Обобщение и систематизация знаний по теме «Спирты».
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Урок обобщения знаний по теме "Спирты" в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 99.5 КБ |
prezentaciya_k_uroku_spirty.ppt | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Глухова Ирина Ивановна
учитель МБОУСОШ №8 г. Ессентуки
Урок: Обобщение и систематизация знаний по теме «Спирты».
Тип урока: урок обобщения знаний.
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания по теме “Спирты”, закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах предельных одноатомных и многоатомных спиртов. Развивать понятие о взаимном влиянии атомов в молекуле, генетической связи между органическими соединениями; закрепить навыки написания уравнений реакций и работы с химической посудой и оборудованием.
- Способствовать развитию познавательного интереса и коммуникативных способностей учащихся.
- Учить ребят самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, защищать свою точку зрения, особое внимание уделить проблеме вредного (наркотического) воздействия этанола на организм человека. Активизировать работу по профилактике алкоголизма с целью пропаганды здорового образа жизни.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, контроль знаний.
Реактивы: раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия, этанол, раствор глицерина, мясо сырое, вода
Оборудование: компьютер, экран, проектор, пробиркодержатель, воронка, фильтр, стаканы, штатив с пробирками.
На столах учеников учебники, тетради, таблицы, карточки-задания.
ХОД УРОКА.
Урок начинается с небольшого вступления учителя о необходимости систематизации и обобщения изученного материала о спиртах. Сегодня на уроке мы познакомимся с неизвестными для вас фактами и постараемся повторить, обобщить и систематизировать ваши знания о спиртах.
Предлагаю этот урок провести в форме познавательного соревнования. Вам предстоит преодолевать препятствия как настоящим спортсменам, только препятствия будут интеллектуальными.
Задание № 1. Химический диктант
( работа в парах: выполняют все на отдельных листочках, затем проверяют работы друг друга)
- Формула этилового спирта.
- К каким спиртам он относится? (по числу функциональных групп)
- Формула глицерина.
- К каким спиртам относится? (по числу функциональных групп)
- Функциональная группа спиртов.
- Тип химической связи между молекулами спиртов.
- Какой класс органических соединений получается в результате взаимодействия спирта со спиртом?
- Формула реактива для обнаружения многоатомного спирта (глицерина).
- Как называется вещество, полученное в результате реакции этанола с натрием?
- Этот спирт называют древесным спиртом. (Метанол)
2. Фронтальный опрос
- Какие вещества называются спиртами?
- Какова классификация спиртов?
- Назовите виды изомерии спиртов.
- Какими химическими свойствами обладают предельные одноатомные спирты?
- Назовите качественные реакции на многоатомные спирты.
- Расскажите о способах получения спиртов.
- Спирты в жизни человека.
Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания по карточкам.
Карточки – задания
Карточка №1 к вопросу о классификации спиртов
Классифицируйте спирты по углеводородному радикалу и назовите вещества:
СН2-ОН
а)
б) CH3 – OH в) CH3 – CH2 – OH г) CH2 = CH – CH2 – OH
д)
СН2-СН2-ОН е) CH3 – CH2 – CH – CH2 – OH
СН3
Карточка № 2 к вопросу о видах изомерии спиртов.
Сколько изомерных спиртов состава С5Н11ОН может быть. Составьте их структурные формулы и назовите.
Карточка № 3 к вопросу о химических свойствах
Даны вещества: металлический натрий, гидроксид натрия, хлороводород, водород, уксусная кислота. С какими из предложенных веществ реагирует этанол, напишите уравнения реакций.
Карточка № 4
Задание: Провести качественную реакцию на глицерин (получение глицерата меди (II)).
Реактивы: растворы CuSO4, NaOH, глицерин.
Ход опыта:
В пробирку наливают 3-4 капли раствора CuSO4 и 2-3 капли NaOH . К образовавшемуся осадку голубого цвета приливают несколько капель глицерина и смесь перемешивают. Осадок растворяется и появляется васильковое окрашивание раствора от образовавшегося комплексного соединения глицерата меди (II).
Ответить на вопросы:
- Написать реакцию получения Cu(OH)2.
- Написать качественную реакцию на глицерин.
- Написать реакцию получения нитроглицерина.
Задание к вопросу о способах получения спиртов
Игра «Нет – да»
- Можно получить спирт из этена?
- Этанол содержится в листьях растений?
- Брожением сахаристых веществ получают метанол?
- Из древесной стружки сбраживанием можно получить этанол?
- Если картофель заморозить, то можно получить этиловый спирт?
