Технологическая карта "Основания"
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме

Селиванова Ольга Владимировна

Технологическая карта для учащихся "Основания" может быть использована в 8 классе  для построения урока на системно-деятельностной основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovaniya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основания.

  1. Что связывает основные оксиды и основания?

Вы уже знаете, что кислотные оксиды ( оксиды ____________________________) взаимодействуют с водой (кроме _____________).  При этом образуются ____________________________.

Следовательно, кислотным оксидам соответствуют  кислоты.

Основные оксиды( оксиды __________________________) также взаимодействуют с водой. При этом получаются ______________________________________.

Следовательно, основным оксидам соответствуют  основания.

  1. Все ли основные оксиды взаимодействуют с водой? 

Ответить на этот вопрос нам поможет «Таблица растворимости».

Li+

K+

Na+

Ba2+

Ca2+

Mg2+

Al3+

Zn2+

Cu2+

Pb2+

Fe2+

Fe3+

Cr3+

ОН- 

гидроксид

P

Р

Р

Р

М        

М

Н

Н

Н

Н

Н

Н

H

C водой взаимодействуют оксиды только тех металлов, которым соответствуют растворимые (Р) или малорастворимые (М) основания Это оксиды металлов _____и ______групп Периодической системы.

Задание 1. Составьте уравнения реакций взаимодействия с водой

а) оксида калия      б) оксида натрия   в) оксида бария. Эти химические реакции относятся к реакциям соединения (А+В=АВ)

а) __________________________________________

б) __________________________________________

в) __________________________________________

Полученные вещества KOH,  NaOH, Ва(OH)2  относятся к основаниям потому, что они состоят их атомов__________________________и _______________________________________.

Основания – это гидроксиды _____________________________.

  1. Классификация оснований.

Анализируя таблицу растворимости, мы выделяем 3 группы оснований:

  1. ________________________________________ ( _________, _________)
  2. ________________________________________ ( _________, _________)
  3. ________________________________________ ( _________, _________)

Растворимые  и малорастворимые основания называются ЩЕЛОЧИ.

  1. Физические свойства щелочей. 

Щелочи – твердые вещества, мылкие на ощупь. При растворении твердых щелочей в воде выделяется много тепла.

ВСЕ ЩЕЛОЧИ – ЕДКИЕ ВЕЩЕСТВА! Работать с ними нужно аккуратно!

  1. Химические свойства щелочей.
  1. Взаимодействие щелочей с индикаторами.

       По результатам демонстрационных и лабораторных опытов заполни таблицу:

Среда раствора

Окраска индикаторов

лакмуса

метилоранжа

фенолфталеина

Нейтральная

Щелочная

Лучшим индикатором для определения щелочей является _____________________________________.

  1. Взаимодействие щелочей с кислотами.

Для того, чтобы реакция между бесцветными растворами щелочи и кислоты была заметна. Ее проводят в присутствии индикатора, чаще всего фенолфталеина.

  Лабораторный опыт: -Налейте в пробирку 1-2 мл щелочи.

                                         - Добавьте в эту же пробирку несколько капель  

                                           фенолфталеина.

                                         - По каплям приливайте раствор кислоты.

Признак реакции: _____________________________________________________

Составим уравнение этой реакции:

NaOH  +  H2SO4 → _____________  +  ___________

                                      соль                               вода

Вывод: Щелочи взаимодействуют с __________________________ с образованием _______________и _____________________.

Эти реакции относятся к реакциям нейтрализации.

Реакция нейтрализации – это реакция между __________________________и __________________________________, при которой образуются ___________________и _____________________.

Задание 2.  В приведенном списке подчеркните пары веществ, между которыми возможна реакция нейтрализации:

а) HCl  и  Ba(OH)2       б) NaOH   и  Fe(OH)2    в)   KOH и H3PO4   г) HCl   и H2SO4

Составьте уравнения возможных реакций между этими веществами.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1.                 Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.

               При продувании углекислого газа ( _________) в раствор гидроксида кальция (_____________) выпадает осадок. Углекислый газ – это оксид _______________________,

                                                                                                                                                  (металла или неметалла?)

 _______________________оксид. Следовательно, возможны реакции между _____________

______________________________и _______________________________________________.

Составим уравнение этой реакции:

Са(ОН)2  +    CO2  → ____??????_________  +  ___________

                                      соль                               вода

Как составить формулу полученной соли? Нам поможет таблица:

оксиды

кислоты

Соли

 N2O5

HNO3

Ме NO3

 SO3

H2SO4

H2SO4

SO2

H2SO3

МеSO3

P2O5

H3PO4

МеPO4

CO2

H2CO3

МеCO3

SiO2

H2SiO3

МеSiO3

Рассуждаем: соль состоит из атомов ____________ ( в данном случае это кальций) и _____________________

__________________. Чтобы определить кислотный остаток, в таблице найдем формулу оксида неметалла. Следовательно кислотный остаток - _______________.

Составляем формулу соли:

  1. Запишем символ металла и кислотный остаток, определим валентности, найдём НОК и рассчитаем индексы. Формула соли:

   

Составим уравнение реакции:

Са(ОН)2  +    CO2  → _____________  +  ___________

                                      соль                               вода

Вывод: Щелочи взаимодействуют с _______________________оксидами (оксидами ____________________________________) с образованием ___________________и

________________________.

Задание 3.

Составить уравнения возможных реакций:

Ba(OH)2  +   SO3    →

NaOH   +   N2O5     →

KOH  +   MgO    →

Задания по теме:

  1. Распределите вещества по группам:

NaOH,  SO2,  Na2O,  H2S,  H2SO3,  BaSO3,  AgNO3,  NO2,  Cu(OH)2, HCl,  MgO,  CO2,  Ba(OH)2,  CaO

ОКСИДЫ

КИСЛОТЫ

СОЛИ

ОСНОВАНИЯ

основные

кислотные

кислородсодержащие

бескислородные

Щелочи

нерастворимые







  1. Какая из реакций не является реакцией нейтрализации:

  а) 2KOH  +  H2SO3 → K2SO3  +  2H2O

     б) H2SO4  +    BaCl2   =     BaSO4  +    HCl      

      в )2 НCl + Ba(OH)2→ BaCl2 +2H2O

  2.  С какими из веществ будет взаимодействовать раствор гидроксида калия:

      азотная кислота ____________,  оксид меди _____________,

      оксид  кремния ____________,   сероводородная кислота ____________.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

                             

         

Кислотный оксид

Основный оксид


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»

Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...