Урок по теме "Металлы"
занимательные факты по химии (9 класс) по теме

Акимкина Татьяна Ивановна

"Обобщение  знаний о металлах с использованием  здоровьесберегающих технологий, с применением учебных  элементов и опорных  схем по модульной  технологии."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_metally.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мощь и сила науки в обобщении фактов, цель – в обобщении этого множества.

Д.И. Менделеев

Урок по теме: « Обобщение знаний о металлах с использованием здоровьесберегающих технологий, с применением учебных элементов и опорных схем по модульной технологии».

Урок построен по принципам здоровьесбережения:

а) Учет особенностей учащихся в классе;

б) Взаимосвязь умственной и практической деятельности;

в) Использование методов обучения способствующих сохранению здоровья учащихся ( дифференцированный подход в обучении);

д) Умение создать на уроке комфортные условия для школьников с учетом индивидуальных психологических особенностей;

е) Создание условий для самовыражения учащихся;

ж) Активизация мотивационной сферы;

з) Умение учителя в любом действии сначала выделять положительное, а только потом выделять недостатки.

Цели урока:

Обучающие: Систематизировать и углубить знания о металлах, как химических элементах и простых веществах;

Подчеркнуть зависимость свойств металлов от особенностей строения атомов и положения в электрохимическом ряду напряжений.

Развивающие: Развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;

Развивать ЗУН учащихся, при решении качественных и количественных задач.

Воспитательные: воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами), ответственное отношение к собственному здоровью (в связи с необходимостью или вредом поступления в организм некоторых металлов).

План урока:

УЭ – 0. Постановочная часть урока.

УЭ – 1. Металлы в окружающей среде и в организме человека.

УЭ – 2. металлы, как химические элементы.

УЭ - 3. Металлы, как простые вещества.

УЭ - 4. Химические свойства простых веществ металлов.

УЭ - 5. Соединение металлов.

УЭ - 6. Решение задач.

УЭ – 0. Постановочная часть урока.

Цель: Познакомить учащихся с содержанием модуля составить учебные цели, определить пути достижения.

УЭ – 1. Металлы в окружающей среде и в организме человека.

Цель: познакомится с металлами, которые встречаются в окружающей среде и вызывают ее загрязнение.

2. Металлы в организме человека и их влияние на жизненно важные функции.

УЭ – 2. Металлы, как химические элементы.

Цель: Сформировать, систематизировать и углубить знания о металлах как химических элементах.

1. Прочитайте схему опорного конспекта «Характеристика химических элементов – металлов».

2. Проверьте уровень усвоения знаний в ходе выполнения задания.

1. Какое положение в ПСХЭ занимают химические элементы металлы?

2. Число электронов на внешнем энергетическом уровне?

3. Как изменяется радиус атомов Ме в периодах?

4. Как изменяется восстановительная способность у атомов в периодах и группах?

5. Какую степень окисления проявляют металлы?

6. Проделать опыт: Na+H2O -> ?

    Реактивы: Na, H2O; фенолфталеин.

7. Записать уравнение реакций.

1.                       В

                          Fr                                                   At

2.  Me +? )…) от 1 до 3 е

    Исключение: Me главных подгрупп IV – VII групп

    Ra (Me)> Ra (HeMe)

3. Мео – ne -> Me+n  - ок-е

                                         0, +1, +2, +3 - низкие

4.  Ст. ок. Ме

                                         +4, +5, +6, +7, +8 – высокие

5. Изменение восстановительных свойств атомов Ме в ПС

    В периоде                                             причина:

                                                                   заряд ядра ->    

     В главной                                             n ( e ) на внешнем слое ->

     подгруппе           причина:                  Ra 

                                    Ra

УЭ – 3. Металлы, как простые вещества.

Цель: Сформировать понятие о металлах, как простых веществах. Нахождение особенностей строения атомов.

1. Прочитайте схему опорного конспекта «Характеристика простых веществ металлов».

2. Проверьте уровень усвоения знаний в ходе выполнения задания.

1. Какой вид связи в металла?

2. Какой тип кристаллической решетки?

3. Агрегатное состояние металлов.

4. Как называются: а) твердость; б) t плавления; в) t кипения с уменьшением радиуса и увеличения числа электронов на внешнем слое периоде?

5. Как изменяются эти свойства в группе с увеличением радиуса?

6. Проделать опыт Zn; HCl ->  ?

    Реактивы: Zn; HCl.

7. Записать уровнение.

Характеристика простых веществ – металлов

1.  Металлическая               Металлическая              Твердое состояние,

              Связь                           кристаллическая               металлический

                                           Решетка                              блеск, электро –

                                                                              и теплопроводность,

                                                                              ковкость (пластичность)

2. Изменение физических свойств в ПС

    Твердость, tпл., tкип. 

    В периоде                                                             причина:

     

      В группе          причина:                              n ( e ) на внешнем слое

                               Ra                                              Ra

УЭ – 4. Химические свойства простых веществ - металлов.

Цель: Закрепить и углубить знания о металлах их химических свойствах. Подчеркнуть зависимость свойств от положения в ПСХЭ, в электрохимическом ряду напряжений. Проверить умения учащихся применить знания при решении количественных и качественных задач.

1. Рассмотреть и изучить схему опорного конспекта «Химические свойства простых веществ – металлов».

2. составить по одному уравнению каждого вида.

3. Одно из уравнений уравнять методом электронного баланса.

4. Проделать опыт: Fe+CuSO4 ->  ?

    Реактивы: Fe; CuSO4; пробирки.

5. Записать уравнение реакции.

 

Химические свойства простых веществ – металлов

                   

   HeMe        

                                соль                                        Fe + Cl2 

                                                                        Al + S

                        O2        осн. оксид                        Ca + O2

                                амф. оксид                        Al + O2

Me0+в-ль

                     H2O        Me (OH)n + H2                        K + H2O

                                MeO + H2                                Zn + H2O

                       MeO

                                Me + MeO                        Mg + CuO

                                                                        Fe + Al2O3

                    к-та        cоль  +  H2                        Fe + HCl

                     соль        соль + Me                                Zn+CuCl2

                                                                        Cu+FeSO4

        

УЭ-5. Соединения металлов.

Цель: Уметь по степени окисления определить характер и свойства его соединения.

                                                 t

1. Проделать опыт: Cu+H2SO4        ?

а) Реактивы: медная проволока, концентрированная серная кислота, спиртовка пробирки, держалка, азотная кислота (конц).

                      t

б) Cu+HNO3            ?  

2. Записать уравнения.

Соединения металлов.

          +1, +2        Me2O                                MeOH

                        MeO                                        Me(OH)2

                        основные оксиды                основания

Ст.ок    +3                Me2O3

                        амфотерные оксиды                амфотерные гидроксиды

            +4                MeO2, Me2O5 и др.                H2 MeO3, HMeO3 и др.

                        кислотные оксиды                кислоты

УЭ – 6. Решение задач.

Цель: Проверить умение учащихся применить знания при решении качественных и количественных задач.

1. Решить задачу.

Задача: При взаимодействии 3,45г. Щелочного металла с водой образовалось 5,6л. водорода. Назовите щелочной металл.

Итоги урока.

Домашнее задание: осуществить превращение

 Mg -> MgO -> MgOH2 -> MgCl2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...