урок по химии "Исследование воды"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Исследование воды с точки зрения биологии и химии с сприменением проблемных и проектных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.doc | 75 КБ |
ochishchenie_vody.docx | 368.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Вода -источник жизни.
Девиз урока: «Вся жизнь из воды происходит,
Вода все хранит, производит…»
И.Гетте
Цель урока: обобщить, проанализировать, расширить знания учащихся о воде, её роли в природе, жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. Познакомить с современными способами отчистки воды, качества питьевой воды в своём населённом пункте, принципами работы бытовых фильтров, способствовать решению задач экономического и экологического воспитания.
Оборудование: образцы воды из различных близ - лежащих природных источников (родник, колодец, водопровод). Образцы бытовых фильтров, новые и использованные, мерные цилиндры, кусочки хозяйственного мыла, пробирки, соль, сахар, кофе, чай, микроскопы.
Подготовка к уроку: три - четыре учащихся по желанию выполняют проекты : «Круговорот воды в природе» «Типы загрязнений» « Методы очистки».
Тип урока: урок-исследование с элементами мастерской.
Технологии на уроке: игровые, технология сотрудничества, проблемного обучения.
Стратегия: ассоциация, инсёрт (чтение с пометками), синквейн (пятистишье)
Метод проведения : урок проводится с элементами мастерской класс делится на 4 группы. Каждая группа выполняет определенное задание.
Ход урока:
- урок начинается со стихотворения:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает;
В лес туманно заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли ,что вода-
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться , не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
- Актуализация знаний.
Ученики сидят в группах. Теперь, использую маркер и бумагу, изобразите ассоциации, которые возникли со словом “Вода”. И сегодня на уроке мы с вами обсудим, проанализируем, исследуем, научимся экономить, научимся беречь воду.
3)Демонстрация презентаций:
1. Круговорот воды в природе;
2.Загрязнение воды ;
3. Очистка воды.
4)Обсуждение проблемы пресной воды на планете.
К сожалению, жители северных районов Росси, где вода всегда была в достатке , не в полной мере осознают эту проблему. Но в Росси много таких регионов, где люди с детства привыкли ценить и беречь воду, например Приазовье.
Несмотря на то что вода – самое распространенное на Земле вещество, запасы пресной воды довольно ограниченны. Они составляют около 20 тыс. км квадратных на год. При усредненной норме расхода на одного человека - 1000т волы в год ( с учетом промышленности и сельского хозяйства) такого количества пресной воды может хватить на 20 млрд. человек. В настоящее время население на нашей планете составляют около 6 млрд. человек. Демографы считают , что 20 млрд. оно достигнет к 2100 году, и тогда запасов пресной воды на планете станет недостаточно.
Другая проблема – неравномерность распределения источников пресной воды на планете . Поэтому уже сегодня во многих регионах ощущается дефицит пресной воды.
5) Аналитическая и практическая работа в группах.
Осмысление
Инсерт (чтение с пометками )
При чтении текста заполняем таблицу, при этом используем следующие обозначения:
̌знаю или это соответствует моим представлениям
+новое для меня
-думал иначе
?новое для меня
Работа с текстом.
Первая группа. ‘ “Оценка запаха воды”;
Цель работы: Определить качество воды по запаху.
Оборудование: Мерный цилиндр высотой 30 см, кольцо из медной проволки диаметром меньше диаметра цилиндра , колбы , химические стаканы.
Ход работы:
1.Запах воды оценивают при 20 и 40 градусах Цельсия. Оценивают запах по шкале таблицы.
Различают травянистый, болотный , гнилой, тухлый ,затхлый , землистый запахи, могут присутствовать и запахи химических веществ : хлора, горюче-смазочных материалов
2.Прозрачность. На дно цилиндра кладут кольцо из медной проволки и доливают постепенно воду , пока кольцо еще видно. Высота столба воды, при которой кольцо становиться невидимым, и является мерой прозрачности
3.ответить на вопросы : какая вода более качественная по вашему мнению.
Какие основные стадии очистки воды вы знаете.
