методическая разработка урока "Реформаторская деятельность М.М. Сперанского" 8класс.
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

в методической разработке урока "Реформаторская деятельность М.М. Сперанского" используется метод исследования исторического докумнта на примере отрывка из "Введения к уложению государственных законов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Работа с текстом на уроках истории.

Методическая разработка урока

«Реформаторская деятельность М.М.Сперанского»

Великоднева О.Ф. - учитель истории

                

ПЛАН УРОКА.

Дисциплина -       история            

 Класс: 8                  

Тема урока -    «Реформаторская деятельность М.М.Сперанского»

Вид занятия - урок

Тип урока -     комбинированный

ЦЕЛИ:

Учебная -   ознакомить учащихся с предпосылками появления реформаторских проектов, с их содержанием и причинами их неполной реализации.

Воспитательная - воспитывать у учащихся активную гражданскую позицию.

Развивающая - Все виды памяти, речь, мыслительные операции

Необходимые умения, знания, навыки:

ЗНАТЬ: предпосылки и содержание реформ.

УМЕТЬ: анализировать содержание исторического документа и давать оценку изложенным в нем фактам, критически оценивать преобразования в области

государственного устройства.

Междисциплинарные связи: 

-Обеспечивающие: всеобщая история.

-Обеспечиваемые: обществознание.

Ход урока

п/п

Время

Элементы занятия, учебные вопросы.

Методы обучения

I

1

Организационная часть.

II

8

Опрос домашнего задания :

1.  Работа по карточкам - 3 чел. (См. в приложении)

 2.   Дать характеристику личности Александра 1.

 3.   Какую роль отводил Император «Негласному комитету?»

 4.   «Закон   о   вольных  хлебопашцах».   Раскрыть   смысл   этого закона.        

Индивидуальный опрос,

Устный опрос

III

1

Мотивация:

 Продолжением реформаторской деятельности Александра 1 явилась попытка усовершенствовать государственную систему России. Тема урока: «Реформаторская деятельность М.М.Сперанского».

Вступительное слово учителя

IV

5

Актуализация:

 Характеристика уровня развития в России в начале 19 века. (По §1и введению)

Вопросы для обсуждения:

 1. Назовите уровень развития общественных отношений в России в нач. 19века(феодальный).

 2.   какой тип хозяйства   являлся    основой    экономики    России?    (Крупное землевладение)

3.   Какой   социальный   слой    был   самым   многочисленным? (Крестьяне)

 Из курса истории 7класса мы знаем, что в 18 веке происходило усиление роли дворянства.

4. Прочтите документ и дайте характеристику дворянству в начале 19 века. (Раздать карточки с текстом)

Предполагаемый ответ: дворяне обладали огромными привилегиями , могли влиять на власть царя и не желали перемен.

5.Вспомните, как осуществляется власть при самодержавном правлении.

Предполагаемый ответ: единоличное правление монарха при помощи госаппарата набираемого им из дворян.

6.  С помощью каких мер можно было преодолеть отсталость России? (Реформы).        

Беседа, работа с понятийным аппаратом.

Анализ документа.

V

16

        Объяснение нового материала.

1.   Характеристика личности М.М.Сперанского.

2.   Анализ проекта «Введение к уложению государственных законов». Стр. 20-21 

Задание: Вопросы на доску

1. что нового предложил Сперанский в сословном делении?   (переход из низших сословий в высшие)

2. Что нового предлагалось  в государственном управлении?   (дума, избирательная система, разделение властей)

3. что в проекте  осталось от прежних порядков?  (привилегии дворян, законы и дума полностью контролировались царем, сословное деление)

 3.   Критика законопроекта.              

Задание: -1 вариант - представьте, что вы Александр 1. Найдите не менее 3-х пунктов из-за которых вы не примите этот проект.

-2 вариант - представьте, что вы дворянин. Найдите не менее 2-х пунктов, которые вызывают у вас недовольство.

Вывод: Несмотря на умеренный характер, проект  вызвал возмущение и критику со стороны дворян.         

Рассказ учителя

         

Практическая работа с учебником.

Анализ текста

Ролевая игра

VI

5

Закрепление

1.    Какими   должны   быть,   по-вашему,   действия   царя   после критики дворянами данного законопроекта?

 2.   Дайте характеристику реформаторской политике Александра 1.

 3.   Чем можно объяснить его позицию?        

Итог: Недовольство  дворян  проектом заставила императора приостановить реформы, а Сперанского отправить в отставку.  Этот факт показал, что в России в начале 19 века феодальная система не давала возможности для развития новых отношений.

беседа

VII

2

         

Выставление оценок и комментарии.

VIII

2

Запись домашнего задания. Д/з. § №3        

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Оборудование:

Наглядные пособия: карта «Россия в начале 19 века»

Раздаточный материал: документ «Вольности дворянству»,

 учебник стр. 20-21. (§3)

ЛИТЕРАТУРА:

Основная -     Данилов А.А., Косулина Л.Г.Учебник  «История России 19 век» для 8 кл. М. «Просвещение», 2012г.

Дополнительная:

1.   Учебник История России 7 класс Данилов А.А., Косулина Л.Г. Москва 2012

2.   Поурочные разработки к учебнику «История России 19 век.» Москва 2012

3.   Государственные деятель России 19-начало 20 века. Биографический справочник. Москва 1995.

Приложение:

Документ. (раздаточный материал)

Карточка для индивидуальной работы:

Объяснить значение понятий:

Амнистия-

Либерализм-

Манифест-

Жалованная грамота-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Проектная деятельность обучающихся в творческом объединении "Мастерим бумажный мир"

Методическая разработка посвящена организации проектной деятельности обучающихся в творческом объединении «Мастерим бумажный мир». Она поможет педагогу ввести проектную деятельность для обучения...

Методическая разработка проектной деятельности "Добро пожаловать в Ржев"

Работа со студентами первого курса над пректом " Welkom to Rzhev". Создание презентаций по темею...

Методическая разработка: исследовательская деятельность обучающихся в процессе анализа художественного текста.

Методическая разработка: исследовательская деятельность  обучающихся в процессе анализа художественного текста.Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна. «Самый умышленный и отвлечённый…» Тема у...

Методическая разработка "Проектная деятельность как средство воспитания коммуникативной культуры учащихся"

Методическая разработка-описание реализации системы проектов по воспитанию коммуникативной культуры учащихся и духовно-нравственному развитию. Эти проекты реализованы в рамках городской программы "Тол...

Методическая разработка - Проектная деятельность на уроках иностранного языка

Проектирование - это метод учебного поиска, который базируется преобразовании информации, побуждает к самостоятельному решению проблемы, развивает творческие способности детей. Проектная технология по...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"

Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1  содержит примерные темы ...