Открытый урок по геометрии в 9 классе по теме: Повторение и обобщение темы «Площади фигур» Подготовка ОГЭ
план-конспект урока по геометрии (9 класс)
Тема урока: Повторение и обобщение материала по теме «Площади фигур»
Цель урока: создать условия для развития умений вычислять площади фигур, применяя известные свойства фигур и формулы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Илирская СОШ №2»
Иркутская область, Братский район, п. Прибрежный
Открытый урок по геометрии в 9 классе по теме:
Повторение и обобщение темы «Площади фигур»
Подготовка ОГЭ
Составила: учитель математики
Гусева Светлана Викторовна
Тема урока: Повторение и обобщение материала по теме «Площади фигур»
Цель урока: создать условия для развития умений вычислять площади фигур, применяя известные свойства фигур и формулы.
Задачи:
Обучающие
закрепить навыки вычисления площади фигур по формуле;
грамотно применять известные свойства фигур для решения задач на вычисление площадей
Развивающие
способствовать развитию мыслительной операции анализа, сравнения, обобщения;
способствовать развитию коммуникативных качеств личности
Воспитательные
способствовать воспитанию трудолюбия, настойчивости в достижении цели, аккуратности, культуру поведения при групповой и индивидуальной работе
Педагогические задачи формирования УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный при изучении темы «Площади» в 8, 9 классах, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Тип урока – урок закрепления знаний, умений и отработки навыков
Форма урока – урок-практикум
Формы работы – парная, индивидуальная
*** Ход урока:
Я хочу начать урок со слов:
«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать».
Галилео Галилей. (слайд 1)
Как вы думаете, почему именно эти слова я использую в начале урока?
Посмотрите розданные вам варианты задач из КИМов. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Сформулируйте тему и цель урока. ( Слайд 2) Записываем тему урока.
У вас на столе лежат оценочные листы учащихся. Заполните ФИО. И каждый свой ответ отмечайте в данном листе. (Слайд 3)
- Актуализация знаний.
А) Разминка, ответить на вопросы устно:
- Что такое площадь?(это положительная величина, обладающая некоторыми свойствами)
- В каких единицах измеряется площадь?(кв.м, кв.см,кв. мм, и т.д.)
- Чем выражается площадь многоугольника? ( положительным числом)
- Какая геометрическая фигура называется простой? (если её можно разбить на конечное число плоских треугольников)
- Какие плоские фигуры называются равновеликими? (если они имеют равные площади)
- Сформулируйте основные свойства площадей многоугольников. ( Равные многоугольники имеют равные площади. Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников)
Б) Соотнесите формулы площади с видом фигур (Слайд 4)
Учащиеся в оценочных листах самостоятельно пишут соответствие фигуры формуле ее площади. Осуществляется самопроверка, ответы на экране.
II Графический диктант(Слайд 5)
Согласны ли вы с данным утверждением? Поставьте соответствующие символы
Да - ^, нет - -
1. Фигуры называются равновеликими, если у них равные площади.
2. Площадь трапеции равна полусумме длин оснований.
3. Площадь треугольника равна произведению двух любых сторон на синус угла между ними.
4. Площадь – это положительная величина, обладающая некоторыми свойствами.
5. Площадь параллелограмма равна произведению стороны и высоты, проведенной к этой стороне.
Ответы: ^--^^
Отметка: «5» - все верно, «4» - 4 верных ответа, «3» - 3 верных ответа, всего два верных ответа – повтори теорию
- Решение задач из ОГЭ (Слайд6,7)
Текстовые задачи
№1. Найдите площадь параллелограмма, стороны которого равны 2√3 и 5, а один из углов равен 120о.
Решение: S = ab sinα, 2. √3 . 5 . √3/2 = 15,
Ответ: 15.
№2. Площадь прямоугольного треугольника равна 96, а один из катетов равен 16. Найдите гипотенузу данного треугольника.
Решение: S = ½ ab, b = 2S/a, b = 2 . 96/16 = 12, с = √256 + 144 = 20 Ответ: 20.
Решение заданий на клетчатой бумаге (слайды).
Вычислите площади фигур, изображённых на слайдах, в квадратных сантиметрах. Можно ли вычислить ее применив формулу? Возникла проблемная ситуация.
