урок по химии "Исследование воды"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Исследование воды с точки зрения биологии и химии с сприменением проблемных и проектных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc75 КБ
Файл ochishchenie_vody.docx368.59 КБ

Предварительный просмотр:

                Вода -источник жизни.


                                                                                          Девиз урока: «Вся жизнь из воды происходит,

                                                                                                                       Вода все хранит, производит…»

                                                                                                                                                                  И.Гетте

Цель урока: обобщить, проанализировать, расширить знания учащихся о воде, её роли в  природе, жизни человека, о необходимости бережного отношения  к водным  ресурсам. Познакомить с современными способами отчистки воды, качества питьевой воды в своём населённом пункте, принципами работы бытовых фильтров, способствовать решению задач экономического и экологического воспитания.

Оборудование: образцы воды из различных близ - лежащих  природных источников (родник, колодец, водопровод). Образцы бытовых фильтров, новые и использованные, мерные цилиндры, кусочки хозяйственного мыла, пробирки, соль, сахар,  кофе, чай, микроскопы.

Подготовка к уроку: три - четыре учащихся по желанию выполняют проекты : «Круговорот воды в природе» «Типы загрязнений»  « Методы очистки». 

Тип урока: урок-исследование с элементами мастерской.

Технологии на уроке: игровые, технология сотрудничества, проблемного обучения.

Стратегия: ассоциация,  инсёрт (чтение с пометками), синквейн (пятистишье)

Метод проведения : урок проводится с элементами мастерской класс делится на 4 группы. Каждая группа выполняет определенное задание.

Ход урока:

  1. урок начинается со стихотворения:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте,

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает;

В лес туманно заползает,

На плите у вас кипит,

Паром  чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли ,что вода-

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться , не напиться!

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить!

  1. Актуализация знаний.

Ученики сидят в группах. Теперь, использую маркер и бумагу, изобразите ассоциации, которые возникли со словом “Вода”. И сегодня на уроке мы с вами обсудим, проанализируем, исследуем, научимся экономить, научимся беречь воду.

3)Демонстрация презентаций:

1. Круговорот воды в природе;

2.Загрязнение воды ;

3. Очистка воды.

4)Обсуждение проблемы пресной воды на планете.

К сожалению, жители северных районов Росси, где вода всегда была в достатке , не в полной мере осознают эту проблему. Но в Росси много таких регионов, где люди с детства привыкли ценить и беречь воду, например Приазовье.

Несмотря на то что вода – самое распространенное на Земле вещество, запасы пресной воды довольно ограниченны. Они составляют около 20 тыс. км квадратных на год. При усредненной норме расхода на одного человека  - 1000т волы в год ( с учетом промышленности и сельского хозяйства) такого количества пресной воды может хватить на 20 млрд. человек. В настоящее время население на нашей планете составляют около 6 млрд. человек. Демографы считают , что 20 млрд. оно достигнет к 2100 году, и тогда запасов пресной воды на планете станет недостаточно.

 Другая проблема – неравномерность распределения источников  пресной воды на планете . Поэтому уже сегодня во многих регионах ощущается дефицит пресной воды.

   

5) Аналитическая и практическая  работа в группах.

Осмысление

Инсерт (чтение с пометками )

   

При чтении текста заполняем таблицу, при этом используем следующие обозначения:

̌знаю или это соответствует моим представлениям

+новое для меня

-думал иначе

?новое для меня

 Работа с текстом.

Первая группа. ‘ “Оценка запаха воды”;

Цель работы: Определить качество воды по запаху.

Оборудование: Мерный цилиндр высотой 30 см, кольцо из медной проволки диаметром меньше диаметра цилиндра , колбы , химические стаканы.

Ход работы:

1.Запах воды оценивают при 20 и 40 градусах Цельсия. Оценивают запах по шкале таблицы.

Различают травянистый, болотный , гнилой, тухлый ,затхлый , землистый запахи, могут присутствовать и запахи химических веществ : хлора, горюче-смазочных материалов

2.Прозрачность. На дно цилиндра кладут кольцо из медной проволки и доливают постепенно воду , пока кольцо еще видно. Высота столба воды, при которой кольцо становиться невидимым, и является мерой прозрачности

3.ответить на вопросы : какая вода более качественная по вашему мнению.

