Конструирование контрольно-оценочных заданий в учебной форме
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Урок самоконтроля и самооценки по теме: «Валентность химических элементов. Составление формул бинарных соединений по валентности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_material_i_zadanie.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Конструирование контрольно-оценочных заданий в учебной форме»
(химия, 8-й класс)
Автор: Нагайцева Ю.Н., ГОУ СОШ «Лосиный остров» №368
Урок самоконтроля и самооценки по теме: «Валентность химических элементов. Составление формул бинарных соединений по валентности»
Основная учебная задача (теоретическая) в системе курса: Каким образом атомы соединяются в молекулы? Почему именно так?
С каким количеством атомов может соединиться атом определенного химического элемента, каким свойством это определяется? Как составить формулу вещества?
Включенная в нее частная задача: Как составить формулу бинарного соединения по валентности? Почему именно так?
Место контрольно-оценочных заданий в решении этой задачи: включены в завершающий этап учебной деятельности детей – в собственно контрольно-оценочное звено учебной деятельности – урок самоконтроля и самооценки умения составлять химические формулы веществ по валентности.
Учебный материал и задание (инструкция) к нему | Методическая характеристика задачного содержания материала задания | Характеристика контрольно-оценочных суждений детей и используемого для этого инструментария учителя | |||
Какие предметные действия лежат в основе выполнения задания | Какое количество освоения предмета определяется по итогам работы с этим заданием: предметность, системность, обобщенность | На выявление каких сторон предметного действия направлено задание |
2. При поддержке каких практических и знаково-символических инструментов учителя дети делают это. |
| |
№1 – определяет ситуацию «разрыва» в установлении границ общего способа предметного действия Проверь правильность составления химических формул по валентности: HCL, PH3, SO4, Mg2O, CO2, NaH2, Cl2O7, CH4, K2O, H2S, Cl2O5 | -добиться усвоения понятия валентность; - различать химические элементы; - составлять формулы сложных веществ по валентности - определять валентность элементов по положению в периодической системе; -отличать бинарные вещества; | Определяется предметность задания. Дети работают по модели общего способа составления химических формул по валентности. | Прорабатывается анализ детьми общего способа составления формул бинарных соединений по валентности. Дети должны проанализировать правильно ли составлены формулы, приведенные в задании | 1. Ретроспективные суждения детей будут строиться развернуто, для объяснения только тех формул, в которых возникли разногласия. В тетрадях или листках самоконтроля дети фиксируют результат проверки и правильность анализа (знаками «+» и «-»). 2. Учитель акцентирует внимание на возникших вопросах и разногласиях, снимает разногласия, предлагает найти способ выбрать обоснованный вариант проверки правильности составления формул. | 1. Задание выполняется индивидуально, затем результаты работы сверяются с микрогруппах (с соседом по парте), а потом выносятся на общее обсуждение. Таким образом, появляется материал для совместного (учитель-ученики) построения детьми анализа алгоритма составления формул бинарных соединений по валентности. На основании этого анализа детьми осмысливаются ранее построенные действия моделирования и озадачивания. 2. Учитель корректирует, организует обсуждение с помощью вопросов, диалога. Координирует работу всего класса. Примеры вопросов Как мне понять кто убедительнее? Как рассуждали ваши оппоненты? |
№2 – способствует развитию действия в ситуации «разрыва» и позволяет перейти к самоорганизации детских действий самоконтроля и самооценки Составьте «помощник» - пошаговый список действий, необходимый для безошибочного выполнения задания на составление формул бинарных веществ по валентности | - составлять формулы бинарных веществ по валентности | Дети работают по модели общего способа составления химических формул по валентности | Задание на создание «ориентировочной системы» в форме «памятки-помощника» | 1. Суждения строятся развернуто в тех пунктах алгоритма, по которым шаги, предложенные группами отличаются. Суждения ретроспективны (для анализа и коррекции версий шагов, предложенных детьми). В листе самоконтроля дети группой реконструируют список шагов предметного действия для составления формул по валентности. Затем записывают результат общей работы по выработке алгоритма и знаками «+», «-» фиксируют совпадение/несовпадение своих исходных пунктов с теми, что выработаны в общей дискуссии 2. Учитель организует работу детей, задает наводящие вопросы, вовлекает школьников в обсуждение. | 1. задание сначала выполняется в группах. Затем в межгрупповой работе с участием учителя составляется оптимальный алгоритм, необходимый для верного составления формулы. Этот алгоритм записывается в контрольно-оценочные листы и сверяется с теми правилами, которые составлены группой. На основе анализа последовательности действий и понятии о валентности элементов, детьми осмысливается, как надо руководствоваться моделью на практике, чтобы составить формулу любого бинарного соединения по валентности. 2. Учитель организует и координирует общее обсуждение, с помощью соответствующих вопросов: «Как можно проверить, нужен ли такой пункт в нашем общем алгоритме?» и т.п. |
