Проектная деятельность учащихся - ключ к самостоятельности, творчеству и познавательной активности обучающихся.
учебно-методический материал по химии по теме
Проектная деятельность - ключ к самостоятельности, творчеству и познавательной активности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №27
«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КЛЮЧ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ТВОРЧЕСТВУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
(защита опыта работы)
Выполнила
учитель химии МБОУ СОШ №27
Эшрокова Зоя Ивановна
Ставрополь – 2013
Содержание
Введение | 3 | ||
1. | Проектная методика – технология нового образования | 5 | |
2. | Проекты во внеурочной деятельности | 7 | |
3. | Проекты в системе уроков химии | 11 | |
4. | Результаты применения метода проектов | 13 | |
Заключение | 15 | ||
Приложения | 16 |
Введение
Педагог – это человек, который умеет обострить интерес
и понимание растущей души в нужном направлении.
Учитель не может не задумываться над тем, что ожидает его учеников, особенно в современных условиях «информационного века», когда само время заставляет человека решать новые задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.
Отличительной чертой нового столетия является его “всепронизывающая проектность”. В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем. Образованный человек в современном обществе – это исследователь, умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, критически мыслить, быть коммуникабельным и контактным. Речь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной.
Совместная работа, сотрудничество школьников и педагогов сегодня выходят за традиционные рамки урока и внеклассных мероприятий. Основным содержанием учебной работы становится творческая деятельность. Каждый ребенок вовлекается в процесс создания лично значимого для него общественно-полезного учебного продукта. Все, что создают ученики, становится составной частью их индивидуальных достижений. Бесспорная актуальность указанных выше проблем, их достаточное своеобразие в школьном курсе химии, определили интерес автора к проектной методике, цель и задачи работы, ее объект и предмет.
Объект – проектно-исследовательская технология как важная часть научно-педагогического знания .
Предмет – исследовательские проекты учащихся в урочной и внеурочной работе по химии.
Цель работы – обосновать и показать, что проектно-исследовательская технология может быть эффективно использована для повышения качества обучения химии.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме;
- Выявить основные направления проектно-исследовательской деятельности в работе учителя химии;
- Предоставить разработки учебных проектов, выполненных учащимися под руководством учителя.
Новизна опыта заключается в:
- применении инновационного проектного подхода при изучении традиционных тем школьного курса химии;
- использовании междисциплинарного подхода при разработке учащимися творческих проектов;
- формировании у учащихся способности самостоятельно формулировать, исследовать и решать проблемы современной химии в тесной связи со смежными областями научного знания.
1. Проектная методика – педагогическая технология нового образования
В ходе инновационного поиска мы пришли к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов. Преимущества метода проектов: он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
Учебный проект – это результат самостоятельной творческой деятельности учащихся, организованной на основе информационных и коммуникационных технологий, имеющей социально значимую и образовательную цель. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин.
Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества.
Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира?
Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность ученика.
Работа по внедрению метода проектов начинается с простого ознакомления с методом и алгоритмами проектирования. Вначале сам педагог знакомится с технологией организации проектной деятельности. В 2007 году я прошла курсы по программе Intel «Обучение для будущего». Она направлена на скорейшую подготовку учителей школ к организации эффективной учебной работы по использованию учащимися на уроках информационно-коммуникационных технологий. Программа «Обучение для будущего» синтезирует преимущества проектно-исследовательского метода и возможности компьютерных технологий, главным действующим лицом в ней стал учащийся. Сейчас моей задачей является научить учащихся работать над проектами. Я знакомлю учащихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Основные требования таковы:
- в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;
- в процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы;
- исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися;
- учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта;
- содержательная часть проекта структурирована;
- результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость;
- результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены;
- если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах;
- по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты и т.д.
В помощь учащимся, начинающим работу над проектами, собраны в папку все необходимые материалы:
- требования к проектам;
- методические рекомендации по подготовке проекта; (Приложение 1)
- памятки “Как оформить результаты проекта”, “Как подготовить защиту, планирование содержания презентации учащегося (Приложение 2) критерии оценки презентации, критерии оценивания буклета, “Как оформить визитную карточку проекта”; (Приложение 3)
- лист “Оценивание проекта”; (Приложение 4)
- лист “Номинации проектов” и др.
На подготовительном этапе презентую учащимся проекты прошлых лет и предлагаю примерные темы для проектов по химии.
2. Проекты во внеурочной деятельности
Организация работы над проектами возможна в рамках факультативных курсов, кружков, элективных курсов, во внеклассной работе по химии.