Какие основные стадии очистки воды вы знаете.

                                                                  Оценка запаха  воды

Интенсивность запаха  

Описательное определение

Балл

Нет

Отсутствие ощутимого запаха

0

Очень слабый

Запах ощущается опытным наблюдателем, не ощущается потребителем

1

Слабый

Запах не привлекает внимания потребителя, но обнаруживается наблюдателем

2

Заметный

Ощущается легко каждым человеком

3

Сильный

Запах обращает на себя внимание, делает воду неприятной для питья

4

Очень сильный

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

5

Основными стадиями очистки являются фильтрование(через слой песка и обработка окислителями (хлором или озоном). Для большинства природных источников приходится дополнительно применять и такой способ очистки , как коагуляция. С помощью коагуляции воду очищают от мелковзвешенных  примесей.

 -Читают Сообщение номер 3 «Круговорот воды в природе

 

Вторая группа: Очистка воды с помощью бытовых фильтров.

Цель работы: применение бытовых фильтров – своевременная замена кассет.

Ход работы.

Провести опыты – пропускают чай, кофе , раствор поваренной соли через новую кассету и через кассету с полностью исчерпанным ресурсом.

Какая кассета старая или новая практически не очищает воду, а лишь  загрязняет ее?

Дополнительный материал : Внутри кассеты находится активированный уголь , который обладает способностью адсорбировать и очищать воду. Не мене важный для многих смесей аспект применения фильтров – их экономичность. Рассчитайте сколько стоит один литр воды, если одна кассета стоит 105 рублей. Через одну кассету можно пропустить 350 литров.

-Читают проект «Зачем пьют воду?»

Третья группа: Определение жесткости воды из различных источников.

Цель работы: Определить какая вода более жесткая по таблице с помощью опыта.

 Материалы и оборудование: Образцы воды из разных источников: водопроводная, колодезная, родниковая; Образцы той же воды, но прокипяченная, кусочки хозяйственного мыла, пробирки.3- Дистиллированная вода

В  каждую пробирку бросают кусочек мыла и сильно встряхивают пробирки, добиваясь более полного растворение мыла (в течении 2 минуты периодически встряхивают). Дают отстояться и описывают внешний вид полученных растворов: если ли осадок в виде хлопьев, много осадка или мало, раствор почти прозрачных и т.д.

Образец воды                                                               Характеристики полученного раствора 

                         

Водопроводная                                                             Раствор мутный, много осадка в виде хлопьев.

Кипяченая                                                                       Раствор мутный, осадка почти нет

Дистиллированная                                                        Раствор почти прозрачный, осадка нет

Обсуждение результатов:

1.В какой воде лучше всего растворяется мыло ?

2.Какую воду лучше всего использовать для мытья волос ,стирки, умывания?

3.Можно ли считать , что мыло является индикатором жесткости ?

Индикатором жесткости воды могут служить соки некоторых ягод-черной смородины ,черноплодной рябины , черники.

Читают и анализируют сообщение вода-растворитель и жесткость воды .

Группа 4: Биологическое исследование воды .

Закладка опыта . Взяли три пробы воды : водопроводную , родниковую , кипяченую.

Поместили туда кожуру банана и культуру инфузорий-туфелек.

Цель опыта:

Подсчитать примерное количество инфузорий  в каждой пробе воды , сделать выводы .

Оборудование : микроскопы ,пробы воды ,пипетки, покровные и предметные стекла.

…….Инфузория-туфелька это простейшие животные – хищник , питается  бактериями  более  

Мелкими простейшими организмами .

Ответить на вопрос : какая воды более чистая по вашему мнению и почему ?

                                       

                                      Какие есть биологические тестеры воды ?

Читают и анализируют сообщения “дефицит чистой воды“ особенности строения инфузории-туфельки.

6.закрепление и обсуждение изученного материала в виде химического домино по теме вода.

На листе дан перечень вопросов и ответов составленных по типу “домино” ответы смещены по диагонали. Учащиеся получают по одной, две карточки.

Первый зачитывает вопрос все остальные учащиеся читают ответы  в своих карточках и если

чей-то ответ будет принят , то тот ученик читает свой вопрос , т.,д

Вопросы

Ответы

Что означает корень  “AGUA”?

