Окислительно- восстановительные реакции.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Окислительно- восстановительные реакции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okislitelno-_vosstanovitelnye_reakcii.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Окислительно- восстановительные реакции.
План урока
1. Проверка Д/З
2.Самостоятельная работа: «Генетические цепочки»(15 минут)
3.Вспомнить, что такое степень окисления и как определяется степень окисления Х Э в простых и сложных веществах.
4. Реакции окислительно- восстановительные и не окислительно- восстановительные.
Ход урока.
2. Самостоятельная работа: «Генетические цепочки»(15 минут)
1. Вариант
2. Вариант
3.а) Простые вещества H2 Cl2 O2 имеют связь ковалентную неполярную и степень окисления атомов химических элементов равную нулю.
0H-H0 0Cl-Cl0 0O=O0 т.к. здесь
не происходит смещения электронов от одного атома к другому.
Вывод: В простых веществах степень окисления химических элементов равна нулю.
б) В сложных веществах химическая связь ковалентная полярная или ионная. В обоих случаях происходит сдвиг электронов к наиболее электроотрицательному атому
+HCl- + H-2OH+
или полное смещение электронов от атома одного химического элемента ( металла) к атому другого химического элемента( неметалла)
Na+Cl- Cu+2 I2-
Труднее считать степени окисления Х.Э в более сложных веществах, например
+2 Сu +6S |O4-2
+8 -8
Правило: Суммарный алгебраический заряд всех атомов в молекуле должен быть равен нулю, молекула электронейтральна.
Упражнение: Расставьте степени окисления в формулах веществ
N2, N2O3, HNO3
4. Реакции окислительно- восстановительные и не окислительно- восстановительные.
Химические реакции, в результате которых происходит изменение степеней окисления атомов химических элементов или ионов, образующих реагирующие вещества, называют окислительно-восстановительными реакциями.
Окисление- процесс отдачи электронов атомами, ионами или молекулами.Восстановление- процесс принятия электронов атомами, ионами или молекулами
Окислитель ( «плохой») – принимает электроны. Восстановитель («хороший») – отдает электроны.
Пример: Расставьте степени окисления и определи, какая из реакций окислительно- восстановительная. Укажите окислитель и восстановитель.
а) NaOH + HClNaCl+ H2O б) Fe + HCl FeCl3 + H2
Упражнения: Хомченко 10.40,10.41
Метод электронного баланса
План урока.
1.Практическое решение уравнений ОВР методом электронного баланса.
Ход урока.
Суть метода электронного баланса заключается в том, что количество электронов, отданных восстановителем должно быть равно количеству электронов, принятых окислителем.
Дано уравнение уравняйте его методом электронного баланса. Определите окислитель и восстановитель
H2S+ HNO3 → H2SO4+ NO+ H2O
1. Расставляем степени окисления
+ H2S-2+ +H +5NO-23 → +H2 +6SO-2 4+ +2NO-2+ +H2O-2
2. Определим химические элементы, которые изменили свою степень окисления
+ H2S-2+ +H +5NO-23 → +H2 +6SO-2 4+ +2NO-2+ +H2O-2
3. Запишем уравнение электронного баланса
восстановитель S-2 -8е → +6S
окислитель +5N +3е
→+2N
Для определения окислителя т восстановителя используйте схему:
восстановитель (процесс окисления)
----------------------
-4…..-3…..-2…0…+1….+2….+3….+4
-----------------------
окислитель ( процесс восстановления)
4.Количество отданных электронов равно количеству принятых, поэтому уравниваем число отданных и принятых электронов.
восстановитель S-2 -8е = +6S | 3
окислитель +5N +3е = +2N | 8
5.Подставим коэффициенты в уравнение
3H2S+8HNO3 → 3H2SO4+ 8NO+ H2O
6.Подравняем остальные коэффициенты
3H2S+8 HNO3 → 3H2SO4+ 8NO+ 4H2O
7. Проверяем, правильно ли расставили коэффициенты. Для этого складываем количество атомов кислорода в правой и левой части уравнения и оно должно сойтись
3H2S+8 HNO3 → 3H2SO4+ 8NO+4 H2O
24 атома 12+8+4=24атома
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уравнивание окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса.
В статье обсуждается возможность описания ОВР с участием органических веществ с помощью метода электронного баланса. Также даны рекомендации по составлению уравнений реакций....
Разработка урока по теории окислительно-восстановительных реакций для профильных классов
Основная цель занятия: научить прогнозировать продукты окислительно- восстановительных реакций с учетом среды, в которой протекает химическая реакция...
Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"
Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...
Окислительно-восстановительные реакции
Представленный материал является уроком по заданной теме и выполнен в виде презентации, дополненной гиперссылками для проверки усвоения материала обучающимися.Первая часть урока посвящена закреплению ...
Окислительно-восстановительные реакции.
Презентация к уроку "Окислительно-восстановительне реакции". Материал для 11 профильного класса. Можно использовать и для базового.1)ОВР. Классификация ОВР.2)Метод электронного баланса.3)Метод п...
Пособие–памятка по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» (8-9 класс).
Пособие – памятка («шпаргалка») по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» может быть предложено учащимся 8 - 9 классов при изучении соответствующей темы и практическом...
«Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции» (тема 5) ( контрольная работа № 4 - 8 класс)
Материалы для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна...