Алюминий и его соединения
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Методическая разработка открытого урока по химии в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по теме Алюминий и его соединения | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речная средняя школа Адамовского района
Оренбургской области
Учитель ОБЖ Зеленкова В.Д.
АЛЮМИНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ
План-конспект открытого урока в 10-м классе
Цели урока:
- Актуализировать знания по теме, полученные на предыдущих уроках
- Показать практическую направленность темы
- Обеспечить условия для усвоения темы как в теоретическом так и в практическом плане
- Показать логическую связь между основными вопросами темы
- Провести промежуточный контроль по теме
Главные вопросы урока:
- Электронное строение атома алюминия как ключ понимания образования различных видов химической связи
- Амфотерность, способность к комплексообразованию, аквакомплексы, гидроксокомплексы
- Оксиды и гидроксиды алюминия, их получение, физические и химические свойства, практическое значение
- Использование и переработка природного алюминийсодержащего сырья
Планируемые результаты обучения:
- Знание основных понятий и терминов
- Закрепление навыков в умении правильно оформлять результаты химического эксперимента (записывать химические реакции, уравнивать их, определять признаки)
- Умение выполнять задания на понимание и применение полученных знаний
Методы организации познавательной деятельности учащихся
- Прослушивание лекционного материала и краткая его запись
- Словарная работа над терминами
- Практическая работа с энциклопедическими источниками и учебными текстами
- Наблюдение химических опытов и оформление их результатов
Учебно-методическое сопровождение урока:
- Набор обязательных таблиц к уроку (Периодическая система Д.И.Менделеева, ряд активности металлов, таблица электроотрицательности, таблица растворимости)
- Конспект урока
- Комплект учебников Л.С.Гузея, Р.П.Суровцевой «Химия, 10 класс»
- Набор химических реактивов и химической посуды для опытов (хлорид алюминия, гидроксид натрия, гидрокарбонат натрия, соляная кислота, метиловый оранжевый, вода)
- Раздаточный материал для учащихся:
- Природные соединения алюминия
- Историческая справка о применении алюминия и его соединений
- Основные термины и понятия по теме
- Схема образования донорно-акцепторной связи в координационных соединениях алюминия
- Комплект контрольных тестов по теме
Содержание раздаточного материала
Историческая справка.
…Древний историк Плиний Старший рассказывает об интересном событии, которое произошло почти два тысячелетия назад. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец. В дар императору он преподнес изготовленную им чашу из блестящего как серебро, но чрезвычайно легкого металла. Мастер поведал, что этот никому н неизвестный металл он сумел получить из глинистой земли. Должно быть чувство благодарности редко обременяло Тиберия, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившиеся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому не повадно было заниматься производством «опасного» металла.
…Спустя полторы тысячи лет, в XVI веке, талантливый немецкий врач и естествоиспытатель Парацельс, исследуя различные вещества и минералы, установил, что в состав некоторой минеральной породы, которую издревле применяли при крашении тканей и называли «алюмен» (вяжущая) входит окись неизвестного металла, названная впоследствии глиноземом. В Древней Руси эту породу называли «квасцы».
В 1754г. немецкий химик и металлург А.Маргграф с помощью щелочи выделил из раствора квасцов «квасцовую землю», впоследствии названную алюминой (это и был оксид алюминия), и указал на ее особые свойства.
В 1782г. А.Лавуазье предположил, что алюмина или глинозем является оксидом неизвестного элемента. В 1789г. алюмина была отнесена к «группе простых тел, солеобразующих и землистых».
После нескольких неудачных попыток, выделить таинственный элемент из глинозема с помощью гальванического тока удалось датскому ученому Эрстеду в 1825г., однако это осталось почти незамеченным. И только другу Эрстеда немецкому химику Вёлеру удалось разработать метод получения нового металла. На это ему потребовалось 18 лет.
В 1855г. на Всемирной выставке в Париже было представлено «серебро из глины», которое произвело большую сенсацию. Металл был весьма дорогим, и только членам монарших семей было доступным щеголять в камзолах с алюминиевыми пуговицами и есть алюминиевыми ложками и вилками. Интересно, что даже в 1889 году алюминий оставался главным образом ювелирным металлом. Именно тогда Д.И.Менделеву за его выдающиеся заслуги в развитии химии был преподнесен Лондонским королевским обществом подарок – весы, сделанные из золота и алюминия.