№ 3
Разбор задания (слайд 8)
Рис.1
Рис. 2
Рис. 3
Вычислите площадь фигуры на координатной плоскости
Поиск путей решения совместно с учителем. Устное вычисление
- Музык. Физ. минутка
На доске прикреплены бумажные геометрические фигуры и формулы. Соотнесите глазами фигуру и формулу для нахождения площади.
- Решение задач практического содержания.
Как вы считаете, актуальны ли в наше время слова Андрея Николаевича Колмогорова: «Знания по геометрии или умение пользоваться формулами необходимы почти каждому мастеру или рабочему».
- Да актуальны. На уроке мы узнали, что знания геометрии необходимы современному человеку, без геометрических знаний не может обойтись ни архитектор, ни дизайнер, ни художник, ни строитель.
- Формулы площадей фигур, оказывается, нам придется повторять на протяжении всей жизни. При ремонте дома, планировке, при вычислении земельных угодий, при посеве и уборке урожая, в производительном труде.
Пока мы работаем с классом, решаем задачу, шесть человек работают в паре и решают задачу практического содержания, а потом представляют нам её решение.
№1 Пол имеет квадратную форму со стороной 6 м. Сколько надо паркетных дощечек прямоугольной формы со сторонами 5 см и 20 см, чтобы покрыть ими весь пол.
№2. Сколько требуется кафельных плиток квадратной формы со стороной 20см, чтобы облицевать ими часть стены, имеющей форму прямоугольника со сторонами 4м и 2,5м ?
№3 Участок размером 20м х 20м надо оградить забором высотой 2 метра. Сколько упаковок досок нужно приобрести, если в упаковке содержится по 10 досок размером 2 х 0,1 х 0,02?
(С классом)
Найдите площадь равнобедренной трапеции, если ее меньшее основание равно 5√3, высота равна √3, а один из углов – 60о.
Ответ: 16,5.
- Решение тестовых заданий
Вариант 1
1. Площадь прямоугольника 20см 2, одна из сторон – 5см. Найти другую сторону.
1) 15см 2) 4см 3) 5см 4) 100см
2. В параллелограмме одна из сторон 7см, высота, опущенная на нее 3см. Найти площадь.
1) 21см 2) 10см2 3) 21см2 4) 10,5см2
3. В треугольнике высота, опущенная к стороне с длиной 10см, равна 6см. Найти площадь.
1) 60см2 2) 30см2 3) 16см2 4) 8см2
4. В трапеции средняя линия 16м, а высота 4м. Найти площадь.
1) 54м2 2) 64м2 3) 92м2 4) 56м2
5. Площадь квадрата 4 м2. Найти периметр квадрата.
1) 1 м 2) 8 м 3) 2 м 4) 16 м
Ответы:
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
2 | 3 | 2 | 2 | 2 |
Вариант 2
1. Площадь прямоугольника 40см 2, одна из сторон – 10см. Найти другую сторону.
1) 4см 2) 2см 3) 30см 4) 200см
2. В параллелограмме одна из сторон 8см, высота, опущенная на нее 5см. Найти площадь.
1) 13см 2) 40см2 3) 40см 4) 26см2
3. В треугольнике высота, опущенная к стороне с длиной 9см, равна 4см. Найти площадь.
1) 35см2 2) 13см2 3) 18см2 4) 72см2
4. В трапеции основания 11м и 27м, а высота 4м. Найти площадь.
1) 86м2 2) 48м2 3) 76м2 4) 16 м2
5. Площадь квадрата 16 м2. Найти периметр квадрата.
1) 4 м 2) 64 м 3) 8 м 4) 16 м
Ответы:
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
1 | 2 | 3 | 3 | 4 |
Отметка: «5» - все верно, «4» - 4 верных ответа, «3» - 3 верных ответа, всего два верных ответа – повтори теорию
- Рефлексия. Домашнее задание.
Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я принимал участие в строительстве храма»
- Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто возил камни? (выберите жёлтые жетоны)
- Кто добросовестно работал? (выберите синие жетоны)
- Кто строил храм? (выберите красные жетоны)
На этом мы не заканчиваем изучение темы «Площади». В старших классах вы узнаете, как найти площади объемных фигур
Домашнее задание: Повторить материал. Задание на карточке.
