Рабочая программа по химии 11 класса для профильных школ.
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии в 11 классе разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего( полного) общего образования программы для профильных школ авторов И.Г.Остроумова, О.С.Габриелян в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 3» на 2012/2013 учебный год.
Программа разработана на 136часов в год, из расчета 4 часа в неделю, из них на уроки контроля отводится 5 часов, практические работы 8 часов.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный опрос (собеседование), практические работы.
Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входят:
1.Учебник. Габриелян О.С,Г.Г.Лысова .Химия (профильный уровень)Москва . Дрофа2009
2. Программы общеобразовательных учреждений, авторы: И. Г. Остроумов, А. С. Боев, О. С. Габриелян – М.: Просвещение, серия «Школа Олега Габриеляна», 2007.
3. Химия. 11 класс: Настольная книга учителя / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2006.
4. О. С. Габриелян. Органическая химия, 11 класс / профильный уровень: методическое пособие: книга для учителя / О. С. Габриелян, Т. П. Попкова, А. А. Карцова. – М.: Просвещение, 2006. – 159 с.
5. О. С Габриелян. Химический эксперимент в школе. 11 класс: учебно-методическое пособие / О. С. Габриелян, Л. П. Ватлина. – М.: Дрофа, 2005. – 208 с.
6.Контрольно-измерительные материалы .Габриелян О.С, Г.Г.Лысова.2011
Изучение химии в 11 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
- овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
- воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
- применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Курс четко разделен на две части по годам обучения: органическую химию (X класс) и общую химию (XI класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11klass_rabochaya_programma_2012-13.docx | 86.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование уроков по химии для 11А класса Профильный уровень. Химия. О.С.Габриелян.( 4 часа в неделю -136 часов) |
№ п/п | Тема и номер урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид Измерители | Оборудование для демонстраций, Л/о и Пр/р | Дата проведения | ||
По плану | Фактич. | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Методы научного познания(1час) | |||||||||
1 | 1.Введение в общую химию.Понятие «химическое вещество» | 1 | Понятие «вещество» в физике и химии, научные методы исследования химических веществ и превращений . Взаимосвязь массы и энергии. Законы сохранения массы и энергии.Моделирование химических явлений.Взаимосвязь химии,физики,математики и биологии.Естественно научная картина мира. | Понятие «вещество» в физике и химии, научные методы исследования химических веществ и превращений . Взаимосвязь массы и энергии. Законы сохранения массы и энергии | |||||
Основы теоретической химии(28 часов) | |||||||||
2 | 1.Атомно-молекулярное учение.Законы постоянства состава вещества и сохранения массы и энергии.Состав вещества | 1 | Химические элементы. Способы существования химических элементов: атомы, простые и сложные вещества. Вещества постоянного и переменного состава. Закон постоянства состава веществ.. Смеси веществ. Различие между смесями и химическими соединениями. Массовая, объемная и мольная доли компонентов смеси | Знать :способы существования химических элементов: атомы, простые и сложные вещества. Вещества постоянного и переменного состава. Закон постоянства состава веществ.. Смеси веществ. Различие между смесями и химическими соединениями. Массовая, объемная и мольная доли компонентов смеси | |||||
3 | 2.Вещества молекулярного и немолекулярного строения.Установление отгосительных атомных и молекулярных масс. | 1 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Способы отображения молекул: молекулярные и структурные формулы, шаростержневые и масштабные пространственные (Стюарта—Бриглеба) модели молекул | ||||||
4 | 3.Количественные соотношения. | 1 | Масса атомов и молекул. Атомная единица массы и ее эволюция: водородная — кислородная — углеродная. Относительные атомная и молекулярная массы. | Некоторые образцы веществ количеством 1 моль. Модель молярного объема газов | |||||
5 | 4.Количество вещества.Молярная масса и молярный объем.Закон Авогадро и следствия из него. Газовые законы. Решение задач по теме «Количественные соотношения» | 1 | Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Число Авогадро. Молярная масса. Твердое (кристаллическое и аморфное), жидкое и газообразное состояния. Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем веществ в газообразном состоянии. Объединенный газовый закон и уравнение Менделеева—Клапейрона | ||||||
6 | 5.Вычисления,связанные с количеством вещества.Газовые законы. | 1 | Вычисления,связанные с количеством вещества.Газовые законы. | ||||||
7 | 6.Закон Эквивалентов. | 1 | Эквивалент и молярная масса эквивалента. Закон эквивалентов. | Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ. Набор моделей атомов и молекул. | |||||
8 | 7.Закон Эквивалентов.Решение задач с использованием закона Эквивалентов | 1 | . Эквивалент и молярная масса эквивалента. Закон эквивалентов. | ||||||
9 | 8.Повторение и обощение по теме «Важнейшие понятия и законы химии» | 1 | Определение эквивалента металла. | Уметь определять эквивалента вещества. | Текущий Фронтальный опрос. | ||||
10 | 9.Повторение и обощение по теме «Важнейшие понятия и законы химии» | 1 | Положения атомно-молекулярного учения. Авогадро и следствия из него. Закон сохранения массы и энергии. Закон постоянства состава вещества. Закон эквивалентов. | Знать и уметь применять основные законы химии | |||||
