Химический брейн ринг "Удивительный мир металлов"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Материал к внеклассному мероприятию по химии, химический брейн ринг "Удивительный мир металлов" для учащихся 9 класса. Проводится после изучения темы "Металлы" как обобщение знаний по данной теме или на предметной неделе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_mir_metallov.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

"Удивительный мир металлов"

Игра брейн ринг

 «Систематизация и обобщение знаний по свойствам металлов»

Цель: Расширить и углубить знания учащихся об особенностях свойств, истории открытия и роли металлов в жизни человека, приобщить их к чтению научно-популярной литературы, а также развивать творческие способности и повысить интерес к химии.

Задачи:

  1. Обобщить знания о физических и химических свойствах металлов, о роли металлов в жизни человека.
  2. Возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности.
  3. Формировать умение работать с различными источниками информации.

Оформление.

Таблица «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».

Организация мероприятия.

За две недели до проведения игры формируются команды учащихся для участия в игре, выбираются ведущие.

Учащиеся получают задания для подготовки к игре:

 1. Повторить изученные темы по разделу металлы:

  1. Строение атомов металлов.
  2. Физические свойства металлов.
  3. Химические свойства металлов.
  4. Сплавы.
  5. Коррозия металлов

2. Изучить дополнительную литературу:

  1. Я познаю мир: Химия / Автор-составитель Л. А. Савина.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
  2. Книга для чтения по неорганической химии. Ч. 2/ Сост. В.А. Крицман. –М.: Просвещение, 1992.
  3. Мир металла М.: Мир 1980, Беккерт М.
  4. Книга по химии для домашнего чтения М.: «Химия» 1994 Б. Д. Степин, Л.Ю. Аликберова.

3.  Подготовить представление команды, эмблему.

4.  Найти пословицы и поговорки о металлах

5. Найти встречающиеся в повседневной жизни выражения, в которых используются названия металлов или их свойства.

План проведения мероприятия:

Вступительное слово учителя. Добрый день, дорогие ребята! Много веков металлы верно служат человеку, помогая ему покорять стихию, овладевать тайнами природы, создавать замечательные машины и механизмы. Богат и интересен мир металлов, а свойства их чудесны и разнообразны.

Сегодня мы попадем в удивительный мир металлов. Я приветствую вас на химическом брейн-ринге.

1-й ведущий. На ринге встречаются 2 команды: « Титаны» и «  Благородные металлы» Давайте поприветствуем команды. Вы будете бороться за право называться знатоками химии. Победитель будет определен по количеству баллов, набранных по итогам четырех раундов.

2-й ведущий. А также по окончании игры будет определен самый химически активный участник игры.

 1-й ведущий. Представляем жюри: Эшрокова З. И., учащиеся старших классов.

2-й. Ну а на протяжении всей игры с вами будем мы, ведущие:

1-й. Я – Рутения. Названа в честь России. Я нахожусь в 7 группе ПС, в побочной подгруппе. Меня применяют как катализатор на производстве. С моей помощью удалось превратить древесные опилки, кукурузные кочерыжки, шелуху от семян подсолнечника в ценные химические продукты. Небольшие добавки меня к сплавам увеличивают коррозионную устойчивость, прочность и твердость сплава.

2-й. А я – золото по-латински Аурум, что значит Аврора – утренняя заря, солнечный металл. Я известна с древнейших времен. За право владеть мной велись кровопролитные войны, уничтожались целые государства и народы, совершались тяжкие преступления. Первые крупицы меня попали в руки людей несколько тысячелетий назад, и тогда я была возведена  человеком в ранг драгоценного. Я – очень мягкий и пластичный металл. Одно из самых важных свойств – моя высокая химическая стойкость.

1-й. Сейчас мы отправимся в путешествие по ПС.

2-й. ПС по праву называют «компасом для исследователя».

1-й. Итак, начинаем игру. 1 раунд «Химическая атака»

2-й. Задание. Расшифровать послание агента 007 с помощью ПС химических элементов Д. И. Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами хим. элементов. Вы должны найти элементы с указанными номерами в ПС и записать в пустые клеточки под цифрами первые буквы их названий.

Время для выполнения задания 1 мин. Команда, ответившая первой получает 2 балла, вторая – 1 балл. Отвечает команда, поднявшая руку первой.

1-й. Итак, готовы? Время пошло.

2-й. А теперь давайте объединим отрывки, которые вы расшифровали и получим фразу.

1-й. Зачитывает команда «Титаны»

         Команда «Благородные металлы» что у вас получилось?

1-й. Итак, получилась фраза:

       Это правило техники безопасности.

2-й. А теперь слово жюри.

1-й. Человек не может обойтись без металлов…

        Если бы не было металлов, люди

        влачили бы самую омерзительную и

        жалкую жизнь среди диких зверей…

                                          Георг Агрикола,1556 г.

2-й. Много веков металлы верно служат человеку, помогая ему покорять стихию, овладевать тайнами природы, создавать замечательные машины и механизмы.

1-й. Богат и интересен мир металлов, а свойства их чудесны и разнообразны.

2-й. Вы наверное догадались, речь пойдет о свойствах металлов.

1-й. Мы начинаем 2 раунд нашей игры «Самый – самый…»

2-й. Задание. Вам необходимо ответить на 11 вопросов. Обеим командам задается  один вопрос. Время на обсуждение ответа – 10 секунд. О своей готовности команда сообщает, подняв руку. Отвечает та команда, которая подняла руку первой. При правильном ответе команда получает 1 балл, при неправильном – 0 баллов. В случае неправильного ответа, отвечает вторая команда.

Вопросы.

1-й. Жюри подводит итоги 2 раунда.

2-й. Переходим к 3 раунду «Химические страсти»

1-й. Все на этом свете объяснимо,

       Если знаешь ты законы химии.

       Если знаешь принципы реакций,

       В жизни тебе нечего бояться.

2-й. Сейчас посмотрим,  как обстоит дело с этим у наших игроков.

1-й. Я прочитаю вам рассказ, а вы, прослушав, должны предложить химическое решение, т. е., указать о каких процессах или химических свойствах идет речь? О своей готовности команда сообщает, подняв руку. Отвечает та команда, которая подняла руку первой. За полный ответ (ответив, на все поставленные вопросы в задании) команда получает 3 балла, за неполный – 2, 1, решает наше компетентное жюри. Время на обсуждение ответа – 1 минута.

2-й. Рассказ первый «Кому не жаль денег?» (выдать распечатки обеим командам).

1-й. Итак, время пошло.

2-й. История вторая «Металл с характером» (выдать распечатки).

1-й. Итак, время пошло.

2-й. Рассказ «Исчезнувшие пуговицы»

1-й. Итак, время пошло.

2-й. Жюри подводит итоги 3 раунда.

1-й. 4 раунд. Домашнее задание.

2-й. В повседневной жизни мы часто слышим выражения, в которых свойства каких-либо предметов сравниваются со свойствами металлов. Вы  подготовили пословицы, поговорки о металлах, выражения, в которых используются названия металлов или их свойства, а также строки из песен и стихов.

1-й. Капитаны команд в порядке очередности предлагают свой вариант ответа. Побеждает команда, которая назовет максимальное количество фраз или словосочетаний.

2-й. Жюри подводит итоги 4 раунда.

Рефлексия.

        Слово жюри для подведения итогов всей игры. Учитель и другие члены жюри высказывают свое мнение об игре. Сейчас мы узнаем победителя!

1-й. Победитель нашей игры – команда … Вы являетесь «Знатоками химии». Поздравляем победителей!

2-й. Жюри называет самого химически активного участника.

И в заключении слово предоставляется учащимся:

  1. Что понравилось?
  2. Что получилось?
  3. Что не получилось?
  4. Понравилась такая форма работы или нет?
  5. Что хотелось бы учесть на будущее?

 

Вопросы ко 2 раунду «Самый – самый…»

  1. Семь металлов создал свет по числу семи планет… Назовите металлы, известные человеку с глубокой древности. (серебро, золото, медь, железо, ртуть, олово, свинец.)
  2. Какой металл является настоящим «гигантом»? (титан)
  3. Чемпион среди металлов-тяжеловесов? (осмий)
  4. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду? (ртуть)
  5. Металл, который не тонет в воде, а может бегать по ней? (натрий)
  6. Самый распространенный металл и третий по распространенности на Земле элемент? (алюминий)
  7. Он не боится самых жарких объятий пламени? (вольфрам)
  8. В организме взрослого человека его содержится более 1,5 кг. Поэтому его называют самым живым металлом? (кальций)
  9. Король твердости среди металлов? (хром)
  10. «Золотой призер» электропроводности (серебро)
  11. Металлы звенят. Назовите самые звонкие металлы(золото, серебро, медь)

Задание к 3 раунду «Химические страсти»

 

Рассказ-задача «Исчезнувшие пуговицы»

Однажды проверяли большой продовольственный склад.

