Химический брейн ринг "Удивительный мир металлов"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Материал к внеклассному мероприятию по химии, химический брейн ринг "Удивительный мир металлов" для учащихся 9 класса. Проводится после изучения темы "Металлы" как обобщение знаний по данной теме или на предметной неделе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir_metallov.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
"Удивительный мир металлов"
Игра брейн ринг
«Систематизация и обобщение знаний по свойствам металлов»
Цель: Расширить и углубить знания учащихся об особенностях свойств, истории открытия и роли металлов в жизни человека, приобщить их к чтению научно-популярной литературы, а также развивать творческие способности и повысить интерес к химии.
Задачи:
- Обобщить знания о физических и химических свойствах металлов, о роли металлов в жизни человека.
- Возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности.
- Формировать умение работать с различными источниками информации.
Оформление.
Таблица «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».
Организация мероприятия.
За две недели до проведения игры формируются команды учащихся для участия в игре, выбираются ведущие.
Учащиеся получают задания для подготовки к игре:
1. Повторить изученные темы по разделу металлы:
- Строение атомов металлов.
- Физические свойства металлов.
- Химические свойства металлов.
- Сплавы.
- Коррозия металлов
2. Изучить дополнительную литературу:
- Я познаю мир: Химия / Автор-составитель Л. А. Савина.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
- Книга для чтения по неорганической химии. Ч. 2/ Сост. В.А. Крицман. –М.: Просвещение, 1992.
- Мир металла М.: Мир 1980, Беккерт М.
- Книга по химии для домашнего чтения М.: «Химия» 1994 Б. Д. Степин, Л.Ю. Аликберова.
3. Подготовить представление команды, эмблему.
4. Найти пословицы и поговорки о металлах
5. Найти встречающиеся в повседневной жизни выражения, в которых используются названия металлов или их свойства.
План проведения мероприятия:
Вступительное слово учителя. Добрый день, дорогие ребята! Много веков металлы верно служат человеку, помогая ему покорять стихию, овладевать тайнами природы, создавать замечательные машины и механизмы. Богат и интересен мир металлов, а свойства их чудесны и разнообразны.
Сегодня мы попадем в удивительный мир металлов. Я приветствую вас на химическом брейн-ринге.
1-й ведущий. На ринге встречаются 2 команды: « Титаны» и « Благородные металлы» Давайте поприветствуем команды. Вы будете бороться за право называться знатоками химии. Победитель будет определен по количеству баллов, набранных по итогам четырех раундов.
2-й ведущий. А также по окончании игры будет определен самый химически активный участник игры.
1-й ведущий. Представляем жюри: Эшрокова З. И., учащиеся старших классов.
2-й. Ну а на протяжении всей игры с вами будем мы, ведущие:
1-й. Я – Рутения. Названа в честь России. Я нахожусь в 7 группе ПС, в побочной подгруппе. Меня применяют как катализатор на производстве. С моей помощью удалось превратить древесные опилки, кукурузные кочерыжки, шелуху от семян подсолнечника в ценные химические продукты. Небольшие добавки меня к сплавам увеличивают коррозионную устойчивость, прочность и твердость сплава.
2-й. А я – золото по-латински Аурум, что значит Аврора – утренняя заря, солнечный металл. Я известна с древнейших времен. За право владеть мной велись кровопролитные войны, уничтожались целые государства и народы, совершались тяжкие преступления. Первые крупицы меня попали в руки людей несколько тысячелетий назад, и тогда я была возведена человеком в ранг драгоценного. Я – очень мягкий и пластичный металл. Одно из самых важных свойств – моя высокая химическая стойкость.
1-й. Сейчас мы отправимся в путешествие по ПС.
2-й. ПС по праву называют «компасом для исследователя».
1-й. Итак, начинаем игру. 1 раунд «Химическая атака»
2-й. Задание. Расшифровать послание агента 007 с помощью ПС химических элементов Д. И. Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами хим. элементов. Вы должны найти элементы с указанными номерами в ПС и записать в пустые клеточки под цифрами первые буквы их названий.
Время для выполнения задания 1 мин. Команда, ответившая первой получает 2 балла, вторая – 1 балл. Отвечает команда, поднявшая руку первой.
1-й. Итак, готовы? Время пошло.
2-й. А теперь давайте объединим отрывки, которые вы расшифровали и получим фразу.
1-й. Зачитывает команда «Титаны»
Команда «Благородные металлы» что у вас получилось?
1-й. Итак, получилась фраза:
Это правило техники безопасности.
2-й. А теперь слово жюри.
1-й. Человек не может обойтись без металлов…
Если бы не было металлов, люди
влачили бы самую омерзительную и
жалкую жизнь среди диких зверей…
Георг Агрикола,1556 г.
2-й. Много веков металлы верно служат человеку, помогая ему покорять стихию, овладевать тайнами природы, создавать замечательные машины и механизмы.
1-й. Богат и интересен мир металлов, а свойства их чудесны и разнообразны.
2-й. Вы наверное догадались, речь пойдет о свойствах металлов.
1-й. Мы начинаем 2 раунд нашей игры «Самый – самый…»
2-й. Задание. Вам необходимо ответить на 11 вопросов. Обеим командам задается один вопрос. Время на обсуждение ответа – 10 секунд. О своей готовности команда сообщает, подняв руку. Отвечает та команда, которая подняла руку первой. При правильном ответе команда получает 1 балл, при неправильном – 0 баллов. В случае неправильного ответа, отвечает вторая команда.
Вопросы.
1-й. Жюри подводит итоги 2 раунда.
2-й. Переходим к 3 раунду «Химические страсти»
1-й. Все на этом свете объяснимо,
Если знаешь ты законы химии.
Если знаешь принципы реакций,
В жизни тебе нечего бояться.
2-й. Сейчас посмотрим, как обстоит дело с этим у наших игроков.
1-й. Я прочитаю вам рассказ, а вы, прослушав, должны предложить химическое решение, т. е., указать о каких процессах или химических свойствах идет речь? О своей готовности команда сообщает, подняв руку. Отвечает та команда, которая подняла руку первой. За полный ответ (ответив, на все поставленные вопросы в задании) команда получает 3 балла, за неполный – 2, 1, решает наше компетентное жюри. Время на обсуждение ответа – 1 минута.
2-й. Рассказ первый «Кому не жаль денег?» (выдать распечатки обеим командам).
1-й. Итак, время пошло.
2-й. История вторая «Металл с характером» (выдать распечатки).
1-й. Итак, время пошло.
2-й. Рассказ «Исчезнувшие пуговицы»
1-й. Итак, время пошло.
2-й. Жюри подводит итоги 3 раунда.
1-й. 4 раунд. Домашнее задание.
2-й. В повседневной жизни мы часто слышим выражения, в которых свойства каких-либо предметов сравниваются со свойствами металлов. Вы подготовили пословицы, поговорки о металлах, выражения, в которых используются названия металлов или их свойства, а также строки из песен и стихов.
1-й. Капитаны команд в порядке очередности предлагают свой вариант ответа. Побеждает команда, которая назовет максимальное количество фраз или словосочетаний.
2-й. Жюри подводит итоги 4 раунда.
Рефлексия.
Слово жюри для подведения итогов всей игры. Учитель и другие члены жюри высказывают свое мнение об игре. Сейчас мы узнаем победителя!
1-й. Победитель нашей игры – команда … Вы являетесь «Знатоками химии». Поздравляем победителей!
2-й. Жюри называет самого химически активного участника.
И в заключении слово предоставляется учащимся:
- Что понравилось?
- Что получилось?
- Что не получилось?
- Понравилась такая форма работы или нет?
- Что хотелось бы учесть на будущее?
Вопросы ко 2 раунду «Самый – самый…»
- Семь металлов создал свет по числу семи планет… Назовите металлы, известные человеку с глубокой древности. (серебро, золото, медь, железо, ртуть, олово, свинец.)
- Какой металл является настоящим «гигантом»? (титан)
- Чемпион среди металлов-тяжеловесов? (осмий)
- Каким расплавленным металлом можно заморозить воду? (ртуть)
- Металл, который не тонет в воде, а может бегать по ней? (натрий)
- Самый распространенный металл и третий по распространенности на Земле элемент? (алюминий)
- Он не боится самых жарких объятий пламени? (вольфрам)
- В организме взрослого человека его содержится более 1,5 кг. Поэтому его называют самым живым металлом? (кальций)
- Король твердости среди металлов? (хром)
- «Золотой призер» электропроводности (серебро)
- Металлы звенят. Назовите самые звонкие металлы(золото, серебро, медь)
Задание к 3 раунду «Химические страсти»
Рассказ-задача «Исчезнувшие пуговицы»
Однажды проверяли большой продовольственный склад.
