"Типы химических реакций".
методическая разработка (химия, 8 класс) по теме
- Эта тема относится к разделу «Изменения, происходящие с веществами» и которая идет после изучения учащимися таких разделов как: « Атомы химических элементов», «Простые вещества», « Соединения химических элементов». Значит, учащиеся уже могут работать с основными классами неорганических соединений, т.е. они уже могут сами составлять формулы этих соединений, разделять вещества на основные группы и даже определять типы химических связей между атомами в составе одного вещества.
- И только сейчас, основываясь на полученные знания, они начинают овладевать знаниями составления уравнений химических реакций. Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях. В дальнейшем весь курс изучения школьной химии будет базироваться на знаниях, которые были получены учеником при изучении последних тем. То есть, ученик не сможет дальше изучать химию, если не научится составлять уравнения химических реакций, так как в уравнениях химических реакций заключена вся информация о свойствах данного вещества. Если же ученик не знает классификацию химических реакций, то он не сможет работать с веществом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tipy_himicheskih_reakciy.odt | 28.73 КБ |
prezentaciya1.ppt | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: « Типы химических реакций».
Цели урока: 1) Сформировать представление о химическом уравнении.
2) Дать понятие о реакциях разложения, соединения, замещения.
3) Начать формировать умение составлять уравнения химических реакций, наблюдать и объяснять химические явления, анализировать результаты наблюдаемых опытов, формулировать определения.
4) Воспитать наблюдательность, трудолюбие, уверенность в своих силах, дисциплинированность.
Оборудование: Штатив с пробирками, держатель, спички, р-р cульфата меди(II), медная проволока, железный гвоздь, химические стаканы, свежеполученный студёнистый осадок гидроксида меди(II), компьютер.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
Вид урока: Рассказ. Демонстрация.
Методы и приемы: Объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый.
Ход урока.
- Актуализация прежних знаний и умений. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит самостоятельную работу (1-2 мин.) по теме «Химические уравнения».
1. Учащиеся выполняют тест по теме: « Химические уравнения».
1.Химическим уравнением называют:
а) уравнение, состоящее из химических формул;
б) условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков;
в) запись химической реакции, показывающая количество исходных веществ и продуктов реакции
2.Коэффициент перед продуктом реакции в уравнении H2+Cl2=HCl равен:
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.
3.О законе сохранения массы веществ можно сказать:
а) масса веществ сохраняется, так как атомы не разрушаются;
б) из графита массой 3г можно получить 3г алмазов;
в) масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ;
г) масса веществ остается постоянной.
2.После завершения работы учащиеся проверяют друг у друга ответы по слайду и оценивают друг друга.
Ответы: 1-б; 2-б; 3-в.
Учитель:
- Вы все очень хорошо справились с заданиями и оценили друг друга.
Изучение нового материала. Тема:
«Классификация химических реакций».
Учитель сообщает тему урока, учащиеся оформляют соответствующие записи в тетради.
Учитель:
- В окружающем мире и внутри нас ежесекундно протекают миллионы реакций. Получить
представление о них нам помогает классификация реакций. С одной из классификаций – по признаку поглощения или выделения теплоты- вы уже познакомились. Рассмотрим
ещё одну классификацию реакций, в основу которой положен признак числа и состава исходных веществ и продуктов реакции. Познакомимся с реакциями разложения. Обратимся к истории химии.
В 1774г. английский химик Дж. Пристли взял простую лупу и направил сконцентрированный ею пучок солнечных лучей на оксид ртути(II) и получил кислород:
( Демонстрация слайда с уравнениями химических реакций).
2HgO=2Hg+O2.
В настоящее время ,согласно требованиям техники безопасности ,опыты с ртутью и ее соединениями из-за их токсичности запрещены. Поэтому рассмотрим другую аналогичную реакцию: разложение воды электрическим током в электролизере:
2H2O=2H2+O2.
Учитель:
- Как вы думаете, что объединяет эти реакции?
Ученик:
-Их объединяет то, что в реакцию вступает одно вещество, а получаются два вещества.
Учитель:
- Верно!
- Рассмотрим еще одну разновидность реакций разложения. Подогреем в пробирке на пламени спиртовки свежеполученный голубой студенистый осадок гидроксида меди(II).
Опыт: Далее учитель проводит демонстрационный эксперимент- берет пробирку со свежеполученным гидроксидом меди(II). Содержимое пробирки чернеет из-за получающегося в результате реакции разложения оксида меди(II). Учащиеся наблюдают за признаками химической реакции.
Учитель:
-Каковы признаки этой реакции?
Ученики:
- Признаками этой реакции является изменение цвета гидроксида меди(II).
Учитель:
- Обратите внимание на следующий признак этой реакции разложения- в нее вступает одно сложное вещество, а образуются два новых сложных вещества.
Теперь попробуйте составить уравнение этой реакции.
Учащиеся записывают уравнения реакций разложения в тетрадях.
Cu(OH)2=CuO+H2O.
Учитель:
-Подведем итоги - сформулируем определение понятия «реакция разложения».
Реакции разложения – это такие реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два и более новых веществ.
(Демонстрация слайда с определением реакции разложения. Учащиеся делают записи в своих тетрадях) .
Учитель:
-Как вы думаете, имеют ли эти реакции для нас и для окружающей среды значение? Вспомните курс биологии, экологии и попробуйте ответить.
Ученик:
- Да. Если бы не разлагались опавшие листья, вся земля покрылась бы мусором. Это было бы неприятно. Разлагаясь листья превращаются в питательные вещества, которые сами же растения и будут использовать.
Учитель:
-Понятие «реакции соединения» является антонимом понятия «реакции разложения». Попробуйте, используя прием противопоставления, дать определение понятия «реакции соединения».
