Алюминий и его соединения. 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Данный урок может быть проведен с учащимися 9 классов, а с корректировкой содержания в сторону усложнения и с учащимися 11 классов. Учащимся предлагается система разноуровневых заданий , это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств. Это занятие связано со здоровьесберегающими технологиями, развитием критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_alyuminiy_i_ego_soedineniy.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Алюминий и его соединения»
Пояснительная записка
Данное занятие может быть проведено с учащимися 9 классов, а с корректировкой содержания в сторону усложнения – и с учащимися 11 классов по любой авторской программе.
Проведение занятия построено на применении методических приёмов технологии развития критического мышления, что в свою очередь связано со здоровьесберегающими технологиями.
Учащимся предлагается система разноуровневых заданий личностно-значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, способствует повышению мотивации к изучению предмета. Важным в уроке являются самоконтроль и самооценка учащихся, составление индивидуального домашнего задания. Занятие содержит иллюстрационный материал и задания для работы с учащимися.
Данный урок- второй в изучении темы, он следует после изложения нового материала, способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке , формированию общеучебных умений ( умение выделять главное, тренировка памяти и внимания, решение логических задач, структурирование информации).
Представленная форма проведения учебного занятия по применению знаний может быть использована как универсальная на примере многих тем курса химии.
Цели и задачи:
Образовательная - выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике;
Развивающая – развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечении системности учения;
Воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
Тип урока – применение знаний по теме.
Оборудование: ПК, алюминиевая фольга, алюминиевая ложка и проволка, алюминиевая банка.
У учащихся на столе – набор для проведения лабораторных опытов: алюминий (гранулы, кусочки проволоки, полоски от упаковочной банки; растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата алюминия, сухое горючие, держатель, пробирки, спички.
Схема урока:
1 стадия-Стадия вызова (задания по нахождению сходства изображения, решение анаграмм, блеф- игра « Верите ли вы?»)
2 стадия – Усвоение знаний (работа с информационной моделью химических свойств алюминия.; выполнения лабораторного опыта по изучению амфотерности алюминия, работа с деформированными текстами по составлению генетических рядов металлов, проблемный опыт по получению амфотерного гидроксида алюминия.
3стадия-Рефлексия (графический диктант с самоконтролем, письменное задание – рекламное объявление об алюминии или вопрос для интервью у алюминия.
1 стадия (10 минут)
Задание 1
Что объединяет эти изображения? (ложка, фольга, чаша, проволока)
Ответ- алюминий.
Задание 2
Анаграммы
ЛЕРУОГД УГЛЕРОД
HМИЙЕКР КРЕМНИЙ
ИКСОЛОДР КИСЛОРОД
ДДРОООВ ВОДОРОД
ЛЙМИНИАЮ АЛЮМИНИЙ
Ответ: Алюминий (остальные элементы неметаллы); «Алюмен» - лат. Квасцы, которые в древности использовали для крашения тканей.
Задание 3
Блеф- игра « Верите ли вы?»
- Алюминий не пропускает солнечные и тепловые лучи? (Фольга на окнах отражает тепловые, но пропускает солнечные лучи.)
- Алюминиевая посуда- признак низкого достатка?
( Алюминиевую посуду называли посудой бедняков, т.к. этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается.
А в 19 веке на императорских приёмах алюминиевая посуда была самой престижной. Наполеон 3 устроил однажды банкет, на котором особо почётным гостям выдавались алюминиевые ложки и вилки. К тому же только у сына Наполеона 3 была алюминиевая погремушка.)
3) Есть то, что одновременно объединяет и отличает Францию и Республику Коми?
(Объединяет: одинаковые территории и залежи бурого боксита; отличает: Коми – сокровищница для алюминиевой промышленности.)
- После окончания школы за отличную учёбу и поведение Вас могут премировать алюминиевой кружкой?
( Сейчас нет, а вот раньше стоимость алюминия превосходила стоимость многих драгоценных камней. К примеру, Д.И. Менделееву среди других подарков из золота и платины преподнесли чашу из алюминия.)
2 стадия (25 минут)
Какова же тема урока?
Учащиеся - « Алюминий и его соединения» - на доске.
Учитель- « Номер 13! Счастливый или нет?» Почему? ( Порядковый номер алюминия 13 в ПСХЭ)
Цели и задачи занятия - формулируют учащиеся (запись)
1) Положение алюминия в ПСХЭ (3 период, 3 группа главная подгруппа)
2) Электронная формула (AL +13 ))) )
283
3) Физические свойства ( серебристо- белый металл, плотность= 2,7 г/см3; Т пл= 660, пластичен, легко вытягивается в проволоку, электропроводен, не коррозирует за счёт оксидной плёнки)
4) Химические свойства (информационная схема)
5) Нахождение в природе, получение ( в свободном виде, в виде соединений - схема17 стр 127)
6) Применение. ( сплавы, коллекция «Алюминий»)
Информационная схема
Простые вещества {+ O2, + HaL, + S}
АL
Сложные вещества {+ H2O, +кислоты, + щёлочи, соли, оксиды металлов}
Лабораторный опыт (т/б)
AL + HCL= ALCL3 + H2 } выделение водорода
AL + NaOH = NaALO2 + H2
Вывод: Алюминий реагирует и с кислотами и со щелочами с выделением водорода.
Задание
Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции (ЕГЭ)
1 AL + O2 A ALCL3+ H2
2 AL + H2O Б AL (OH) 3 + H2
3 AL + CL2 B ALCL3
4 Al + NaOH Г AL2O3
5 AL+ HCL Д NaALO2 + H2
Ответ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Г | Б | В | Д | А |
Лабораторный опыт.
AL (OH) 3- амфотерное соединение (АМФОС- « реагирует и с тем и с другим») (Амфибия—земноводное, ведущее двойной образ жизни – и на суше и в воде; амфора – сосуд, совмещающий кувшин и вазу; амфитеатр – арена и зрительный зал)
2AL (OH) 3 +6 HCL = 2ALCL3 + 6H2O
AL (OH) 3 + NaOH = Na [AL (OH) 4] + H2O
Осадок раствор тетрагидроксоалюминия
Вывод: Соединения алюминия обладают амфотерными свойствами.
3 стадия (5 минут)
Графический диктант(+ -)
Вопрос | Ответ | |
1 | Встречается в свободном виде | + |
2 | Легкий металл | + |
3 | Реагирует с кислотами и щелочами | + |
4 | Подвергается коррозии | _ |
5 | Восстанавливает металлы из оксидов | + |
Домашнее задание
- П.42 стр 130 в.4 , 8 – обязательная часть
Индивидуальная часть:
- Составьте текст рекламы алюминия или изделий из него.
- Составьте цепочку превращений с алюминием и осуществите её
Анаграммы
ЛЕРУОГД УГЛЕРОД
HМИЙЕКР КРЕМНИЙ
ИКСОЛОДР КИСЛОРОД
ДДРОООВ ВОДОРОД
ЛЙМИНИАЮ АЛЮМИНИЙ
Информационная схема
Простые вещества {+ O2, + HaL, + S}
АL
Сложные вещества {+ H2O, +кислоты, + щёлочи, соли, оксиды металлов}
Задание
Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции
1 AL + O2 A ALCL3+ H2
2 AL + H2O Б AL (OH) 3 + H2
3 AL + CL2 B ALCL3
4 Al + NaOH Г AL2O3
5 AL+ HCL Д NaALO2 + H2
Графический диктант(+ -)
Вопрос | Ответ | |
1 | Встречается в свободном виде | |
2 | Легкий металл | |
3 | Реагирует с кислотами и щелочами | |
4 | Подвергается коррозии | |
5 | Восстанавливает металлы из оксидов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока химии в 9 классе по теме: "Алюминий и его соединения"
Урок проводится в начале изучения данной темы....
Алюминий и его соединения-9 класс
урок с использованием ЭОР...
Тестовая проверочная работа по теме "Алюминий и его соединения", 9 класс
Тестовая проверочная работа по тем е "Алюминий и его соединения" предназначена для учащихся 9 класса. Состоит из 5 заданий с выбором одного правильного ответа. В работе представлены 2 варианта одинако...
Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений."
Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах и гидроксидах.Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений....
Тестовая работа по химии, по теме: «Алюминий и его соединения», 9 класс
Тестовые задания...
Урок химии в 9 классе по теме: "Алюминий и его соединения".
Краткое описание: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний обучающихся по теме: «Алюминий и его соединения». Урок составлен в соответствие с требованиями ФГОС второго...
Методическая разработка урока на тему «Алюминий и его соединения» (9 класс)
Данное занятие может быть проведено с учащимися 9 класса, а с корректировкой содержания в сторону усложнения – и с учащимися 11 класса по любой авторской программе по химии. Проведение занятия п...