План - конспект урока по истории в 11 классе по теме "П.А. Столыпин -государственный деятель и реформатор"(по технологии проблемного обучения и ИКТ)
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Шпак Ольга Михайловна

Цель урока: расширить знания о государственном деятеле П.А. Столыпине, выяснить кто он"вешатель" или "реформатор"

План упрока:

1. Биография П.А. Столыпина

2. Программа реформ

3. Аграрная реформа:

а) причины

б)цели

в) направления

г)итоги

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_posvyashchennyy_p.a._stolypinu.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

                       МБОУ «Ковылкинская средняя  общеобразовательная школа №3»

        

         

              План – конспект урока в 11 классе

  « П.А. Столыпин – государственный деятель и реформатор»

            (по технологии проблемного обучения, ИКТ)

                                                Провела: учитель истории О.М. Шпак

                                         

Тема: « П.А. Столыпин -  государственный деятель и реформа-тор»

Задачи:

Образовательная:

  1. Охарактеризовать П.А.Столыпина как государственного деятеля Российской империи.
  2. Сформировать знания о правительственной программе премьер-министра.
  3. Сформировать знания об аграрной реформе: причины, цели, основные направления, итоги.
  4. Сформировать понимание неизбежности новой буржуазно-демократической революции.

Развивающая:

  1. Развивать умение работать с печатным текстом, с историческим источником.
  2. Формировать умение работать с понятием.
  3. Формирование умений работать с таблицей.
  4. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями, развитие монологической речи, ведение диалога.

Воспитательная:

  1. Формирование гражданской позиции.
  2. Формирование понятия «патриот».
  3. Воспитание нравственной позиции.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, иллюстрация, демонстрация, метод «мозгового штурма», частично-поисковый, анализ, синтез, сравнение, обобщение, синквейн.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки с текстом документа, схемы аграрной реформы.

                    План  урока:

  1. Биография П.А.Столыпина.
  2. Программа реформ.
  3. Аграрная реформа:
  • а) причины.
  • б) цели
  • в) направления.
  • г) итоги.

Ход урока:

  1. Орг. момент, сообщение цели урока.

 Тема  нашего урока: « П.А. Столыпин – государственный деятель и реформатор». Сегодня мы попытаемся дать ответ на вопрос: «Кто он – Столыпин: «вешатель» или  «реформатор». Кроме этого продолжим развитие навыков работы с историческим источником, учебником и умений  делать собственные выводы и общения.

  1. Актуализация ранее полученных знаний.

На рубеже XIX– XX веков быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.

-Какая из острых проблем стояла в России на данном этапе? (малоземелье крестьян, мечта «черного передела» земли).

1. Задание на группировку дат и событий.

Что объединяет перечисленный ряд дат:

А) 1649г., 1803г., 1861г., 1906г. ? (относятся к истории крестьянского вопроса)

Назовите события стоящие за этими датами.

- С именами,  каких государственных деятелей связаны эти события?

Что объединяет ряд ист. понятий:

Б) Уставные грамоты, мировые посредники, отрезки, «черный передел»? (эти понятия относятся к крестьянскому вопросу).

- А что следует понимать под «черным переделом»?

-Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики после реформы 1861г.? (община, отрезки, выкупные платежи…)

К чему привела нерешенность аграрного вопроса, который в России являлся найважнейшим, так как в начале XXв.  около 80% населения составляли крестьяне?

Верно, это стало причиной активного участия крестьян в первой русской революции.

2. Работа с таблицей.

Перед вами таблица “Взгляды новых политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса”.

Перечислите какие политические партии были сформированы в 1905г., после обнародования Манифеста 17 октября 1905г. Какие партии существовали в России до революции?

Политические силы

Предложения по решению аграрного вопроса

Большевики

возвратить крестьянам отрезанные земли в 1861 г., отмену выкупных платежей и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм.

Кадеты

не трогать помещичьи земли, земли крестьян выкупать по “справедливой цене”, т.е. решение за счет крестьян.

Эсеры

“социализация” земли, т.е. принудительное  изъятие помещичьих земель и превращение  в  общенародное достояние. Землю разделить между крестьянами по количеству рабочих рук или едоков в семье.

-Как предлагали решить аграрный вопрос большевики?, кадеты?, эсеры?

- Как правительство отреагировало на данные проект? (Все проекты были отвергнуты государством, 1-я гос. дума была роспущена)

III. Новый материал.

Преподаватель: Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.

9 июня 1906 Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции.

Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина, с сохранением за ним поста министра внутренних дел.

24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.

1. Мотивация на новую тему (постановка проблемы): Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Кстати, интересный факт, бывший президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина.

9 ноября 2011 года отмечалось 105-летие со дня аграрной реформы П.А. Столыпина, а в апреле 2012г. исполнится 150 лет со дня его рождения. По случаю этих юбилейных дат под руководством Председателя Правительства РФ В.В. Путина состоялось заседание, где отмечались большие заслуги П.А. Столыпина как видного государственного деятеля и реформатора России. «Кто он – Столыпин: «вешатель» или  «реформатор»? Почему так трагично сложилась его судьба? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой? Актуальна ли тема сегодня?

На эти вопросы постараемся поразмышлять в ходе изучения данной темы.

2. Сообщение учащихся о государственном деятеле П.А. Столыпине (СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ)

1-й уч-ся  Петр Аркадьевич Столыпин родился 2 апреля 1862 года в Дрездене, куда ездила к родным его мать. Имеется выписка из метрической книги Дрезденской православной церкви, в которой был крещен будущий премьер-министр: «...имя родившегося: Петр, что в переводе  с греческого «камень…»

Происходил Столыпин из старинного дворянского рода, корнями восходящего к началу XVI века. Отец Петра Аркадьевича - Аркадий Дмитриевич, активный участник обороны Севастополя, позднее командовал гренадерским корпусом в Москве, затем - комендант Кремлевского дворца.
   Мать, Наталья Михайловна Столыпина (урожденная Горчакова), дочь канцлера князя М.Д.Горчакова.
    Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов приходился троюродным братом.

2-й уч-ся Особый интерес у Петра Столыпина с детства вызывало изучение иностранных языков и точных наук. В 1881 поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, где, кроме физики и математики, с увлечением изучал химию, геологию, ботанику, зоологию, агрономию. Среди преподавателей был известный ученый Дмитрий Иванович Менделеев.

3-й уч-ся Столыпин был высоким красавцем крепкого телосложения, с молодости и на всю жизнь получил прозвище "барин Пьер". Простреленная на дуэли с князем Шаховским, убийцей младшего его брата Михаила, правая рука плохо двигалась. Но он писал ею, иногда помогая левой. "Правая рука, ведомая левой" - говорили о нем.

4-й уч-ся  В 1884г. Петр Аркадьевич, после окончания университета начал свою карьеру в Министерстве внутренних дел, затем был  губернским предводителем дворянства, губернатором в Гродно. В 1903г. Столыпин был переведен на должность губернатора Саратовской губернии, едва ли не самой революционной в России. С началом революции он занял решительную и бескомпромиссную позицию  по отношению к зачинщикам беспорядков, к какому бы лагерю они ни принадлежали.

5-й уч-ся  В апреле 1906г. Столыпин  был назначен министром внутренних дел. В отличие от многих членов правительства, он часто посещал заседания I Государственной думы, выступал там по многим вопросам. Его гражданскую позицию выражала формула:  «успокоение и реформы». В июле 1906г. Столыпин стал председателем Совета министров, сохранив за собой пост министра внутренних дел. Под руководством Петра Аркадьевича был разработан ряд крупных законопроектов, в том числе по реформе местного самоуправления, введению всеобщего начального образования, государственному страхованию рабочих, о веротерпимости. Внес большой вклад в решение крестьянского вопроса в России.

6-й уч-ся  Революционные партии не могли примириться с назначением убежденного националиста и сторонника сильной государственной власти на пост премьер-министра и 12 августа 1906 на жизнь Столыпина было совершено покушение: на его даче на Аптекарском острове в Петербурге. В тот момент на даче кроме семьи главы правительства находились и те, кто пришел к нему на прием. В результате взрыва 23 человека были убиты, 35 ранены; в числе раненых оказались и дети Столыпина - трехлетний сын Аркадий и шестнадцатилетняя дочь Наталья (у Натальи были изуродованы ноги и она навсегда осталась инвалидом); сам Столыпин не пострадал. Как вскоре выяснилось, покушение было совершено группой эсеров-максималистов.