И только к концу XIX века работавший в России австрийский химик Байер создал и применил в заводских условиях оригинальную технологию получения глинозема, основного сырья для получения алюминия. Производство алюминия резко возросло, цены на него снизились в 1000 раз, и алюминий сразу приковал к себе внимание промышленного мира – электротехнической промышленности, машиностроения, автомобилестроения ….
Природные соединения алюминия
Алюминий – третий по распространенности химический элемент в земной коре после кислорода и кремния
- Алюмосиликаты – обширная группа породообразующих минералов. Главным образом, это полевые шпаты и слюды, составляющие более половины массы земной коры. Ярким примером их практического применения являются ЦЕОЛИТЫ – природные адсорбенты, ионообменники и молекулярные сита.
- Глинистые минералы (в том числе бокситы и каолины, содержащие до 25-90% оксида алюминия) – продукты распада многих горных пород. Глины также проявляют адсорбирующие качества, что используется, например в медицине (грязелечение), для выведения из организма человека патогенных веществ и улучшения энергообмена.
- Кристаллические разновидности оксида алюминия – розовая шпинель, красный рубин, синий сапфир, относящиеся к классу драгоценных камней.
- Кристаллические и аморфные модификации гидроксида алюминия, применяемые для производства металлического алюминия.
- Криолит – AlF3 . 3NaF – запасы на Земле очень ограничены
Основные термины и понятия по теме
- Химическая связь – ковалентная связь, то есть межатомное взаимодействие, сопровождающееся перестройкой валентных электронных оболочек атомов и коллективизацией (обобществлением) валентных электронов – переход атома в валентное состояние.
- Число химических связей зависит, в первую очередь, от количества имеющихся в атоме неспаренных электронов и свободных электронных орбиталей. Н а внешней оболочке атома Al имеется 3 неспаренных электрона и 1 свободная орбиталь
- Ковалентная связь представляет собой двухэлектронную связь между ядрами двух атомов. Различают:
- неполярную ковалентную связь – между ядрами одинаковых атомов
- полярную ковалентную связь - между ядрами различных атомов
- сильно полярную (ионную) связь - между ядрами с абсолютно противоположными свойствами (металл – неметалл)
- донорно-акцепторную связь (координационную), когда один атом (донор) предоставляет имеющуюся у него «готовую» пару электронов, а другой (акцептор) – свободную орбиталь
- металлическую связь – основанную на обобществлении валентных электронов, принадлежащих не двум, а практичеки всем атомам в кристалле
Атомы алюминия способны образовывать все перечисленные типы химических связей. Известны как относительно простые соединения алюминия так и комплексные.
- Комплексное соединение – соединение построенное на основе координационных связей: в центре молекулы находится атом или ион металла, вокруг него расположены атомы или их группы (лиганды), связанные с центральным атомом координационными связями.
- Аквакомплекс – координационное соединение, содержащее в качестве лигандов различное число молекул воды.
- Гидроксокомплекс – координационное соединение, в которых лигандами являются гидроксогруппы ОН
- Амфотерность – способность некоторых плохо растворимых оксидов и гидроксидов металлов проявлять кислотные или основные свойства в зависимости от природы партнера по реакции.
Строение атома алюминия, его валентные возможности
+13Al 1s2) 2s2 2p6) 3s1 3p2 3d0)
3s1 3p2 3d0
__ __ __ __ __ __ __ __ __ Al
6 свободных орбиталей
Наличие свободных орбиталей приводит к возможности образования ковалентных связей по донорно-акцепторному механизму, образованию полимерных молекул. Алюминий связан в них с атомами, имеющими на внешнем уровне неподеленную пару электронов (например, с О, N, S, P и т.д.)
Аквакомплексы
[Al3+(H2O)6]3+ катион гексаакваалюминия (к.ч. = 6)
Гидроксокомплексы
[Al3+(ОН)6]3- гексагидроксоалюминат – анион (к.ч. = 6)
[Al3+(ОН)4]- тетрагидроксоалюминат – анион (к.ч. = 4)
Оксиды алюминия
O O
Al Al O Al
O O
Al
O
Кристаллическая разновидность Аморфная разновидность
(корунд) (глинозем)
Al2O3 Al(AlO3)
Гидроксиды алюминия
O H O
Al O H Al O H
O H
Al(OH)3 HАlO2
Ортогидроксид алюминия Метагидроксид алюминия
Контрольный тест №1
- Химическая связь, основанная на обобществлении электронов, принадлежащих атомам с резко различающейся электроотрицательностью, называется: а) ковалентная неполярная б) ионная в) металлическая г) координационная
- В основе построения комплексного соединения могут находиться следующие виды связей: а) ковалентная полярная и ковалентная неполярная б) донорно-акцепторная и ковалентная неполярная в) донорно-акцепторная и ковалентная полярная г) донорно-акцепторная и металлическая
- Координационное число алюминия в криолите Na3Al F6 равно: а) 1 б) 3 в) 6 г) этот вопрос не имеет смысла
Ключ: 1. б) 2. в) 3. в)
Контрольный тест №2
- Водный раствор алюмината натрия Na[Al(OH)4] имеет среду: а) щелочную б) кислую в) очень кислую г) нейтральную
- Водный раствор сульфата алюминия Al2(SO4)3 имеет среду: а) щелочную б) сильно щелочную в) нейтральную г) кислую
- Из приведенных формул выберите формулу хлорида гексаакваалюминия: а) [Al (H2O)6]Cl3 б) AlCl3 в) [Al ОН(H2O)5]Cl2 г) НАlO2
Ключ: 1. а) 2. г) 3. а)
Организация работы на уроке
1 этап – Организационный:
Знакомство с темой и целями урока; знакомство с присутствующими на уроке; система оценки результатов.
2 этап – Вводный - актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках:
Учащимся предлагается ознакомиться с раздаточным материалом (Исторической справкой и Природными соединениями алюминия), прослушать сообщение учителя и сделать краткий устный вывод. Пока учащиеся знакомятся с материалом, учитель на доске изображает электронную формулу атома алюминия и структурные формулы его оксида и гидрооксида.
Учитель: Вам был предложен материал, с которым вы, конечно, уже знакомы. Нам необходимо сделать один краткий, но очень важный вывод: алюминий является 3-им по распространенности элементом земной коры, его соединения использовались с древнейших времен в самых различных областях, начиная со строительных материалов и заканчивая формацевтикой, но как металл он известен сравнительно недавно и его промышленная ценность возрастает с каждым годом.
Сегодня нам предстоит познакомиться с его важнейшими соединениями, понять их химическое строение и на основе этого объяснить, как извлечь из них металл алюминий.
3 этап –Словарная работа – мотивационно-ориентировочная деятельность учащихся.
Учитель предлагает учащимся ознакомиться с основными терминами и понятиями, которые им встретятся в дальнейшей работе. Учащиеся получают распечатку. Термины предлагается не переписывать, так как они им уже знакомы, а просто вспомнить и осмыслить в применении к сегодняшней теме.
Далее, на примере предложенной на доске схемы строения атома алюминия и его соединений повторяем опорные понятия урока и записываем формулы важнейших соединений: Al2O3, Al(OH)3 – ортогидроксид алюминия, НАlO2 – метагидроксид алюминия, тетрагидроксоалюминат-анион [Al(OH)4]--, катион гексаакваалюминия [Al(H2O)6]+3. Обращаем внимание, что гидроксокомплексы ведут себя как основания, а аквакомплексы – как кислоты.
Закрепление мотивационно-ориентировочного этапа проводим на основе контрольного теста №1.
4 этап – Экспериментальный. Изучение физических и химических свойств оксида и гидроксида алюминия.
Учащимся предлагается проанализировать опыты, продемонстрированные учителем
Учитель: Как мы знаем, оксид алюминия – широко распространенное в природе вещество, следовательно можно сделать вывод о его специфических химических свойствах – инертность при обычных условиях. Действительно, оксид алюминия (обратите внимание на характер и прочность химических связей) огнеупорен, является абразивным материалом, нерастворим в воде, с кислотами, щелочами и солями реагирует либо при кипячении, либо при сплавлении.
Al2O3 + 2 KOH = 2 KAlO2 + H2O
Al2O3 + K2CO3 = 2 KAlO2 + CO2 - при этом получают метааллюминаты.
Al2O3 + 2 KOH + 3 H2O = 2 K[Al(OH)4],
Al2O3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3 H2O.
Гидроксиды алюминия обладают амфотерными свойствами. Обе формы гидроксида алюминия: Al(OH)3 - ортогидроксид алюминия и HAlO2 - метагидроксид алюминия в воде малорастворимы.
Al2O3 не растворим в воде, и поэтому гидроксиды алюминия получают осаждением из растворимых солей алюминия действием щелочей или кислот:
Проверим характер среды хлорида алюминия: она кислая, следовательно соль представлена аквакомплексом: [Al (H2O)6]Cl3
AlCl3 + 3 NaOH = Al(OH)3 + 3 NaCl.
