Определение состава смеси, в которой одно из исходных веществ, вступает в реакцию с соответствующим реагентом.
учебно-методический материал по химии (9, 11 класс)
Алгоритм решения задач для обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_sostava_smesi.docx | 15.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Определение состава смеси, в которой одно из исходных веществ, вступает в реакцию с соответствующим реагентом.
Задача №1
Смесь массой 6 г из алюминия и меди обработали соляной кислотой и собрали 3,7 л водорода. Определите массовые доли (%) металлов в смеси.
Дано:
m смеси = 6 г
V (H2) = 3,7 л
М (Al) = 27 г/ моль
М (Cu) = 64 г/ моль
W (Al) - ?
W (Cu) - ?
Решение:
1 этап. Все ли компоненты смеси реагируют с соляной кислотой?
Составьте уравнение реакции.
С соляной кислотой вступают в реакцию те металлы, которые
находятся в электрохимическом ряду напряжений до водорода.
Из металлов данной смеси с соляной кислотой реагирует только
алюминий.
х г 3,7 л
2 Al + 6 HCl → 2 AlCl3 + 3H2↑
2 моль 3 моль
М = 27 г/моль Vm = 22,4 л/ моль
m = 54 г V = 67,2 л/ моль
2 этап. По уравнению реакции вычислим массу алюминия.
х / 54 = 3,7 / 67,2
x = 2,973 (г)
3 этап. Вычислим массу меди в смеси. По условию масса смеси 6 г, а
масса алюминия 2,973 г.
m (Cu) = 6 – 2,973 = 3,027 (г)
4 этап. Вычислим массовые доли металлов в смеси по формуле:
W (Ме) = m (Ме) / mсмеси
W (Al) = 2,973 / 6 = 0, 4955 или 49, 55 %
W (Cu) = 3,027 / 6 = 0, 5045 или 50,45 %
Ответ: W (Al) = 49,55 % ; W (Cu) = 50,45 %
Задача №2
При последовательном пропускании смеси газов: азота, оксида углерода (II), оксида углерода (IV) объёмом 10 л (н.у.) через избыток известковой воды и затем над нагретым оксидом меди (II) выпадает 10 г осадка и образуется 6,35 г меди. Определите объёмную долю каждого газа в смеси.
Дано:
Vcмеси = 10 л
m (CaCO3) = 10 г
m (Cu) = 6,35 г
М (СаСО3) = 100 г/ моль
М (Сu) = 63,5 г/ моль
_____________________
φ (N2) -?
φ (CO) -?
φ (CO2) -?
Решение:
1 этап. С каким из газов реагирует избыток известковой воды при
последовательном пропускании смеси? Составьте уравнение реакции.
х л 10 г
Са (ОН)2 + СО2 → СаСО3↓ + Н2О (1)
1 моль 1 моль
Vm = 22, 4 л/моль М = 100 г/ моль
V = 22 , 4 л m = 100 г
В результате реакции выпадает осадок карбоната кальция массой 10 г.
2 этап. Вычислим объём углекислого газа, содержавшегося в смеси по
уравнению реакции (1):
х / 22,4 = 10 / 100
х = 2,24 л
3 этап. Какой из оставшихся газов вступает в реакцию с нагретым оксидом
меди (II)? Составьте уравнение реакции.
y л 6,35 г
CuO + CO → Cu↓ + CO2↑ (2)
1 моль 1 моль
Vm = 22, 4 л/моль М = 63, 5 г/моль
V = 22, 4 л m = 63, 5 г
4 этап. Вычислим объём угарного газа по уравнению реакции (2):
y /22,4 = 6,35 / 63,5
y = 2, 24 л
5 этап. Какой газ, содержавшийся в смеси, не прореагировал?
Вычислите его объём.
Вычислим объём азота: V (N2) = 10 – 2,24 – 2,24 = 5,52 л
6 этап. Вычислим объёмные доли газов в исходной смеси.
φ (N2) = 5,52/ 10 = 0,552 или 55,2 %
φ (CO) = 2,24 /10 = 0,224 или 22,4 %
φ (CO2) = 2,24 / 10 = 0,224 или 22,4 %
Ответ: φ (N2) = 55,2 %; φ (CO) = 22,4 %; φ (CO2) = 22,4 %.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Те правила, которые не должны забывать родители, вступив вместе со своими детьми на путь обучения в школе!
Те правила, которые не должны забывать родители, вступив вместе со всоими детьми на путь обучения в школе!...
Алгоритм №1 решения задачи на определение массы реагирующего вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции
решения задачи на определение массы реагирующего вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции...
« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».
Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...
Расчеты по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Алгоритм решения задач....
Методическая разработка урока "Способы определения состава вещества"
Данная методическая разработка к уроку "Способы определения состава вещества" включает в себя презентацию к уроку в 8 классе по данной теме....
Расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке.
Данный тип задач можно использовать на уроке, спецкурсе, для подготовки к итоговой аттестации....