В ящиках, где хранились металлические пуговицы для

солдатского обмундирования, обнаружили какую-то серую труху.

Работников склада заподозрили в краже пуговиц, и дело дошло до суда.

Как ни странно, но их выручили химики, которые доказали, что пуговицы исчезли из-за сильных морозов, так как склад не отапливался. Из какого металла были изготовлены пуговицы? Что произошло с пуговицами?

1 раунд «Химическая атака»

 «Титаны»

Задание. Расшифруйте послание агента 007 с помощью Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Найдите элементы с указанными номерами в периодической системе и запишите в пустые клеточки под цифрами первые буквы их названий. Прочтите отрывок, который у вас получился.

24

49

12

49

63

16

19

49

63

ч

88

63

18

19

52

49

74

11

18

ы

1 раунд «Химическая атака»

 «Благородные металлы»

Задание. Расшифруйте послание агента 007 с помощью Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Найдите элементы с указанными номерами в периодической системе и запишите в пустые клеточки под цифрами первые буквы их названий. Прочтите отрывок, который у вас получился.

74

19

16

84

88

76

5

76

74

у

18

52

11

63

3

79

ь

ь

я

!

Металл с характером

Когда Магний пришел в бар, там уже сидели: Кислород,

Сера, Хлорид Натрия в растворе, разбавленная Серная кислота

и Гидроксид меди (11). Присутствие каких веществ испортило ему настроение?

Почему?

Металл с характером

Когда Магний пришел в бар, там уже сидели: Кислород,

Сера, Хлорид Натрия в растворе, разбавленная Серная кислота

и Гидроксид меди (11). Присутствие каких веществ испортило ему настроение?

Почему?

Рассказ-задача «Исчезнувшие пуговицы»

Однажды проверяли большой продовольственный склад.

В ящиках, где хранились металлические пуговицы для

солдатского обмундирования, обнаружили какую-то серую труху.

Работников склада заподозрили в краже пуговиц, и дело дошло до суда.

Как ни странно, но их выручили химики, которые доказали, что пуговицы исчезли из-за сильных морозов, так как склад не отапливался. Из какого металла были изготовлены пуговицы? Что произошло с пуговицами?

Рассказ-задача «Исчезнувшие пуговицы»

Однажды проверяли большой продовольственный склад.

В ящиках, где хранились металлические пуговицы для

солдатского обмундирования, обнаружили какую-то серую труху.

Работников склада заподозрили в краже пуговиц, и дело дошло до суда.

Как ни странно, но их выручили химики, которые доказали, что пуговицы исчезли из-за сильных морозов, так как склад не отапливался. Из какого металла были изготовлены пуговицы? Что произошло с пуговицами?

Кому не жаль «денег»?

Мы с вами побываем в одной Удивительной стране. В какой, догадайтесь сами по характеру ее жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах у них не было ни одной свободной монеты ( «валюта» в стране называлась электронами), никто не горевал по этому поводу. Напротив, если у них заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными,

Потому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми. Надо сказать, что «высшая знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одалживали, и наоборот, при малейшей возможности стремились забрать еще…

Однажды два приятеля – Алюминий и Калий – поздно возвращались домой. И вдруг на них неожиданно напал грабитель Хлор, который потребовал выложить кошельки с электронами. Как вы считаете, какой из приятелей легче расстанется со своим кошельком? Объясните, почему? Скажите, кто были жители этой страны? Объясните, почему «простые жители» и «знать» имели такие разные черты характера?

Металл с характером

Когда Магний пришел в бар, там уже сидели: Кислород, Сера, Хлорид Натрия в растворе, разбавленная Серная кислота и Гидроксид

меди (11). Присутствие каких веществ испортило ему настроение? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для интерактивной доски игра "Химический брейн-ринг " (органическая химия)

Презентация содержит занимательные вопросы по органической химии, подготовлена для работы на интерактивной доске. Внеурочная работа. Игра-соревнование. Алканы. Непредельные углеводороды. Арены....

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...

Презентация "Щелочные металлы. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов"

Презентация "Щелочные металлы. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов" ...

План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".

План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....

Игра "Химический брейн - ринг"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Кислород и сера"...