Рабочая программа по химии для 8 класса.
рабочая программа по химии (8 класс) по теме
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 8 класса разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных школ к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 3» на 2012/2013 учебный год.
Программа рассчитана на 70 часов, в том числе на контрольные (4часа) и практические работы – (6 часов ).
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
- Рудзитис, Г. Е. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - М.: Просвещение, 2009.
- Программы общеобразовательных учреждений химия 8-9 классы Издательство «Просвещение » 2008.
- Радецкий, А. М. Дидактический материал по химии / А. М. Радецкий, В. П. Горшкова. - М: Просвещение, 2010.
- Т.А.Боровских Тесты по химии к учебнику Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - М.: Просвещение, 2009.
5.М.Ю.Горковенко Поурочные разработки по химии.
6.Т.А.Боровских Тетрадь для практических и лабораторных работ по химии
Курс химии 8 класса предполагает изучение двух разделов. Первый посвящен теоретическим объяснением химических явлений на основе атомно-молекулярного учения и создает прочную базу для дальнейшего изучения химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку науки: жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются как на атомно-молекулярном , так и на электронном уровне. Второй раздел посвящен изучению электронной теории ина ее основе –рассмотрению периодического закона и Периодической системы Д.И.Менделеева ,строения и свойств веществ, сущности химических реакций.
Значительное место в содержании данного курса отводится химическому эксперименту, который формирует учащихся не только навыки правильного обращения с веществами, но и исследовательские умения. Изучение тем сопровождается проведением практических работ,так как теорию необходимо подтверждать практикой. Также предусмотрено изучение правил техники безопасности и охраны труда, вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе и здоровью человека.
Содержание предмета в VIII классе включает общие вопросы: классы неорганических веществ, периодическая система, строение атома и химическая связь, закономерности химических реакций.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный опрос (собеседование), практические работы.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи программы обучения:
- освоение теории химических элементов и их соединений;
- овладение умением устанавливать причинно-следственные связи между составом, свойствами и применением веществ;
- применение на практике теории химических элементов и их соединений для объяснения и прогнозирования протекания химических процессов;
- осмысление собственной деятельности в контексте законов природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_dlya_8klassa.doc | 256.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 8 класс ,2 часа в неделю. Всего 70 часов. Учебник Химия . РудзитисГ.Е. Фельдман Ф.Г. | ||||||||||
№ п\п | Тема урока | Кол-во ча-сов | Обязательные элементы содержания | Химический эксперимент (оборудование) | Планируемые результаты | Контрольно-измерительные материалы | Календарные сроки 8а 8б 8в | Фактические сроки 8а 8б 8в | ||
Методы познания веществ и химических явлений.(2часа) Вещество.(11часов) Химическая реакция.(4часа) Экспериментальные основы химии.(2часа) Тема1.Первоначальные химические понятия(19 часов) | ||||||||||
1 | Химия как часть естествознания.Химия-наука о веществах,их строении,свойствах и превращениях.Правила безопасности. | 1 | Химия как часть естествознания Химия, вещества, тела, свойства веществ. Вводный инструктаж по охране труда и техники безопасности | Демонстрации: - различные виды химиче- ской посуды; - предметы, сделанные из разных веществ; - приборы для измерения веса, плотности, жидкости, температуры. Лабораторный опыт: рассмот- рение веществ с различными физическими свойствами | Знать определение предмета химии, определение вещества, свойств веществ. Уметь описывать вещества по их физическим свойствам | Фронталь- ный опрос | 5.09 5.09 5.09 | |||
2 | Чистые веще- ства и смеси веществ. | 1 | Чистые вещества, однородные и неоднородные смеси, способы их разделения. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. | Демонстрации: - однородные и неоднород- ные смеси; - способы разделения смесей (фильтрование, выпарива- ние, хроматография,дистилляция,кристаллизация. | Знать отличие чистого веще- ства от смеси, способы разде- ления смесей, иметь представ- ление о материалах. Уметь различать однородные и неоднородные смеси | Текущий. Работа по карточкам | 7.09 7.09 7.09 | |||
3 | Практическая работа № 1 Правила техни ки безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обра- щения с лабора- торным штати- вом и спиртов- кой. Знакомство с химической посудой | 1 | Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности | Практическая работа № 1 | Знать правила работы в химическом кабинете. Уметь обращаться с лабора- торным оборудованием, химической посудой | П/р№1, с. 51 | 12.09 12.09 12.09 | |||
