Урок по химии "Аминокислоты".
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
<Урок химии по теме "Аминокислоты" Басиева А.А. преподаватель по химии
Образовательные: систематизировать знания суворовцев оаминокислотах, номенклатуре, изомерии, водородной связи; изучить строение и свойства аминокислот (физические и химические); познакомить суворовцев с применением и получением аминокислот
Воспитательные: воспитывать в духе военного патриотизма,способствовать формированию диалектического мировоззрения; формировать чувство ответственности по отношению к своему здоровью;
Развивающие: развитие навыков мыслительности (умение анализировать полученные данные, работать с дополнительным материалом); формировать навыки использования компьютерных технологий;
Тип урока: интегрированный урок
Оборудование: мультимедийный проектор,презентация «Этапы урока:
IАКТИВИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
III. Закрепление пройденного материала.
Ход урока . Вопросы для уворовцев: 1. Какие органические соединения называются азотсодержащими?( 2. Какие классы азотсодержащих органических веществ вы знаете? Изучение нового материала проходит с использованием слайдов презентации: Тема урока -АМИНОКИСЛОТЫ. План урока:1.Историческая справка. 2.Свойства аминокислот. 3.Распространенность в природе. 4. Биологическая роль. Определение(Аминокислоты – это органические соединения, в состав которых входят две функциональные группы: карбоксильная –COOH и аминогруппа – NH2. Простейшая аминокислота – это аминоуксусная кислота NH2CH2COOH, называемая также глицином., классификация аминокислот.) Работа суворовцев с опорным конспектом.Скажите, на ваш взгляд, может ли образоваться дипептид из разных по составу аминокислот? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание на место пептидной связи в дипептиде. Глицин -аминоуксусная кислота Аланин -аминопропионовая кислота Да, так как в образовании пептидной связи принимают участие аминогруппа одной аминокислоты и карбоксильная группа другой аминокислоты, углеводородные радикалы не принимают участия в образовании пептидных связей. Как вы думаете, возможно ли дальнейшее присоединение аминокислот к этому веществу? Ответ обоснуйте. Да, возможно присоединение, так как у молекулы дипептида имеются свободные карбоксильная группа (С – конец) и аминогруппа (N - конец). Цепь может расти с двух сторон. Ала-гли Сколько вариантов соединения вы можете предложить? Два. Когда аминокислота глицин стоит на первом месте и когда аминокислота глицин стоит на втором месте? Гли-ала В клетках и тканях живых организмов обнаружено свыше 170 различных аминокислот, и из них 20 альфа-аминокислот входят в состав важнейших биологических веществ, называемых белками. 1. Гомологический ряд. 2.Изомерия аминокислот. 3. Строение аминогруппы. 4.Работа учащихся с опорными конспектами и слайдами презентации 5.Номенклатура аминокислот. Выполнение интерактивных упражнений, тренажер по составлению формул аминокислот. 6.Физико-химические свойства аминокислот. Демонстрация видеофрагментов лабораторных опытов. Интерактивная доска, кроме показа слайдов презентации, используется также для записи уравнений реакций по ходу урока. Работасуворовцев с опорными конспектами; 7. Получение и применение аминокислот. (Аминокислоты и их производные используются в качестве лекарственных средств в медицине. Так глицин оказывает укрепляющее действие на организм и стимулирует работу мозга. Лизин и метионин применяются в качестве добавок в корм сельскохозяйственным животным. Человеческий организм может синтезировать 12 из 20 аминокислот. Остальные восемь должны поступать в организм в готовом виде вместе с белками пещи, поэтому они называются незаменимыми. Незаменимые аминокислоты включают изолейцин, лейцин, лизин, метионин, фенилаланин, треонин, триптофан, валин и (для детей) гистидин.) Закрепление пройденного материала: Выводы. Контроль за усвоением знаний суворовцев. Тестирование по теме «Аминокислоты». Тестирование размещено на интерактивной доске Вариант 1 Часть А А1.Используя глицин и аланин, можно получить различных дипептидов А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4 А2. Глицин образует сложный эфир в результате взаимодействия: А) С гидроксидом натрия В) С этанолом Б) С бромоводородом Г) С аминоуксусной кислотой А3. 2-аминопропановая кислота и аланин являются: А) Структурными изомерами В) Гомологами Б) Геометрическими изомерами Г) Одним и тем же веществом А4. Число изомерных аминокислот состава C4H9O2N равно: А) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6 Часть Б Б1. Аланин не взаимодействует с веществами: А) Кислород Г) Хлорид натрия Б) Гидроксид натрия Д) Водород В) Хлороводородная кислота Е) Метан Б2. 3-хлор-2-аминопропановая кислота реагирует с: А) NH3 Г) HBrO4 Б) Hg Д) Si В) C2H5OH Е) C5H12
ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ: СТР.178 УПР.2-5
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дайте свое определение класса. Аминокислоты – гетерофункциональные соединения, которые обязательно содержат две функциональные группы: аминогруппу – NH 2 и карбоксильную группу – COOH , связанные с углеводородным радикалом (стр. 220 учебника) Общая формула Аминокислоты – производные кислот, которые можно рассматривать как продукты замещения одного или более атомов водорода в их радикалах на одну или более аминогрупп ( “ Курс органической химии ” , стр.371) NH 2 – CH – COOH R
Аминокислоты. Биологическая роль Аминокислоты, в отличие от ранее изученных органических веществ, содержат две функциональные группы.