Учащимся предлагается выполнить задание в виде тестирования (используя ЦОР по теме «Спирты»
Тест
Вопрос №1
Вещество с формулой СН3—СН2—СН2—ОН относится к спиртам
А) вторичным Б) первичным В) третичным Г) четвертичным
Вопрос №2
Одноатомные спирты изомерны:
А) простым эфирам Б) альдегидам В) сложным эфирам Г) карбоновым кислотам
Вопрос № 3
Гомологом бутанола-2 является |
А) 2-метилпропанол-1 Б) пентанол – 3 В) бутанол – 1 Г) пропанол - 2
Вопрос №4
Вещество с формулой
называется
А) 2-метилбутанол-2 Б) 3-метилпентанол-3 В) 2-этилбутанол-2 Г) 2-метилпентанол-3
Вопрос №5
Какой из перечисленных ниже спиртов не растворяется в воде?
А) бутанол Б) метанол В) октанол Г) пентанол
Вопрос №6
Температура кипения какого спирта выше, чем у остальных?
А) метанола Б) пентанола В) бутанола Г) этанола
Вопрос №7
С гидроксидом меди (II) не реагирует
А) глицерин Б) глицерин В) пропандиол-1,2 Г) этанол
Вопрос №8
При дегидратации пропанола-1 получается
А) пропен Б) циклопропан В) пропин Г) пропадиен
Вопрос №9
Этанол можно получить гидратацией
А) этана Б) этилена В) ацетилена Г) этаналя
Вопрос №10
При межмолекулярной дегидратации этанола основным продуктом будет
А) ацетилен Б) диэтиловый эфир В) этилен Г) этилен
На вопрос «Спирты в жизни человека» учащиеся подготовили сообщения.
Сообщение учащихся о важнейших представителях класса спиртов. О влиянии алкоголя на организм человека.
Метиловый спирт – открыли Ж. Дюма и Э. Пелиго в 1834г. Вещество было выделено из продуктов сухой перегонки древесины. Впервые синтезировал метанол М. Бертло в 1858 г. щелочным гидролизом хлорметана. В настоящее время метанол в больших количествах получают из синтез - газа.
В органической химии метанол используется в качестве растворителя.
В органическом синтезе метанол применяют для выпуска формальдегида и формалина, уксусной кислоты, ряда эфиров, изопрена и др.
Наибольшее его количество идёт на производство формальдегида, который используется для производства фенолформальдегидных смол. Значительные количества CH3OH используют в лакокрасочной промышленности для изготовления растворителей при производстве лаков. Кроме того, его применяют как добавку к жидкому топливу для двигателей внутреннего сгорания. Используется в топливных элементах.
Метанол — яд, действующий на нервную и сосудистую системы. Токсическое действие метанола обусловлено так называемым «летальным синтезом» — метаболическим окислением в организме до очень ядовитого формальдегида. Приём внутрь 5—10 мл метанола приводит к тяжёлому отравлению (одно из последствий — слепота), а 30 мл и более — к смерти.
Особая опасность метанола связана с тем, что по запаху и вкусу он неотличим от этилового спирта, из-за чего и происходят случаи употребления метанола внутрь. При отравлении метиловым спиртом противоядием служит этиловый спирт. Как вы объясните это явление?
(Ответ: В организме различные спирты превращаются в альдегиды под действием одного и того же фермента – алкогольдегидрогиназа, отщепляющей от спирта водород. Этиловый спирт «отвлекает» на себя некоторое количество фермента и тем самым замедляет образование формальдегида, который и является отравляющим веществом).
Метанол так ядовит,
Не поможет «Компливит»,
Губит он сетчатку глаза
С алкогольдегидрогиназой.
Этиленгликоль
Этиленгликоль (этандиол) – двухатомный спирт. Важным свойством его является способность понижать температуру замерзания воды, поэтому вещество нашло широкое применения как компонент автомобильных антифризов и тормозных жидкостей.
Коль не зальешь ты антифриз,
Зимой не съедешь даже вниз,
Этандиол хоть ядовит,
Он морозы победит.
В гораздо больших количествах этиленгликоль используется для получения полимеров, главным образом полиэтилентерефталата, из которого изготовляют знакомые всем пластиковые бутылки для шипучих напитков и синтетическое волокно лавсан
Этиленгликоль является исходным сырьём для производства взрывчатого вещества нитрогликоля.
Также применяется в производстве целлофана, полиуретанов и ряда других продуктов.