4 | Практическая работа № 2. Очистка за- грязненной поваренной соли. Изучение строения пла- мени | 1 | Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. Получение кристаллов солей.Наблюдение ,описание,эксперимент. | Практическая работа № 2 | Знать правила обращения с лабораторным оборудованием, способы разделения однород- ных и неоднородных смесей. Уметь проводить разделение смесей фильтрованием и вы- париванием Знать строение пламени, его свойства. Уметь проводить исследова- ние пламени, нагревание на спиртовке | П/р№2,с. 52 | 14.09 14.09 14.09 | |||
5 | Явления физи- ческие и хими- ческие. Условия и признаки хими- ческих реакций | 1 | Явления физиче- ские и химиче- ские,условия и признаки химических реакций. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. | Демонстрации: - физические явления (рас- тирание сахара в ступке, на- гревание стеклянной трубки и т. д.); — химические явления(горение свечи, нагревание сахара, взаимодействие щёлочи с фенолфталеином, взаимо- действие серной кислоты с хлоридом бария и т. д.) | Знать определение физиче- ских и химических явлений, признаки химических реакций, условия возникновения и те- чения реакций. Уметь опре делять признаки химических реакций, условия их возникно- вения отличать физические и химические явления. | Фронталь- ный и те- кущий оп- рос. Работа по карточ- кам | 19.09 19.09 19.09 | |||
6 | Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества | 1 | Простые и слож- ные вещества, атом, молекула, сложные вещест- ва и смеси, вещества молекуляр- ного и немолеку- лярного строения. Качественный и количественный состав вещества. | Демонстрации: — взаимодействие железа с серой. Лабораторный опыт: озна- комление с образцами про- стых и сложных веществ | Знать определение атома, простого и сложного вещества, отличие смеси и сложного ве- щества. Уметь различать простые и сложные вещества, смеси и сложные вещества, вещества молекулярного и немолеку- лярного строения | Текущий. Работа с ДМ | 21.09 21.09 21.09 | |||
7 | Химические элементы. От- носительная атомная масса химических элементов. | 1 | Химический элемент. Язык химии.. Относи- тельная атомная масса. Атомная единица массы.Знаки химических элементов. Простое ве- щество и химиче- ский элемент | Демонстрации: -ПС; - видеофильм «Химические элементы» | Знать определение химиче- ского элемента, 20 знаков хи- мических элементов, опреде- ление относительной атомной массы. Уметь отличать понятия «хи- мический элемент» и «простое вещество» | Фронталь- ный и те- кущий оп- рос. Работа с ДМ | 26.09 26.09 26.09 | |||
8 9 | Закон постоян- ства состава. Химические формулы.Относительная молекулярная масса. Рас- чёты по фор- мулам | 2 | Закон постоянст- ва состава, химическая фо Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: массовой доли химического элемента в веществе; | Демонстрации: - видеофильм «Химия. 8 класс. Ч. 1» (Первоначаль- ные химические понятия.); - компакт-диск «Химия. 8 класс» | Знать определение закона постоянства состава, что такое химическая формула, относительная молекулярная масса. Уметь давать по плану описание вещества и выполнять расчёты по формуле.Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. | Текущий опрос. Работа с ДМ | 28.09 28.09 28.09 03.10 03.10 03.10 | |||
10 11 | Валентность. Составление химических формул по ва- лентности | 2 | Валентность (определение), определение валентности по формуле в би- нарных соедине- ниях, составле- ние формул по валентности | Демонстрация: - видеофильм «Химия. 8 класс. Ч. 1» (Первоначаль- ные химические понятия) | Знать определение понятия «валентность». Уметь определять валентность по формуле, состоящей из двух элементов, составлять формулы по валентности | Текущий опрос. Работа с ДМ | 05.10 05.10 05.10 10.10 10.10 10.10 | |||
12 | Атомно- молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ | 1 | Основные поло- жения атомно- молекулярного учения, его значение, закон со- хранения массы веществ, его значение | Демонстрация: опыт, иллю- стрирующий закон сохране- ния массы веществ | Знать основные положения атомно-молекулярного учения, роль М. В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании этого учения | Фронталь- ный опрос | 12.10 12.10 12.10 | |||
13 | Химические уравнения | 1 | Химические Уравнения (определение), состав- ление химиче- ских уравнений | Демонстрация: - компакт-диск «Вещества и их превращения» | Знать определение химиче- ских уравнений, значение ко- эффициента в химических уравнениях. Уметь составлять химические уравнения, расставлять коэф- фициенты | Фронталь- ный и те- кущий оп- рос. Работа с ДМ | 17.10 17.10 17.10 | |||
14 | Химическая реакция.Типы химиче- ских реакций | 1 | Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ.рРеакции соединения, разложения, замещения, обмена | Демонстрации: - разложение малахита при 1°; - горение серы в кислороде; - взаимодействие СиО (II) с серной кислотой. Лабораторный опыт: взаи- модействие железа с раство- ром хлорида меди (11) | Знать определение реакций разложения, соединения, за- мещения, обмена. Уметь определять типы хими- ческих реакций по химиче- ским уравнениям | Текущий опрос. Ра- бота с ДМ | 19.10 19.10 19.10 | |||