№3 – определяет осуществление самоорганизованного действия контроля и оценки и преодоление разрыва а) Фосфор образует с хлором два соединения, в которых он проявляет переменную валентность равную (III) и (V). Составьте формулы оксидов, в которых фосфор проявляет такие же значения валентностей. б) Составьте по валентности формулы следующих веществ: хлорида фтора (V), гидрида лития, сульфида железа (II), бромида магния, оксида кремния | - различать химические элементы, входящие в состав сложных веществ; - представлять каким образом строятся молекулы сложных веществ, усвоить понятие – валентность; - определять валентность элементов по положению в периодической системе; - составлять формулы сложных веществ по валентности; -отличать бинарные вещества, знать их названия; | На основании известных данных дети должны составить формулы новых, неизвестных для них веществ, руководствуясь составленным алгоритмом (используя знания о валентности) | Прорабатывается получение результата и анализ способа действия. Знания применяются в новой ситуации. | 1. К/о суждения ретроспективны. В контроле и оценке по материалам расхождения составленных формул становятся более убедительными выводы – где граница способа действия, и как я умею им работать. Дети фиксируют результаты к/о суждений по каждой формуле в листке самоконтроля. На основании этого каждый ученик по итогам третьего задания может сделать вывод о том, решена ли им учебная задача и что необходимо доработать, чтобы справиться с ней. 2. Учитель организует и контролирует работу с контрольно-оценочными листами. На общем обсуждении проверяется правильность составления формул. Именно учитель подводит ребенка к формированию суждения о том – справился ли именно он с поставленной учебной задачей. «Реши окончательно, справился ли ты с задачей – составления формул по валентности, и что необходимо доработать, чтобы справиться с ней?» | 1. По результатам индивидуальной работы над заданием ученики обращаются к листу самоконтроля. После самостоятельной работы детей учитель организует общеклассное обсуждение и согласование результатов по составлению формул с помощью разработанного алгоритма. По результатам обсуждения каждый ученик корректирует свои оценки в листе. Те дети, которые выявили у себя пробелы в овладении способом составления формул по валентности, составляют индивидуальный план устранения пробелов. Те же, у кого проблем нет, получают предложение учителя придумать задание для проверки знаний по данной теме. 2. организует проверку правильности выполнения задания. Согласовывает работу всех учеников класса. Выявляет учащихся, испытывающих затруднения и тех- кто успешно освоил материал. Предлагает отстающим поработать самостоятельно, выполнить аналогичные задания дома. Обращает внимание на их ошибки, проводит общий анализ работы на уроке. |
Можно организовать деятельность детей по самоконтролю и самопроверке, позволяющую решить другую частную учебную задачу на том же предметном содержании.
Частная задача: Как определить валентность элементов по имеющейся химической формуле, в конкретном веществе? Почему именно так?
Учебные задания:
- Приведены формулы веществ: HCl, PH3, CaO, CuS, SO2, CO, CO2, Cl2O5, Cl2O7, FeCl3, FeCl2. Составьте таблицу, в которой на одной строке запишите одновалентные атомы, на другой – двухвалентные, на третьей – трёхвалентные и т.д.. Символы химических элементов, проявляющих переменную валентность, запишите на последней строке, указав в скобках значение их валентностей.
- Составьте алгоритм действий, позволяющий безошибочно определить валентность химических элементов, по имеющейся химической формуле.
- а) Определите валентности атомов химических элементов по формуле вещества: NH3, H2S, SiH4, HBr, Ca3N2, Cal2.
б) Определите валентности химических элементов в формулах NH3 и CaO, и составьте формулу соединения кальция с азотом, в которых они проявляют такую же валентность.
Подобные задания имеют сходную с предложенными ранее методическую характеристику содержания материала, контрольно-оценочных суждений детей и используемого для этого инструментария учителя. Они могут использоваться на завершающем этапе комбинированного урока по теме «Валентность», а могут быть использованы для организации самостоятельной домашней работы (в этом случаи результаты должны быть обязательно проанализированы учителем в классе, должна быть организована общая дискуссия на следующем уроке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта по учебной дисциплине обществознание основной профессиональной образовате
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины обществознаниеКОС включают контрольные матер...
Контрольно-оценочные средства по программе учебной дисциплины ОП.02 Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
КОС ОП 02 предназначен для контроля и оценки образовательных достижений...
Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплины ВЧ. ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу по подготовке специалистов среднего звена учебной дисциплины ВЧ. ОГ...
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия по Разделу 8. «Начала математического анализа» (8 часов)
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕМатематика:алгебра и начала математического анализа; геометрия по Разделу 8. «Начала математического ана...
Комплект контрольно-оценочных средств по программе учебной дисциплины ОУД.11 Обществознание
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки образовательных результатов освоения учебной дисциплины ОУД. 11 Обществознание по специальностям СПО социально-экономического проф...