун)
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я ………..(алюминием)
5. Заключительное слово учителя.
Вот и закончился наш
Занимательный час.
Как сумели, рассказали
Мы про химию для вас.
Это чудная наука,
Я вам правду говорю.
Очень многое умеет,
Очень я её люблю.
Интересные секреты
Скрыты в этом кабинете.
Всё, что мы вам показали,
Сможете проделать сами.
Чтобы это всё суметь,
Надо только захотеть,
Надо правила учить,
Все законы зазубрить,
Выполнять заданья в срок.
Не прогуливать урок.
И тогда любой из вас
Гордо скажет в тот же час:
Мы знакомы с чудесами,
Их умеем делать сами.
Жду вас в будущем году.
Что ответите?
7 класс: ПРИДУ!
Приходите, я вас жду.
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
Давно уже те сказаны слова
Но часто в сердце отдаются болью
Незавершённые наши дела.
Мы завершим, мы сделаем, сумеем
Упрочить мир, всех накормить, одеть.
Нам, людям завтрашнего века
Планета отдана, чтобы творить.
Приложение к уроку "Путешествие в мир химии".
Высказывания великих людей о химии:
1. "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие". ( М.В.Ломоносов).
2. "В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нём Россия,
Драги сокровища открой+"
(М.В.Ломоносов).
3. "Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения". (Д.И.Менделеев).
4.
О, физика, наука из наук!
Всё впереди, как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих трёх сестёр,
Познания всего в подлунном мире.
Тогда лишь будет ум и глаз остёр
И знанья человеческие шире.
(М. Алигер "Ленинские горы").
5 "Но прежде всего изучайте химию, химию! Это изумительная наука, знайте+ Её зоркий смелый взгляд проникает в огненную массу солнца, и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни".
(А. М. Горький "Дети солнца").
6. " Я уверен, что ни один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве своей специальности". (Н.Г. Зелинский).
7. "Истинный химик должен быть теоретиком и практиком". (М.В.Ломоносов).
Анализ занятия.
Актуальность предложенного занятия состоит в том, что именно в игровой форме проще всего заинтересовать будущих 8-классников, "заразить" их химией. Мероприятие было разработано самостоятельно, ход мероприятия изложен в стихотворной форме. Пусть игровые технологии не являются новыми, но они давно зарекомендовали себя как эффективные и значимые. Игра для детей лучший способ познания. Именно в игре ученик активно мыслит, чувствует и творит свободно. Дидактическая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую.
Часто считают, что эмоции играют большую роль при изучении гуманитарных дисциплин, а естественные науки представляют собой бесстрастное объективное знание. Что же остаётся нам, преподавателям естественных наук? Только ли сухие цифры, уравнения и задачи? Я думаю, нет. Доказательством тому служат подобные занятия.
Яркая стихотворная речь повышает эмоциональный фон восприятия, при этом совершенствуется образное мышление, воображение. Стихи обладают большой завораживающей силой, приковывают и не отпускают внимание ребят, что способствует пробуждению и поддержанию познавательного интереса учащихся, привлечению внимания.
Стихотворные строки служат увлекательным введением в тему изучения химии, иллюстрацией излагаемых фактов. Я уверена, что материал, изложенный в стихах, ребята запоминают лучше, ведь усвоение фактов неформальное, оно на уровне ассоциаций.
Путешествие, как форма урока или внеурочного мероприятия, является очень эффективной, она позволяет активизировать умственную деятельность учащихся, побудить интерес к изучению предмета. В ненавязчивой форме сочетаются теоретический и практический материал, что позволяет учащимся более полно познакомиться с возможностями нового предмета. Кроме того, участие старшеклассников в проведении урока, их интерес побуждают будущих 8-классников к тому, чтобы с желанием и охотой приступить к изучению химии.
Проведение урока с элементами спектакля, использование разнообразных загадок в стихах развивают творческий потенциал учащихся, неординарность мышления.
Эффективность данного мероприятия в том, что повышается мотивация к изучению нового предмета. Проведённое анкетирование показывает, что многие дети (65%) раньше считали химию наукой сложной, неинтересной (видимо, по рассказам старших товарищей), но после проведения этого "Путешествия" таковых осталось всего 7%. Более 80% выказали желание принимать участие в подобных постановках и играх. Теперь моя первостепенная задача - сохранить и поддерживать этот интерес при дальнейшем изучении химии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока химии 8класс "Степень окисления"
Понятие "степень окисления" одно из ключевых понятий курса неорганической химии. Вопрос довольно сложный для понимания учащимися, но очень важный. Эта тема изучаетс в разделе "Соединения химическ...
Разработки контрольных работ за 1-4 четверти в 8классе по естествознанию в коррекционной школе 8 вида.
Задания разработаны с учетом развития учащихся по В. Воронковой....
Разработка урока 8класса "Кислоты"
Тема урока: «Кислоты»Предмет химияКласс 8Сергиенко Валентина Леонидовна преподаватель химииМБОУ СОШ №7 РОССИЯЛенинградская областьГород ВыборгУрок комбинированный, урок изучения и первичног...
Разработка урока по географии на тему«Объекты всемирного природного и культурного наследия в России» для 8класса
Разработка открытого урока,содержит материал о памятниках всемирного и культурного наследия в России. ...
методическая разработка урока "Реформаторская деятельность М.М. Сперанского" 8класс.
в методической разработке урока "Реформаторская деятельность М.М. Сперанского" используется метод исследования исторического докумнта на примере отрывка из "Введения к уложению государственных за...
разработка урока по теме "Многогранники" 8класс
Методическая разработка урока геометрии по теме«Многоугольники»8 класс....
разработка урока по теме "Многогранники" 8класс
Методическая разработка урока геометрии по теме«Многоугольники»8 класс....