Требования к таким проектам остаются прежними, однако расширяются познавательные возможности, увеличивается время их выполнения, может изменяться возрастной состав участников.
Во внеурочной деятельности учащиеся выполняют проекты следующих видов: индивидуальные и групповые, межпредметные, среднесрочные и долгосрочные, информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные), ролевые.
Работа над проектами включает в себя несколько этапов:
- Целеполагание
- Планирование;
- Исследование;
- Обработка результатов исследования;
- Презентация;
- Защита
- Рефлексия.
При выполнении проектов качественно меняются роли учащихся и учителя. Они различны на разных этапах проектирования. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, координатора проекта. Учащиеся выступают активными участниками процесса. Акцент делается не на содержание обучения, а на процесс применения имеющихся знаний.
Одним из важных этапов осуществления проекта является презентация. Традиционной формой презентации, которую выбирают учащиеся, является устный доклад с демонстрацией продукта (результата) проекта. Однако в последнее время школьники выбирают самую современную форму – мультимедийную презентацию. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.
В процессе обучения химии, рассматривая региональный компонент на уроках «Об экологической ситуации в Ставропольском крае», учащихся заинтересовал вопрос, как обстоят дела с загрязнением атмосферного воздуха в нашем городе? Так зародилась идея создания проекта «Проблема чистого воздуха в городе Ставрополе». Ребята придумали творческое название проекта «Глоток чистого воздуха», основополагающий вопрос – каким воздухом мы дышим? Распределили обязанности каждому в группе. Одни работали с информационными источниками, другие изучали материалы Ставропольского Статистического управления, третьи проводили исследование загрязнения воздуха городским транспортом. Более подробная информация дается в листе планирования проекта. Результаты своей работы оформили в виде презентации. Я считаю очень важно использовать местные данные, как наиболее знакомые и наиболее интересные для исследования учащимися. При выполнении проектов ориентирую учащихся на то, что нужно опираться на местные условия природной среды, экологическую обстановку, преобладающие технологии, историко-культурные традиции своего региона, своей области, своего района, своей школы. Проект «Проблема чистого воздуха в городе Ставрополе» дает возможность:
- привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды;
- воспитать у учащихся чувство личной ответственности за ее сохранение.
- приобрести практические умения и навыки, позволяющие школьникам не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы.
Нужно отметить, что один и тот же проект может одновременно учитывать различные аспекты.
Так, например, проект «Вода – уникальное вещество» включает информацию исторического содержания, решает экологические проблемы.
Изучая в 9 классе элективный курс «Здоровье, красота и химия», который вооружает знаниями, необходимыми в повседневной жизни и для будущей производственной деятельности, позволяет лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека, учащихся заинтересовал вопрос – почему вода является самым главным веществом на Земле? Чтобы дать ответ на этот вопрос учащиеся разделились на мини-группы:
- историки
- географы
- физики
- химики
- биологи
- экологи
Каждая мини-группа находила, изучала дополнительную литературу по определенному кругу вопросов. К сотрудничеству были привлечены учителя – предметники. Так создавался проект «Вода – уникальное вещество». Результаты своей работы учащиеся оформили в виде презентации. Теперь ее можно использовать как электронное пособие к урокам в 8, 11 классах, на элективных курсах, а также во внеурочной работе. В ходе работы над проектом учащиеся узнали много нового и интересного о свойствах воды, ее распространении и использовании, рассмотрели экологические проблемы – загрязнение воды, провели исследование воды ближайшего водоема. Группа учащихся 11-х классов в рамках школьного проекта «Даже не пробуй», изучив и проанализировав, информационные источники подготовила проект по теме «Наркомания – опасное пристрастие». Эпиграфом своей работы учащиеся взяли слова Дж. Герберта « Творец, Ты человеку клад вручил, но он глупец, богатства те напрасно расточил...». Выступили с ним среди учащихся нашей школы во время школьной акции «Даже не пробуй». В городском конкурсе социальных проектов этот проект занял второе место. Руководителями проекта являются учитель истории Морина Н. Н. и учитель химии Эшрокова З. И.
Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:
- Связь проектов с учебными темами (на уроке).
- Использование проектной деятельности во внеклассной работе (во внеурочной деятельности).
В практике своей работы я использую оба подхода.
3. Проекты в системе уроков химии
Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии.
Так, программа курса химии автора О.С. Габриеляна позволяет органично использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем, как:
- 8 класс:
- “Соединения химических элементов”,
- “Изменения, происходящие с веществами”,
- “Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов”,
- “Шеренга великих химиков”.
- 9 класс:
- “Металлы”,
- “Неметаллы”,
- “Органические вещества”.
- 10 класс:
- “Углеводороды”, “Спирты и фенолы”,
- “Альдегиды и кетоны”,
- “Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры”,
- “Углеводы”,
- “Азотсодержащие соединения”,
- “Биологически активные вещества”.
- 11 класс:
- “Строение вещества”,
- “Химические реакции”,
- “Вещества и их свойства”,
- “Химия в жизни общества”.
В учебном процессе часто провожу уроки, на которых могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты.
На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.
Некоторые учащиеся с удовольствием работают над проектами и презентуют их на уроках. А учитель выступает в роли консультанта. Я приведу ряд таких работ, выполненных моими учениками.
В 2012-2013 учебном году Битус Яна ученица 10 А стала участником 111 Международной ярмарки проектов учащихся и студентов с проектом «Исследование химического состава мороженого». Награждена сертификатом, а ее проектная работа помещена в сборник «В мире исследований». Проект «Чистые вещества и смеси» выполнила ученица 11а класса Абдульменова Рената. Очень наглядно и ярко в своем проекте, используя компьютерное моделирование, она показала способы разделения смесей, а также применение их в жизни человека. Дятлова Анна ученица 9б класса к уроку по теме: «Сера и ее соединения» подготовила проект «Самый адский элемент», «Какой элемент образует самое твердое и мягкое вещества» по теме «Углерод», по теме «Фосфор» - «Магия 15 элемента». Чернышова Кристина ученица 9б класса подготовила проект по теме «Кислород». Лысенко Любовь ученица 11а класса - «Типы кристаллических решеток» и другие. Хочется отметить высокую степень самостоятельности учащихся в выполнении проектов. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися. Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта. Кабинет химии, в котором я работаю оснащен компьютером, проектором и экраном. Это дает возможность использовать ИКТ в урочной и внеурочной работе, во время работы над проектами, подготовке презентаций к урокам.
Для проектной деятельности на уроках использую следующие виды проектов: индивидуальные и групповые, монопредметные, краткосрочные, информационные, исследовательские.
4. Результаты применения метода проектов
Анализируя опыт организации проектной деятельности по химии, я постаралась привести в систему накопившиеся факты, которые отчетливо указывают на следующие результаты применения проектного метода:
- работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами:
- уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
- с каждым годом увеличивается количество учащихся, желающих участвовать в работе над проектами.
- увеличилось качество знаний по предмету .
- прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята, “пригодятся в жизни”);
- у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы;
- ученики с удовольствием участвуют в Интернет-проектах по химии.
- создают презентации к урокам.
- наука химия – наука трудная для понимания большинства учащихся школы. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам ее;
- у обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения:
- проблематизация,
- целеполагание,
- планирование,
- поисковые (исследовательские) умения,
- коммуникативные умения,
- презентационные умения,
- рефлексивные умения;
- учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают участие в школьных и городских олимпиадах; участвуют в городских конкурсах учебных проектов.
Заключение
Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Применение опыта проектно-исследовательской деятельности позволяет:
Учителю – усилить лично-ориентированный подход в обучении. Что особенно важно для учебных предметов с большим объемом экспериментальных работ, таких как химия, биология, физика; расширить межпредметные связи химии со смежными отраслями научного знания, стимулировать познавательный интерес учащихся к учебному предмету.
Ученику – приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения; расширять свой кругозор; вырабатывать практические навыки исследовательской работы, способствующие более глубокому усвоению теоретического материала.
Вместе с тем, стоит отметить, что проектно-исследовательская методика не является панацеей в процессе школьного обучения, а дает максимальный эффект при комплексном использовании с традиционными и инновационными формами и методами обучения химии.
По мнению автора, применение проектно-исследовательской методики имеет широкие перспективы в школьном образовании, особенно в профильном обучении и подготовке учащихся к продолжению образования и получению специализированных профессиональных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность и метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся
Обучение в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания. Для организации продуктивной работы учащихся на урока...
Организация исследовательской деятельности на уроках биологии как способ повышения познавательной активности обучающихся
Организация исследовательской деятельности на уроках биологии как способ повышения познавательной активности обучающихся...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, как средство развития познавательной активности обучающих.
Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность,...
«Проектная деятельность по истории биологии как средство развития познавательной активности учащихся».
Выступление на городской конференции СПб АППОУчителя биологии ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»Герасимовой Ларисы Сергеевнына тему: «Проектная деятельность по ис...
Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования познавательной активности обучающихся
Проектная деятельность активизирует мысли, прививает интерес к предмету, формирует культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения....
Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"
Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....
Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС »
Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и ...