15 | Контрольная работа № 1 по теме «Первона- чальные хими- ческие поня- тия» | 1 | Закрепление и контроль ЗУН, полученных при изучении данной темы | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении к/р | Контроль- ная работа | 24.10 24.10 24.10 | ||||
16 | Количество вещества. Моль - едини- ца количества вещества | 1 | Количество ве- щества, моль, число Авогадро, расчёты по формуле | Демонстрация некоторых веществ (Ме, НеМе, их со- единений) количеством 1 моль | Знать определение количест- ва вещества, моль, числа Авогадро. Уметь определять по форму- ле число молей по количеству структурных частиц и наобо- рот | Фронталь- ный опрос | 26.10 26.10 26.10 | |||
17 | Молярная мас- са. Решение задач | 1 | Молярная масса, расчёты по формуле массы, ко- личества вещества, числа струк- турных частиц | Демонстрация: - плакат «Количественные величины в химии» | Знать определение молярной массы, формулу для расчёта. Уметь вычислять по формуле массу данного вещества, если известно количество вещества, и наоборот | Текущий опрос. Ра- бота с ДМ | 31.10 31.10 31.10 | |||
18- 19 | Обобщение и систематиза-ция знаний по пройденной теме «Первоначальные химические понятия» «Моль.Молярная масса .Количества вещества.» | 1 | Повторение и систематиза-ция знаний, умений и навыков, полу- ченных при изучении темы | Демонстрация: - видеофильм «Химия. 8 класс. Ч. 1» (Первоначаль- ные химические понятия) | Уметь применять знания, умения и навыки при выпол- нении тренировочных упраж- нений и заданий | Текущий опрос. Ра- бота с ДМ | 09.11 09.11 09.11 14.11 14.11 14.11 | |||
Методы познания веществ и химических явлений.(1час) Химическая реакция(2 часа) Элементарные основы неорганической химии.(4 часа) Экспериментальные основы химии(1час) Тема 2. КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ (8 часов) | ||||||||||
20 | Кислород. Фи- зические и хи- мические свойства | 1 | Характеристи-ка кислорода как химического элемента и простого вещества, физические и химические свойства | Демонстрации: - сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа; - ознакомление с физиче- скими свойствами кислорода | Знать физические и химиче- ские свойства кислорода. Уметь различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере кислорода, записывать урав- нения реакций взаимодействия кислорода с простыми веществами | Фронталь- ный опрос. Работа по учебнику: упр. 5 (а,б, в, д), с. 60 | 16.11 16.11 16.11 | |||
21 | Применение кислорода. Практическая работа №3По- лучение кисло- рода в лабора- тории . | 1 | Области применения кислорода.Получение газообразных веществ. Способы получения кислорода в лаборатории и в промышлен-ности. Катализаторы.Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества . | Демонстрация: получение кислорода из перманганата калия | Знать способы получения ки- слорода в лаборатории и в промышленности, понятие «катализатор», его роль, об- ласти применения кислорода | Текущий опрос. Ра- бота с ДМ | 21.11 21.11 21.11 | |||
22 | Оксиды. Окис- ление. Круго- ворот кислоро- да в природе | 1 | Понятия «оксиды», «окисление». Круговорот кислорода в природе | Лабораторный опыт: озна- комление с образцами окси- дов | Звать определение оксидов, способы их получения, иметь представление о процессе окисления. Уметь составлять формулы оксидов, называть их, состав- лять уравнения реакций полу- чения оксидов, рассказывать о круговороте кислорода | Текущий опрос. Ра- бота с ДМ: Л. М. Брей- гер, с. 29-30 | 23.11. 23.11 23.11 | |||
23 | Воздух и его состав. Горение веществ в воз- духе | 1 | Состав воздуха, горение простых и сложных ве- ществ в воздухе, меры предупреж- дения пожаров | Демонстрации: - количественное определе- ние содержания кислорода в воздухе; - опыты, выясняющие усло- вия горения | Знать состав воздуха, условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреж- дению пожаров. Уметь составлять уравнения горения сложных веществ (с уравниванием коэффициентов) | Текущий опрос. Ра- бота с ДМ: Л. М. Брей- гер или А. М. Ра- децкий | 28.11 28.11 28.11 | |||
24- 25 | Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе. Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. | 2 | Алгоритм решения задач по уравнениям реакций. Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. | Демонстрация: - плакат «Количественные величины в химии» | Уметь вычислять по химиче- ским уравнениям массу по из- вестному количеству вещест- ва, вступающего или полу- чающегося в результате реак- ции, и наоборот | Текущий опрос. Ра- бота с ДМ: А. М. Ра- децкий, ра- бота 2, с. 13 | 30.11 30.11 30.11 5.12 5.12 5.12 | |||
