урок по химии 11 класс.
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
разработка урока по химии 11 класс " Сущность химических реакций".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_himii_v_11_skorost_reakcii.doc | 70 КБ |
urok_seminar_po_himii_v_11.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок семинар по химии в 11-м классе "Сущность и классификация химических реакций" Цель: систематизировать знания учащихся о подходах к классификации химических реакций. Задачи. Образовательные: – рассмотреть законы сохранения массы веществ и энергии при химических реакциях как частный случай проявления всеобщего закона природы – закона сохранения массы и энергии; Воспитательные: – доказать учащимся ведущую роль теории в познании практики; Развивающие: – развитие логического мышления путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации. Тип урока: семинар по проверке, оценки, коррекции знаний. Оборудование: Ход урока.
Учитель: В окружающем нас мире протекает огромное число реакций. Как же удержать в памяти многообразие химических процессов, как практически ориентироваться в них? Как биологам удается ориентироваться в многообразии живых организмов? Ответ: В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы. Учитель: Итак, тема семинара “Сущность и классификация химических реакций”. Цель занятия: систематизировать знания о классификации химических реакций.
(Вопросы заранее даны учащимся для подготовки к семинару): 1. Что называется явлением? 2. В чем разница между химическими и физическими явлениями? (В результате химических явлений происходит образование новых веществ). 3. Какие еще виды явлений вам знакомы? (Ядерные, тепловые, световые). 4. В чем особенность ядерных реакций? (Происходит изменение ядер атомов) 5. Какие уровни организации вещества затрагиваются при химических реакциях? (Молекулы). 6. Что же такое химическое явление? (Химическим явлением (реакцией) называется процесс превращения одних веществ в другие, отличающиеся от исходных составом и свойствами). 7. По каким признакам можно судить о прохождении именно химической реакции? (Признаками химического превращения могут быть: изменении цвета веществ, появление или исчезновение запаха, выделение газа, выпадение или растворение осадка, выделение или поглощение теплоты, свечение). 8. Какие условия необходимы для протекания химической реакции? (Соприкосновение веществ, измельчение, перемешивание, растворение, нагревание или охлаждение). Демонстрационный опыт: медленное растворение кристаллов хлорида меди (II) 9. Какое явление физическое или химическое вы наблюдали? По каким именно признакам вы определили, что произошло именно это явление? (Процесс растворения веществ – физико-химический процесс) Задание: Сделайте вывод о возможности протекания различных процессов. Вывод: В результате взаимодействия различных тел и веществ могут одновременно протекать различные процессы.
Учитель: Объясните сущность протекания химических реакций. Сущность химических реакций сводится к разрыву связей в исходных веществах и возникновению новых химических связей в продуктах реакции. При этом общее число атомов каждого элемента остается постоянным, следовательно, масса веществ в результате химических реакций не изменяется.) Учитель: Кем и когда была установлена эта закономерность? (В 1748 году русским ученым М.В.Ломоносовым – закон сохранения массы веществ). (Плакат с формулировкой закона, данной М.В.Ломоносовым: “Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому”). Учитель: Давайте перелистаем страницы истории химии на 2, 5 века назад и вспомним эксперименты некоторых ученых. (Демонстрация видеокадра о работах Р.Бойля и М.Ломоносова). Учитель: Из курса физики вам известно, что масса тела, вещества тесно взаимосвязана с другими физическими величинами. В каком законе нашла отражение связь массы и энергии тела? (Закон сохранения энергии, открытый немецким физиком А.Энштейном: E = mc2 Демонстрация таблицы “Закон сохранения энергии”) Вывод: законы сохранения массы вещества и энергии при химических реакциях являются частным случаем проявления всеобщего закона природы – закона сохранения энергии и ее движения.
Учитель: При изучении курсов неорганической и органической химии мы изучили множество химических реакций. Дома вам необходимо было подготовить таблицу, которая поможет систематизировать известные реакции. Итак, сейчас мы работаем с таблицей в тетради. Какие признаки могут быть выделены при классификации химических реакций? 1) количество и состав исходных и конечных веществ; (Демонстрация кодопленки “Классификация химических реакций” II графа). КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Учитель: Какие типы реакций можно выделить в каждой группе? Приведите примеры. Ответы учащихся. (Демонстрация кадра видеофильма о типах химических реакция). Работа с проектором.