7-й уч-ся  Стремясь остановить волну террористических актов, зачинщики которых зачастую уходили от возмездия из-за судебных проволочек и адвокатских уловок Столыпин 19 августа 1906г. подписал Указ о военно-полевых судах ("скорострельной  юстиции").  Судебное разбирательство о революционном терроре должно было длиться не более 48ч., а приговор исполняться в течение суток. Этот Указ оттолкнул от премьера Столыпина  либерально настроенную общественность и до сих пор остается спорным вопрос «Кто он – Столыпин: «вешатель» или  «реформатор»?  Веревка для повешения стала называться в народе "столыпинским галстуком". Петр Аркадьевич утверждал, что смотрит на репрессии только как на временную меру, необходимую для водворения в России спокойствия, что военно-полевые суды - временная мера, которая должна "сломить преступную волну и отойти в вечность. Умейте отличать кровь на руках врача от крови палача!".

8-уч-ся  По разным данным на жизнь премьера Столыпина было совершено от 10 до 18 покушений. Умер Петр Аркадьевич Столыпин 18 сентября (по старому стилю - 5 сентября) 1911 в Киеве от пули члена революционной организации и  в то же время тайного агента полиции Дмитрия Богрова. Покушение было совершено  1 сентября 1911г. в киевском оперном театре. Могила П.А. Столыпина  находится в Киеве у стен трапезной церкви святых Антония и Феодосия Киево-Печерской Лавры. В 1912 году, ровно через год после смерти, там же   Столыпину был  открыт в торжественной обстановке памятник на общественные пожертвования.  Петр Аркадьевич был  изображен как бы говорящим с Думской кафедры, на камне высечены сказанные им слова, ставшие пророческими: "Вам нужны великие потрясения - нам нужна Великая Россия". Большевики не могли перенести вида памятника и его уничтожили в 1919г.

3. Аграрная реформа А.П. Столыпина 1906-1911гг..

Аграрная реформа А.П. Столыпина началась с издания 9ноября 1906г. Указа о разрушении крестьянской общины.

Цель реформы- создать широкий слой мелких земельных собственников заинтересованных в стабильном развитии общества, не посягая при этом на помещичье землевладение.

Почему нужно было разрушить общину?

(1) она сдерживала развитие более сильных крестьян искусственно поддерживая слабых;

2) общинное единение крестьян облегчало работу революционерам, крестьян рассредоточенных по хуторам, занятых своим хозяйством поднять на бунт будет очень трудно,  т.е. чтобы отвлечь от революции).

Указ поощрял образование хуторов и отрубов.

4. Ист. словарь:

Отруб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.

Хутор - участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины  с переселением из деревни на свой участок.

Как крестьяне отнеслись к выходу из общины?

Крестьяне не спешили выходить из общины. Из общины выходили в основном зажиточные крестьяне и беднота. Беднота выходила  из общины, чтобы продать землю и перебрать в город в надежде на лучшую жизнь. Так поступило 60% выделившихся из общины крестьян.

Не смотря на усилия правительства, лишь чуть более 10% крестьянских хозяйств можно было назвать фермерскими , ориентированными на рынок. Столыпин понимал, что результаты скажутся не скоро, в 1909г. он заявлял: «Дайте 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете Россию».

 Вторым направлением аграрной реформы Столыпина была переселенческая политика крестьян за Урал и в Сибирь.

Какова цель переселенческой политики?

(ослабить земельный голод в центральных губерниях России, отправить миллионы безземельных крестьян от помещичьих имений – в Сибирь, где много пустующих земель)

Правительство предлагало ряд льгот для переселенцев:

-переселенцы освобождались на 5лет от налогов;

- мужчины освобождались от в./повинности;

- предоставлялась ссуда до 400руб.(200руб. безвозмездно);

-предоставлялась земля в собственность (15га на главу семейства и 45га на остальных членов семьи).

5. Проблемное задание. Групповая работа.

Работа с учебником:- прочитать вопрос «Результаты реформы» из п. №6. стр.47. и определить итоги аграрной реформы П.А. Столыпина.

