Урок по теме "Химические свойства оксидов" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок, по теме "Химические свойства оксидов" 8 класс, с использованием технологии деятельностного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_himii_tdm_himicheskie_svoystva_oksidov.docx | 55.53 КБ |
tdm_himicheskie_svoystva_oksidov.ppt | 935.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока « Химические свойства оксидов» 8 класс
Татаркина Наталья Валентиновна учитель химии
Статья отнесена к разделу : Преподавание химии
Тип урока «Открытие нового знания»
Цель: Изучить химические свойства кислотных и основных оксидов.
Задачи:
Образовательная: Закрепить знания о группах оксидов. Рассмотреть химические свойства оксидов. Продолжить формировать умения работать самостоятельно с учебником.
Развивающая: Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: Воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу. Прививать интерес к предмету химии.
Оборудование: мультимедийная презентация, задания в формате ГИА , карточки с формулами оксидов, красные и синие карточки для рефлексии
Урок составлен на основе учебника: Химия 8 класс, Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М.: «Просвещение», 1999
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности
-Здравствуйте! Садитесь. Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.
-Я бы хотела начать наш урок высказыванием французского писателя Антуан де Сент – Экзюпери об одном из веществ :«Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь». ( 2 слайд)
Как вы думаете, о каком веществе он написал такие слова? Ответ прост – вода. Вода покрывает 71% площади поверхности Земли. На 60-80 % организм человека состоит из воды ( в зависимости от возраста). Она играет огромную роль в жизни человека и в жизни всех живых организмов на Земле. (3 слайд)
-А к какому классу неорганических соединений относится вода ? ( Оксиды). Правильно, эту тему мы начали изучать с вами на прошлом уроке.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии
-Я хочу предложить вам отгадать 2 загадки, в которых речь идет также об оксидах. Что это за оксиды вы ответите мне через несколько минут, когда их разгадаете.
-Первая загадка.
Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.
Это газ, выделяемый нами при выдохе.
Ответ готов? Верно, это углекислый газ.
Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,03—0,04%. Растения, благодаря фотосинтезу, усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая неорганические вещества в органические — глюкозу, крахмал. ( 4 слайд)
-Вторая загадка. Отрывок из стихотворения А. Ахматовой:
…На рукомойнике моем
позеленела медь,
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть…
Что произошло с медью? Она окислилась. Что означает - окислилась? Образовался оксид меди.
- Мы сейчас с вами вели разговор о трех оксидах. О воде – жидкости, без которой немыслимо существование жизни на земле.
Об углекислом газе, газе который необходимом растениям для фотосинтеза, а значит для питания и жизни.
И о твердом веществе – оксиде меди (II).
-Что же между ними общего? (Сложные вещества, состоят из 2 элементов, один из которых кислород). (5 слайд)
- Молодцы! Мы вспомнили с вами определение оксидов.
-Давайте вспомним, как строится название оксидов: сначала слово оксид, далее называется элемент, который соединен с кислородом и указывается его валентность. (6 слайд)
-Давайте вспомним классификацию оксидов.
- На какие 2 группы делятся оксиды? ( Солеобразующие и несолеобразующие ).
-А солеобразующие оксиды в свою очередь делятся на какие группы? ( Основные, кислотные). ( 7 слайд)
Я буду показывать карточки, а вы будете называть оксид и группу, к которой он относится.
( Работа с карточками).
- Молодцы! Мы вспомнили номенклатуру и классификацию оксидов.
-А сейчас выполните следующее задание:
С какими из веществ будут реагировать представленные оксиды:
Оксиды Вещества
1.Н2О А Са(ОН)2
2.СО2 Б HCl
3.СuO B Ca
Г H2SO4
Ключ : 1-В 2- А 3-БГ ( 8 слайд)
3. Выявление места и причин затруднения
-Вы справились с заданием ? Да. Частично.
- С какой частью работы вы легко справились? ( С той, что касается воды.)
- Где возникли затруднения? ( Не знаем точно, с какими из веществ будут реагировать оксид углерода (IV) и оксид меди (II). Что необходимо для выполнения задания? (Необходимо знать химические свойства оксидов)
4. Построение проекта выхода из затруднения
-Какую цель мы перед собой поставим? Изучить химические свойства оксидов.
-Какую тему мы сегодня с вами будем изучать? Химические свойства оксидов. Давайте запишем число и тему урока в тетрадь.
-А теперь составим план действий.
Шаги действия:
1.Изучить химические свойства основных оксидов (О.О.)
а) взаимодействие основных оксидов (О.О.) с кислотами, образуется соль и вода
б)взаимодействие основных оксидов(О.О.) с водой образуется гидроксид
в)взаимодействие основных оксидов (О.О.) с кислотными оксидами (К.О.) образуется соль
2. Изучить химические свойства кислотных оксидов (К.О.)