Номенклатура аминокислот 1 . Найдите главную углеродную цепь – это самая длинная цепь атомов углерода, включающая атом углерода карбонильной группы. 2. Пронумеруйте атомы углерода в главной цепи, начиная с атома углерода карбоксильной группы. 3. Укажите номер атома углерода в главной цепи соединенного со второй функциональной группой – аминогруппой и назовите её. 4. Если имеются другие заместители, то укажите номер атома углерода в главной цепи, у которого есть заместитель, и дайте название заместителю. Если заместителей несколько, расположите их по алфавиту. Перед названием одинаковых заместителей укажите номер атома углерода, с которым они связаны. И используйте умножающие приставки ( ди - . три - ) 5. В конце названия допишите суффикс – овая и слово кислота.
По количеству функциональных групп : моноаминомонокарбоновые диаминомонокарбоновые С-С-С-С-С -СООН ׀ ׀ NH 2 NH 2 лизин По взаимному расположению функциональных групп: α , β , γ … С – С - С – С – СООН С – С - С – С – СООН С – С - С – С – СООН | | | NH2 NH2 NH2 2, 6 – диаминогексановая кислота моноаминодикарбоновые НООС-С-С-С-СООН | NH2 глутаминовая 2-аминопентандиовая кислота
оптическая изомерия: СН 3 | NH 2 – C *-Н ׀ СООН изомерия углеродного скелета изомерия положения стр.40 учебника
СВОЙСТВА АМИНОКИСЛОТ 1) Растворимость в воде N + H 3 – CH – COOH N + H 3 – CH – COO - NH 2 – CH – COO - | | | R R R 2) С кислотами NH 2 – CH 2 – COOH + НС | → [ NH 3 – CH 2 – COOH ] С | хлорид как основание 3) С основаниями NH 2 – CH 2 – COOH + Na OH → NH 2 – CH 2 – COONa + H 2 O как кислота Физические : сладкие, безвкусные, горькие Почему? Вывод: зависит от радикала Вывод : органические амфотерные соединения 4) Специфическое - взаимодействие между собой NH 2 – CH 2 – COOH + Н NH – CH 2 – COOH → NH 2 – CH 2 – CO - NH – CH 2 –COOH пептидная связь Вывод: α - аминокислоты – элементарные частицы природных полимеров- белков Биполярный ион Химические :
лабораторный уксусная кислота →хлоруксусная кислота→аминоуксусная кислота СН 3 -СООН + С l 2 → СН 2 -СООН | Cl СН 2 -СООН + NH 3 → СН 2 -СООН | | С l NH 2 Способы получения гидролиз белков промышленный:
Применение аминокислот
Вывод: Аминокислотами называются органические соединения. В молекулах которых содержатся одновременно аминогруппа и карбоксильная группа; Аминокислоты проявляют основные и кислотные свойства, являются амфотерными органическими соединениями.
В живых организмах: Природные аминокислоты (около 150) Протеиногенные аминокислоты (около 20) в белках Незаменимые: валин, лейцин, лизин, треонин, цистеин и др. Антибиотики (пенициллин) Полиамидные смолы (капрон, нейлон) *Добавка к корму
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...