26 | Тепловой эф- фект химиче- ской реакции. Классификация химических реакций по поглощению или выделению энергии. | 1 | Тепловой эффект химической реакции, термохи- мические урав- нения, экзо- и эндотермич-ские реакции | Демонстрация: - сжигание в кислороде различных веществ | Знать понятие теплового эф- фекта, определение экзо- и эндотермических реакций. Уметь различать экзо- и эндо- термические реакции, записывать тепловой эффект для данной реакции | Фронталь- ный опрос | 7.12 7.12 7.12 | |||
27 | Повторение и обобщение те- мы «Кислород. Оксиды. Горе- ние» | 1 | Закрепление полученных знаний, умений и навыков по данной теме | Демонстрация: -таблица «Химия. (Кислород.Оксиды. Водород) | Уметь применять полученные знания, умения и навыки при изучении темы 2 на примере тренировочных заданий и уп- ражнений | Тематиче- ский опрос. Работа с ДМ: А. М. Ра- децкий, с. 13-14 | 12.12 12.12. 12.12 | |||
Элементарные основы неорганической химии.(6 часов) Тема 3. ВОДОРОД. КИСЛОТЫ. СОЛИ (6 часов) | ||||||||||
28 | Водород.Водородные соединения неметаллов. Фи- зические и хи- мические свой- ства. | 1 | Характеристи-ка водорода как элемента и как простого вещества. Физические и химические свойства. Вос- становитель | Демонстрации: - ознакомление с физиче- скими свойствами водорода; - горение водорода в кисло- роде и в воздухе; - взаимодействие водорода с оксидом меди (II) | Знать состав молекулы водо- рода, определение восстановителя. Уметь давать характеристику водорода как элемента и как простого вещества, описывать физические и химические свойства водорода, записывать уравнения реакций | Текущий опрос | 14.12 14.12 14.12 | |||
29 | Применение водорода. По- лучение водо- рода в лабора- тории и в про- мышленности | 1 | Области применения водорода.Получение газообразных веществ. Способы получе- ния водорода в лаборатории и в промыш-ленности, сырьё, эко- логически чистое топливо.Качественные реакции на газообразные вещества. | Лабораторный опыт: полу- чение водорода при взаимо- действии раствора кислоты с цинком, обнаружение во- дорода и соли | Знать области применения водорода и способы получения его в лаборатории и в про- мышленности. Уметь собирать водород вы- теснением воздуха, доказывать его наличие, проверять на чистоту | Текущий опрос. Ра- бота с ДМ: Л. М. Брей- гер, с. 35 | 19.12 19.12 19.12 | |||
30 | Контрольная работа по те- ме «Водород.Кислород.Соли» | 1 | Закрепление и контроль ЗУН, полученных при изучении тем 2, 3 | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения тем 2,3, при выполнении к/р | Контроль- ная работа | 21.12 21.12 21.12 | ||||
31 | Водород в при- роде. Состав кислот. Соли | 1 | Распростране-ние водорода в природе, понятия «кислота», «соль», их со- став, составление формул солей, их названия | Демонстрация образцов ки- слот и солей | Звать состав кислот и солей, определение кислоты и соли. Уметь составлять химические формулы солей, давать им название, сравнивать по составу кислоты и соли | Работа по карточкам | 26.12 26.12 26.12 | |||
32 | Химические свойства ки- слот | 1 | Химические свойства кислот на примере соляной и серной кислот, индикатор | Демонстрации: - действие индикатора на растворы кислот; - взаимодействие кислот с металлами (железом, медью, цинком); - взаимодействие кислот с оксидами металлов | Знать определение индикатора, химические свойства кислот. Уметь составлять уравнения реакций кислот с различными металлами, оксидами метал- лов, объяснять происхождение явлений с точки зрения атом- но-молекулярного учения | Текущий опрос. Ра- бота с ДМ: А. М. Ра- децкий, ра- бота 2, с. 15 | 28.12 28.12 28.12 | |||
33 | Обобщение и Систематизация знаний по те- мам «КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ ВОДОРОД. КИСЛОТЫ. СОЛИ» | 1 | Повторение и Систематиза-ция знаний, умений, навыков, полу- ченных при изучении данных тем | Демонстрация: Таблицы (Кислород. Водород) | Уметь применять знания, умения и навыки при выпол- нении тренировочных заданий и упражнений | Текущий опрос. Ра- бота с ДМ: А. М. Ра- децкий | 16.01 16.01 16.01 | |||
Элементарные основы неорганической химии.(5 часов) Методы познания веществ и химических явлений(1 час) Экспериментальные основы химии(1час) Тема 4.ВОДА. РАСТВОРЫ. ОСНОВАНИЯ (7 часов) | ||||||||||
34 | Вода - раство- ритель. Раство- ры | 1 | Растворимость в воде различных веществ, способы очистки воды, растворы, охрана воды. Перегонка.Понятие о химическом анализе и синтезе. | Демонстрации: - очистка воды перегонкой; — разделение смесей веществ с помощью делительной во- ронки | Знать способы очистки воды, понятия «растворы», «раство- римость», «дистиллированная вода», меры по охране воды от загрязнений. Уметь объяснять процесс растворения с точки зрения атомно-молекулярного учения | Фронталь- ный опрос | 18.01 18.01 18.01 | |||
35 | Концентрация растворов. Массовая доля растворённого вещества. | 1 | Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: массовой доли растворенного вещества в растворе;. | Демонстрация: - видеофильм «Химия. 8 класс. Ч. 3» (Вода, раство- ры, основания) | Знать определение раствори- мости, массовой доли раство- рённого вещества. Уметь вычислять массовую долю и массу вещества в рас- творе | Текущий опрос. По учебнику: с. 81, упр. 1-6 | 23.01 23.01 23.01 | |||