При дальнейшем прибавлении NaOH выпавший белый осадок растворяется, следовательно гидроксид ведет себя как кислота:
Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4] – мы получили гидроксокомплекс. Если к этой комплексной соли алюминия добавлять кислоту, то процесс пойдет в обратном порядке:
Na[Al(OH)4] + HCl = Al(OH)3 + NaCl +H2O.
При дальнейшем прибавлении HCl выпавший белый осадок растворится:
Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2O – значит гидроксид ведет себя как основание.
Ортогидроксид алюминия является очень слабой кислотой и его вытесняет из раствора его солей даже такая слабая кислота, как угольная:
Na[Al(OH)4] + H2CO3 = Al(OH)3 + NaHCO3 + H2O.
Дополнительное пропускание CO2 через такой раствор с осадком не приводит к растворению
гидроксида алюминия. Соли алюминия и слабых кислот в водных растворах полностью
гидролизуются:
Al2(CO3)3 + 6 H2O = 2Al(OH)3 + 3H2O + 3CO2
Этап 5 – Заключительный.
Учащимся предлагается просмотреть записи в тетради и сделать вывод о характере оксида и гидроксида алюминия.
- Оксид алюминия при обычных условиях является достаточно инертным веществом и широко распространен в природе
- Оксид алюминия структурно можно представить в виде соли – алюмината алюминия, где наблюдаются различные типы ковалентной связи
- Гидроксид алюминия структурно можно представить как в виде основания, так и в виде кислоты
- Гидроксид алюминия получают из растворимых солей алюминия действием щелочей или кислот
- Нейтральный гидроксид не растворяется в воде и выпадает в осадок
- Гидроксид алюминия взаимодействует как с кислотами, так и с щелочами, образуя растворимые соли, следовательно проявляет амфотерные свойства
- Соли алюминия представляют собой комплексные соединения, где алюминий выполняет роль комплексообразователя (акцептора, предоставляющего свободную орбиталь)
Для проверки степени усвоения материала предлагается выполнить проверочный тест №2.
Этап 6 – Подведение итогов.
Учащимся предлагается поменяться результатами тестирования, учитель зачитывает правильные ответы, учащиеся выставляют друг другу оценки.
Подведение общего итога урока.
Список литературы
- Программы для общеобразовательных учреждений, ХИМИЯ, 8 – 11 класс, Москва, Дрофа, 2001г.
- Р.П.Суровцева и др., ХИМИЯ, методическое пособие 10 – 11 класс, Москва, Дрофа, 2000г.
- Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева, ХИМИЯ – учебники 9, 10 класс, Москва, Дрофа, 1998г.
- Энциклопедический словарь юного химика, Москва, Педагогика, 1990г.
- Школьная энциклопедия ХИМИЯ, Москва, Дрофа, 2000г.
- Э.Т.Оганесян, Важнейшие понятия и термины в химии, Москва, Высшая школа, 1993г.
- Э.Т.Оганесян, Руководство по химии поступающим в вузы, Москва, Высшая школа, 1991г.
- С.И.Венецкий,Ю Рассказы о металлах, Москва, Металлургия, 1975г.
- Е.К.Лазаренко, Курс минералогии, Москва, Высшая школа, 1971г.
- Н.Т. Усова , статья «Эти удивительные глины», журнал «Химия в школе», №3, 2003г.
- Газеты «Химия», 1995г. - №№ 16, 40, 46; 2000г. - №№ 20, 27 (Теория комплексных соединений, материалы по алюминию и его соединениям)
- CD-диски: 1. Школьный курс химии от издательства «Седьмой Волк – Мультимедиа», 1999г.
2. Химия общая и неорганическая, лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2001г.
3. ХИМИЯ, 1С:Репетитор, фирма «1С», Москва 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока химии в 9 классе по теме: "Алюминий и его соединения"
Урок проводится в начале изучения данной темы....
Алюминий и его соединения. 9 класс
Данный урок может быть проведен с учащимися 9 классов, а с корректировкой содержания в сторону усложнения и с учащимися 11 классов. Учащимся предлагается система разноуровневых заданий , это спо...
Алюминий и его соединения
Презентация к уроку "Алюминий"...
Алюминий и его соединения.
Конспект урока по теме "Алюминий и его соединения"....
Алюминий и его соединения-9 класс
урок с использованием ЭОР...
Семинар "Алюминий и его соединения"
В материале приволиться задание для изучения и углубления материала об алюминии и его соединениях. Задания подразумевают самостоятельную, исследовательскую и творческую деятельность. Семин...
Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений."
Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах и гидроксидах.Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений....