Как составить реакции с оксидами (алгоритм)
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Сергеева Анастасия Андреевна

Этот алгоритм поможет легко и просто составить уравнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sostavit_reakcii_s_oksidami.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Как составить реакции с оксидами

       Реакция 1. Основный оксид + кислотный оксид → соль
Тип реакции –
реакция соединения.
Чтобы составить уравнение этой реакции, надо проделать следующие действия: 

  1. Определить идёт ли реакция?

Реакция осуществима, если оксид металла образован  элементами из IA и II A групп.

  1. Определить по формуле кислотного оксида химическую формулу соответствующей ему кислоты, формулу кислотного остатка и его валентность.

  1. Определить по формуле основного оксида валентность металла.

  1. Составить по валентностям формулу соли.

  1. Записать уравнение реакции и подобрать в нем коэффициенты.

    Пример: Написать уравнение реакции: MgO + N2О5 → ...?
                      Действуем по плану:

  1. Складываем (в уме или на черновике) формулы кислотного оксида и воды:

  1. Определяем формулу кислотного остатка   NO3, валентность I (равна количеству Н в кислоте).

  1. По формуле MgO легко находится валентность магния – II.
  2. Составляем формулу соли: Mg(NO3)2
  3. Записываем, уравнение реакции и подбираем в нем коэффициенты:
                         MgO + N
    2O5 → Mg(NО3)2


                 Реакция 2. основный оксид + кислота → соль + вода 
Тип реакции — 
реакция обмена.
Составить уравнение этой реакции проще, чем уравнение реакции 1, потому что формула кислоты нам уже известна; зная ее, просто получить и формулу кислотного остатка, и его валентность. 
Дальше поступаем так же, как и в предыдущем примере. При составлении уравнения реакции не забудем, что выделяется вода!


Пример: Составьте уравнение реакции между оксидом алюминия и хлороводородной кислотой.

  1. Вспомним формулу хлороводородной кислоты — НСl, её остаток Сl (хлорид) имеет валентность I.
  2. По периодической системе Д.И. Менделеева установим, что валентность алюминия III и формула его оксида Аl2Оз.
  3. Составим формулу продукта реакции - соли (хлорида алюминия): АlСlз.
  4. Запишем уравнение реакции и подберем в нем коэффициенты:


Аl
2Оз + 6HCl → АlСlз + 3H2O


           Реакция 3. Кислотный оксид + основание → соль + вода
Тип реакции - 
реакция обмена.
Для составления уравнения такой реакции следует выполнить действия:

  1. По формуле кислотного оксида определить формулу его кислоты, формулу кислотного остатка и его валентность (точно так же, как и при составлении реакции 1).
  2. По формуле гидроксида найти валентность металла: это просто, ведь она равна числу гидроксогрупп (ОН). Если формула гидроксида неизвестна, ее придется составить, используя таблицу растворимости.
  3. Дальше поступаем, как и в предыдущих примерах: надо составить формулу соли, записать уравнение реакции (не забыть про воду!) и подобрать коэффициенты.


Пример: Составьте уравнение реакции, происходящей при пропускании углекислого газа через известковую воду.

  1. Вспомним, что углекислый газ — это оксид углерода (IV) СО2, а известковой водой называется водный раствор гидроксида кальция Са(ОН)2.
  2. Определим, что оксиду углерода (IV) соответствует угольная кислота Н2СОз; ее кислотный остаток СОз (карбонат) имеет валентность II.
  3. Не представляет труда вывести формулу продукта реакции — карбоната кальция СаСОз.
  4. Осталось составить уравнение реакции: СаО + СО2 → СаСОз.

                   Реакция 4. Основный оксид + вода → основание

Тип реакции — реакция соединения.

Определить идёт ли реакция?

Реакция осуществима, если оксид металла образован  элементами из IA и II A групп.

Составить уравнение этой реакции не составит труда, если вы умеете составлять формулы оснований и оксидов.

Пример: Написать уравнение реакции: Н2O + Na2O → ...?


                              Н
2O + Na2O → 2NaOH


                   Реакция 5. Кислотный оксид + вода → кислота


Тип реакции — 
реакция соединения.

Определить идёт ли реакция?
Реагируют все оксиды, кроме оксида кремния SiO2.


Составление уравнения этой реакции: п
о формуле кислотного оксида определить формулу его кислоты, точно так же, как и при составлении реакции 1).

Пример: Написать уравнение реакции: Н2O + N2О5 → ...?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как выполнить задание вида "составить уравнения возможных реакций" (на примере темы "Свойства оксидов", 8 класс)

Предлагаемая презентация с анимационными эффектами и подсказками может помочь восьмикласснику  научиться выполнять задания данного вида при изучении темы "Свойства оксидов". Предназначена для...

Как выполнить задание вида "Составить уравнения возможных реакций (на примере темы "Химические свойства оснований")

Предлагаемая презентация с помощью анимационных эффектров и "подсказок" поможет восьмиклассникам закрепить умение выполнять задания данного вида при изучении темы "Химические свойства оснований". През...

Тема урока: «Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения и с изменением состава вещества» в 11 классе.

Цели:Образовательная: продолжить формирование у учащихся понятия о классификации химических реакций в органической и неорганической химии.Развивающая: развитие аналитического и синтетического мышления...

Технологическая карта урока по химии « Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.»

Технологическая карта урока по химии « Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.»...

Классификация химических реакций (по числу и составу исходных и полученных веществ) (урок изучения и первичного закрепления новых знаний и умений)

Создание условий для репродуктивного усвоения материала, умения сравнивать и   анализировать.Организовать деятельность учащихся по изучению классификации химических реакций по количеству исх...

Урок "Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ"

План урока "Классификация химических реакций" содержит цели и задачи изучаемого материала. Описаны основные этапы и методы учебного процесса....