36- 37 | Состав воды. Физические и химические свойства воды | 2 | Состав воды, электролиз воды, физические и химические свойства воды, анализ, синтез | Демонстрации: — синтез воды; — взаимодействие воды с ме- таллами (Nа, Са); — взаимодействие воды с ок- сидами кальция и фосфора. Исследование полученных растворов с помощью инди- каторов | Знать количественный и каче- ственный состав воды, состав основания, химические и фи- зические свойства воды, понятие об анализе и синтезе как методах определения состава веществ. Уметь составлять уравнения реакций, доказывать химиче- ские свойства воды | Текущий опрос. Ра- бота с ДМ: А. М. Ра- децкий, ра- бота 1, с. 17-18 | 25.01 25.01 25.01 | |||
38 | Практическая работа №4«Приго- товление рас- творов солей с определённой массовой долей растворённого вещества» | 1 | Закрепление теоретических и практических навыков в решении задач на нахождение массовой до- ли растворён-ного вещества Взвешивание.Приготовление растворов. Наблюдение,описание,измерение,эксперимент. | Практическая работа№4 | Уметь приготавливать раствор соли с оределённой массовой долей растворённого вещества. Уметь решать задачи на опре- деление массовой доли и мас- сы растворённого вещества | Практиче- ская работа №4, с. 88 | 30.01 30.01 30.01 | |||
39 | Состав основа- ний. Их клас- сификация. Свойства оснований. | 1 | Состав основа- ний, классифика- ция, свойства оснований, реакция нейтрализации | Демонстрации: - реакция нейтрализации; - взаимодействие оксида углерода (IV) с раствором гидроксида кальция и твёр- дым гидроксидом натрия; — разложение гидроксида меди (II) при нагревании. Лабораторный опыт: озна- комление со свойствами гидроксида натрия и гидро- ксида меди (II) | Знать определение оснований, классификацию, физические свойства, реакцию нейтрали- зации. Уметь составлять формулы оснований по валентности Ме, определять щёлочи с помощью индикаторов, составлять уравнения реакций, характери- зующие химические свойства оснований | Текущий опрос. Ра- бота с ДМ | 1.02 1.02 1.02 | |||
40 | Повторение и обобщение по теме: « ВОДА. РАСТВОРЫ. ОСНОВАНИЯ» | 1 | Повторение и Систематиза-ция знаний, умений и навыков, полученных при изу- чении темы | Демонстрация: - видеофильм «Химия. 8 класс. Ч. 3» (Вода. Раство- ры. Основания) | Уметь применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений | Текущий опрос. Пись- менная ра- бота по ДМ: А. М. Ра- децкий, с. 19-20, или Л. М. Брей- гер, с. 51-52 | 6.02 6.02 6.02 | |||
Элементарные основы неорганической химии.(8часов) Экспериментальные основы химии(1 час) Т е м а 5. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (9 часов) | ||||||||||
41- 42 | Состав и строение окси- дов. Классифи кация. Свойст- ва оксидов. Классификация неоргани-ческих соединений | 2 | Классифика-ция неоргани-ческих соединений, определение оксидов, их класси- фикация, свойства оксидов. Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ. | Лабораторные опыты: - взаимодействие основных оксидов с кислотами; - ознакомление с образцами оксидов | Знать классификацию неорганических соединений, определение и классификацию оксидов, их строение, свойства. Уметь классифицировать по составу и свойствам неорганические вещества, доказывать химические свойства кислот- ных и основных оксидов, за- писывать уравнения реакций | Текущий опрос. По учебнику, упр. 1,6, с. 93 | 8.02 8.02 8.02 | |||
43 | Состав и Строение,свойства ки- слот. Класси- фикация и хи- мические свой- ства | 1 | Состав и строение кислот, клас- сификация, химические свойства кислот | Демонстрация некоторых химических свойств кислот | Знать определение кислот, их классификацию, физические свойства. Уметь доказывать химические свойства кислот, записывать уравнения химических реакций | Текущий опрос. По учебнику: упр. 8 (1-й столбик), с. 105 | 13.02 13.02 13.02 | |||
44 | Состав и строение ,свойства осно- ваний. Класси- фикация и хи- мические свойства | 1 | Состав и строение оснований, классифика-ция, физические и химические свойства оснований | Демонстрация некоторых химических свойств основа- ний | Знать определение и класси- фикацию оснований, физиче- ские свойства. Уметь доказывать химические свойства оснований, записы- вать уравнения реакций | Текущий опрос. По учебнику: упр. 9, с. 99 | 15.02 15.02 15.02 | |||
45 | Состав и строение ,свойства солей. | 1 | Состав, строение, классифика-ция и химические свойства солей (способы полу- чения) | Демонстрация некоторых химических свойств солей | Знать определение и класси- фикацию солей (некоторые способы получения солей). Уметь доказывать химические свойства солей, записывать уравнения реакций | Текущий опрос. По учебнику: упр. 4,7,9, с. 112 | 20.02 20.02 20.02 | |||