Двадцать второго марта.

Какова  химическая формула воды?

С переводе с латинского значит вода.

В каких агрегатных  состояниях находиться вода?

H2O – два атома водорода и один атом кислорода.

Кто первым из учёных синтезировал воду?

В трёх агрегатных  состояниях: Жидкость, Твёрдое вещество, пар.

Что является  движущей силой круговорота воды?

Антуан  Лавуазье  синтезировав воду, он провёл опыт по её разложению, пропуская водяной пар над раскалённым  железом.

Что является  основным источником воды?

Солнце.

Что такое загрязнение?

Мировой океан.

Какие виды загрязнений бывают?

Это поступление вещества в не положенное место.

Приведите пример механического загрязнения.

Механическое, тепловое, биологическое, химическое.

Приведите пример биологического загрязнения.

Это отходы предприятий горнодобывающей промышленности или другие факторы. Например (Шлак, угольная пыль)

Приведите пример химического загрязнения.

Загрязнение болезнетворными микроорганизмами из канализаций, снижение  содержания  растворенного кислорода, приводящих к замору.

Что такое загрязнение воды?

Это загрязнение сбросами различных  предприятий содержащие кислоты, щелочи, соли, тяжёлые металлы

Каков запас пресной воды на Земле?

Это снижение качества воды в результате человеческой деятельности.

Какова норма на одного человека в год?

Двадцать тысяч кубических километров  на год.

На какое количество людей   это хватит?

Одна тысяча тонн.

Сколько миллиардов людей живёт на Земле?

На двадцать миллиардов человек.

Кто является потребителем пресной  воды?

Около шести миллиардов.

Какое количество воды расходует городской житель и сельский?

Все живые организмы.

Какая вода должна использоваться в качестве питья?

Около пятидесяти пяти литров/  сто пятьдесят литров.

Для чего нужна человеку чистая вода?

Не должна содержать вредных микро организмов, минеральных и органических примесей, прозрачна, бесцветна, не иметь вкуса.

Какого числа отмечается день воды?

Для сохранения здоровья

7.разгадывание кроссворда

8.рефлексия

Составить синквейн (пятистишье )

- одно существительное , отражающее тему

- два прилагательных

- три глагола

- предложение из 5-х слов

- синоним к теме

Располагаем  следующим  образом (посередине)

Вода

Незаменимая, прозрачная

Льется, спасает, сохраняет

«без воды нет жизни»

Жизнь

Всемирный “ День воды” отмечается 22 марта.

И хочется закончить красивыми строками:

Безбрежные ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струю водопада и брызги фонтана,

И всё это – только вода

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода

И топит как будто играет,

Большие морские суда.

В кружевах будто одеты
Деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою это

А  в сущности – только  вода/9)Домашнее задание.Сделать проект о том, как вы относитесь к экономии воды на нашей планете.



Предварительный просмотр:

Очищение воды

Питьевая вода, должна отвечать требованием

  1. Не содержать посторонних веществ в концентрациях, опасные для организма.
  2. Не содержать болезнетворных организмов.
  3. Не иметь запаха, цвета, быть прозрачной и приятной на вкус.

Очищение сточных вод

План очистки

        Способы очистки

  1. Химическая обработка
  2. Биологическая

3)Отстаивание

4)Физическая обработка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Вода-растворитель. Растворы. Работа воды в природе".

Данный урок проводится в 5 классе по предмету природоведение, который знакомит учащихся со свойствами воды как растворителя, учит готовить растворы соли в воде и взвеси мела в воде; формирует знания о...

Презентация " Вода - уникальное вещество" к уроку по теме " Вода" 8 класс.

Презентация " Вода - уникальное вещество" позволяет расширить представление о воде как уникальном веществе на Земле, затронуть экологические и нравственные проблемы охраны воды, показать, что защита в...

Конспект урока на тему: "Вода источник жизни. Как сберечь воду."

Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду.»   Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель:  создание целостного представления...

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...

Разработка урока по теме «Вода»:Источники загрязнения воды. Охрана вод.

Нетрадиционный (урок с рефлексии с элементами экологического тренинга)...