Технологическая карта "Основания"
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме
Технологическая карта для учащихся "Основания" может быть использована в 8 классе для построения урока на системно-деятельностной основе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovaniya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основания.
- Что связывает основные оксиды и основания?
Вы уже знаете, что кислотные оксиды ( оксиды ____________________________) взаимодействуют с водой (кроме _____________). При этом образуются ____________________________.
Следовательно, кислотным оксидам соответствуют кислоты.
Основные оксиды( оксиды __________________________) также взаимодействуют с водой. При этом получаются ______________________________________.
Следовательно, основным оксидам соответствуют основания.
- Все ли основные оксиды взаимодействуют с водой?
Ответить на этот вопрос нам поможет «Таблица растворимости».
Li+ | K+ | Na+ | Ba2+ | Ca2+ | Mg2+ | Al3+ | Zn2+ | Cu2+ | Pb2+ | Fe2+ | Fe3+ | Cr3+ | |
ОН- гидроксид | P | Р | Р | Р | М | М | Н | Н | Н | Н | Н | Н | H |
C водой взаимодействуют оксиды только тех металлов, которым соответствуют растворимые (Р) или малорастворимые (М) основания Это оксиды металлов _____и ______групп Периодической системы.
Задание 1. Составьте уравнения реакций взаимодействия с водой
а) оксида калия б) оксида натрия в) оксида бария. Эти химические реакции относятся к реакциям соединения (А+В=АВ)
а) __________________________________________
б) __________________________________________
в) __________________________________________
Полученные вещества KOH, NaOH, Ва(OH)2 относятся к основаниям потому, что они состоят их атомов__________________________и _______________________________________.
Основания – это гидроксиды _____________________________.
- Классификация оснований.
Анализируя таблицу растворимости, мы выделяем 3 группы оснований:
- ________________________________________ ( _________, _________)
- ________________________________________ ( _________, _________)
- ________________________________________ ( _________, _________)
Растворимые и малорастворимые основания называются ЩЕЛОЧИ.
- Физические свойства щелочей.
Щелочи – твердые вещества, мылкие на ощупь. При растворении твердых щелочей в воде выделяется много тепла.
ВСЕ ЩЕЛОЧИ – ЕДКИЕ ВЕЩЕСТВА! Работать с ними нужно аккуратно!
- Химические свойства щелочей.
- Взаимодействие щелочей с индикаторами.
По результатам демонстрационных и лабораторных опытов заполни таблицу:
Среда раствора | Окраска индикаторов | ||
лакмуса | метилоранжа | фенолфталеина | |
Нейтральная | |||
Щелочная |
Лучшим индикатором для определения щелочей является _____________________________________.
- Взаимодействие щелочей с кислотами.
Для того, чтобы реакция между бесцветными растворами щелочи и кислоты была заметна. Ее проводят в присутствии индикатора, чаще всего фенолфталеина.
Лабораторный опыт: -Налейте в пробирку 1-2 мл щелочи.
- Добавьте в эту же пробирку несколько капель
фенолфталеина.
- По каплям приливайте раствор кислоты.
Признак реакции: _____________________________________________________
Составим уравнение этой реакции:
NaOH + H2SO4 → _____________ + ___________
соль вода
Вывод: Щелочи взаимодействуют с __________________________ с образованием _______________и _____________________.
Эти реакции относятся к реакциям нейтрализации.
Реакция нейтрализации – это реакция между __________________________и __________________________________, при которой образуются ___________________и _____________________.
Задание 2. В приведенном списке подчеркните пары веществ, между которыми возможна реакция нейтрализации:
а) HCl и Ba(OH)2 б) NaOH и Fe(OH)2 в) KOH и H3PO4 г) HCl и H2SO4
Составьте уравнения возможных реакций между этими веществами.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.
При продувании углекислого газа ( _________) в раствор гидроксида кальция (_____________) выпадает осадок. Углекислый газ – это оксид _______________________,
(металла или неметалла?)
_______________________оксид. Следовательно, возможны реакции между _____________
______________________________и _______________________________________________.
Составим уравнение этой реакции:
Са(ОН)2 + CO2 → ____??????_________ + ___________
соль вода
Как составить формулу полученной соли? Нам поможет таблица:
оксиды | кислоты | Соли |
N2O5 | HNO3 | Ме NO3 |
SO3 | H2SO4 | H2SO4 |
SO2 | H2SO3 | МеSO3 |
P2O5 | H3PO4 | МеPO4 |
CO2 | H2CO3 | МеCO3 |
SiO2 | H2SiO3 | МеSiO3 |
Рассуждаем: соль состоит из атомов ____________ ( в данном случае это кальций) и _____________________
__________________. Чтобы определить кислотный остаток, в таблице найдем формулу оксида неметалла. Следовательно кислотный остаток - _______________.
Составляем формулу соли:
- Запишем символ металла и кислотный остаток, определим валентности, найдём НОК и рассчитаем индексы. Формула соли:
Составим уравнение реакции:
Са(ОН)2 + CO2 → _____________ + ___________
соль вода
Вывод: Щелочи взаимодействуют с _______________________оксидами (оксидами ____________________________________) с образованием ___________________и
________________________.
Задание 3.
Составить уравнения возможных реакций:
Ba(OH)2 + SO3 →
NaOH + N2O5 →
KOH + MgO →
Задания по теме:
- Распределите вещества по группам:
NaOH, SO2, Na2O, H2S, H2SO3, BaSO3, AgNO3, NO2, Cu(OH)2, HCl, MgO, CO2, Ba(OH)2, CaO
ОКСИДЫ | КИСЛОТЫ | СОЛИ | ОСНОВАНИЯ | |||
основные | кислотные | кислородсодержащие | бескислородные | Щелочи | нерастворимые | |
- Какая из реакций не является реакцией нейтрализации:
а) 2KOH + H2SO3 → K2SO3 + 2H2O
б) H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + HCl
в )2 НCl + Ba(OH)2→ BaCl2 +2H2O
2. С какими из веществ будет взаимодействовать раствор гидроксида калия:
азотная кислота ____________, оксид меди _____________,
оксид кремния ____________, сероводородная кислота ____________.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Кислотный оксид
Основный оксид
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»
Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...