46- 47 | Генетическая связь между классами неор- ганических ве- ществ. Обоб- щение и систе- матизация зна- ний по теме «Основные классы неорганических веществ». | 2 | Генетическая связь между неорганиче-скими веществами. Повторение и систематизация ЗУН по теме , подго- товка к п/р | Демонстрация: - плакат «Связь между клас- сами неорганических ве- ществ» | Уметь применять ЗУН, полу- ченные при изучении темы 5, в ходе выполнения тренировоч- ных упражнений и заданий. Знать понятие генетической связи, уметь осуществлять превращения. Уметь состав- лять технологическую карту для п/р 5 | Текущий опрос по учебнику: упр. 10 (а, г), с. 112 | 22.02 22.02 22.02 | |||
48 | Практическая работа №5«Реше- ние экспери- ментальных задач по теме: «Важнейшие классы неорга- нических со- единений» | 1 | Закрепление тео- ретических и практических навыков, полученных при изучении темы 5, в ходе практиче- ской работы | Практическая работа№5 | Уметь применять теоретиче- ские и практические ЗУН, по- лученные в ходе изучения те- мы 5, при выполнении п/р | Практиче- ская работа №5 | 27.02 27.02 27.02 | |||
49 | Контрольная работа по теме «ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ» | 1 | Закрепление, сис- тематизация и контроль ЗУН, полученных при изучении темы 5 | Уметь применять теоретиче- ские и практические ЗУН, полученные при изучении темы 5, на контрольной работе | Контроль- ная работа | 1.03 1.03 1.03 | ||||
Вещество(8 часов) Тема 6. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА.СТРОЕНИЕ АТОМА (8 часов) | ||||||||||
50 | Классифика-ция химических элементов. Амфотерность | 1 | Классифика-ция химических элементов, амфотер- ные оксиды, амфотерные гидроксиды | Лабораторный опыт: взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей | Знать определение амфотерности оксида и гидроксида, первые попытки классифика- ции химических элементов. Уметь экспериментально до- казывать амфотерность гидроксида | Фронталь-ный опрос | 6.03 6.03 6.03 | |||
51 | Естественные семейства хи- мических эле- ментов (ще- лочных метал- лов, галогенов, инертных га- зов) | 1 | Естественные семейства хими- ческих элемен- тов, их характерные особенности, свойства элемен- тов и их соеди- нений | Демонстрации: — взаимодействие натрия с водой; - показ образцов щелочных металлов и галогенов | Знать основные признаки классификации химических элементов на примере естест- венных семейств щелочных металлов, галогенов, инертных газов. Уметь объяснять общие и от- личные признаки в свойствах элементов каждого семейства | Фронталь- ный опрос | 13.03 13.03 13.03 | |||
52 | Периодиче-ский Закон и периодическая система Д. И. Менде- леева. Поряд- ковый номер химического элемента | 1 | Определение периодическо-го закона, порядко- вый номер эле- мента, определе- ние периода, заряд ядра | Демонстрации: -ПС; - транспаранты «Элементы и их свойства» | Знать определение периоди- ческого закона, определение периода, значение порядково- го номера (физический смысл). Уметь объяснять изменение свойств элементов и их соединений, знать причину этого | Фронталь- ный опрос | 15.03 15.03 15.03 | |||
53 | Строение атома.Состав атом- ных ядер. Изо- топы | 1 | Состав атомных Ядер,ядро (протоны, нейтроны), понятие изотопов. | Демонстрации: -ПС; - транспаранты «Строение атома» | Знать строение атома, состав атомного ядра, определение изотопов, 3 вида излучений. Уметь описывать химический элемент с точки зрения строе- ния атома, находить черты сходства и отличия у изотопов | Текущий опрос по учебнику, упр. 4, 5, с. 122 | 20.03 20.03 20.03 | |||
54 | Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. | 2 | Электронная оболочка, распо- ложение элек- тронов по слоям, формы электрон- ных орбиталей (з-, р-, с1-, Г-электроны), спаренные и неспаренные электроны, электронные формулы и электрон- ные ячейки | Демонстрации: -ПС; - транспаранты «Электрон- ные оболочки атомов»; - таблицы «Электронные оболочки атомов» | Знать расположение электро- нов по слоям, формы элек- тронных орбиталей, знать о периодических изменениях химических свойств в зависи- мости от числа электронов в наружном электронном слое. Уметь записывать строение атомов элементов первых че- тырёх периодов, записывать электронные формулы и элек- тронные ячейки для атомов элементов этих периодов | Текущий опрос. Ра- бота с ДМ: А. М. Ра- децкий, работа 2, с. 26 | 22.03 22.03 22.03 | |||
55 | Периодическая система хими- ческих элемен- тов. Малые и большие пе- риоды. Группы и подгруппы периодической системы. | 2 | Малые и большие периоды, физический смысл номе- ра периода, группа, подгруппа (главная и побочная), физический смысл номера группы, изменение свойств эле- ментов в периоде и в группе | Демонстрация: -ПС; | Знать определение периода, физический смысл № периода, определение группы, физиче- ский смысл № группы. Уметь описывать химические элементы исходя из положе- ния в периоде и в группе с учётом строения атома, объяснять изменение свойств в периоде и в группе (главной подгруппе) | Текущий опрос. Ра- бота с ДМ: А. М. Ра- децкий: ра- бота 1, с. 25, пись- менная ра- бота 2, с. 26 | 3.04 3.04 3.04 | |||