11 | 10. Атом - сложная частица | 1 | Ядро и электронная оболочка. ,нуклоны.Нуклиды и изотопы.Электроны, протоны и нейтроны. Макромир и микромир. Дуализм частиц микромира | Знать современные представления о строении атомов. Знать важнейшие химические понятия: «химический элемент», «изотопы». Уметь определять состав и строение атома элемента по положению в ПС | Текущий Для закрепления по ДМ с. 4 № 1.1— 1.16 | ПСХЭ Таблицы «Строение атома» Модели атомов | |||
12 13 | 11. Состояние электронов в атоме. 12. Основные правила заполнения электронами энергетических уровней П ринцип Паули.Правила Гунда, Клечковского | 2 | Электронное облако, электронная орбиталь. Квантовые числа.Энергетические уровни и подуровни. Максимальное число электронов на подуровнях и уровнях. Основные правила заполнения электронами энергетических уровней.Электронные конфигурации атомов переходных элементов. | Знать сущность понятий «электронная орбиталь» и «электронное облако», формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона | Текущий Фронтальный опрос. ДМ № 1.18-1.22 | Слайд-лекция «Строение атома. АМУ», проектор, ноутбук | |||
14 | 13. Электронные конфигурации атомов химических элементов | 1 | Электронные конфигурации атомов химических элементов. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов. s-, p-, d-, f- семейства | Знать основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами. Уметь составлять электронные формулы атомов | Текущий Фронтальный опрос | Таблицы «Распределение электронов по уровням» ПСХЭ | |||
15 16 | 14. Валентные возможности атомов химических элементов 15.Степень окисления | 2 | Валентность. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей | Знать понятия «валентность» и «степень окисления», уметь сравнивать эти понятия | Текущий Работа по карточкам, опрос. Для закрепления: с. 96 | ПСХЭ | |||
17 | 16.Периодический закон и периодическая система химических элементов | 1 | Предпосылки открытия Периодического закона. Работы предшественников Менделеева. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Горизонтальная, вертикальная, диагональная закономерности | Знать смысл и значение Периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины. Уметь давать характеристику элемента на основании его расположения в ПС | Текущий опрос. Для закрепления по ДМ с. 97 | ПСХЭ, портрет Менделеева Д. И. Видеофильм «Великий закон» | |||
18 | 17.Периодический закон и строение атома. Изменение свойств элементов и их соединений в зависимости от положения в периодической системе. | 1 | Периодический закон и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента и современное определение Периодического закона. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и в группах | Знать физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы | Работа по карточкам, тест | Презентация учебного проекта «Имени Менделеева» | |||
19 | 18. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение атома», подготовка к контрольной работе | 1 | Систематизация материала по теме «Строение атома». Отработка теоретического материала в рамках данной темы. Особенности строения лантаноидов и актиноидов | Знать понятия «вещество», «хим. элемент», «атом», «молекула», «относительная атомная и относительная молекулярная масса», «изотоп». Уметь давать характеристику хим. элемента по его положению в ПС Менделеева | ПСХЭ, ДМ | ||||
20 | 19.Контрольная работа № 1 «Периодический закон и система Д.И.Менделеева, строение атома» | 1 | Контроль знаний по темам «Строение атома», «Периодический закон» | К.р. «Строение атома» с. 132, Габриелян Методическое пособие 11 | |||||
21 22 23 | 20.Химическая связь. 21.Единая природа химической связи. 22.Типы кристаллических решеток | 3 | Ионная хим. связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация по механизму образования, электроотрицательности, по способу перекрывания эл. орбиталей, по кратности. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью. Водородная связь и ее разновидности. Межмолекулярные взаимодействия.Единая природа химических связей. Разные виды связи в одном веществе | Знать классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них. Уметь характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип крист. решетки | Слайд-лекция «Химическая связь», проектор, ноутбук ПСХЭ Д. Модели крист. решеток различных веществ | ||||
24 25 | 23.Свойства ковалентной химической связи 24.Свойства ковалентной химической связи | 2 | Свойства ковалентной х.св.: насыщаемость, поляризуемость, направленность в пространстве. Отработка теоретического материала, обобщенного на предыдущем занятии | Уметь характеризовать свойства вещества по типу его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип крист. решетки. Уметь определять геометрию молекулы по характеристикам хим. связей | Задачники, ДМ, ПСХЭ Слайд-лекция «Степень окисления», ноутбук, проектор | ||||
26- 27 | 25.Гибридизация электронных орбиталей. 26.Геометрия и форма молекул | 2 | sp3 –гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sp2–гибридизация у алкенов, соединений бора, аренов, диенов и графита; sp–гибридизация у алкинов, карбина. Геометрия и форма молекул органических и неорганических веществ | Знать геометрию молекул важнейших соединений: воды, аммиака, алканов, алкенов, алкинов и др. и объяснять причины особенностей строения | Л. Изготовление моделей молекул воды, аммиака, метана и др. | ||||
28 29 | 27.Комплексные соединения 28.Комплексные соединения | 1 1 | Понятие о комплексных соединениях. Основы координационной теории строения комплексных соединений А. Вернера. Донорно-акцепторное взаимодействие комплексообразователей и лигандов. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сферы комплексов. Пространственное строение комплексных соединений с позиции гибридизации электронных орбиталей. Классификация и номенклатура комплексных соединений. Их свойства и значение.Комплексные соединения переходных элементов. | Понятие о комплексных соединениях. Основы координационной теории строения комплексных соединений А. Вернера. Донорно-акцепторное взаимодействие комплексообразователей и лигандов. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сферы комплексов. Пространственное строение комплексных соединений с позиции гибридизации электронных орбиталей. Классификация и номенклатура комплексных соединений. Их свойства и значение | |||||