Глицерин
Глицерин открыл выдающийся шведский химик Карл Шееле в 1779г. Нагревая оливковое масло с кислотой, он выделил маслянистую жидкость, сладкую на вкус. Новое вещество получило название «глицерин» ( от греч. сладкий). В 1846 г. Асканьо Собреро нагрел глицерин со смесью серной и азотной кислот. Полученный продукт при попытке его выделения взорвался с огромной силой. Так был открыт сложный эфир глицерина и азотной кислоты нитроглицерин. Новое вещество пробовали применять в военных целях. Однако капризная взрывчатка часто взрывалась раньше, чем требовалось: при транспортировке от сотрясения или удара. Укротить нитрат глицерина удалось шведскому химику Альфреду Нобелю. Немногие знают, что значительную часть жизни А. Нобель прожил в России. Именно здесь он работал директором завода по производству нитроглицерина. Частые несчастные случаи на заводе подвигли А. Нобеля к поиску безопасного обращения с этим веществом. В 1866 г. после многочисленных экспериментов ученый обнаружил, что пропитанная нитроглицерином инфузорная земля (кизельгур) безопасна при хранении и транспортировке, но сохраняет свои взрывчатые свойства. Так был изобретен динамит. Человечество с благодарностью вспоминает об А. Нобеле не только как основателе знаменитой премии, но и изобретателе динамита, разрушительная сила которого используется во благо – при прокладывании туннелей, поиске и добыче полезных ископаемых, в строительстве.
Глицерин применяется в производстве
- взрывчатых веществ
- бумаги;
- как компонент антифризов, некоторых клеёв,
- в производстве кондитерских изделий и алкогольных напитков (как пищевая добавка E422).
Глицерин широко используется в косметике, фармацевтической и пищевой промышленности. В косметических средствах глицерин играет роль смягчающего и успокаивающего средства. Его добавляют для предотвращения их кристаллизации. Им опрыскивают табак, в этом случае он действует как увлажнитель, предотвращающий высыхание табачных листьев и их раскрошивание до переработки. Его добавляют к клеям, чтобы предохранить их от слишком быстрого высыхания, и к пластикам, особенно к целлофану. В последнем случае глицерин выполняет функции пластификатора, действуя наподобие смазки между полимерными молекулами и таким образом придавая пластмассам необходимую гибкость и эластичность.
Этанол
Получение этилового спирта – одна из древнейших химических реакций, открытых и используемых человечеством. Прежде, чем ругать алкоголь за его разрушительное действие на психику и здоровье человека, давайте поговорим о его применении.
Этанол может использоваться как топливо, в т. ч. для ракетных двигателей, двигателей внутреннего сгорания в чистом виде.
В химической промышленности
- Служит сырьём для получения многих химических веществ, таких, как ацетальдегид, диэтиловый эфир, тетраэтилсвинец, уксусная кислота, хлороформ, этилацетат, этилен и др.;
- Широко применяется как растворитель (в лакокрасочной промышленности, в производстве товаров бытовой химии и многих других областях);
- Является компонентом антифриза и стеклоомывателей.
- В бытовой химии этанол применяется в чистящих и моющих средствах, в особенности для ухода за стеклом и сантехникой.
В медицине этиловый спирт в первую очередь используется как антисептик
- как обеззараживающее и подсушивающее средство, наружно;
- дубящие свойства 96 % этилового спирта используются для обработки операционного поля или в некоторых методиках обработки рук хирурга;
- растворитель для лекарственных средств, для приготовления настоек, экстрактов из растительного сырья и др.;
- консервант настоек и экстрактов (минимальная концентрация 18 %);
- пеногаситель при подаче кислорода, искусственной вентиляции легких;
- в согревающих компрессах;
- для физического охлаждения при лихорадке (для растирания);
- антидот при отравлении этиленгликолем и метиловым спиртом;
- профилактика некоторых заболеваний, например слабоумия (болезни Альцгеймера)[]
В парфюмерии и косметике
Является универсальным растворителем различных веществ и основным компонентом духов, одеколонов, аэрозолей и т. п. Входит в состав разнообразных средств, включая даже такие как зубные пасты, шампуни, средства для душа, и т. д.
В пищевой промышленности Наряду с водой, является необходимым компонентом спиртных напитков. Также в небольших количествах содержится в ряде напитков, получаемых брожением, но не причисляемых к алкогольным (кефир, квас, кумыс, безалкогольное пиво и др.). Содержание этанола в свежем кефире ничтожно (0,12 %), но в долго стоявшем, особенно в тёплом месте, может достичь 1 %. В кумысе содержится 1−3 % этанола (в крепком до 4,5 %), в квасе — от 0,6 до 2,2 %.
Растворитель для пищевых ароматизаторов. Применяется как консервант для хлебобулочных изделий, а также в кондитерской промышленности.
Зарегистрирован в качестве пищевой добавки E1510.
Влияние этилового спирта на организм человека.
