Современный урок
статья по химии (9 класс) на тему

Карпеева Ольга Григорьевна

Каким должен быть современный урок?Возможны различные варианты и представления об этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_urok.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок химии. Учитель школы №106 Карпеева О.Г.

Урок был и остаётся основной формой взаимодействия учителя и ученика. К современному уроку предъявляются самые высокие требования: развитие личностных качеств учащихся, использование различных приёмов обучения, в том числе дифференцированного и проблемного, дидактических материалов. Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «я». Это процесс сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. Школа призвана быть более разнообразной, более эффективной, способной участвовать в формировании привычки учиться. Сегодня учащимся недостаточно успешно освоить базовый курс школьной программы, им необходимо научиться быть самостоятельными, работать с информацией и приобретать знания. Чтобы быть успешным в современном обществе, следует овладевать информационными технологиями, научиться заботиться о своём здоровье, быть коммуникативным, решать проблемы – это позволит сформировать базовые компетентности современного человека: информационную, коммуникативную, самоорганизации, самообразования. Уроки с применением ИКТ имеют значительные отличия от классических уроков. Меняется роль учителя: он уже не основной источник знаний, его функция – координирующая, консультативная. Существуют современные электронные учебники, виртуальные химические лаборатории, новые средства обучения. Задача учителя – подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебной программы, возрастными и психологическими особенностями учащихся. Использование компьютерных технологий может быть использовано для: составления тематического планирования, создания банка информации по предмету, уроков, внеклассных мероприятий, разработки программ различных курсов, факультативов. Для изучения химии ИКТ дают большие возможности. Это решение проблем, связанных с мотивацией обучения химии, подготовки к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ, подготовки к олимпиадам и конкурсам. Химия – наука экспериментальная, следовательно,  работа в лаборатории с веществами и оборудованием имеет первостепенное значение для развития навыков постановки эксперимента. Но информационные технологии при обучении химии незаменимы в ситуации, когда идет изучение взрывоопасных веществ, токсичных реагентов.  Виртуальные опыты можно смотреть несколько раз, повторять. Компьютер можно использовать при проведении самостоятельных работ, а также для дистанционного обучения, что очень важно для получения образования. Современный урок – это урок с высокой мотивацией, интересный урок, насыщенный информацией и в то же время не вызывающий перегрузок учащихся. Преподаватель выступает в роли консультанта, учащиеся  предлагают свои материалы по новой теме: устное сообщение, доклад, презентация, это позволяет им проявить инициативу, самостоятельность, получить возможность для собственного самовыражения. На современном уроке необходимо использовать современные педагогические технологии, развивать учащихся, постепенно усложняя формы деятельности. Чтобы урок был эффективным, развивающим, следует ставить проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решение практических задач. Учащиеся должны быть вовлечены в самоуправление, саморегуляцию познавательного процесса на уроке, вести взаимооценивание результатов деятельности. Учащиеся могут выступать лаборантами, ассистентами учителя, его помощника. Для того чтобы планомерно управлять учебными действиями учащихся, учителю необходимо научиться составлять учебные задания так, чтобы их операционная структура соответствовала педагогическим целям и планируемым результатам обучения. Учитель может составить задания различного уровня сложности при уровневой дифференциации, при составлении индивидуальных заданий возрастающего уровня сложности. В современных условиях важно развивать внимание учащихся, для чего на уроках химии необходимо использовать задания: на пропуски элементов, формул и коэффициентов, на лишние данные, на исправление ошибок. Учитель должен способствовать развитию воображения, развитию памяти, речевых навыков. При составлении  заданий на развитие мышления следует выбирать задания на выполнение мыслительных операций, на соответствие, на поиск закономерностей, на классификацию, на сравнение, на выполнение мыслительных действий. Чтобы урок был развивающим можно также включать задания на обоснование, на доказательство, на развитие творческого мышления, на составление и исправление алгоритма. Современный учитель должен владеть современными технологиями обучения, среди которых можно выделить проблемное обучение, при котором учитель не сообщает готовых знаний, а организует учащихся на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов. При изучении химии эффективным является проектное обучение, позволяющее работать творчески, приобретать недостающие знания самостоятельно, из различных источников, приобретать коммуникативные навыки, работая в группах, развивать исследовательские умения. Немаловажным является применение здоровьесберегающих технологий, применение приемов, способствующих сохранению здоровья школьников.      

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.

Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г.   В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.

Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...