Органическая химия (10 часов) | |||||||||
30 31 32 33 | 1.Предпосылки создания теории строения. 2.Виды изомерии органических веществ 3.Основные направления развития теории строения. 4.Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии | 1 1 1 1 | Работы предшественников А. М. Бутлерова (Ж. Б. Дюма, Ф. Вёлера, Ш. Ф. Жерара, Ф. Кекуле), съезд естествоиспытателей в г. Шпейере. Личностные качества А. М. Бутлерова. Основные положения современной теории строения. Изомерия и ее виды. Изомерия в неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ.Предпосылки теории химического строения органических соединений. Основные положения ТХС Бутлерова. Изомерия. Значение теории химического строения органических соединений Бутлерова в современной органической и общей химии. Основные направления развития ТХС Зависимость свойств веществ не только от химического, но и от электронного и пространственного строения. Индуктивный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность и ее биологическое значение. Диалектические основы общности теории периодичности Д. И. Менделеева и теории строения А. М. Бутлерова в становлении (работы предшественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании новых элементов (Gа, Sc, Ge) и новых веществ (изобутана) и развитии (три формулировки периодического закона и три формулировки основных положений теории строения о зависимости свойств веществ как от химического, так и от электронного и пространственного строения). | Знать основные положения ТХС Бутлерова. Знать важнейшие понятия «изомерия», «гомологический ряд»; уметь составлять структурные формулы изомеров и гомологов. Уметь определять индукционный и мезомерный эффекты Диалектические основы общности закона периодичности Менделеева и ТХС Бутлерова | Текущий Выполнение заданий из тестов ЕГЭ в рамках данной темы | ||||
34 35 36 37 38 39 | 5.Полимеры органические и неорганические. 6.Обзор важнейших полимеров. 7.Каучуки,пластмассы Волокна 8.Биополимеры 9.Белки 10.Полисахариды. Нуклеиновые кислоты | 1 1 1 1 1 1 | Основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Способы получения полимеров. Свойства особых групп полимеров: пластмасс, эластомеров и волокон. Классификация полимеров. Наиболее широко распространенные полимеры. Международные аббревиатуры маркировки изделий из полимеров. Различие между полимером как веществом и полимерным материалом на его основе | Знать основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Знать основные способы получения полимеров. Знать наиболее широко распространенные полимеры, их свойства и практическое применение | Текущий Фронтальный опрос Сообще-ния учащихся | ||||
Экспериментальные основы химии(1час) | |||||||||
40 | 1.Практическая работа № 8 «Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон» | 1 | Правила техники безопасности при выполнении данной работы | Знать основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Уметь определять наиболее широко распространенные полимеры по их свойствам | Текущий Фронтальный опрос. Опрос по правилам ТБ | ||||
Основы теоретической химии( 18 часов ) | |||||||||
41 42 | 1.Понятие о дисперсных системах 2.Значение дисперсных систем | 1 1 | Чистые вещества и смеси.Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, а также по размеру их частиц. Грубодисперсные системы: эмульсии и суспензии. Тонкодисперсные системы: коллоидные (золи и гели) и истинные (молекулярные, молекулярно-ионные и ионные). Эффект Тиндаля. Коагуляция в коллоидных растворах. Синерезис в гелях. Способы выражения концентрации растворов:массовая доля растворенног вещества,молярная и моляльная концентрации. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека. Эмульсии и суспензии в строительстве, пищевой и медицинской промышленности, медицине и косметике. Биологические, медицинские и технологические золи. Значение гелей в организации живой материи. Биологические, пищевые, медицинские, косметические гели. Синерезис как фактор, определяющий срок годности продукции на основе гелей. Свертывание крови как биологический синерезис, его значение. | Знать определение и классификацию дисперсных систем, понятия: истинные и коллоидные растворы, дисперсионная среда, дисперсная фаза, коагуляция, синерезис. Способы выражения концентрации растворов:массовая доля растворенног вещества,молярная и моляльная концентрации. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека. Эмульсии и суспензии в строительстве, пищевой и медицинской промышленности, медицине и косметике. Биологические, медицинские и технологические золи. Значение гелей в организации живой материи. Биологические, пищевые, медицинские, косметические гели. Синерезис как фактор, определяющий срок годности продукции на основе гелей. Свертывание крови как биологический синерезис, его значение | Текущий Работа по карточкам | ||||
43 | 3. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества» | 1 | Строение вещества, химическая связь, кристаллические решетки, полимеры, истинные и коллоидные растворы | Знать понятия «вещество», «хим. элемент», «атом», «молекула», «электроотриц-ть», «валентность», «степень окисления», «вещества молекулярного и немолекулярного строения», «углеродный скелет», «функциональная группа», «изомерия», «гомология». Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи | Обобщающий | ||||
44 | 4.Контрольная работа № 2 по теме «Строение вещества» | 1 | Основные понятия пройденной темы | Тематический. | |||||
45 46 | 5.Классификация химических реакций в органической химии 6.Классификация химических реакций в инеорганической химии | 2 | Классификация химических реакций: по числу и составу реагирующих веществ; по изменению степеней окисления элементов, образующих вещества; по тепловому эффекту; по фазовому составу реагирующих веществ; по участию катализатора; по направлению; по механизму протекания; по виду энергии, инициирующей реакцию | Знать, какие процессы называются химическими реакциями, в чем их суть. Уметь устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации | Для закрепл. с. 148 | ||||
47 48 49 | 7.Тепловой эффект химической реакции. Почему идут химические реакции? 8.Вероятность протекания химческих реакций. 9.Тепловой эффект химической реакции. Решение задач. | 3 | Возможность протекания химической реакции на основании законов химической термодинамики. Теплота образования вещества. Тепловой эффект реакции. Закон Гесса. Термохимические уравнения. Энтальпия. Энтропия. Энергия Гиббса | Знать понятия: «теплота образования вещества», «тепловой эффект реакции». Уметь составлять термохимические уравнения и производить расчеты по ним | Новошинские № 323-330 | ||||
50 | 10.Скорость химической реакции | 1 | Скорость гомогенных и гетерогенных реакций. Энергия активации. Элементарные и сложные реакции.механизм реакции.Влияние различных факторов на скорость химической реакции: | Знать понятие «скорость химической реакции». Знать факторы, влияющие на скорость реакций. | Работа по ДМ, Для закрепления: | ||||
51 52 53 | 11.Факторы, влияющие на скорость реакций 12.Решение задач по теме «Скорость химических реакций» 13Решение задач по теме «Скорость химических реакций» | 1 1 1 | природы и концентрации реагирующих веществ, площади соприкосновения реагирующих веществ, температуры, катализаторов | с. 138, № 346-354 из Новош. | |||||
54 55 | 14.Катализ 15.Катализ Ферменты – биокатализаторы. | 1 1 | Понятие о катализаторе и механизме его действия. Ферменты - биокатализаторы. Ингибиторы и каталитические яды | Знать понятия «катализ», «катализатор». Гомогенный и гетерогенный катализ. Сравнение ферментов с неорганическими катализаторами | Текущий (самостоятельная работа) | ||||
56 57 | 16.Обратимость химических реакций. Химическое равновесие 17.Решение задач и упражненийпо теме «Химическое равновесие» | 2 | Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Закон действующих масс для равновесных систем. Константа равновесия | Знать классификацию хим. реакций (обратимые и необратимые), понятие «химическое равновесие» и условия его смещения | Текущий с. 143 № 362-369 из Новошинских | ||||
58 | 18.Решение задач и упражнений Расчеты по термохимии и кинетике химических реакций. | 1 | Расчеты по термохимии и кинетике химических реакций. Упражнения по условиям смещения химического равновесия | Уметь вычислять тепловой эффект х.р. Уметь определять смещение равновесия х.р. от разл. факторов | Текущий Работа по ДМ. | ||||
Экспериментальные основы химии(1 час) | |||||||||
59 | 1.Практическая работа № 2 «Скорость химической реакции. Химическое равновесие» | 1 | Правила техники безопасности при выполнении данной работы. | Знать основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. | Опрос по правилам ТБ | ||||
Основы теоретической химии (13 часов ) | |||||||||
60 | 1.Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции» | 1 | Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура. Принцип Ле Шателье. Классификация химических реакций в органической химии Классификация химических реакций в инеорганической химии | ||||||
61 62 | 2.Контрольная работа № 2 по теме «Химические реакции» 3.Анализ контрольной работы №2 | 2 | |||||||
63 64 65 | 4. Понятие о растворах 5.Способы выражения концентрации растворов 6.Решение задач по теме «Способы выражения концентрации растворов» | 3 | Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества (процентная), молярная, моляльная, нормальная. Титр раствора и титрование. | Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества (процентная), молярная, моляльная, нормальная. Титр раствора и титрование | |||||
66 67 68 69 | 7. Теория электролитической диссоциации 8.Основные положения теории электролитической диссоциации Константа диссоциации 9.Водородный показатель. Среда водных растворов электролитов 10.Реакции обмена в водных растворах электролитов | 4 | Механизм диссоциации веществ с различными видами химической связи. Вклад русских ученых в развитие представлений об электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации и факторы ее зависимости. Сильные и средние электролиты. Константа диссоциации. Произведение растворимости. Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Среда водных растворов электролитов. Реакции обмена в водных растворах электролитов | Знать понятия «электролиты» и «неэлектролиты», примеры сильных и слабых электролитов. Знать сущность механизма диссоциации. Знать основные положения ТЭД. Уметь определять характер среды раствора неорганических соединений Знать константу диссоциации воды, ионное произведение. Уметь определять рН среды различными методами. | Текущий Новош. с. 47 № 82-86 | ||||
70 71 72 | 11. Гидролиз -как обменный процесс 12Ступенчатый гидролиз. 13.Гидролиз органических веществ | 3 | . Необратимый гидролиз органических и неорганических соединений и его значение в практической деятельности человека. Обратимый гидролиз солей. Ступенчатый гидролиз. Практическое применение гидролиза. Гидролиз органических веществ: белков, жиров, углеводов, полинуклеотидов, АТФ и его биологическое и практическое значение. Омыление жиров. Реакция этерификации | Знать типы гидролиза солей и органических соединений. Уметь составлять уравнения гидролиза солей (1 ступень), определять характер среды | Текущий Работа по карточкам | ||||
Экспериментальные основы химии(1 час) | |||||||||
73 | 1.Практическая работа № 4 по теме «Гидролиз» | 1 | Правила техники безопасности при выполнении данной работы | Знать основные правила техники безопасности при выполнении работы | Опрос по правилам ТБ | ||||
