Урок с презентацией "Карбоновые кислоты"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Алла Александровна Басиева

Разрабтка урока по теме "Карбоновые кислоты" с использованием электронной презентации и ресурса школы "Кирилл и Мефодий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_karbon._kisloty.ppt1.22 МБ
Microsoft Office document icon karbonovye_kisloty.doc43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Карбоновые кислоты»  (10 класс)

Цели урока:

 Обучающие: 

дать понятие о карбоновых кислотах и их классификации;

рассмотреть основы международной и тривиальной номенклатур;

разобрать строение карбоксильной группы и спрогнозировать  химические свойства  карбоновых кислот;

применение карбоновых кислот.

Развивающие: 

         развивать познавательные интересы, коммуникативные  качества,  уверенность в своих силах.

Воспитательные: 

воспитывать культуру общения через работу в паре, группе, воспитывать у учащихся внимание, инициативу, культуру умственного труда.

Оборудование: модель молекулы уксусной кислоты, образцы уксусной, бензойной, стеариновой кислот, компьютер, медиапроектор, дидактический материал, алгоритмы.

Урок проводится в компьютерном классе.

Тип урока – урок изучения нового материала.

План урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой.

2. Изучение новой темы.

3. Закрепление изученного материала.

4. Контроль знаний.

5. Выполнение творческого задания группами учащихся.

6. Домашнее задание.

7. Выводы по теме урока. Рефлексия занятия.

Ход урока:

1. Вступительное  слово учителя.

2. Изучение новой темы.

Объяснение темы происходит с применением  электронной презентации.

С  давних времен люди использовали приправы для придания пище кислого вкуса. С этой целью использовались листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, ягоды кислицы. Разумеется, тогда никто не знал, что кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием веществ одного класса – карбоновых кислот.

Многие из вас в детстве не избежали искушения воткнуть в муравейник прутик, посмотреть на панику муравьев, а потом лизнуть палочку.

Насекомые  «прогоняли»  ее, выстреливая из специальных желез жидкость,  содержащую кислоту.

Благодаря работам выдающегося шведского химика Карла Вильгельма Шееле к концу 18 века стало известно около десяти различных органических  кислот. Он выделил и описал  лимонную, молочную, щавелевую и другие кислоты.  Понятие о карбоновых кислотах и их классификации.

Что же объединяет такие разные по происхождению и нахождению в природе органические вещества?  

Учащиеся сами определяют, что в составе соединений данного класса  имеется карбоксильная группа. Учитель обобщает сказанное учащимися, дает определение карбоновых кислот и объясняет этимологию термина «карбоксильная группа» как сочетание названий карбонильной и гидроксильной групп.

Работа со схемой в парах. На каждой парте дана графическая схема. Учащиеся помогают друг другу вникнуть в признаки классификации карбоновых кислот.  Классификация карбоновых кислот представлена на слайде в виде схемы. Учитель поясняет, что такую классификацию проводят по двум главным признакам: типу углеводородного радикала и числу карбоксильных групп. Классификация по природе радикала типична для органических соединений. Она встречалась и для спиртов, и для альдегидов. Понятие«основность « типично для органических и для неорганических кислот.

Учитель спрашивает, что понималось под основностью  неорганических кислот. (Число атомов водорода, способных замещаться на металл). То же  самое справедливо и для кислот органических, здесь легче считать  число карбоксильных групп, каждая из которых содержит  один подвижный атом водорода.

Номенклатура карбоновых кислот.

Наиболее важными для изучения в школьном курсе являются предельные одноосновные  карбоновые кислоты. Используя информацию со слайда учащиеся дают определение предельным одноосновным карбоновым кислотам на основании их общей формулы.

Гомологический ряд начинает  кислота, в которой функциональная группа связана не с углеводородным радикалом,  а с атомом водорода. Это метановая кислота НСООН. При составлении международных названий кислот  карбоксильный атом углерода  всегда получает первый номер.

Вещество называют так, как назвали бы соответствующий углеводород, добавить суффикс  -ов, окончание –ая  и слово кислота. Для органических кислот более часто употребляют тривиальные названия. Данные термины указывают скорее на источник выделения, чем на химическую структуру кислот. Учащимся предлагается задание на составление таблицы с использованием  информации слайда.

 Электронное и пространственное  строение карбоксильной группы.

Карбоксильная группа – еще один яркий пример взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений. Учитель обращает внимание учащихся на то, что они изучили свойства карбонильных и гидроксилсодержащих  веществ. В карбоновых кислотах  эти функциональные  группы соединены между собой. Учитель объясняет материал, используя  схему  (электронное строение карбоксильной группы).

3. Закрепление материала.

Работая на персональном компьютере,  учащиеся самостоятельно проверяют уровень усвоения нового материала. Используется диск «Уроки химии» Кирилла и Мефодия 10-11 класс.

4. Контроль  знаний.  

Выполнение дифференцированных заданий по  карточкам,   в которых указаны критерии оценок. Учащиеся могут при желании использовать инструкцию с алгоритмом по составлению названия кислот.

5. Домашнее задание:

1) Выучить  тривиальные названия шести первых карбоновых кислот.

2) Записать возможные изомеры для пентановой кислоты, назвать их (наоценку «4»)

3) Записать возможные изомеры для гексановой кислоты, назвать их  (на оценку «5»)

4) Повторить химические свойства неорганических кислот (8 кл).

6. Выводы по теме урока, итоги урока.

        Учащимся предлагается продолжить фразу: «Сегодня я узнал …..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме кислоты

разработка урока с картой химического путешествия...

урок по теме: " Кислоты"

урок- путешествие и повторением и закрепление номенклатуры и свойств кислот....

Конструкт урока Химические свойства кислот

Конструкт урока составлен по новым ФГОС...

Инструкционные карты к уроку Химические свойства кислот

Инструкционные карты , рабочие карты, оценочные карты для урока Химические свойства кислот 8 класс...

Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс

Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии. Может быть использован как для общеобразов...

Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"

Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...