Ученик:
- Реакции соединения – это такие реакции, в результате которых из одного или нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество.
Учитель:
-Верно!
Учитель демонстрирует на слайде определение реакций соединения и примеры уравнений реакций соединения.
2H2+O2=2H2O;
SO3+H2O=H2SO4.
Опыт :Теперь попробуем сами провести реакцию соединения. Для этого возьмем медную проволоку и положим в сухую пробирку. Пробирку закрепляем в держателе и нагреваем. Учащиеся наблюдают за признаками этой реакции и отмечают изменение цвета медной проволоки.
Учитель:
-Каковы признаки этой реакции?
Ученик:
- Изменение цвета медной проволоки. В реакцию вступают два вещества, а образуется только одно вещество.
Учитель:
- Теперь напишем уравнение этой реакции.
2Cu+O2=2CuO.
Ученики делают записи в тетрадях.
Учитель:
- Каково значение этих реакций?
Ученик:
-Их нужно знать, так как в результате этих реакций образуются новые вещества.
Учитель:
-Верно! Теперь познакомимся с третьим типом реакций – реакциями замещения. (Учащиеся оформляют соответствующие записи в тетрадях). Хочу вам показать на слайде несколько уравнений химических реакций. Первое уравнение это уравнение реакции взаимодействия соляной кислоты с цинком.
Zn+2HCl=ZnCl2+H2
Эту реакцию проводил замечательный английский химик лорд Генри Кавендиш. В результате он заметил выделение газа. Этим газом был водород.
Fe2O3+3H2=2Fe+3H2O
Опыт: Теперь обратимся к эксперименту: поместим в пробирку с раствором сульфата меди (II) большой железный гвоздь.
(Учитель демонстрирует эксперимент).
- Что произошло с гвоздем?
Ученик:
- Та часть гвоздя, которая находится в растворе, покрылась красным налетом .
Учитель:
-Что образует этот налет?
Ученик:
-Налет образует выделившийся медь.
Учитель:
-О чем свидетельствует изменение цвета гвоздя?
Ученик:
- О том, что произошла химическая реакция.
Учитель:
-Хорошо. Теперь все вместе напишем уравнение этой реакции.
Один ученик работает на доске, все остальные на месте.
Fe+CuSO4=FeSO4+Cu
Учитель:
-Вы все хорошо справились с заданием. Скажите, какой признак объединяет эти реакции?
Ученик:
-То, что в реакцию вступают одно простое и одно сложное вещество, а в результате реакции образуются одно простое и одно сложное вещество.
Учитель разъясняет механизм данных реакций, используя уравнения химических реакций.
Учитель:
- В данной реакции атом двухвалентной меди в сложном веществе (сульфате меди(II) ) заместился на атом железа. В результате реакции образовались новое сложное вещество и новое простое вещество. Итак, какие реакции называются реакциями замещения?
Ученики пробуют ответить на этот вопрос. Учитель демонстрирует слайд и дает определение реакции замещения.
Учитель:
- Реакции замещения – это такие реакции, в результате которых атомы Учитель простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе.
Учитель формулирует правило вытеснения: каждый металл вытесняет из солей металлы, которые стоят правее в ряду активности металлов.
Учитель:
-Имеют ли значение для нас реакции замещения? Вспомните курс географии и попробуйте ответить.
Ученик:
-Имеют. Железные руды содержат железо и чтобы выделить из них железо III. Закрепление изученного материала.
Учитель демонстрирует слайд на компьютере с несколькими уравнениями химических реакций.
, используются реакции замещения.
4NO2+2H2O+O2=4HNO3;
Cu+2AgNO3=Cu(NO3)2+2Ag;
CaCO3=CaO+CO2.
На доске начерчена незаполненная схема по классификации химических реакций.
Химические реакции
соединения
замещения
разложения
Учитель:
- Для закрепления изученного материала я вам предлагаю несколько уравнений химических реакций. Вы должны определить типы этих реакций и заполнить предложенную схему(Ученики выполняют задание)
IV Домашнее задание.
Изучить тему: «Классификация химических реакций».
Выполнить упражнение 2 (стр.145).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответы теста: 1-б, 2-б, 3-в.
Реакции разложения : 2 HgO=2Hg+O 2 2H 2 O=2H 2 +O 2 Cu(OH) 2 =CuO+H 2 O
Реакции разложения- это такие реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два и более новых веществ.
Реакции соединения- это такие реакции, в результате которых из одного или нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество.
Реакции соединения : 4Р+5О 2 =2Р 2 О 5 SO 3 +H 2 O=H 2 SO 4 2Cu+O 2 =2CuO
Реакции замещения- это такие реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе.
Реакции замещения: Zn+2HCl=ZnCl 2 +H 2 Fe 2 O 3 +3H 2 =2Fe+3H 2 O Fe+CuSO 4 =FeSO 4 +Cu
Ряд активности металлов Li , K , Ba , Ca , Na , Mg , Al , Zn , Cr , Fe , Co , Sn , Pb , H 2 , Cu
`4NO 2 +2H 2 O+O 2 =4HNO 3 Cu+2AgNO 3 =Cu(NO 3 ) 2 +2Ag CaCO 3 =CaO+CO 2
Домашнее задание Изучить тему : «Классификация химических реакций». Выполнить упражнение 2 (стр. ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"
Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...
Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.
Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...
Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.
Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...
Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)
Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....
Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"
Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"...
«Типы химических реакций: реакции замещения и обмена".
Урок по химии разработан к учебнику О.С. Габриелян "Химия. 8 класс"...
Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение
Конспект урока химии в 8 классе по теме "Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение" с целью обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций и закрепления ...