Основы теоретической химии ( 13 часов ) | |||||||||
74 | 1.Окислительно-восстановительные реакции | 6 | ОВР. Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. Метод полуреакций. Влияние среды на протекание ОВР в органической химии | Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Знать отличия ОВР от реакций ионного обмена. Уметь составлять уравнения ОВР методом эл. баланса и полуреакций | Текущий Работа по ДМ | ||||
75 76 77 78 79 | 2.Классификация окислительно-восстановительных реакций 3.Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. 4.Метод электронного баланса 5.Метод полуреакций, или метод электронно-ионного баланса. 6.Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ | Реакции межатомного и межмолекулярного окисления-восстановления. Реакции внутримолекулярного окисления-восстановления. Реакции самоокисления-самовосстановления (диспропорционирования). Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Метод полуреакций, или метод электронно-ионного баланса. Влияние среды на протекание окислительно-восстановительных процессов. Свойства органических веществ в свете окислительно-восстановительных процессов. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ. | Реакции межатомного и межмолекулярного окисления-восстановления. Реакции внутримолекулярного окисления-восстановления. Реакции самоокисления-самовосстановления (диспропорционирования). Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Метод полуреакций, или метод электронно-ионного баланса. Влияние среды на протекание окислительно-восстановительных процессов. Свойства органических веществ в свете окислительно-восстановительных процессов. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ. | ||||||
80 | 7.Химические источники тока | 1 | Электродные потенциалы. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений металлов). Гальванические элементы и принцип их работы. Составление гальванических элементов. Образование гальванических пар при химических процессах. Гальванические элементы, применяемые в жизни: свинцовая аккумуляторная батарея, никель-кадмиевые батареи, топливные элементы | Электродные потенциалы. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений металлов). Гальванические элементы и принцип их работы. Составление гальванических элементов. Образование гальванических пар при химических процессах. Гальванические элементы, применяемые в жизни: свинцовая аккумуляторная батарея, никель-кадмиевые батареи, топливные элементы | |||||
81 | 8.Электролиз | 1 | Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Процессы, происходящие на катоде и аноде. Уравнения электрохимических процессов. Электролиз водных растворов с инертными электродами. Электролиз водных растворов с растворимыми электродами. Практическое применение электролиза. | Знать: Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Процессы, происходящие на катоде и аноде. Уравнения электрохимических процессов. Электролиз водных растворов с инертными электродами. Электролиз водных растворов с растворимыми электродами. Практическое применение электролиза. | |||||
82 | 9.Электролиз водных растворов с инертными электродами. Электролиз водных растворов с растворимыми электродами | 1 | |||||||
83 | 10.Обобщение и систематизация знаний | 1 | Систематизация материала по теме «Химические реакции». Типы химических реакций. Скорость х.р. Гидролиз. ТЭД | Знать: классификации химических реакций. ТЭД. Ионные реакции. ОВР. Скорость реакций и факторы, на нее влияющие. Химическое равновесие и условия его смещения | Текущий Работа по ДМ | ||||
84 | 11.Контрольная работа № 3 «Растворы и ОВР» | 1 | Основные положения изученной темы | Основные положения данной темы | Тематический | ||||
85 86 | 12.Классификация неорганических веществ 13.Классификация неорганических веществ | 2 | Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация; гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация; основания, их классификация; соли их классификация. Комплексные соединения: строение, свойства | Знать важнейшие классы неорганических соединений, уметь определять принадлежность веществ к различным классам неорг. соединений. Уметь составлять формулы компл. соединений и уравнения реакций | Текущий ДМ с. 142 | ||||
Неорганическая химия(21час) | |||||||||
87 88 | 1Классификация органических веществ 2.Классификация органических веществ | 2 | Углеводороды, их классификация. Изомерия. Гомология. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, Нитросоединения, амины, аминокислоты | Знать важнейшие классы органических соединений, уметь определять принадлежность веществ к различным классам орг. соединений | Текущий ДМ с. 155 | ||||
89 | 3. Металлы | 1 | Положение металлов в ПС Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов. Взаимодействие с простыми и сложными веществами. Ряд стандартных электродных потенциалов. Значение Ме в природе и в жизни организмов | Знать основные металлы, их общие свойства. Уметь характеризовать свойства металлов, опираясь на их положение в ПС и строение атомов | Текущий опрос, инд. работы по карт | ||||
90 | 4.Коррозия металлов | 1 | Коррозия: причины, механизмы протекания, способы предотвращения. Специфические виды коррозии и способы защиты | Знать причины коррозии, основные её типы и способы защиты от коррозии. | Текущий опрос инд. работы по карт
| ||||
91 92 | 5.Металлургия. 6.Общие способы получения металлов | 2 | Основные способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз. Катодные и анодные процессы, протекающие при электролизе различных веществ. Составление уравнений ОВР электролиза | Понимать суть металлургических процессов. Уметь составлять уравнения электролиза, производить по ним вычисления | Текущий Задачи по ДМ | ||||