Оценка запаха воды
Интенсивность запаха | Описательное определение | Балл |
Нет | Отсутствие ощутимого запаха | 0 |
Очень слабый | Запах ощущается опытным наблюдателем, не ощущается потребителем | 1 |
Слабый | Запах не привлекает внимания потребителя, но обнаруживается наблюдателем | 2 |
Заметный | Ощущается легко каждым человеком | 3 |
Сильный | Запах обращает на себя внимание, делает воду неприятной для питья | 4 |
Очень сильный | Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья | 5 |
Основными стадиями очистки являются фильтрование(через слой песка и обработка окислителями (хлором или озоном). Для большинства природных источников приходится дополнительно применять и такой способ очистки , как коагуляция. С помощью коагуляции воду очищают от мелковзвешенных примесей.
-Читают Сообщение номер 3 «Круговорот воды в природе
Вторая группа: Очистка воды с помощью бытовых фильтров.
Цель работы: применение бытовых фильтров – своевременная замена кассет.
Ход работы.
Провести опыты – пропускают чай, кофе , раствор поваренной соли через новую кассету и через кассету с полностью исчерпанным ресурсом.
Какая кассета старая или новая практически не очищает воду, а лишь загрязняет ее?
Дополнительный материал : Внутри кассеты находится активированный уголь , который обладает способностью адсорбировать и очищать воду. Не мене важный для многих смесей аспект применения фильтров – их экономичность. Рассчитайте сколько стоит один литр воды, если одна кассета стоит 105 рублей. Через одну кассету можно пропустить 350 литров.
-Читают проект «Зачем пьют воду?»
Третья группа: Определение жесткости воды из различных источников.
Цель работы: Определить какая вода более жесткая по таблице с помощью опыта.
Материалы и оборудование: Образцы воды из разных источников: водопроводная, колодезная, родниковая; Образцы той же воды, но прокипяченная, кусочки хозяйственного мыла, пробирки.3- Дистиллированная вода
В каждую пробирку бросают кусочек мыла и сильно встряхивают пробирки, добиваясь более полного растворение мыла (в течении 2 минуты периодически встряхивают). Дают отстояться и описывают внешний вид полученных растворов: если ли осадок в виде хлопьев, много осадка или мало, раствор почти прозрачных и т.д.
Образец воды Характеристики полученного раствора
Водопроводная Раствор мутный, много осадка в виде хлопьев.
Кипяченая Раствор мутный, осадка почти нет
Дистиллированная Раствор почти прозрачный, осадка нет
Обсуждение результатов:
1.В какой воде лучше всего растворяется мыло ?
2.Какую воду лучше всего использовать для мытья волос ,стирки, умывания?
3.Можно ли считать , что мыло является индикатором жесткости ?
Индикатором жесткости воды могут служить соки некоторых ягод-черной смородины ,черноплодной рябины , черники.
Читают и анализируют сообщение вода-растворитель и жесткость воды .
Группа 4: Биологическое исследование воды .
Закладка опыта . Взяли три пробы воды : водопроводную , родниковую , кипяченую.
Поместили туда кожуру банана и культуру инфузорий-туфелек.
Цель опыта:
Подсчитать примерное количество инфузорий в каждой пробе воды , сделать выводы .
Оборудование : микроскопы ,пробы воды ,пипетки, покровные и предметные стекла.
…….Инфузория-туфелька это простейшие животные – хищник , питается бактериями более
Мелкими простейшими организмами .
Ответить на вопрос : какая воды более чистая по вашему мнению и почему ?
Какие есть биологические тестеры воды ?
Читают и анализируют сообщения “дефицит чистой воды“ особенности строения инфузории-туфельки.
6.закрепление и обсуждение изученного материала в виде химического домино по теме вода.
На листе дан перечень вопросов и ответов составленных по типу “домино” ответы смещены по диагонали. Учащиеся получают по одной, две карточки.
