Рабочая программа кружка "Органические вещества на службе у человека"
методическая разработка (химия, 10 класс) на тему
Кружок "Органические вещества на службе у человека" предназначен для обучающихся 10 класса. Программа кружка рассчитана на 1 час в неделю (всего 34 занятия). Программой предусмотрено проведение лабораторных работ, практических занятий, конференций, экскурсий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_org_veshch_na_sluzhbe_u_chel.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
кружка «Органические вещества на службе у человека»
для обучающихся 10 классов
на 2012-2013 учебный год
(всего 34 часа, 1 час в неделю)
Дуванова Т.В., учитель химии МОУ «СОШ № 73»
Пояснительная записка
Химия, обладая огромными возможностями, создает невиданные ранее материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей. Но та же химия может стать и опасной для здоровья человека.
Использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний.
Программа кружка «Органические вещества на службе у человека» рассчитана на 1 час в неделю (всего 34 занятия). Программой предусмотрено проведение лабораторных работ, практических занятий, конференций, экскурсий.
Цели курса:
- углубление знаний обучающихся о свойствах и применение органических веществ;
- формирование навыков исследовательской деятельности обучающихся:
- формирование экологической грамотности обучающихся;
- формирование ориентации на будущую профессиональную карьеру.
Содержание курса
Введение. Из истории органической химии (1 час).
Тема 1. Химия и косметика (8 часов).
Из истории применения душистых веществ и мыла. Состав туалетного мыла. Химия поддержания чистоты.
Кожа - наша защита. Приемы ухода за кожей. Меланин. Механизм загара. Защита кожи от солнца. Значение витамина D и фотохимия.
Волосы. Белковый состав. Уход за волосами. Шампуни. Краска для волос. Обесцвечивание волос. Понятие о сущности превращений в ходе химической завивки. Гель для укладки волос.
Дезодоранты, их дезинфицирующее действие, предотвращающее развитие микроорганизмов. «Фреоновая опасность », заменители фреонов в аэрозольных упаковках. Шариковый дезодоранты.
Декоративная косметика. Пудры, карандаши, тушь для ресниц, тени для век. Губная помада. Духи, Эфирные масла.
Средства ухода за зубами.
Тема 2. Химия и медицина (8 часов).
Лекарства и яды в древности и средневековье.
Фенол – первое средство дезинфекции.
Первые лекарственные препараты против сифилиса и малярии. Создание сульфаниламидных препаратов. Синтез антибиотиков.
Проблемы диабета и инсулина.
Проблема химиотерапии вирусных заболеваний. Интерферон. Поиск препаратов протии СПИДа.
Полимеры в медицине.
Домашняя аптечка.
О правилах приема лекарственных препаратов.
Тема 3. Химия и питание (8 часов).
Питание и культура. Решение проблемы питания в процессе развития цивилизации.
Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность. Виды питания.
Состав пищи: вода, белки, углеводы, липиды, минеральные вещества, витамины и витаминоподобные вещества; ферменты, ароматические вещества, фитонциды, дубильные вещества, органические кислоты.
Биологическая роль белков, углеводов, жиров, их пищевая ценность.
Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании.
Сахароза: умеренность и осторожность. Заменители сахара: аспаркам, цикламат, сахарин.
Консервирование продуктов. Основные консерванты. Ароматизаторы. Красители.
Чай и кофе: вещества, входящие в их состав.
Органические кислоты не кухне.
Пищевые добавки.
Способы приготовления пищи, химические процессы, происходящие при этом.
Проблема синтетической пищи.
Тема 4. Химия в вашем доме (8 часов).
Чистота дома: чтобы полы блестели; ваша мебель; на кухне и в ванной; дезинфекция дома; дезодорация.
Пришло время ремонта: окраска стен, потолков, полов, окон, дверей, мебели. Герметизация щелей, трещин, дверных и оконных проемов.
Все можно склеить: склеивание бумаги, картона, древесины, металлов, стекла, фарфора, керамики, кожи, резины, пластмассы, тканей, кино – и фотопленки.
