Игра "Химический брейн - ринг"
методическая разработка по химии (9 класс)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Кислород и сера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_himicheskiy_breyn-ring.docx201.11 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Химический брейн - ринг» в 9-м классе по теме:

«Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Кислород и сера».

Цели урока: 1. В игровой форме обобщить полученные знания о кислороде и сере, их соединениях, физических и химических свойствах,  способах получения.________________________________________________

                          2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства кислорода, серы, их соединений; в решении экспериментальных и  расчетных задач различного типа.___

                         3. Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах  «зачет по теме».____________________________________________

Тип урока:     урок  обобщения и систематизации полученных знаний.__________

Методы:         урок-игра с решением экспериментальных и расчетных задач._____

Оборудование: флажки, карточки с условием расчетной и экспериментальной задач, «Черный ящик» с предметом  СПИЧКИ, две мини лаборатории, две кассеты с пронумерованными склянками, в которых следующие вещества: серная кислота, сульфат натрия, хлорид натрия.

Ход урока.

Методич. приемы.

I. Организационный момент.

    Взаимное приветствие друг друга, проверка готовности к уроку.

II. Вступительное слово учителя.

  1. Сообщение темы и цели урока, что это не просто урок, а урок-игра, в которой будут соревноваться две команды – команда 9«А» класса и команда 9»Б» класса (команды заранее придумывают название своей команды и небольшое приветствие).
  2. Сообщение условий игры: команды будут соревноваться в 4 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет флажок, выкрики будут наказываться штрафными баллами.

III. Игра «Брейн-ринг»

Мы живем в 21 веке и сейчас огромное значение имеют деньги. Сегодня мы тоже будем играть на деньги, но непростые, а химические – химы. Это конвертируемая валюта и в конце урока вы сможете обменять заработанные деньги на оценки.

 Итак, 1 тур «Вопрос – ответ».

За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 хим.

  1. Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне каждого элемента подгруппы кислорода?
  2. Кроме кислорода и серы, в главной подгруппе 6-ой группы какие еще сходные с ними имеются элементы?
  3. Какую степень окисления в большинстве соединений проявляет кислород?
  4. Какие степени окисления может проявлять сера?
  5. Почему кислород проявляет постоянную валентность, а сера нет?
  6. Как называется явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ?
  7. Назовите аллотропные модификации кислорода и серы.
  8. В реакциях с какими веществами сера проявляет окислительные свойства?
  9.  Перечислите природные соединения серы.
  10.  Какая аллотропная модификация серы наиболее устойчивая?
  11.  Что представляет собой «греческий огонь», с помощью которого защитники Константинополя сожгли арабский флот в 670 г?
  12.  Что нельзя делать при работе с концентрированной серной кислотой? Почему?
  13.  Какую соль серной кислоты используют в борьбе с вредителями и болезнями растений?
  14.  Что является качественной реакцией на сульфат-ионы?

2 тур. Решить цепочку превращений. Максимально команда может заработать 5 химов (за каждое уравнение по 1 химу).

S→ SO2 → SO3 → H2SO4 → Na2SO4 → BaSO4 

Для 1 и 2 указать переход электронов, окислителя, восстановителя

Для 4 и 5– записать полное и сокращенное иное уравнение.

3 тур. Конкурс капитанов.  (3 хима).

Команды выбирают капитанов, которые на доске на время и правильность решают задачу:

Задача для 1 команды: При обжиге цинковой обманки (ZnS) массой 64,7 г, содержащей 10% примесей,  на практике собрали 12 л сернистого газа. Определите объемную долю выхода продукта реакции от теоретически возможного (в %).

Задача для 2 команды: При взаимодействии 228 г раствора серной кислоты с массовой долей кислоты 20% с достаточным количеством цинка получили  газ объемом 8 л. Вычислите объемную долю выхода продукта от теоретически возможного (в%).

Пока капитаны решают задачу на доске, у каждой команды есть возможность заработать дополнительные химы в свою копилку.

«Черный ящик»:  в этом ящике находится некий предмет,  который имеет непосредственное отношение к теме нашей игры. Первую подсказку я зачитываю бесплатно, если ни одна команда не отгадывает сразу о чем идет речь, то последующие подсказки вы покупаете на заработанные уже деньги-химы, при чем право отгадать по подсказке будет у той команды, которая больше за нее заплатит. За правильно отгаданный предмет команда получит 5 химов.