При употреблении алкоголя в организме человека происходят большие нарушения в обменных процессах: меняется окислительно-восстановительный потенциал клеток, происходит усиленное накопление молочной кислоты, ускоряется превращение глюкозы в жир и т.д. В крови алкоголь вызывает расширение периферических сосудов. Нарушается терморегуляция, в печени этанол окисляется, образуя уксусный альдегид, который в процессе окисления образует уксусную кислоту, разрушающую этот орган. В мозгу у пьяного человека происходит закупорка сосудов, большое количество мелких кровоизлияний в результате чего клетки мозга не получают кислород и гибнут.
Например: при употреблении 100гр. пива ориентировочно погибает до 3000 клеток мозга; 100 гр. вина- 5000 клеток; 100 гр. водки – 7500 клеток.
За годы у пьющего человека погибают миллионы клеток, которые не восстанавливаются. Алкоголизм как заболевание формируется постепенно, совершенно незаметно для человека. Арабский ученый 11 века Абуль Фараж писал: «Вино сообщает каждому, кто его пьет, четыре качества: сначала павлина, затем льва, потом обезьяны и, наконец, свиньи». Необходимо знать, что подросток через год при употреблении спиртного становится алкоголиком. Алкоголизм вызывает массу заболеваний в организме, поражая нервную, сердечно- сосудистую, пищеварительную системы. Злоупотребление алкоголем сокращает среднюю продолжительность жизни человека на 15-20 лет. При концентрации алкоголя в крови 0,5-0,6 % (промилле) у подростка может наступить смерть.
Демонстрация опыта учителем: “Изменение структуры и свойств белков при воздействии на них алкоголя”.
Цель: убедить ребят в том, что спирт денатурирует белки необратимо, изменяя их структуру и свойства, следовательно отрицательно воздействует на организм подростка.
Методика. В стакан наливают спирт, в него опускают кусочек сырого мяса. Через некоторое время мясо приобретает вид варёного.
4. Заключение.
Из ваших рассуждений мы поняли, что этиловый спирт- наркотик, метанол, этиленгликоль – ядовитые вещества. В тоже время вам известно, что этанол используется в медицине и может служить чистым топливом (топливо будущего). Метанол – экологически чистое топливо для двигателей внутреннего сгорания. На основании генетической связи между углеводородами и спиртами можно проследить развитие от простого к сложному. От углеводородов к спиртам, затем к другим классам органических веществ, потом к аминокислотам, а дальше к белкам, к живым организмам и к высшей форме существования живого – к человеку. И только от самого человека зависит: выбирает ли он путь пьянства, а затем и алкоголизма, то есть дороги в никуда, или он стремится к здоровой, активной, интересной жизни.
(Учащимся выдаются буклеты о вреде алкоголя).
Чтобы подвести итог уроку – предлагается каждому ученику оценить свою работу, а внутри группы – работу друг друга и выставить оценки карандашом.
Использованная литература:
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.
- Габриелян, О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 189, [3] с. : ил.
- Габриелян, О.С. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 399, [1] с.
- Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О.С. Габриеляна и др., Г.Е. Рудзитиса и др., Л.С. Гузея и др. 10 (11) класс. М.: «ВАКО», 2005 – 320 с.
- Иванова Р.Г., Осокина Г.Н. Изучение химии в 9 – 10 классах: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983. – 287 с., ил.
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. . Органическая химия: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / - 8-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 170 с
- Химия. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин ; под ред. В.И. Теренина. – 7-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 300, [4] с. : ил.
- Цветков Л.А. Органическая химия: Учеб. для 10 кл. сред. шк. – 25-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с., 2 л. л.: ил.
- http://www.krasnogorsk-adm.ru/ist/komnes/komnes_7.html
- http://festival.1september.ru
- http://www.it-n.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления».
. «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления» - это 24 урок к главе «Тепловые яв¬ления». Пройдены темы: «Температура», «Внутренняя энергия», «Виды теплообмена», «Закон сохранения в...
Обобщение и систематизация знаний по теме «Спирты и фенолы»
Методическая разработка урока химии в 10 классе Автор учитель химии ГОУ СОШ № 466 Овчарова Ольга Эдуардовна ...
Урок на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Атомы химических элементов", 8 класс
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов», используя активные методы обучения. ...
урок русского языка по теме "Повторение о разделах русского языка. Обобщение и систематизация знаний по теме "Лексика.Фразеология.Орфография"
Урок готовит к итоговой аттестации....
Открытый урок по теме : Обобщение и систематизация знаний по теме "Степень с рациональным показателем".
Заключительный урок по теме. Подготовка к контрольной работе....
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Урок русского языка в 7 классе. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени».
Цели:Деятельностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развити...