93 | 7.Урок- упражнение по классу «Металлы» | 1 | Решение задач и упражнений. Комбинированный зачёт | Уметь писать уравнения р-й, характеризующих свойства Ме | ДМ с. 8 | ||||
94 95 | 8.Неметаллы 9 Важнейшие оксиды, соответствующие им гидроксиды и водородные соединения неметаллов. | 1 1 | Положение неметаллов в ПС Д.И. Менделеева. Конфигурация внешнего электронного слоя неметаллов. Простые вещества неметаллы: строение, физические свойства. Аллотропия. Химические свойства. Важнейшие оксиды, соответствующие им гидроксиды и водородные соединения неметаллов. Зависимость свойств кислот от с.о. неметалла | Знать основные неметаллы, их окислительные и восстановительные свойства. Уметь характеризовать свойства неметаллов, опираясь на их положение в ПС Менделеева. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах | Текущий ДМ с. 24 | ||||
96 97 | 10. Благородные газы. Электронное строение атомов благородных газов и особенности их химических и физических свойств. Соединения благородных газов. 11.Решение задач и упражнений по теме «Неметаллы» | 1 1 | Электронное строение атомов благородных газов и особенности их химических и физических свойств. Соединения благородных газов. Отработка теоретического материала в рамках данных темы | Уметь применять теор. знания при решении задач и упр. | Комбинированный зачёт | ||||
98 99 | 12Кислоты 13.Важнейшие представители этого класса | 2 | Кислоты в свете протолитической теории. Строение, номенклатура классификация и свойства органических и неорганических кислот. Важнейшие представители этого класса | Знать классификацию, номенклатуру кислот, уметь характеризовать их свойства. Знать особенности свойств серной и азотной кислот, муравьиной и уксусной кислот | Текущий Работа по ДМ | ||||
100- 101 | 14.Основания 15.Важнейшие представители класса. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина | 2 | Строение, номенклатура, классификация и свойства органических и неорганических оснований. Растворимые и нерастворимые основания. Важнейшие представители класса. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина | Знать классификацию и номенклатуру оснований, особенности органических оснований; уметь характеризовать их свойства | Текущий Работа по ДМ | ||||
102 | 16.Урок- упражнение по классу «Гидроксиды» | 1 | Решение задач и упражнений. Комбинированный зачёт | Уметь писать уравнения р-й, характеризующих свойства гидроксидов | |||||
103 104 | 17.Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов и алюминия: взаимодействие с кислотами и щелочами. 18.Амфотерные органические и неорганические соединения | 2 | Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов и алюминия: взаимодействие с кислотами и щелочами. Амфотерность аминокислот, образование пептидов | Знать понятие «амфотерность», уметь характеризовать свойства амфотерных соединений, составлять формулы пептидов | Текущий Работа по ДМ | ||||
105 106 107 | 19. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии 20..Генетические ряды металла и неметалла. Единство мира веществ 21.Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ | 3 | Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла и неметалла. Единство мира веществ | Знать важнейшие свойства изученных классов органических и неорганических соединений | Текущий Работа по ДМ | ||||
Экспериментальные основы химии(1 час) | |||||||||
108 | 24.Практическая работа № 7 «Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ» | 1 | Правила техники безопасности при выполнении данной работы | Знать основные правила т.б. Уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием | Опрос по правилам ТБ | ||||
Основы теоретической химии(4часа) | |||||||||
109 110 | 1.Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических и органических соединений» 2.Обобщение и систематизация знаний по теме « Вещества и их свойства.» | 2 | Систематизация материала по теме «Вещества и их свойства». Отработка теоретического материала в рамках данной темы | Знать основы классификации и номенклатуры неорганических и органических в-в. Знать важнейшие свойства изученных классов соединений | Обобщающий Работа по ДМ | ||||
111 112 | 3.Контрольная работа № 4 «Вещества и их свойства» 4.Анализ контрольной работы «Вещества и их свойства» | 2 | Тематический. | ||||||
Неорганическая химия (11часов) | |||||||||
113 | 1. s-Элементы | 1 | Водород. Двойственное положение водорода в периодической системе. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Тритий. Окислительные и восстановительные свойства водорода, его получение и применение. Роль водорода в живой и неживой природе. Вода. Роль воды как средообразующего вещества клетки. Экологические аспекты водопользования. | Знать: Двойственное положение водорода в периодической системе. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Тритий. Окислительные и восстановительные свойства водорода, его получение и применение. Роль водорода в живой и неживой природе. Вода. Роль воды как средообразующего вещества клетки. Экологические аспекты водопользования. | |||||
114 | 2.Элементы IA-группы. | 1 | Элементы IA-группы. Щелочные металлы. Общая характеристика щелочных металлов на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Получение, физические и химические свойства щелочных металлов. Катионы щелочных металлов как важнейшая химическая форма их существования, регулятивная роль катионов калия и натрия в живой клетке. Природные соединения натрия и калия, их значение. | знать общую характеристику щелочных металлов на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Получение, физические и химические свойства щелочных металлов. Катионы щелочных металлов как важнейшая химическая форма их существования, регулятивная роль катионов калия и натрия в живой клетке. Природные соединения натрия и калия, их значение. | |||||
