"Определение кислотности почвы".
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Конспект лабораторной работы с применением цифровой лаборатории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Лабораторная работа «Определение кислотности почвы».

Цель урока: развитие предметных компетенций обучающихся по теме «Кислотность почв».

Задачи:

Образовательные:

  1. Повторить и обобщить знания о видах почв, почвенном питании растений;
  2. Продолжить развитие предметных компетенций: умение определять кислотность почвы, находить причинно – следственные связи между кислотностью почвы и типом почвы;
  3. Продолжить развитие универсальных учебных действий при работе с учебником, выполнении лабораторной работы.

Воспитательные:

  1. Приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи и взаимопроверке;
  2. Умению слушать других;
  3. Воспитание коммуникативной культуры, целеустремленности и инициативности.

Развивающие:

  1. Развивать потребность в познании, стремлении к самовыражению и индивидуальности;
  2. Развивать познавательные умения;
  3. Развивать аналитическое мышление, логику.
  4. Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
  5. Развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике.

 Тип урока: изучение новой темы в рамках лабораторной работы

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЦЛО, например, датчик pH)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

4

5

6

1.

Организационный

момент

Настрой на повторение и обобщение темы

Подготовка к уроку

1

2.

Мотивация и

целеполагание

Сформулировать цели и задачи урока.

Послушайте отрывок из стихотворения шотландского поэта и сделайте вывод о том, какие условия необходимы для роста и развития растений:

Велели выкопать сохой

Могилу короли,

Чтоб славный Джон, боец лихой,

Не вышел из земли.

Травой покрылся горный склон,

В ручьях воды полно,

А из Земли выходит Джон

Ячменное Зерно.

- Мы продолжаем разговор о почве и сегодня изучим понятие «кислотности почвы», влияние кислотности на растения, выполним лабораторную работу «Определение кислотности почвы»

Записи в рабочей тетради темы урока: «Определение кислотности почвы».

2

3.

Актуализация знаний

  1. Фронтальный опрос по пройденной теме.

- Что такое почва?

- Какие вещества входят в состав почвы?

- Каково значение почвы для растений?

- Что вы знаете о плодородии почвы?

2. Изложение нового материала по плану:

1. Кислотность почв – важнейшее условие продукционного процесса сельскохозяйственных растений.

2. Виды кислотности почв.

3. Опасность кислых почв для растений.

4. Сельскохозяйственные растения, которые можно выращивать в Тамбовской области.

3. Развитие универсальных учебных действий.

Выполнение лабораторной работы «Определение кислотности почвы пришкольного учебно – опытного участка» с помощью ЦОЛ «Архимед».

Работа проводится по инструкции (приложение 1).

- Какие выводы можно сделать по результатам лабораторной работы?

1. Ответы на вопросы.

2. Записи в тетради

(взаимоконтроль).

3. Выполнение лабораторной работы.

Кислотность почвы пришкольного участка …, тип почвы …

8

10

10

4.

Подведение итогов

Анализ полученных результатов.

- Используя данные, полученные в результате работы, предложите список сельскохозяйственный растений, которые можно выращивать на пришкольном учебно – опытном участке.

Рефлексия, самооценка, взаимооценивание.

1

           Учащиеся, выполняя данную работу должны продемонстрировать:

                            Предметно – информационная составляющая

Деятельностно – коммуникативная составляющая

Ценностно – ориентационная составляющая

- иметь понятие о точном и приближенном значениях физических величин

- понятие погрешности измерения.

 

- определять pH почвы

- рассчитывать погрешность измерения.

проявлять самостоятельность и интерес при выполнении лабораторного эксперимента.

Отчет о лабораторной работе выполняется в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Приложение 1.

Инструкция по выполнению лабораторной работы по теме: «Определение кислотности почвы».

Цель работы: определить характер среды (кислая, щелочная, нейтральная) различных видов почв и сделать вывод об их пригодности для выращивания различных с/х растений.

Форма работы: фронтальная.

Оборудование и материалы:

Персональный компьютер

Регистратор данных USB Link

Датчик pH

 Пробы почвы

Химические стаканы

Лабораторный штатив

Воронка

Фильтровальная бумага

Стеклянная палочка.

Настройка параметров измерения:

1) частота измерений – каждую секунду;

2) число замеров – 500

Ход работы:

Приготовление почвенного раствора. В химический стакан поместите почву. Прилейте дистиллированную воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Хорошенько перемешайте стеклянной палочкой.        

Приготовьте лабораторный штатив. Наденьте муфту на стержень штатива так, чтобы винт, закрепляющий её, был справа от стержня штатива. Закрепите в муфту кольцо так, чтобы стержень кольца поддерживал не только винт, но и муфта. Поместите в кольцо воронку.

Приготовьте бумажный фильтр. Смочите фильтр водой, чтобы он плотнее прилегал к стенкам воронки и чтобы сухой фильтр не впитывал фильтруемую жидкость. При фильтровании жидкость наливайте на фильтр по палочке тонкой струёй, направляя её на стенку воронки, а не на непрочный центр фильтра, чтобы его не разорвать. Подставьте под воронку химический стакан и профильтруйте подготовленную смесь почвы и воды. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

В почвенную вытяжку поместите датчик рН и начинайте регистрацию данных. Эксперимент проделайте не менее 3-х раз.

Результаты измерений: занесите полученные данные в таблицу  «Кислотность почв» и сделайте вывод об их пригодности для выращивания различных с/х растений.

Таблица  - Кислотность почв

Образец почвы

pH

Кислотность почвы

Образец почвы № 1

Образец почвы № 2

Образец почвы № 3

Критерии оценивания лабораторной работы:

  1. Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдение6м необходимой последовательности проведения опытов и измерений, самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдает требования правил техники безопасности, правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, правильно выполняет анализ погрешностей.
  2. Оценка «4» ставится, если выполнены все требования к оценке «5», но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
  3. Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной ее части позволяет получить правильный результат и вывод, или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки
  4. Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов, или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно -исследовательская работа "Определение кислотности почвы с помощью природных индикаторов"

В работе исследуется изменение цвета различных природных индикаторов при разных значениях ph, а так же возможность их применения в бытовых условиях....

Я исследую мир : Определение кислотности среды.

Занятие по ФГОС«Я исследую мир»Внеклассное занятие для учащихся 1-2 классов , в рамках ФГОС ( урок необходимо проводить в кабинете химии).Тема: Определение кислотности среды»Оборудование: универ...

Инструкция по выполнению практической работы по определению структуры почвы

Инструктивная карта для учеников к практической работе "Определение структуры почвы"...

Методические рекомендации "Проведение практического занятия по определению рН почв почвенной водной вытяжки на занятиях по экологии"

Освоение метода определение рН (реакции среды) в водных вытяжках из почв с помощью раствора универсального индикатора на занятиях по экологии...

Исследование кислотности почв пришкольного участка.

Исследовательская работа ученицы 7 "В" класса Ивановой Дарьи....

Методическая разработка занятия в рамках работы «Точка Роста» « Определение кислотности продуктов питания ( фруктов)»

Данное занятие разработано в рамках работы «Точка Роста» и рассчитано на обучающихся 8-10 классов. В рамках занятия обучающиеся знакомятся со способами определения кислотности, методикой п...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 8-9 классов, с использованием цифровой лаборатории Releon по теме "Определение кислотности почвы"

- определение р(Н) почвы в приусадебных участках для высадки соответствующих овощных и плодово-ягодных культур; -  наглядная демонстрация  значения и роли теоретической химии в практиче...