56 | Характеристи- ка химических элементов главной под- группы на ос- новании поло- жения в ПС и строения атома | 1 | План характери- стики химиче- ского элемента исходя из его положения в ПС и строения его атома | Демонстрации: -ПС; - план характеристики хи- мического элемента | Уметь давать характеристику по плану данного химического элемента главной подгруппы по его положению в ПС и строению его атома | Письмен-ная работа по ДМ: Л. М. Брей- гер, с. 62-64 | 5.04 5.04 5.04 | |||
57 | Значение пе-риодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менде- Лева. | 1 | Значение перио- дического закона для науки, техники и других об- ластей, основные этапы жизни и деятельности Д. И. Менделеева. Обобщение и повторение те- мы «Периодический закон и периодическая система химических элементов.» | Демонстрация: — видеофильм «М. Ломоно- сов. Д. Менделеев» | Знать роль периодического закона для развития науки, техники, для обобщения из- вестных фактов и открытия новых; знать основные этапы жизни и деятельности Д. И. Менделеева. Уметь доказывать основные положения диалектики на примере ПС и строения атома применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы 6, в ходе выполнения тренировочных заданий и упражнений | Текущий опрос. Ра- бота с ДМ: Л. М. Брей- гер, с. 64-65 | 10.04 10.04 10.04 | |||
Вещество(6 часов) Т е м а 7. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (6 часов) | ||||||||||
58- 59 | Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. | 2 | Электроотрицательность, ковалентная полярная и неполярная связи, схемы образования этих типов связи, энергия связи, электронная и структурная формулы | Демонстрация: - таблица по типам связи (ковалентная связь) | Знать определение химической связи, электроотрица- тельность, ковалентная полярная и неполярная связи, механизм образования связи, энергия связи. Уметь определять различные виды ковалентной связи, записывать схемы образования ве- ществ с ковалентной полярной и неполярной связью | Текущий опрос. Ра- бота с ДМ: Л. М. Брей- гер, с. 70 | 12.04 12.04 12.04 | |||
60 | Ионная связь. Понятие о сте- пени окисле- ния | 1 | Ионы, ионная связь, схема образования связи, степень окисления | Демонстрация таблицы по ионной связи | Знать определение ионной связи, механизм её образова- ния, понятие о степени окис- ления. Уметь определять ионную и ковалентную связи в различ- ных веществах, составлять схемы образования ионных соединений | Письмен-ная работа с ДМ: Л. М. Брей- гер,с.71,72 | 17.04 17.04 17.04 | |||
61 | Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток | 1 | Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая | Демонстрация моделей про- странственных решёток по- варенной соли, графита, твёрдого оксида углерода (IV); таблицы по кристалли- ческим решёткам | Знать определение кристаллической решётки, типы кристаллических решёток. Уметь определять типы кри- сталлических решёток | Фронталь- ный опрос | 19.04 19.04 19.04 | |||
62 | Обобщение и систематиза-ция знаний по темам «ПСХЭ Химическая связь.» | 1 | Повторение и обобщение ЗУН по темам 6,7 | Демонстрации: - видеофильм «Химия. 8 класс»; - компакт-диск «Химия. 8 класс» 8 класс»; - компакт-диск «Химия. 8 класс» | Уметь применять ЗУН, полу- ченные при изучении тем 6, 7 при выполнении тренировоч- ных заданий и упражнений | Текущий опрос. Ра- бота с ДМ: А. М. Ра- децкий, ра- бота 1, с. 28-29 | 24.04 24.04 24.04 | |||
63 | Контрольная работа №4 по теме «ПСХЭ, химическая связь» | 1 | Повторение и контроль ЗУН, полученных при изучении данных тем | Уметь применять ЗУН, полу- ченные при изучении тем 6,7, в ходе выполнения к/р | К/р по ДМ: Л. М. Брей- гер, с. 76-78 | 26.04 26.04 26.04 | ||||
Вещество(2 часа) Тема8.Закон Авогадро. Молярный обём газов.(2 часа) | ||||||||||
64- 65 | Закон Авогадро (молярный объём газов). Объёмные от- ношения газов при химиче- ской реакции | 2 | Закон Авогадро. Молярный объём газов, решение за- дач с использова- нием молярного объёма по формуле и по уравнениям. Относительная плотность газов. Объёмные отноше- ния газов при хи- мических реакциях (решение задач) | Демонстрация: - плакаты «Количе- ственные величины в химии»; «Взаимо- связь между физиче- скими величинами» | Знать определение закона Авогад- ро, молярный объём газов, относи- тельную плотность газов. Уметь определять объём газов, ко- личество вещества, исходя из мо- лярного объёма газов, научиться решать задачи с использованием понятий «молярный объём», «отно- сительная плотность газов», вычис- лять объём отношений газов по хи- мическим уравнениям, используя закон объёмных отношений | Текущий опрос. Ра- бота с ДМ: А. М. Ра- децкий, с. 33 | 3.05 3.05 3.05 8.05 8.05 8.05 | |||
Элементарные основы неорганической химии(4 час) Экспериментальные основы химии(1 час) Тема 9.Галогены.(5часов) | ||||||||||
66 | Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли. | 1 | Положение галогенов в периодической системе, галогеноводородные кислоты и их соли. Строение их атомов.Хлор.Физические и химические свойства хлора . | Знакомства с образцами природных хлоридов.Знакомство с физическими свойствами галогенов | Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов.Хлор.Физические и химические свойства хлора . | 15.05 15.05 15.05 | ||||