Сегодня у нас стирка: виды волокон и тканей; моющие средства, отбеливатели; подсиневание, подкрахмаливание; антистатическая обработка.
Химчистка и крашение: удаление пятен; химчистка дома; окраска одежды и тканей.
Химия приходит на помощь: средства защиты растений . Инсектициды и репелленты: против ползающих; репелленты – отпугивающие средства; уничтожение мух, муравьев; антимольные препараты; борьба с грызунами.
Что надо знать о правилах и условиях использования препаратов бытовой химии.
Итоговое занятие Перспективы развития химии как основы благосостояния общества (1 час).
Ресурсы:
- Химия и общество: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995. – 560 с., ил
- М.Д. Машковский. Лекарственные средства: В 2-х томах, Т.1.Т.2 – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1984. – 624 с. и 576 с.
- А.Т.Солдатенков. Основы органической химии лекарственных веществ / А.Т.Солдатенков, Н.М.Колядина, И.В. Шендрик. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Химия. 2003. – 192 с.
- Тулиева Н.И. Химия 10-11 классы. Практикум по органической химии. – В.: 2006
- Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1989
- Муравин Э.А. Агрохимия: учебник / Э.А.Муравин. – М.: Колос С., 2004. – 383 с. – (Учебники и учеб. пособия для студентов ср. спец. учеб. заведений).
- Лифляндский В.Г., Закревский В.В., Андронова М.Н. Лечебные свойства пищевых продуктов. – М.: ТЕРРА, 1996. – 544 с. – (Русский дом).
- Химия в быту. Смоленск.: - Русич, 1996
- Вилламо Х. Косметическая химия: Пер. с фин. – М.: Мир, 1990. – 288 с., ил.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Часы | Формы работы | Образовательный продукт |
1 | Введение | 1 | Беседа | Записи в тетради |
Химия и косметика | ||||
2 | Из истории применения душистых веществ и мыла. Состав туалетного мыла. Химия поддержания чистоты. | 1 | Лекция с презентацией | Опорный конспект |
3 | Приемы ухода за кожей. Меланин. Механизм загара. Защита кожи от солнца. Значение витамина D и фотохимия. | 1 | Лекция с презентацией. Лабораторная работа «Сравнение средств защиты от солнца» | Опорный конспект Результаты занятия - практикума |
4 | Волосы. Белковый состав. Уход за волосами. Шампуни | 1 | Лекция с презентацией | Опорный конспект |
5 | Краска для волос. Обесцвечивание волос. Понятие о сущности превращений в ходе химической завивки | 1 | Практическая работа № 1 «Химия волос» | Результаты занятия - практикума |
6 | Дезодоранты, их дезинфицирующее действие, предотвращающее развитие микроорганизмов | 1 | Лекция с презентацией | Опорный конспект |
7 | « Фреоновая опасность », заменители фреонов в аэрозольных упаковках. | 1 | Семинарское занятие | Результаты семинарского занятия |
8 | Декоративная косметика. | 1 | Занятие-исследование | Реализованный проект |
9 | Средства ухода за зубами. | 1 | Семинарское занятие | Результаты семинарского занятия |
Химия и медицина | ||||
10 | Лекарства и яды в древности и средневековье | 1 | Лекция | Опорный конспект |
11 | Первые лекарственные препараты против сифилиса и малярии. Создание сульфаниламидных препаратов | 1 | Лекция | Опорный конспект |
12 | Синтез антибиотиков | 1 | Лекция | Опорный конспект |
13 | Проблемы диабета и инсулина. | 1 | Лекция | Опорный конспект |
14 | Проблема химиотерапии вирусных заболеваний. Интерферон. Поиск препаратов протии СПИДа. | 1 | Семинарское занятие | Результаты семинарского занятия |
15 | Полимеры в медицине | 1 | Занятие-исследование | Реализованный проект |
16 | Домашняя аптечка | 1 | Семинарское занятие | Результаты семинарского занятия |
17 | О правилах приема лекарственных препаратов. | 1 | Лекция | Опорный конспект |
Химия и питание | ||||
18 | Питание и культура. Решение проблемы питания в прецессе развития цивилизации | 1 | Лекция с презентацией | Опорный конспект |
19 | Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность. Виды питания. | 1 | Семинарское занятие | Результаты семинарского занятия |
20 | Состав пищи. Биологическая роль белков, углеводов, жиров, их пищевая ценность. | 1 | Практическая работа № 2 «Анализ пищевых продуктов» | Результаты занятия - практикума |
21 | Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании. | 1 | Лекция. Лабораторная работа «Изучение действия ферментов» | Опорный конспект, Результаты занятиия-практикума |
22 | Сахароза: умеренность и осторожность. Заменители сахара: аспаркам, цикламат, сахарин | 1 | Лекция. Лабораторная работа «Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы» | Опорный конспект Результаты занятиия-практикума |
23 | Консервирование продуктов. Основные консерванты. Ароматизаторы. Красители | 1 | Занятие-исследование | Реализованный проект |
24 | Чай и кофе: вещества, входящие в их состав. | 1 | Лекция | Опорный конспект |
25 | Способы приготовления пищи, химические процессы, происходящие при этом. | 1 | Лекция. Лабораторная работа «Денатурация белка» | Опорный конспект Результаты занятиия-практикума |
Химия в вашем доме | ||||
26 | Чистота дома: чтобы полы блестели; ваша мебель; на кухне и в ванной; дезинфекция дома; дезодорация. | 1 | Семинарское занятие | Результаты семинарского занятия |
27 | Пришло время ремонта | 1 | Эвристическая беседа | Записи в тетради |
28 | Все можно склеить | 1 | Лекция | Опорный конспект |
29 | Сегодня у нас стирка | 1 | Лекция. Лабораторная работа «Сравнение способности к пенообразованию мыла и СМС в различных типах вод» | Опорный конспект Результаты занятиия-практикума |
30 | Химчистка и крашение. | 1 | Лекция. Лабораторная работа «Выведение пятен с одежды в домашних условиях» | Опорный конспект. Результаты занятиия-практикума |
31 | Средства для борьбы с бытовыми насекомыми | 1 | Лекция | Опорный конспект |
32 | Химия приходит на помощь: средства защиты растений. | 1 | Лекция | Опорный конспект |
33 | Что надо знать о правилах и условиях использования препаратов бытовой химии. | 1 | Эвристическая беседа | Записи в тетради |
34 | Итоговое занятие | 1 | Конференция «Перспективы развития химии как основы благосостояния общества». | Представление результатов реализованных проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок ОБЖ и химии "Вредные вещества на "службе" у человека. "Атмосферный кризис". 8-й класс
Пропедевтические понятия о веществах и их превращениях учащиеся получают в процессе изучения учебных предметов, таких как природоведение, основы безопасности жизнедеятельности, биология и физика. В...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа элективного курса "Математика в жизни человека"
Описание место учебного предмета в учебном планеНа изучение элективного курса «Математика в жизни человека» в 9 классе выделено по 0,5 часа в неделю (17 часов за год).\Пояснительная запискаМатематика ...
Рабочая программа по биологии для 8 класса «Человек», автор Н.И. Сонина.
для 8 класса «Человек», автор Н.И. Сонина....
Рабочая программа курсов дополнительного образования по обществознанию "Человек и общество" 9 класс
.Рабочая программа составлена для занятий с одаренными учащимися в Центре дополнительного образования. Обществознание 9 класс....
рабочая программа 8 класс к курсу "Биология. Человек"
рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК под редакцией В. В. Пасечника...
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для дополнительного 1 класса (ФГОС для детей с УО (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
Методическая разработана создана для учителей начальных классов, работающих по данной программе. Программа содержит пояснительную записку, раскрывающую актуальность предмета, цели и задачи, место пред...