а)взаимодействие кислотных оксидов (К.О.) с основаниями образуется соль и вода
б)взаимодействие кислотных оксидов(К.О.) с водой образуется кислота
в)взаимодействие кислотных оксидов (К.О.) с основными оксидами (О.О) образуется соль
г)вытеснение менее летучими кислотными оксидами более летучих из их солей
На доске появляется алгоритм действий:
О.О. + к-та соль +Н2О
О.О(ак.ме) + Н2О щелочь
О.О. + К.О. соль
К.О+ осн-е (Р) соль + Н2О
К.О + Н2О к-та
соль+К.О соль+ К.О.
5. Реализация построенного проекта
-Для реализации плана я предлагаю работу в группах. Учащиеся с помощью учебника выполняют, полученные задания:
-1 группа:
Допишите уравнения реакций взаимодействия основных оксидов с кислотами : МgO+ Н2SO4=
-2 группа:
Допишите уравнения реакций взаимодействия активных основных оксидов с водой: CaO+H2O=
-3группа:
Допишите уравнения реакций взаимодействия кислотных оксидов c растворимыми основаниями:
SO3+NaOH=
-4группа:
Допишите уравнения реакций взаимодействия кислотных оксидов с водой:
СО2+Н2О=
-5группа:
Допишите уравнения реакций взаимодействия кислотных оксидов с основными оксидами:
BaO+CO2=
-6 группа: Допишите уравнения реакций вытеснения более летучих кислотных оксидов из их солей менее летучими
ВаСО3+SiO2=
(На выполнение заданий в группе отводится 3 минуты, далее представитель группы выходит и записывает на доску выполненное задание, остальные ребята переписывают уравнение реакции в тетрадь, таким образом все химические свойства оксидов появляются в тетради у каждого ученика).
6. Первичное закрепление во внешней речи
-С какими соединениями могут взаимодействовать основные оксиды?
- Какие основные оксиды не взаимодействуют с водой? (нерастворимые основания)
- С какими соединениями могут взаимодействовать кислотные оксиды?
- Какой кислотный оксид не взаимодействует с водой?( оксид кремния)
Для того, чтобы проверить как вы усвоили новую тему, я предлагаю вам ребята выполнить самостоятельную работу.
7. Самостоятельная работа
Вариант №1
1.Формула основного оксида : А) Na2O Б)CO2 В)SO3
2. Какой из кислотных оксидов не взаимодействует с водой А)SO2 Б)CO2 В)SiO2
3. Допишите уравнение реакции ВаО +Н2О
4. Допишите уравнение реакции: СаО+СО2
Вариант №2
1.Формула кислотного оксида : А) Na2O Б)МgO В)SO3
2. Какой из основных оксидов не взаимодействует с Н2О А)Na2О Б) СаO В) Fe2O3
3. Напишите реакцию взаимодействия Н2О+ СО2
4. Допишите уравнение реакции: МgО + H2SO4
Вариант №3 ( для слабых учеников)
1.Формула кислотного оксида : А) К2O Б)SO2
2. Какой из основных оксидов не взаимодействует с Н2О А)Li2О Б) FeO
3.Допишите уравнение реакции Н2О+SO3
4. С каким из соединений будет взаимодействовать Li2O A)NaОH Б)H2SO4
Время выполнения 7 минут.
8. Включение в систему знаний и повторение Чтобы закрепить полученные знания и включить их в уже имеющуюся базу знаний я предлагаю вам выполнить следующее задание
- Осуществите схему превращений:
1.Са CaO Ca(OH)2 2.P P2O5 H3PO4 3. Cu CuO CuSO4
9. Рефлексия учебной деятельности
– Какую цель мы ставили на уроке?
– Вы достигли цели урока?
– Оцените свою работу на уроке, если вы согласны с высказыванием, поднимите красную карточку, если нет, то синюю
А) Тема урока мне понятна
Б) Я знаю химические свойства оксидов
В)Я доволен своей работой на уроке
Г) Я понял, зачем мне давалось пробное задание
В)На самостоятельной работе у меня все получилось
Учитель выставляет оценки, предлагает задать вопросы.
-Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы! Домашнее задание: параграф 30, зад. №6 ( 9 слайд)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Умножение натуральных чисел и его свойства", 5 класс
Хочу поделиться с коллегами своими формами работы с учениками 5 класса, которые способствуют активизации деятельности каждого ученика в классе, предоставляя возможность учителю во время устного с...
Модульный урок .Кислород.Свойства. 8 класс
Модульный урок по химии на тему: " Кислород. Нахождение в природе. Свойства". Конспект модульного урока состоит из технологической карты для учащихся и рабочей карты (ответов). ...
План – конспект урока математики в 5 классе. Тема урока: « Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Урок по теме "Буквенная запись свойств сложения и вычитания" 5 класс...
Урок в 11 химико-биологическом классе по теме: «Особенности свойств отдельных классов неорганических и органических веществ на примере лекарственных средств»
Данный урок проводится в 11 классе химико-биологического профиля (2 урока по 45 минут). Тип - обобщающий. Цель - изучить химический состав и практическое применение лекарств органического и неорганиче...
Урок по химии в 8 классе учитель МКОУ Куликовская ООШ Тема урока: « Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоц
Урок по химии в 8 классе учитель МКОУ Куликовская ООШ...
Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”, “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...
Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.
Тема урока: « Химические свойства воды. Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок изучения и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...