Итоги аграрной  реформы Столыпина:

  1. с 1906 по 1914г. в Сибирь переселилось 3 млн. 40 тыс. человек, хотя из-за плохой организации переселенческого ведомства вернулось ок. 17%;
  2. Увеличилось население Сибири, освоили 30млн. десятин пустующих земель, был дан мощный толчок развитию Сибири;
  3. Увеличились посевные площади
  4. Хлебный экспорт увеличился на 1/3
  5. Увеличилось применение минеральных удобрений в 2 раза, возросли закупки с/х техники в  3,5 раза.
  6. Общину сменила кооперация (объединения крестьян для совместного труда).
  7. Недовольство бедняков. Поджоги хуторов и отрубов.

  1. Бурное развитие с/х повлияло на промышленный рост, темпы которого в эти годы были самыми высокими в мире – 8,8%.

Как сам П.А. Столыпин оценивал начатую им аграрную реформу?

(П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.)

Разбиться на 5 групп (кадеты, эсеры, большевики, зажиточные крестьяне и беднота)- Задание: на основе материала  в параграфе №7(стр.50 -51) и знаний об аграрной политике П.А. Столыпина, а также таблицы  “Взгляды новых политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса” дайте оценку этой  реформе от лица кадетов, эсеров,  большевиков, зажиточных и бедных крестьян. Оценку  можно начать следующим образом ( в эвристической форме) : «Я, лидер партии кадетов      _        имя, фамилия                                       заявляю, что…..»

В экономическом плане реформа дала положительные результаты. В политическом плане она провалилась. Так как не сняла напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом.

Кто был недоволен реформаторской деятельностью Столыпина? (правительство противилось нововведениям, интеллигенция считала их недостаточными, крестьяне продолжали мечтать о «черном переделе»)

Как император относился к деятельности П.А. Столыпина?

Кто же он – Столыпин: реформатор? или «вешатель»?

IV. Рефлексия. Для обобщения урока предлагаю составить синквейн – пятистрофную строфу.

  1. Самое важное слово урока.
  2. 2 прилагательных его характеризующие.
  3. 3 глагола.
  4. выразить свое отношение к проблеме урока.
  5. резюме 1 словом.

  1. Столыпин
  2. решительный, умный
  3. успокаивал, преобразовывал, реформировал,
  4. Столыпин – великий реформатор и преобразователь России
  5. Патриот!

Домашнее задание §7

На этом наш урок окончен. До свидания.

Источники информации:

  •  http://school-collection.edu.ru - сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  •  http://www.uchportal.ru – сайт Учительский портал.
  • Сайт, посвященный Петру Аркадьевичу Столыпину (материалы предоставлены Саратовским культурным центром имени П.А. Столыпина)
  • А. Столыпин, "П.А. Столыпин, 1862-1911". Париж, 1927.
  • А. Гирс, "Смерть Столыпина. Из воспоминаний бывшего киевского Губернатора." 18-го Января 1927 г. Париж.
  • П.А. Столыпин, "Нам нужна великая Россия...". Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911. Москва, "Молодая гвардия" 1991.
  • Энциклопедический ресурс rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Иллюстрированный энциклопедический словарь, Энциклопедический словарь «История Отечества»)
  • "Русский биографический словарь" rulex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по истории России в 8 классе на тему "отмена крепостного права" (на татарском языке)

Буа районы Иске Суыксу урта гомуми белем бирү мәктәбенең тарих укытучысы Заһидуллина Гөлнар Мәхмүтгәрәй   кызының 8нче сыйныфта Россия тарихыннан үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе....

План-конспект урока курса «ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА». Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ СССР» (9, 11 классы).

Цели и задачи:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;Методом дискуссии обсудить принципы образования государств...

План- конспект урока по истории 9 класс с использованием ЭОР

Урок посвящен Гражданской войне и "белому движению" в ее истории. Цель урока- изучение начального этапа гражданской войны.  При проведении занятия используются ЭОР. Тип урока- комбинированный. Фо...

план - конспект урока по истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье"

Метедическая разработка урока по истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье"....

План-конспект урока по истории России Тема: Аграрная реформа П.А. Столыпина Класс: 8

План-конспект урока по истории РоссииТема: Аграрная реформа П.А. СтолыпинаКласс: 8  Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый уч...

План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Рассуждение как тип речи. Доказательства» с использованием технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо.

Целью урока является организация деятельности учащихся по формированию  представления о  тексте-рассуждении с использованием технологии проблемного обучения и технологии развития критич...