Подсказки: 1. Впервые этот предмет сделал в 1805 г французский химик Шансель. Основным компонентом была смесь серы, бертолетовой соли и киновари с концентрированной серной кислотой.

2. В середине 19 века в смесь для основного компонента добавляли белый фосфор – очень ядовитое вещество. И такие предметы были крайне вредны для здоровья. К тому же стоили очень дорого и были доступны далеко не всем.

3. Позднее для производства этих предметов стали использовать смесь серы, красного фосфора, бертолетовой соли и некоторых других хорошо воспламеняющихся реагентов. Эти предметы получили название «шведские» и в нашей стране выпускаются практически без изменений до сих пор.

4. Часто используются как объект для сравнения размера при фотографировании небольших предметов.

Проверка решений задач на доске капитанов.

Задача 1

Описание: G:\DCIM\101MSDCF\DSC00077.JPG

Задача2 Описание: G:\DCIM\101MSDCF\DSC00078.JPG

И наконец, 4 тур. «Вперед за экспериментом».

Распознать предложенные вещества:

 серная кислота, сульфат натрия, хлорид натрия.

На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. (в склянке №1 –сульфат натрия, в склянке №2 – хлорид натрия, в склянке №3 – серная кислота).  В ожидании – игра с болельщиками.

IV. Подведение итогов: подсчет химов и выставление оценок.

2 мин.

1-2 мин.

30 мин.

Устно с места команды отвечают на вопросы

По 1 человеку с каждой команды по очереди записать 1 уравнение.

Капитаны решают задачу на доске.

Команды угадывают предмет по подсказкам.

Команды выполняют опыты по распознава-

нию в-в.

3 мин.

1 мин.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ С БОЛЕЛЬЩИКАМИ.

А это что за элемент?

 В нем изменений нет,

 Ты измени в нем только ударенье

 Построишь ты сооруженье. (платина)

Он яркой звездой загорается,

 Белый и легкий металл,

 Он в 13 клетке таблицы

 Почетное место занял (алюминий)

Летучий, темный, кристалличный

 Он мало растворим в воде,

 Раствор спиртовый столь типичный

 В аптеке встретится везде (Йод)

Хранят обычно в керосине

 И бегает он по воде

 Отныне знай – в свободном виде

 В при роде нет его нигде.  (Натрий)

В воде обычно он хранится,

 Свет излучает в темноте,

 Искать в природе лучше не трудитесь,

 Свободным нет его нигде, (Фосфор)

Давно известна человеку,

 Она тягуча и красна,

 Еще по бронзовому веку

 Знакома в сплавах всем она,

 С горячей серной кислотою дает нам синий купорос! (Медь)

Прославлен всеми именами

 Металл испытанный огнем,

 Манил к себе людей веками,

 Алхимик жил мечтой о нем. (Золото)

Ослепительным пламенем ярким

 Как звездочка, чудо горит,

 Металл тот и белый и легкий

 В двенадцатой клетке стоит (Магний)

Достоин газ тот удивленья,

 Его применяют сейчас

 Для резки металлов и сталеваренья,

 И в доменных разных печах,

 Ведет его летчик в небесные дали,

 Подводник с собою берет,

 Вы верно уже догадались,

 Что газ этот (Кислород)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

брейн-ринг "Содружество муз"

Конкурс знакоков искусств (материал к декаде искусств)...

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс. Мероприятие подготовлено к предметной неделе. Участвуют команды параллели 6-х  классов....

физико-математический брейн-ринг

Внеклассное мероприятие для 9-10 классов. С помощью мероприятия хотелось повысить интерес учеников к предмету....

Сценарий брейн-ринга.

     Данный сценарий разработан для детей 4 -6 классов. Он позволяет в доступной и увлекательной форме закрепить знания, полученные на уроках. Вопросы брейн- ринга достаточ...

Физико-математический брейн-ринг 8-9 класс

Цель: -развитие и укрепление интереса к предмету, -развитие познавательной и творческой деятельности, -развитие культуры коллективного умственного труда....

Математический "Брейн-ринг" для учащихся 8-х классов

Данный «Брейн-ринг» способствует , развитию познавательной активности учащихся, логического мышления, внимания, повышению интереса к изучению математики, расширению кругозора , углублению знаний по ма...

Внеклассное мероприятие Математический «Брейн-ринг» в 8 классе

Цели:  Развивать и укреплять интерес  к математике, истории ее развития, мотивировать познавательную  деятельность, развивать сообразительность, любознательность,  логическое...