67 | Хлороводород.Солянаякислота и ее соли.Сравнительная характеристика галогенов. | 1 | Хлороводород.Солянаякислота и ее соли.Сравнительная характеристика галогенов. | Демонстрация: - плакаты «Галогены»; | Химические свойства соляной кислоты. | Знать: Хлороводород.Соляная кислота и ее соли.Сравнительная характеристика галогенов. | 17.05 17.05 17.05 | |||
68 | Практическая работа №6 Получение соляной кислоты и изучение её свойств. | 1 | Закрепление тео- ретических и практических навыков, полученных при изучении галогенов, в ходе практиче- ской работы.Способ получения хлороводорода в лаборатории,способ собирания хлороводорода-метод вытеснения воздуха. | Закрепление тео- ретических и практических навыков, полученных при изучении галогены, в ходе практиче- ской работы | Практическая работа№6 Получение соляной кислоты и изучение её свойств | Уметь применять теоретиче- ские и практические ЗУН, по- лученные в ходе изучения те- мы 9, при выполнении п/р | 22.05 22.05 22.05 | |||
69- 70 | Повторение и обобщение по теме : «Водород,кислоты,соли». Повторение и обобщение по теме : «Вода,растворы,основания.» | 2 | Свойства кислот ,оснований ,оксидов,солей .Генетическая связь классов неорганических соединений.Решение расчетных задач. | Повторение и обобщение ЗУН по темам3,4,5 | Уметь применять ЗУН, полу- ченные при изучении тем 3,4,5 при выполнении тренировоч- ных заданий и упражнений | 24.05 24.05 24.05 29.05. 29.05 29.05 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 8 класса разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных школ к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 3» на 2012/2013 учебный год.
Программа рассчитана на 70 часов, в том числе на контрольные (4часа) и практические работы – (6 часов ).
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
- Рудзитис, Г. Е. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - М.: Просвещение, 2009.
- Программы общеобразовательных учреждений химия 8-9 классы Издательство «Просвещение » 2008.
- Радецкий, А. М. Дидактический материал по химии / А. М. Радецкий, В. П. Горшкова. - М: Просвещение, 2010.
- Т.А.Боровских Тесты по химии к учебнику Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - М.: Просвещение, 2009.
5.М.Ю.Горковенко Поурочные разработки по химии.
6.Т.А.Боровских Тетрадь для практических и лабораторных работ по химии
Курс химии 8 класса предполагает изучение двух разделов. Первый посвящен теоретическим объяснением химических явлений на основе атомно-молекулярного учения и создает прочную базу для дальнейшего изучения химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку науки: жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются как на атомно-молекулярном , так и на электронном уровне. Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе –рассмотрению периодического закона и Периодической системы Д.И. Менделеева , строения и свойств веществ, сущности химических реакций.
Значительное место в содержании данного курса отводится химическому эксперименту, который формирует учащихся не только навыки правильного обращения с веществами, но и исследовательские умения. Изучение тем сопровождается проведением практических работ, так как теорию необходимо подтверждать практикой. Также предусмотрено изучение правил техники безопасности и охраны труда, вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе и здоровью человека.
Содержание предмета в VIII классе включает общие вопросы: классы неорганических веществ, периодическая система, строение атома и химическая связь, закономерности химических реакций.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный опрос (собеседование), практические работы.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи программы обучения:
- освоение теории химических элементов и их соединений;
- овладение умением устанавливать причинно-следственные связи между составом, свойствами и применением веществ;
- применение на практике теории химических элементов и их соединений для объяснения и прогнозирования протекания химических процессов;
- осмысление собственной деятельности в контексте законов природы.
Содержание программы учебного курса
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ(4 часа)
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
ВЕЩЕСТВО(27 часов)
Атомы и молекулы. Химический элемент. Языкхимии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ.Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (6часов)
Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫНЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ(27 часов)
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.
Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ(6 часов)
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»
пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....
Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.
В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....