Урок по теме "Химические свойства оксидов" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Татаркина Наталья Валентиновна

Урок,  по теме "Химические свойства оксидов" 8 класс, с использованием технологии деятельностного метода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока « Химические свойства оксидов» 8 класс

Татаркина Наталья Валентиновна учитель  химии

Статья отнесена к разделу : Преподавание химии

Тип урока «Открытие нового знания»

Цель: Изучить  химические свойства кислотных и основных оксидов.

Задачи:

Образовательная: Закрепить знания о группах оксидов. Рассмотреть  химические свойства оксидов. Продолжить формировать умения работать самостоятельно с учебником.

Развивающая: Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу. Прививать интерес к предмету химии.

Оборудование: мультимедийная презентация, задания в формате ГИА , карточки с формулами оксидов,  красные и синие карточки для рефлексии

Урок составлен на основе учебника: Химия 8 класс, Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М.: «Просвещение», 1999

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности

-Здравствуйте! Садитесь. Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

-Я бы хотела начать наш урок высказыванием  французского писателя Антуан де Сент – Экзюпери об одном из веществ  :«Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь». ( 2 слайд)

 Как вы думаете,  о каком веществе он написал такие слова? Ответ прост – вода. Вода покрывает 71% площади поверхности Земли. На 60-80 % организм человека состоит из воды ( в зависимости от возраста).  Она играет огромную роль в жизни человека и в жизни всех живых  организмов на Земле. (3 слайд)

-А к какому классу неорганических соединений относится вода ? ( Оксиды).   Правильно, эту тему мы начали изучать с вами на прошлом уроке.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

-Я хочу предложить вам отгадать 2 загадки, в которых речь идет также об оксидах. Что  это за оксиды вы ответите мне через несколько минут, когда их разгадаете.

-Первая загадка.

Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.

Это газ, выделяемый нами при выдохе.

Ответ готов? Верно, это углекислый газ.

Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,03—0,04%.  Растения, благодаря фотосинтезу, усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая неорганические вещества в органические — глюкозу, крахмал.  ( 4 слайд)

-Вторая  загадка. Отрывок из стихотворения А. Ахматовой:

…На рукомойнике моем
позеленела медь,
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть…

Что произошло с медью? Она окислилась. Что означает - окислилась? Образовался оксид меди.

- Мы сейчас с вами вели разговор о трех оксидах. О  воде – жидкости, без которой немыслимо существование жизни на земле.

Об углекислом газе, газе  который необходимом растениям для фотосинтеза, а значит для питания и жизни.

 И о твердом веществе – оксиде меди (II). 

-Что же между ними общего? (Сложные вещества, состоят из 2 элементов, один из которых кислород). (5 слайд)

- Молодцы! Мы вспомнили с вами определение оксидов.

-Давайте вспомним, как строится название оксидов: сначала слово оксид, далее называется элемент, который соединен с кислородом и указывается его валентность.         (6 слайд)

-Давайте вспомним классификацию оксидов.

- На какие 2 группы делятся оксиды? ( Солеобразующие и несолеобразующие ).

-А солеобразующие оксиды в свою очередь делятся на какие группы? ( Основные, кислотные).  ( 7 слайд)

Я буду показывать карточки, а вы будете называть оксид и  группу, к которой он относится.

 ( Работа с карточками).

- Молодцы! Мы вспомнили  номенклатуру и классификацию оксидов.

-А сейчас выполните следующее задание:

 С какими из  веществ будут реагировать представленные  оксиды:

Оксиды                        Вещества

1.Н2О                                А Са(ОН)2

2.СО2                                Б HCl

3.СuO                                B Ca

                                Г H2SO4

Ключ : 1-В  2- А  3-БГ ( 8 слайд)

3. Выявление места и причин затруднения

-Вы справились  с заданием ? Да. Частично.

- С какой частью работы вы легко справились? ( С той, что касается воды.)

- Где возникли затруднения?  ( Не знаем точно,  с какими из веществ будут реагировать оксид углерода (IV) и оксид меди (II). Что необходимо для выполнения задания? (Необходимо знать химические свойства оксидов)

4. Построение проекта выхода из затруднения

-Какую цель мы перед собой поставим? Изучить   химические свойства оксидов.

-Какую тему мы сегодня с вами будем изучать? Химические свойства оксидов. Давайте запишем число и тему урока в тетрадь.

-А теперь составим план действий.

Шаги действия:

1.Изучить  химические свойства основных оксидов (О.О.)

а) взаимодействие основных оксидов (О.О.) с кислотами, образуется соль и вода

 б)взаимодействие основных оксидов(О.О.)  с водой образуется гидроксид

в)взаимодействие основных оксидов (О.О.) с кислотными оксидами (К.О.) образуется соль

2. Изучить химические свойства кислотных  оксидов (К.О.)