Первый зачитывает вопрос все остальные учащиеся читают ответы в своих карточках и если
чей-то ответ будет принят , то тот ученик читает свой вопрос , т.,д
Вопросы | Ответы |
Что означает корень “AGUA”? | Двадцать второго марта. |
Какова химическая формула воды? | С переводе с латинского значит вода. |
В каких агрегатных состояниях находиться вода? | H2O – два атома водорода и один атом кислорода. |
Кто первым из учёных синтезировал воду? | В трёх агрегатных состояниях: Жидкость, Твёрдое вещество, пар. |
Что является движущей силой круговорота воды? | Антуан Лавуазье синтезировав воду, он провёл опыт по её разложению, пропуская водяной пар над раскалённым железом. |
Что является основным источником воды? | Солнце. |
Что такое загрязнение? | Мировой океан. |
Какие виды загрязнений бывают? | Это поступление вещества в не положенное место. |
Приведите пример механического загрязнения. | Механическое, тепловое, биологическое, химическое. |
Приведите пример биологического загрязнения. | Это отходы предприятий горнодобывающей промышленности или другие факторы. Например (Шлак, угольная пыль) |
Приведите пример химического загрязнения. | Загрязнение болезнетворными микроорганизмами из канализаций, снижение содержания растворенного кислорода, приводящих к замору. |
Что такое загрязнение воды? | Это загрязнение сбросами различных предприятий содержащие кислоты, щелочи, соли, тяжёлые металлы |
Каков запас пресной воды на Земле? | Это снижение качества воды в результате человеческой деятельности. |
Какова норма на одного человека в год? | Двадцать тысяч кубических километров на год. |
На какое количество людей это хватит? | Одна тысяча тонн. |
Сколько миллиардов людей живёт на Земле? | На двадцать миллиардов человек. |
Кто является потребителем пресной воды? | Около шести миллиардов. |
Какое количество воды расходует городской житель и сельский? | Все живые организмы. |
Какая вода должна использоваться в качестве питья? | Около пятидесяти пяти литров/ сто пятьдесят литров. |
Для чего нужна человеку чистая вода? | Не должна содержать вредных микро организмов, минеральных и органических примесей, прозрачна, бесцветна, не иметь вкуса. |
Какого числа отмечается день воды? | Для сохранения здоровья |
7.разгадывание кроссворда
8.рефлексия
Составить синквейн (пятистишье )
- одно существительное , отражающее тему
- два прилагательных
- три глагола
- предложение из 5-х слов
- синоним к теме
Располагаем следующим образом (посередине)
Вода
Незаменимая, прозрачная
Льется, спасает, сохраняет
«без воды нет жизни»
Жизнь
Всемирный “ День воды” отмечается 22 марта.
И хочется закончить красивыми строками:
Безбрежные ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струю водопада и брызги фонтана,
И всё это – только вода
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит как будто играет,
Большие морские суда.
В кружевах будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это
А в сущности – только вода/9)Домашнее задание.Сделать проект о том, как вы относитесь к экономии воды на нашей планете.
Предварительный просмотр:
Очищение воды
Питьевая вода, должна отвечать требованием
- Не содержать посторонних веществ в концентрациях, опасные для организма.
- Не содержать болезнетворных организмов.
- Не иметь запаха, цвета, быть прозрачной и приятной на вкус.
Очищение сточных вод
План очистки
Способы очистки
3)Отстаивание
4)Физическая обработка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Вода-растворитель. Растворы. Работа воды в природе".
Данный урок проводится в 5 классе по предмету природоведение, который знакомит учащихся со свойствами воды как растворителя, учит готовить растворы соли в воде и взвеси мела в воде; формирует знания о...
Презентация " Вода - уникальное вещество" к уроку по теме " Вода" 8 класс.
Презентация " Вода - уникальное вещество" позволяет расширить представление о воде как уникальном веществе на Земле, затронуть экологические и нравственные проблемы охраны воды, показать, что защита в...
Разработка урока. Тема: "Внутренние воды и водные ресурсы России". Обобщающий урок
Обобщающий урок по теме "Водные ресурсы России"...
Конспект урока на тему: "Вода источник жизни. Как сберечь воду."
Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду.» Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель: создание целостного представления...
Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»
Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...
Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.
Тема урока: « Химические свойства воды. Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок изучения и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...
Разработка урока по теме «Вода»:Источники загрязнения воды. Охрана вод.
Нетрадиционный (урок с рефлексии с элементами экологического тренинга)...