115 | 3.Элементы IIА-группы. | 1 | Элементы IIА-группы. Общая характеристика щелочно-земельных металлов, магния и бериллия на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Кальций, его получение, физические и химические свойства. Важнейшие соединения кальция, их значение и применение. Кальций в природе, его биологическая роль. Жесткость воды и способы ее устранения. | Знать общую характеристику щелочно-земельных металлов, магния и бериллия на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Кальций, его получение, физические и химические свойства. Важнейшие соединения кальция, их значение и применение. Кальций в природе, его биологическая роль. Жесткость воды и способы ее устранения. | |||||
116 | 4. р-Элементы | 1 | р-Элементы Алюминий. Характеристика алюминия на основании его положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атома. Получение, физические и химические свойства алюминия. Важнейшие соединения алюминия, их свойства, значение и применение. Природные соединения алюминия. | Знать характеристику алюминия на основании его положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атома. Получение, физические и химические свойства алюминия. Важнейшие соединения алюминия, их свойства, значение и применение. Природные соединения алюминия. | |||||
117 | 5. Галогены | 1 | Галогены. Общая характеристика галогенов на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Галогены — простые вещества: строение молекул, химические свойства, получение и применение. Важнейшие соединения галогенов, их свойства, значение и применение. Галогены в природе. Биологическая роль галогенов. | Знать общую характеристику галогенов на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Галогены — простые вещества: строение молекул, химические свойства, получение и применение. Важнейшие соединения галогенов, их свойства, значение и применение. Галогены в природе. Биологическая роль галогенов. | |||||
118 | 6.Халькогены. | 1 | Халькогены. Общая характеристика халькогенов на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Халькогены — простые вещества. Аллотропия. Строение молекул аллотропных модификаций и их свойства. Получение и применение кислорода, серы, селена. Халькогены в природе, их биологическая роль. | Знать общую характеристику халькогенов на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Халькогены — простые вещества. Аллотропия. Строение молекул аллотропных модификаций и их свойства. Получение и применение кислорода, серы, селена. Халькогены в природе, их биологическая роль. | |||||
119 | 7.Элементы VA-группы. | 1 | Элементы VA-группы. Общая характеристика элементов этой группы на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение молекул азота и аллотропных модификаций фосфора, физические и химические свойства простых веществ, образованных этими элементами. Водородные соединения элементов VA группы. Оксиды азота, фосфора, мышьяка и соответствующие им кислоты. Соли этих кислот. Свойства кислородных соединений азота и фосфора, их значение и применение. Азот и фосфор в природе, их биологическая роль. | Знать общую характеристику элементов этой группы на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение молекул азота и аллотропных модификаций фосфора, физические и химические свойства простых веществ, образованных этими элементами. Водородные соединения элементов VA группы. Оксиды азота, фосфора, мышьяка и соответствующие им кислоты. Соли этих кислот. Свойства кислородных соединений азота и фосфора, их значение и применение. Азот и фосфор в природе, их биологическая роль. | |||||
120 | 8. Элементы IVA-группы. | 1 | Элементы IVA-группы. Общая характеристика элементов этой группы на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Углерод и его аллотропия. Свойства аллотропных модификаций углерода, их значение и применение. Оксиды и гидроксиды углерода и кремния, их химические свойства. Соли угольной и кремниевой кислот, их значение и применение. Природообразующая роль углерода (для живой природы) и кремния (для неживой природы). | Знать общую характеристику элементов этой группы на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Углерод и его аллотропия. Свойства аллотропных модификаций углерода, их значение и применение. Оксиды и гидроксиды углерода и кремния, их химические свойства. Соли угольной и кремниевой кислот, их значение и применение. Природообразующая роль углерода (для живой природы) и кремния (для неживой природы). | |||||
121 | 9. d-Элементы | 1 | d-Элементы Особенности строения атомов d-элементов (IБ—VIIIБ-групп). Медь, цинк, хром, железо, марганец как простые вещества, их физические и химические свойства. Нахождение этих металлов в природе, их получение и значение. Соединения d-элементов, в которых эти элементы проявляют различные степени окисления. Характер оксидов и гидроксидов этих элементов в зависимости от степени окисления металла. | Знать особенности строения атомов d-элементов (IБ—VIIIБ-групп). Медь, цинк, хром, железо, марганец как простые вещества, их физические и химические свойства. Нахождение этих металлов в природе, их получение и значение. Соединения d-элементов, в которых эти элементы проявляют различные степени окисления. Характер оксидов и гидроксидов этих элементов в зависимости от степени окисления металла. | |||||
122 | 10. f-Элементы | 1 | f-Элементы Особенности строения атомов и простых веществ лантаноидов и актиноидов. Химические свойства, получение и применение. Соединения лантаноидов и актиноидов, в которых эти элементы проявляют наиболее типичные степени окисления (+2 и +3). | Знать особенности строения атомов и простых веществ лантаноидов и актиноидов. Химические свойства, получение и применение. Соединения лантаноидов и актиноидов, в которых эти элементы проявляют наиболее типичные степени окисления (+2 и +3). | |||||
123 | 11.Повторение и обобщение по теме «Химия элементов» | 1 | s-Элементы Водород. Элементы IA-группы. Элементы IIА-группы. р-Элементы Алюминий. Галогены. Халькогены. Элементы VA-группы. Элементы IVA-группы. d-Элементы
f-Элементы | s-Элементы Водород. Элементы IA-группы. Элементы IIА-группы. р-Элементы Алюминий. Галогены. Халькогены. Элементы VA-группы. Элементы IVA-группы. d-Элементы
f-Элементы | |||||
Химия и жизнь (6 часов) | |||||||||
124 125 | 1.Химия и производство .Химическая промышленность и химическая технология 2.Научные принципы важнейших производств. Производство серной кислоты | 2 | Химическая промышленность и химическая технология. Сырьё для хим. промышленности. Основные принципы хим. технологии. Энергия для хим. производства. Научные принципы важнейших производств. Производство серной кислоты | Уметь определять возможность протекания хим. превращений в различных условиях и оценивать их последствия. Знать основные стадии производства аммиака и метанола. Производство кислот, щелочей, солей | Текущий | ||||
126 | 3 Химия и сельское хозяйство Химическая мелиорация почв. Химические средства защиты растений. Химизация животноводства . Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними | 1 | Химизация с.х. и её направления. Растения и почва. Удобрения и их классификация. Химическая мелиорация почв. Химические средства защиты растений. Химизация животноводства. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними | Оценивать влияние хим. загрязнения ОС на организм человека и др. живые организмы. Использовать приобретенные знания для объяснения химических явлений, происходящих в природе | Текущий | ||||
127 128 | 4. Химия и проблемы окружающей среды 5.Загрязнения почвы. Почвоохранные мероприятия. | 2 | Загрязнение атмосферы. Загрязнение гидросферы. Охрана атмосферы от химических загрязнений. Загрязнения почвы. Почвоохранные мероприятия. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия. | Уметь использовать приобретенные ЗУН для объяснения химических явлений, происходящих в природе и на производстве. Вести себя экологически грамотно. Оценивать влияние хим. загрязнения ОС на организм человека и др. живые организмы. | Фронтальный | ||||
129 | 6.Химия и повседневная жизнь человека Жиры, белки, углеводы, соли в рационе питания. Развитие пищевой промышленности. Пищевые добавки | 1 | Химические средства гигиены и косметики. Домашняя аптечка. Химия и пища. Жиры, белки, углеводы, соли в рационе питания. Развитие пищевой промышленности. Пищевые добавки | Уметь использовать приобретенные ЗУН в повседневной жизни. Соблюдать правила безопасности при использовании средств бытовой химии | Фронтальный | ||||
Экспериментальные основы химии(4 часа) | |||||||||
130 | 1. Практическая работа № 1 «Получение газов и изучение их свойств» | 1 | Правила техники безопасности при выполнении данной работы | Знать основные способы получения и собирания газов в лаборатории | Опрос по правилам ТБ | ||||
131 | 2. Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» | 1 | Правила техники безопасности при выполнении данной работы | Знать основные правила т.б. Уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием | Опрос по правилам ТБ | ||||
132 | 3. Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач по органической химии» | 1 | Правила техники безопасности при выполнении данной работы | Знать основные правила т.б. Уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием | Опрос по правилам ТБ | ||||
133 | 4. Практическая работа № 3 «Сравнение свойств органических и неорганических соединений» | 1 | Правила техники безопасности при выполнении данной работы | Знать основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием | Опрос по правилам ТБ | ||||
Основы теоретической химии(3 часа) | |||||||||
134 | 1.Окислительно-восстановительные реакции Метод полуреакций | 1 | Особые случаи составления электронного баланса. Поведение ионов, содержащих Мn, Cr в окислительно-восстановительных реакциях.применение метода электронного баласа к органическим реакциям.метод полуреакций,электронно-ионный баланс | Поведение ионов, содержащих Мn, Cr в окислительно-восстановительных реакциях.применение метода электронного баласа к органическим реакциям. | |||||
135 | 2.Решение задач по теме «Объемные отношения газов при химических реакциях» Решение задач по теме «Определение молекулярной формулы сложного вещества» | 1 | Закон Авогадро и следствия из него.Значение и применение газовых законов прирешении задач. Определение молекулярной формулы сложного вещества. | ||||||
Решение задач по теме «Смешивание и разбавление растворов.Кристаллогидраты» | Смешивание и разбавление растворов.Кристаллогидраты.молярная концентрация,моляльная концентрация,процентная концентрация,массовая доля. | ||||||||
136 | 3.Обобщающий урок по теме «Основные классы органических и неорганических соединений» | Основные классы органических и неорганических соединений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 11 класса для профильных школ.
Пояснительная записка Рабочая программа по химии в 11 классе разработана на основе Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по математике1 класс Перспективная начальная школа
Перспективная начальная школа...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
рабочая программа по химии 10 кл профильное ос габриелян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия»10 класс за курс средней(полной) общей школы на период 2013 – 2014учебный год профильный уровень ...
рабочая программа по 10 классу в вечерней школе
Рабочая программа по 10 классу в вечерней школе по учебнику "Английский в фокусе" О. В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс...
Рабочая программа по химии за курс основной школы (8-9 класс) по О.С. Габриеляну
Рабочая программа по учебному курсу «Химия» в 8-9 классах составлена на основе «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа...
Рабочая программа по химии за курс основной школы (базовый уровень) 8 - 9 класс
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на о...