а)взаимодействие кислотных оксидов (К.О.) с основаниями образуется соль и вода

 б)взаимодействие кислотных оксидов(К.О.)  с водой  образуется кислота

в)взаимодействие кислотных оксидов (К.О.) с основными оксидами (О.О) образуется соль

г)вытеснение менее летучими кислотными оксидами более летучих из их солей

На доске появляется алгоритм действий:

О.О. + к-та             соль +Н2О

О.О(ак.ме) + Н2О           щелочь

О.О. + К.О.           соль

К.О+ осн-е (Р)              соль + Н2О

К.О + Н2О              к-та

соль+К.О                соль+ К.О.


  5. Реализация построенного проекта

-Для реализации плана я предлагаю работу в группах. Учащиеся с помощью учебника выполняют, полученные задания:

-1 группа:

Допишите уравнения реакций взаимодействия основных оксидов с кислотами :            МgO+ Н2SO4=

-2 группа:

Допишите  уравнения реакций взаимодействия активных основных оксидов с водой:         CaO+H2O=

-3группа:

Допишите уравнения реакций взаимодействия кислотных оксидов  c  растворимыми основаниями:

SO3+NaOH=

-4группа:

Допишите уравнения реакций взаимодействия кислотных оксидов с водой:

СО22О=

-5группа:

Допишите уравнения реакций взаимодействия кислотных оксидов с основными оксидами:

BaO+CO2=

-6 группа: Допишите уравнения реакций вытеснения  более летучих кислотных оксидов из их солей менее летучими

ВаСО3+SiO2=

(На выполнение заданий в группе отводится  3 минуты, далее представитель группы выходит и записывает на доску выполненное задание, остальные ребята переписывают уравнение реакции в тетрадь, таким образом все химические свойства оксидов появляются в тетради у каждого ученика).

6. Первичное закрепление во внешней речи

-С какими соединениями  могут взаимодействовать  основные  оксиды?

- Какие основные оксиды не взаимодействуют с водой? (нерастворимые основания)

- С какими соединениями могут взаимодействовать кислотные оксиды?

- Какой кислотный оксид не взаимодействует с водой?( оксид кремния)

Для того, чтобы проверить как вы усвоили новую тему, я предлагаю вам ребята выполнить самостоятельную работу.

7. Самостоятельная работа  

Вариант №1

1.Формула основного оксида :  А) Na2O Б)CO2  В)SO3

2. Какой из кислотных оксидов не взаимодействует с водой А)SO2 Б)CO2 В)SiO2

3.  Допишите уравнение реакции ВаО +Н2О

4. Допишите уравнение реакции: СаО+СО2              

Вариант №2

1.Формула кислотного  оксида :  А) Na2O Б)МgO  В)SO3

2. Какой из основных оксидов не взаимодействует с Н2О  А)Na2О Б) СаO В) Fe2O3

3.  Напишите реакцию взаимодействия  Н2О+ СО2 

4. Допишите уравнение реакции: МgО + H2SO4           

Вариант №3    ( для слабых учеников)

1.Формула кислотного  оксида :  А) К2O Б)SO2

2. Какой из основных оксидов не взаимодействует с Н2О  А)Li2О Б) FeO

3.Допишите уравнение реакции Н2О+SO3

4. С каким из соединений будет взаимодействовать Li2O   A)NaОH  Б)H2SO4

Время выполнения  7 минут.

8. Включение в систему знаний и повторение    Чтобы закрепить полученные знания и включить их в уже имеющуюся базу знаний я предлагаю вам выполнить следующее задание

- Осуществите схему превращений:

1.Са           CaO           Ca(OH)2          2.P            P2O5                     H3PO4     3. Cu           CuO          CuSO4

9. Рефлексия учебной деятельности

– Какую цель мы ставили на уроке?

– Вы достигли цели урока?

– Оцените свою работу на уроке, если вы согласны с высказыванием, поднимите красную карточку, если нет, то синюю

А) Тема урока мне  понятна

Б) Я знаю химические свойства оксидов

В)Я  доволен своей работой на уроке

Г) Я понял, зачем мне давалось пробное задание

В)На самостоятельной работе у меня все получилось

Учитель выставляет оценки, предлагает задать вопросы.

-Сегодня вы хорошо поработали.  Молодцы! Домашнее задание: параграф 30, зад. №6         ( 9 слайд)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Умножение натуральных чисел и его свойства", 5 класс

Хочу поделиться с коллегами своими формами работы с учениками 5 класса, которые способствуют активизации деятельности каждого ученика в классе, предоставляя возможность учителю во время устного с...

Модульный урок .Кислород.Свойства. 8 класс

Модульный урок по химии на тему: " Кислород. Нахождение в природе. Свойства".  Конспект модульного урока  состоит  из технологической карты для учащихся и рабочей карты (ответов). ...

Урок в 11 химико-биологическом классе по теме: «Особенности свойств отдельных классов неорганических и органических веществ на примере лекарственных средств»

Данный урок проводится в 11 классе химико-биологического профиля (2 урока по 45 минут). Тип - обобщающий. Цель - изучить химический состав и практическое применение лекарств органического и неорганиче...

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...