В ящиках, где хранились металлические пуговицы для
солдатского обмундирования, обнаружили какую-то серую труху.
Работников склада заподозрили в краже пуговиц, и дело дошло до суда.
Как ни странно, но их выручили химики, которые доказали, что пуговицы исчезли из-за сильных морозов, так как склад не отапливался. Из какого металла были изготовлены пуговицы? Что произошло с пуговицами?
1 раунд «Химическая атака»
«Титаны»
Задание. Расшифруйте послание агента 007 с помощью Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Найдите элементы с указанными номерами в периодической системе и запишите в пустые клеточки под цифрами первые буквы их названий. Прочтите отрывок, который у вас получился.
24 | 49 | 12 | 49 | 63 | 16 | 19 | 49 | 63 | ||
ч |
88 | 63 | 18 | 19 | 52 | 49 | 74 | 11 | 18 | ||
ы |
1 раунд «Химическая атака»
«Благородные металлы»
Задание. Расшифруйте послание агента 007 с помощью Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Найдите элементы с указанными номерами в периодической системе и запишите в пустые клеточки под цифрами первые буквы их названий. Прочтите отрывок, который у вас получился.
74 | 19 | 16 | 84 | 88 | 76 | 5 | 76 | 74 | ||
у |
18 | 52 | 11 | 63 | 3 | 79 | |||||
ь | ь | я | ! |
Металл с характером
Когда Магний пришел в бар, там уже сидели: Кислород,
Сера, Хлорид Натрия в растворе, разбавленная Серная кислота
и Гидроксид меди (11). Присутствие каких веществ испортило ему настроение?
Почему?
Металл с характером
Когда Магний пришел в бар, там уже сидели: Кислород,
Сера, Хлорид Натрия в растворе, разбавленная Серная кислота
и Гидроксид меди (11). Присутствие каких веществ испортило ему настроение?
Почему?
Рассказ-задача «Исчезнувшие пуговицы»
Однажды проверяли большой продовольственный склад.
В ящиках, где хранились металлические пуговицы для
солдатского обмундирования, обнаружили какую-то серую труху.
Работников склада заподозрили в краже пуговиц, и дело дошло до суда.
Как ни странно, но их выручили химики, которые доказали, что пуговицы исчезли из-за сильных морозов, так как склад не отапливался. Из какого металла были изготовлены пуговицы? Что произошло с пуговицами?
Рассказ-задача «Исчезнувшие пуговицы»
Однажды проверяли большой продовольственный склад.
В ящиках, где хранились металлические пуговицы для
солдатского обмундирования, обнаружили какую-то серую труху.
Работников склада заподозрили в краже пуговиц, и дело дошло до суда.
Как ни странно, но их выручили химики, которые доказали, что пуговицы исчезли из-за сильных морозов, так как склад не отапливался. Из какого металла были изготовлены пуговицы? Что произошло с пуговицами?
Кому не жаль «денег»?
Мы с вами побываем в одной Удивительной стране. В какой, догадайтесь сами по характеру ее жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах у них не было ни одной свободной монеты ( «валюта» в стране называлась электронами), никто не горевал по этому поводу. Напротив, если у них заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными,
Потому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми. Надо сказать, что «высшая знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одалживали, и наоборот, при малейшей возможности стремились забрать еще…
Однажды два приятеля – Алюминий и Калий – поздно возвращались домой. И вдруг на них неожиданно напал грабитель Хлор, который потребовал выложить кошельки с электронами. Как вы считаете, какой из приятелей легче расстанется со своим кошельком? Объясните, почему? Скажите, кто были жители этой страны? Объясните, почему «простые жители» и «знать» имели такие разные черты характера?
Металл с характером
Когда Магний пришел в бар, там уже сидели: Кислород, Сера, Хлорид Натрия в растворе, разбавленная Серная кислота и Гидроксид
меди (11). Присутствие каких веществ испортило ему настроение? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для интерактивной доски игра "Химический брейн-ринг " (органическая химия)
Презентация содержит занимательные вопросы по органической химии, подготовлена для работы на интерактивной доске. Внеурочная работа. Игра-соревнование. Алканы. Непредельные углеводороды. Арены....
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...
презентация " Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Физические свойства металлов"
презентация к уроку в 9 классе...
Презентация "Щелочные металлы. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов"
Презентация "Щелочные металлы. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов" ...
План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".
План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....
Игра "Химический брейн - ринг"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Кислород и сера"...