На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см на 1 см изображены фигуры (см. рисунок). Найдите их площадь в квадратных сантиметрах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Вычисление площадей многоугольников» 14.03.2019г
Оценочный лист ученика( цы ) _______________________________ 1.Разминка (устный опрос) № вопроса 1 2 3 4 5 6 + или - 2. Формулы площадей многоугольников ( Запиши формулы в таблицу. Проверь себя. Поставь оценку. прямоугольник квадрат треугольник трапеция параллелограмм ромб прямоугольный треугольник кол-во правильных ответов оценка ответ + или - 3. Графический диктант вопрос 1 2 3 4 5 кол-во правильных ответов оценка ответ + или - 4.Тест вариант________ № задачи 1 2 3 4 5 кол-во правильных ответов оценка ответ + или -
Установите соответствие между фигурой и формулой вычисления её площади а а b а h а h а b а h b
Да - ^ , нет - - Графический диктант. Ответы: ^--^^ «5» - все верно, «4» - 4 верно, «3» - 3 верно, всего два верных ответа – повтори теорию
Готовимся К экзамену
№1. Найдите площадь параллелограмма, стороны которого равны 2√3 и 5, а один из углов равен 120 0 . №2. Площадь прямоугольного треугольника равна 96, а один из катетов равен 16. Найдите гипотенузу данного треугольника.
Вычисление площадей по формулам а = 6 h = 3 S = 9
Ответ:8 5 . Вычислите площадь трапеции
Ответ: 12 6 . Вычислите площадь параллелограмма
Ответ: 24 7 . Вычислите площадь ромба
Метод достраивания Найдите площадь треугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см 1 см ( см . рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах. 1 . Достроим до прямоугольника. 2. а = 6 b = 8 S = 48 3. Найдём площади прямоугольных треугольников S 1 = 1/2 ⦁ 7 ⦁ 6 = 21 S 2 = 1/2 ⦁ 8 ⦁2= 8 S 3 = 1/2 ⦁ 1 ⦁ 4 = 2 4. Найдём площадь искомого треугольника S ⧍ = S – (S 1 + S 2 + S 3 ) = 17 8
a = 3 – 1 = 2 h = 5 – 1 = 4 S = 8
Найдите площадь треугольника, вершины которого имеют координаты (1;6), (10;6), (6;8) Ответ: 9
Найдите площадь трапеции, вершины которого имеют координаты (1;1), (10;1), (6;7), (4,7) Ответ : 33
« «Знания по геометрии или умение пользоваться формулами необходимы почти каждому мастеру или рабочему» А.Н. Колмогоров
№3. Найдите площадь равнобедренной трапеции, если ее меньшее основание равно 5√3, высота равна √3, а один из углов – 60 о .
№1 Пол имеет квадратную форму со стороной 6 м. Сколько надо паркетных дощечек прямоугольной формы со сторонами 5 см и 20 см, чтобы покрыть ими весь пол.
№2. Сколько требуется кафельных плиток квадратной формы со стороной 20 см , чтобы облицевать ими часть стены, имеющей форму прямоугольника со сторонами 4 м и 2,5 м ?
№3 Участок размером 20м х 20м надо оградить забором высотой 2 метра. Сколько упаковок досок нужно приобрести, если в упаковке содержится по 10 досок размером 2 х 0,1 х 0,02?
Тест
№1 №2 №3 №4 №5 2 3 2 2 2 №1 №2 №3 №4 №5 1 2 3 3 4 1 вариант 2 вариант
Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по геометрии 11 класс по теме: "Цилиндр. Конус."
Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка к ЕГЭ....
Презентация открытого урока по геометрии 7 класс. Тема "Треугольники".
Данный урок предназначен для урока обобщения по теме "Признаки равенства треугольников". Урок систематизации знаний с использованием фронтальной работы по готовым чертежам, решением задач повышенной т...
Открытый урок по геометрии 7 класс. Тема "Угол"
Открытый урок по геометрии 7 класс. Тема "Угол"...
Открытый урок по геометрии 7 класс «Решение задач по теме «Параллельные прямые»
Данная разработка реализована на основе программы по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по математ...
Конспект открытого урока по геометрии 7 класс. Подготовила учитель математики Видясова Е.В. Тема: «Угол. Измерение углов»
Цели:· Образовательная:сформировать понятие угла, рассмотреть свойства измерения градусной меры углов, научить находить градусную мер...
Открытый урок по геометрии 8 класс «Метод математического моделирования при решении мотивационно - прикладных задач по теме « Подобие треугольников»»
урок математического моделирования по теме " Подобие треугольников"...
Открытый урок по геометрии 9 класс "Геометрия и Марсельеза"
Урок тематического контроля с элементами Интеллектуальной игры...