"Определение кислотности почвы".
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Конспект лабораторной работы с применением цифровой лаборатории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_kislotnosti_pochvy_s_primeneniem_cifrovoy_laboratorii.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Лабораторная работа «Определение кислотности почвы».
Цель урока: развитие предметных компетенций обучающихся по теме «Кислотность почв».
Задачи:
Образовательные:
- Повторить и обобщить знания о видах почв, почвенном питании растений;
- Продолжить развитие предметных компетенций: умение определять кислотность почвы, находить причинно – следственные связи между кислотностью почвы и типом почвы;
- Продолжить развитие универсальных учебных действий при работе с учебником, выполнении лабораторной работы.
Воспитательные:
- Приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи и взаимопроверке;
- Умению слушать других;
- Воспитание коммуникативной культуры, целеустремленности и инициативности.
Развивающие:
- Развивать потребность в познании, стремлении к самовыражению и индивидуальности;
- Развивать познавательные умения;
- Развивать аналитическое мышление, логику.
- Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
- Развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике.
Тип урока: изучение новой темы в рамках лабораторной работы
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЦЛО, например, датчик pH) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 |
1. | Организационный момент | Настрой на повторение и обобщение темы | Подготовка к уроку | 1 |
2. | Мотивация и целеполагание | Сформулировать цели и задачи урока. Послушайте отрывок из стихотворения шотландского поэта и сделайте вывод о том, какие условия необходимы для роста и развития растений: Велели выкопать сохой Могилу короли, Чтоб славный Джон, боец лихой, Не вышел из земли. Травой покрылся горный склон, В ручьях воды полно, А из Земли выходит Джон Ячменное Зерно. - Мы продолжаем разговор о почве и сегодня изучим понятие «кислотности почвы», влияние кислотности на растения, выполним лабораторную работу «Определение кислотности почвы» | Записи в рабочей тетради темы урока: «Определение кислотности почвы». | 2 |
3. | Актуализация знаний |
- Что такое почва? - Какие вещества входят в состав почвы? - Каково значение почвы для растений? - Что вы знаете о плодородии почвы? 2. Изложение нового материала по плану: 1. Кислотность почв – важнейшее условие продукционного процесса сельскохозяйственных растений. 2. Виды кислотности почв. 3. Опасность кислых почв для растений. 4. Сельскохозяйственные растения, которые можно выращивать в Тамбовской области. 3. Развитие универсальных учебных действий. Выполнение лабораторной работы «Определение кислотности почвы пришкольного учебно – опытного участка» с помощью ЦОЛ «Архимед». Работа проводится по инструкции (приложение 1). - Какие выводы можно сделать по результатам лабораторной работы? | 1. Ответы на вопросы. 2. Записи в тетради (взаимоконтроль). 3. Выполнение лабораторной работы. Кислотность почвы пришкольного участка …, тип почвы … | 8 10 10 |
4. | Подведение итогов | Анализ полученных результатов. - Используя данные, полученные в результате работы, предложите список сельскохозяйственный растений, которые можно выращивать на пришкольном учебно – опытном участке. | Рефлексия, самооценка, взаимооценивание. | 1 |
Учащиеся, выполняя данную работу должны продемонстрировать:
Предметно – информационная составляющая | Деятельностно – коммуникативная составляющая | Ценностно – ориентационная составляющая |
- иметь понятие о точном и приближенном значениях физических величин - понятие погрешности измерения.
| - определять pH почвы - рассчитывать погрешность измерения. | проявлять самостоятельность и интерес при выполнении лабораторного эксперимента. |
Отчет о лабораторной работе выполняется в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Приложение 1.
Инструкция по выполнению лабораторной работы по теме: «Определение кислотности почвы».
Цель работы: определить характер среды (кислая, щелочная, нейтральная) различных видов почв и сделать вывод об их пригодности для выращивания различных с/х растений.
Форма работы: фронтальная.
Оборудование и материалы:
Персональный компьютер
Регистратор данных USB Link
Датчик pH
Пробы почвы
Химические стаканы
Лабораторный штатив
Воронка
Фильтровальная бумага
Стеклянная палочка.
Настройка параметров измерения:
1) частота измерений – каждую секунду;
2) число замеров – 500
Ход работы:
Приготовление почвенного раствора. В химический стакан поместите почву. Прилейте дистиллированную воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Хорошенько перемешайте стеклянной палочкой.
Приготовьте лабораторный штатив. Наденьте муфту на стержень штатива так, чтобы винт, закрепляющий её, был справа от стержня штатива. Закрепите в муфту кольцо так, чтобы стержень кольца поддерживал не только винт, но и муфта. Поместите в кольцо воронку.
Приготовьте бумажный фильтр. Смочите фильтр водой, чтобы он плотнее прилегал к стенкам воронки и чтобы сухой фильтр не впитывал фильтруемую жидкость. При фильтровании жидкость наливайте на фильтр по палочке тонкой струёй, направляя её на стенку воронки, а не на непрочный центр фильтра, чтобы его не разорвать. Подставьте под воронку химический стакан и профильтруйте подготовленную смесь почвы и воды. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).
В почвенную вытяжку поместите датчик рН и начинайте регистрацию данных. Эксперимент проделайте не менее 3-х раз.
Результаты измерений: занесите полученные данные в таблицу «Кислотность почв» и сделайте вывод об их пригодности для выращивания различных с/х растений.
Таблица - Кислотность почв
Образец почвы | pH | Кислотность почвы |
Образец почвы № 1 | ||
Образец почвы № 2 | ||
Образец почвы № 3 |
Критерии оценивания лабораторной работы:
- Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдение6м необходимой последовательности проведения опытов и измерений, самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдает требования правил техники безопасности, правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, правильно выполняет анализ погрешностей.
- Оценка «4» ставится, если выполнены все требования к оценке «5», но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
- Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной ее части позволяет получить правильный результат и вывод, или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки
- Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов, или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно -исследовательская работа "Определение кислотности почвы с помощью природных индикаторов"
В работе исследуется изменение цвета различных природных индикаторов при разных значениях ph, а так же возможность их применения в бытовых условиях....
Я исследую мир : Определение кислотности среды.
Занятие по ФГОС«Я исследую мир»Внеклассное занятие для учащихся 1-2 классов , в рамках ФГОС ( урок необходимо проводить в кабинете химии).Тема: Определение кислотности среды»Оборудование: универ...
Инструкция по выполнению практической работы по определению структуры почвы
Инструктивная карта для учеников к практической работе "Определение структуры почвы"...
Методические рекомендации "Проведение практического занятия по определению рН почв почвенной водной вытяжки на занятиях по экологии"
Освоение метода определение рН (реакции среды) в водных вытяжках из почв с помощью раствора универсального индикатора на занятиях по экологии...
Исследование кислотности почв пришкольного участка.
Исследовательская работа ученицы 7 "В" класса Ивановой Дарьи....
Методическая разработка занятия в рамках работы «Точка Роста» « Определение кислотности продуктов питания ( фруктов)»
Данное занятие разработано в рамках работы «Точка Роста» и рассчитано на обучающихся 8-10 классов. В рамках занятия обучающиеся знакомятся со способами определения кислотности, методикой п...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для 8-9 классов, с использованием цифровой лаборатории Releon по теме "Определение кислотности почвы"
- определение р(Н) почвы в приусадебных участках для высадки соответствующих овощных и плодово-ягодных культур; - наглядная демонстрация значения и роли теоретической химии в практиче...