Задание: Пронаблюдав химические эксперименты, вам необходимо записать уравнения соответствующих реакций в тетрадь, дать ей характеристику (устно). (Один ученик выполняет это задание у доски) Демонстрация опыта взаимодействия натрия с водой в чашке Петри (на видео). Учитель зачитывает отрывок из произведения Г.Р.Хаггарда “Клеопатра”: “… Она вынула из уха одну их тех жемчужин … и … опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от ней осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли…” (Учащийся демонстрирует эксперимент) CaCO3+2CH3COOH=(CH3COO)Ca+ H2CO3 (CO2+H2O)
Учитель: Сейчас вы услышите сказку, но вам необходимо слушать ее как химикам. (Звучит аудиозапись) Сказка В давние времена, когда еще не был открыт периодический закон, когда еще не было на свете теории электролитической диссоциации, а электроны вращались вокруг ядра без ведома человека, жил-был на свете луноликий принц Аргентум, известный своей плохой растворимостью в кислотах. Принц, как и подобает наследник престола, был с детских лет обручен с очень капризной, едкой и своенравной принцессой Нитриной, которая славилась способностью растворять в себе многие металлы, в том числе и серебро. Именно из-за страха перед Нитриной отец принца обручил его с ней. Но Аргентум не любил Нитрину и при любом удобном случае сбегал от нее. Однажды на веселом и шумном балу принц увидел незнакомку. Она была так легка, прозрачна и неуловима, что принц влюбился в нее с первого взгляда! Аргентум упросил своего друга Кальция познакомить его с незнакомкомой девушкой. Тот согласился и решил сделать это во время танца. Принц пригласил Нитрину, а кальций – Хлориду (так звали незнакомку), и пары закружились дружно по залу. Но как только прозвучали слова: “Дамы меняют кавалеров”, рука прекрасной Хлориды оказалась в горячей ладони Аргентума. Молодые люди почувствовали огромное волнение и вдруг ощутили, что связаны необычайно крепкой связью, связаны навсегда. Принц крепко обнял любимую, и они никогда больше не расставались, несмотря на безуспешные попытки Нитрины разрушить их союз. Учитель: Теперь надо записать уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. Затем, соблюдая правила техники безопасности, практически осуществить данное превращение, используя имеющиеся у вас на рабочих стола реактивы. (Учащиеся выполняют лабораторный опыт, проверка результатов).
Учитель: Сейчас вам предстоит по теме семинара выполнить тестирование. I вариант Даны фрагменты уравнений химических реакций 1. ……… = 2KOH+H2+Q 2……….. = 2HI-Q 3. ……… = CaO+CO2-Q 4.2AgNO3+CaCl2=Ca(NO3)2+2 AgCl 5.2SO2+O2-……+Q 1) Выберите уравнения эндотермических реакций. 2) Выберите уравнение химической реакции, соответствующей характеристике: реакция разложения, эндотермическая, некаталитическая, идущая без изменения степени окисления атомов химических элементов. 3) Найдите уравнение реакции обмена, идущей до конца вследствие образования осадка. 4) Выберите уравнение химической реакции замещения. 5) Найдите уравнение обратимой каталитической реакции. II вариант Даны фрагменты уравнений химических реакций 1. 2HgO = 2Hg+O2-Q 2…….. = 2KOH+H2+Q 3.2SO2+O2-……+Q 4…….=ZnCl2+Cu 5. NH4Cl+NaOH=NaCl+NH3+H2O 1) Выберите уравнения экзотермических реакций. 2) Выберите уравнение химической реакции, соответствующей характеристике: реакция разложения, эндотермическая, некаталитическая, обратимая, окислительно-восстановительная. 3) Найдите уравнение реакции обмена, идущей до конца вследствие образования газа. 4) Выберите уравнение химической реакции замещения. 5) Найдите уравнение обратимой каталитической реакции.
Работы учащихся проверяются тут же на уроке, делается их анализ.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».
Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ХИМИИ НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ VII класс
В помощь учителю...
Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства» (технология критического мышления)
Урок по технологии "Критического мышления" в 8 классе по химии. Это урок один из первых уроков в 8 классе, в задачу которого входит формирование мотивации школьников к изучению химии....
Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”, “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...
презентация к уроку по химии " Классы неорганических веществ"
повторение по теме классы веществ...
Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019
Структура урока включает в себя следующие этапы: Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...