Урок в 10 классе по теме «Ароматические углеводороды (арены). Бензол. Строение молекулы»с использованием технологии проблемного обучения
учебно-методический материал по химии (10 класс) по теме
Цель урока - ввести понятие об ароматичности связи и обуславливаемых ею химических свойствах, особенностях электронного строения молекулы бензола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 45.5 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_problemnomu_obucheniyu.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 10 классе по теме «Ароматические углеводороды (арены). Бензол. Строение молекулы»
Цель урока - ввести понятие об ароматичности связи и обуславливаемых ею химических свойствах, особенностях электронного строения молекулы бензола
Задача №1
Какова молекулярная формула вещества, в котором массовая доля углерода равна 93,2%. Относительная плотность по этану равна 3.
Задача №2
Массовая доля водорода в углеводороде 7,7%. Выведите формулу(через простейшую) углеводорода , если молярная масса его 78 г/моль.
Задача №3
При сгорании 15,6г углеводорода получили 52,8г оксида углерода (IV) и 10,8г воды. Определите формулу углеводорода, если плотность вещества по водороду равна 39.
Задача №4
Плотность паров этого вещества 3,482 г/л. Его пиролиз дал 6г сажи и 5,6 л водорода. Определите формулу углеводорода
При решении задач получили вещество состава С6Н6. К какому же из известных классов углеводородов можно отнести это вещество?
- Это вещество мы не можем отнести ни к одному из изученных классов углеводородов.
- Итак, проблема, которую нам предстоит вместе решить. Сегодня мы познакомимся с новой группой углеводородов, которые называются ароматические. Как вы думаете, откуда произошло название «арены»?
Первые представители класса ароматических углеводородов (аренов), выделенные из природных объектов, обладали своеобразным запахом и получили название «ароматических». Однако сегодня в понятие «ароматический углеводород» вкладывают совсем другой смысл.
ТЕМА УРОКА: Ароматические углеводороды (арены). Бензол. Строение молекулы.
Решение проблемной ситуации: либо теория строения органических веществ ошибочна, и валентность углерода не равна IV, либо существуют химические связи, не являющиеся одинарными, двойными.
Работа в группах на компьютерах (ЭОР №1-8)
Физические свойства бензола.
Химических свойств бензола
Горение бумаги, смоченной бензолом, показывает на непредельность молекулы бензола, поскольку пламя, коптящее подобно пламени ацетилена.
Приливание бромной воды или раствора перманганата калия к бензолу подтверждает предельный характер молекулы бензола.
Исходя из этого, обучающиеся приходят к выводу о специфичности физико-химических свойств бензола, а, следовательно, и строении молекулы.
Задание ученикам: на основании наблюдения за ходом опыта сделайте вывод о свойствах бензола. На доске и в тетрадях запись уравнения реакции
Обсуждение результатов проведенной работы
1.Охарактеризуйте физико-химические свойства бензола.
2. От чего зависят свойства вещества?
3. На что указывает коптящее пламя?
4. На что указывает реакция с перманганатом калия и бромной водой?
Учитель записывает формулу бензола (С6Н6) и предлагает составить возможные варианты формул, линейного и циклического строения.
Первая попытка объяснения таких свойств бензола была предпринята в 1865 г. Кекуле.
Наряду с формулой Кекуле были предложены и другие формулы бензола:
Клаус Дьюар Ландебург Армстронг
(1867) (1867) (1869) (1887)
Способы получения бензола. В 1911 г бензол был получен из циклогексана (реакция Зелинского), что явилось доводом в пользу гипотезы о циклическом строении бензола. Позже была осуществлена обратная реакция - гидрирование бензола (реакция Сабатье).
Учитель рассказывает о взаимодействии бензола с тремя молекулами водорода с образованием циклогексана и его получении пропусканием ацетилена через нагретые стружки железа до 500°С, отмечает, что структурная формула бензола должна соответствовать шестиугольнику с чередующимися двойными и одинарными связями.
Уравнение записываются на доске.
С6Н6 + 3 Н2 → С6Н12
3С2Н2→ С6Н6
Далее учитель сообщает некоторые данные о циклическом строении бензола, акцентирует внимание на положении всех атомов углерода в одной плоскости и на одинаково расстоянии между ядрами соседних атомов. Благодаря открытию метода рентгеноструктурного анализа стало возможным объяснить строение молекулы бензола.
При SP² гибридизации из 1S- орбитали и 3P- орбиталей образуют 3 гибридных орбиталей и 1 негибридная P-орбиталь
Гибридные орбитали образуют 3 δ- связи, а негибридные перпендикулярно плоскости образуют единое π- электронное облако.
Понятие об электронном строении бензола подкрепляется таблицами, моделями «Открытая химия 2.5», объемными моделями «виртуальная химия 8-11 класс»
Вопрос: Давайте подумаем, если в молекуле присутствует π- связь, то почему же не происходит характерная для алкенов реакция (присоединение брома и окисление перманганатом калия)?
Сочетание 6 δ- связей с единой π- электронной системой называется ароматической связью. Электронная плотность распределена равномерно. Следовательно, в молекуле бензола нет ни простых, ни двойных связей. Все связи между атомами углерода в бензоле равноценны, чем и обусловлены характерные свойства бензола. Цикл из шести атомов углерода, связанных шестью δ- связями и единым π- электронным облаком, называют бензольным кольцом или бензольным ядром.
Физические методы исследования показали:
Форма молекулы | Длина связи | Валентный угол | Тип гибридизации атомов углерода |
Правильный плоский шестиугольник | 0, 140 нм | 120° | SP² |
Итак, давайте подведем итог строения молекулы бензола.
- Формула молекулы бензола……
- Какой тип гибридизации атомов углерода в молекуле?
- Что такое ароматичность?
- Как влияет строение молекулы на свойства вещества?
- интерактивное задание: ЭОР №15 (химические свойства бензола), 16 (физические свойства бензола)
Домашнее задание: учить материалы по записям в тетради и по учебнику
Предварительный просмотр:
Технологическая карта конструирования урока с использованием технологии проблемного обучения
Предмет, класс, УМК | Химия, 10 класс, Габриелян О.С. | ||
Тема урока, № урока по теме Тип урока | Бензол 1 изучения нового материала | ||
Цель урока | ввести понятие об ароматичности связи и обуславливаемых ею химических свойствах, особенностях электронного строения молекулы бензола | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
углубить знания об углеводородах; выяснить природу ароматичности; всесторонне рассмотреть строение молекулы бензола как наиболее важного представителя ароматических углеводородов; показать взаимозависимость строения и свойств вещества. | Способствовать формированию информационной культуры; развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, обобщать и систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи | Способствовать формированию коммуникативной культуры, продолжать формировать убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире. | |
Методы обучения | Метод проблемизации, репродуктивные, словесно-илюстративные, частично-поисковые | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD, ресурсы Интернет) | Ресурсы Интернет Видеоопыты №1-8 (химические и физические свойства бензола), интерактивные задания по проверке усвоения темы № 15, 16 (фронтально, уровень 1,2) http://school-collection.edu.ru/catalog/search/? text=%C1%E5%ED%E7%EE%EB&tg= &context=current&interface=teacher&subject%5B%5D =31&class%5B%5D=53 | ||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | проектор, интерактивная доска, компьютер, выход в Интернет, локальная сеть, программное обеспечение: Приложения MS Office 2007 Adobe Reader - плагин для браузера, требуется для просмотра файлов с расширением *.pdf Adobe Flash Player - плагин для браузера, требуется для просмотра файлов с расширением *.swf OMS-player версии от 1.0 | ||
Организационная структура урока | |||
Этап 1 Постановка учебной проблемы | |||
Задачи | Мотивировать учащихся к учебной деятельности. | ||
Длительность этапа | 5-7 мин | ||
Методические приёмы | Метод проблемизации | ||
Деятельность учителя | Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы ученикам | ||
Деятельность учащихся | Решают разноуровневые задачи, предлагают варианты формул | ||
Промежуточный контроль | Проверить навыки решения задач на вывод формул органических веществ. | ||
Этап 2 Поиск решения | |||
Задачи | подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. | ||
Длительность этапа | 20 мин | ||
Методические приёмы | метод сравнения и анализа полученных результатов и их обобщение, постановка конкретных вопросов на обобщение и конкретизацию фактов | ||
Деятельность учителя | Консультирует, организует групповую работу на пк | ||
Деятельность учащихся | Изучают предложенные ЭОР, наблюдают виртуальные опыты, делают выводы | ||
Промежуточный контроль | Формирование вопросов для обсуждения | ||
Этап 3 Выражение решения | |||
Задачи | рассмотреть строение молекулы бензола, показать взаимозависимость строения и свойств вещества. | ||
Длительность этапа | 10 мин | ||
Методические приёмы | Применение полученных знаний для объяснения строения бензола | ||
Деятельность учителя | Излагает новый материал | ||
Деятельность учащихся | Фиксируют в тетради основные моменты | ||
Промежуточный контроль | Вопросы на понимание | ||
Этап 4 Обобщение и закрепление материала | |||
Задачи: | Проверить уровень усвоения учащимися материала урока | ||
Длительность этапа | 5 - 8 мин | ||
Методические приёмы | Фронтальный опрос, индивидульная работа у интеактивной доски | ||
Деятельность учителя | Консультирует | ||
Деятельность учащихся | Выполняют задания | ||
Промежуточный контроль | Организует контроль | ||
Этап 5. Подведение итогов | |||
Задачи | рефлексия | ||
Длительность этапа | 2 – 5 мин | ||
Итоговый контроль | Домашнее задание: учить материалы по записям в тетради и по учебнику |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по истории в 11 классе по теме "П.А. Столыпин -государственный деятель и реформатор"(по технологии проблемного обучения и ИКТ)
Цель урока: расширить знания о государственном деятеле П.А. Столыпине, выяснить кто он"вешатель" или "реформатор"План упрока:1. Биография П.А. Столыпина2. Программа реформ3. Аграрная реформа:а) причин...
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Решение задач на проценты" ( в соответствии с ФГОС). Технология проблемного обучения. Игровая технология.
Урок систематизации и обобщения знаний и умений....
Разработка урока по теме "Ароматические углеводороды (арены). Бензол. Строение молекулы"
Тип урока изучения нового материала. Урок даётся в виде лекции....
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Решение задач на проценты" ( в соответствии с ФГОС). Технология проблемного обучения. Игровая технология.
Урок по математике в 5классе по ФГОС....
Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.
Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения....
Презентация к уроку биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.
Презентация к уроку биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения....
Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса на тему: "Родительный падеж имен существительных множественного числа" с применение технологии проблемного обучения
Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса на тему: "Родительный падеж имен существительных множественного числа" с применение технологии проблемного обучения...
Комментарии
Ирина Владимировна! Очень
Ирина Владимировна! Очень интересный материал. Голосую! Удачи в конкурсе!
Хочется узнать Ваше мнение по поводу моих работ.
Ирина Владимировна!Спасибо за
Ирина Владимировна!Спасибо за разработку урока! Интересно!Голосую!Удачи!
Ирина Владимировна! Ваша
Ирина Владимировна! Ваша разработка актуальна тем, что в к ней прилагается технологическая карта урока. Кроме того, материал предлагает основу проблемного обучения, а это на сегодняшний день, один из острых вопросов образования. Сам конспект урока великолепен, правда не хватает презентации. Полагаю, что каждый специалист, при использовании Вашего материала, адаптирует его под себя. Благодарен Вам за Ваш труд.
Спасибо всем за добрые слова!
Спасибо всем за добрые слова!