Пропедевтический курс "Введение в химию" для 6-7 классов
методическая разработка (химия, 7 класс) на тему

Лескова Валентина Сергеевна

 

Предлагаемый пропедевтический курс (в соответствии с современными типовыми учебными планами может преподаваться как элективный в школах, ориентированных на реализацию развивающего обучения, имеющих профильные классы естественнонаучного направления, в программах предпрофильной подготовки) рассчитан на учащихся 6-7 классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                            Контрольная работа

Вариант 1.                                                                                                                          Вариант 2.

  1. Найти элемент V группы главной подгруппы,                         1. Найти элемент II группы побочной подгруппы,

III периода:                                                                                          IV периода:

А. Ba            Б. H            В.  P            Г. N                                           А.Cu      Б.Ca       В.  Ba          Г. C

     2. Порядковый номер у элемента Pb:                                              2. Порядковый номер у элемента Hg:

         А. 49    Б. 82      В. 16     Г. 72                                                               А. 41      Б. 49     В. 50      Г. 52.

     3. Атомная масса железа:                                                                 3. Атомная масса алюминия:

         А. 55   Б. 56    В. 26      Г. 58                                                                 А. 26   Б. 27     В. 13    Г. 14

     4. Что обозначает записи:                                                                 4. Что обозначает записи:

         А. 2Н           Б. Н 2                                                                                А. О2        Б. 3О

     5. Составить формулы веществ:                                                      5. Составить формулы веществ:

        А.  Азотной кислоты -  (на один атом водорода приходится          А. Соды – (на два атома натрия приходится один

              один атом азота и три атома кислорода)                                          атом углерода и три атома кислорода).

        Б. Аммиак -  (на один атом азота приходится                                  Б. Фосфин – (на один атом фосфора приходится

                               три атома водорода)                                                           три атома водорода).

    6. Вычислите молекулярную массу веществ:                                 6. Вычислите молекулярную массу веществ:

        А. К2SO4                  Б. Са (ОН)2                                                            А. Na2CO3                  Б. Fe2O3

    7. Вычислите массовую долю каждого элемента                           7. Вычислите массовую долю каждого элемента

        в веществе, с формулой: КNO3                                                            в веществе, с формулой: CaSO4

    8. Сколько граммов соли и воды содержится                                 8. Какие массы соли и воды необходимо для

       в 500 г раствора с массовой долей растворенного                          приготовления 300 г раствора с массовой долей 15%.

       вещества 20%.

Лабораторная работа «Реакции замещения».


опыта

Ход работы

(что нужно сделать)

Наблюдения

(что увидели)

Выводы

1.

Налейте в пробирку р-р соляной кислоты (HCl), затем добавьте гранулу Zn.

2.

Налейте в пробирку р-р хлорида меди (II), опустите в р-р железный гвоздь.

3.

Налейте в пробирку р-р хлорида железа (II) и опустите в р-р медную проволоку.

4.

Демонстрация:

Взаимодействия металла Nа с водой.

Лабораторная работа «Реакции обмена»


опыта

Ход работы

(что нужно сделать)

Наблюдения

(что увидели)

Выводы

1.

Налейте в пробирку р-р гидроксида натрия(NаОН),

добавьте каплю р-ра фенолфталеина, затем прилейте р-р кислоты НСl.

2.

К р-ру хлорида железа(III)

FеСl3 добавьте по каплям р-р гидроксида натрия (NаОН).

3.

К полученному осадку добавьте р-р серной кислоты (Н24).

4.

В пробирку насыпьте порошок оксида меди(II) СuО, добавьте серной кислоты (Н24)  

 и нагрейте в верхнем      

  пламени спиртовки.

Лабораторная работа «Изучение процесса коррозии железа».

Ход работы

(что нужно сделать)

Наблюдения

(что увидели)

Выводы

Для проведения эксперимента понадобятся: 3 пластиковые бутылки с крышками, 3больших гвоздя длиной 5-10см, наждачная бумага для зачистки гвоздей, кипяченая вода, водопроводная вода  из под крана, поваренная соль.      Гвозди нужно очистить наждачной бумагой и промыть кипяченой водой.

Первую бутылку полностью заполните холодной кипяченой водой, положите туда гвоздь и плотно закройте крышкой.

Вторую бутылку заполните наполовину холодной водой из под крана, положите туда гвоздь. Крышкой закрывать не нужно.

В третью бутылку сначала всыпьте  две столовые ложки поваренной соли. Заполните ее наполовину холодной водой из под крана, закройте крышкой и хорошо перемешайте. Когда вся соль растворится, поместите в бутылку третий последний гвоздь. Крышкой бутылку закрывать не нужно.

Пронумеруйте каждую бутылку.

Поставьте бутылки в укромное место, если вода будет испаряться, то просто доливайте в них воду

 из- под крана.

Через неделю на гвоздях образуется ржавчина.


Запишите свои наблюдения, расставив номера бутылок напротив соответствующих описаний, например:

  1. ржавчины  образовалось мало или ее практически не заметно - ….
  2. ржавчина хорошо заметна, она крепко держится на гвозде - ….
  3. ржавчины так много, что она не держится на гвозде, осыпается с него и образует  на дне бутылки  бурый осадок - …


Сделайте выводы, как влияет на процесс

коррозии  состав раствора и доступ воздуха.

Лабораторная работа «Выращивание кристаллов соли медного купороса».

Ход работы

(что нужно сделать)

Наблюдения

(что увидели)

Выводы


Заполнить хим. стакан наполовину горячей водой, затем порциями добавляйте соль и перемешивайте.

Когда соль перестанет растворяться, оставьте р-р на 2минуты, чтобы нерастворившиеся кристаллы успели осесть.

Отфильтруйте горячий р-р  через воронку с ватой в чистую колбу. Оставьте р-р остывать.

Р-р немного остыл. Теперь

внесите в него затравку – кристаллик соли, подвешенный на нитке.После того как ввели затравку, прикройте колбу крышкой и оставьте на продолжительное время.Чтобы вырос крупный кристалл, потребуется несколько дней или даже недель.

Обычно на нитке вырастает несколько кристаллов, нужно периодически удалять лишние, чтобы рос один большой кристалл.


Изучите полученный кристалл и даем описание самого большого кристалла:

  1. Сколько дней выращивали кристалл?
  2. Какова его форма?
  3. Какого цвета кристалл?
  4. Прозрачный он или нет?
  5. Размеры кристалла: высота, ширина, толщина.
  6. Масса кристалла.
  7. Зарисуйте или сфотографируйте кристалл.

Лабораторная работа «Выращивание кристаллов соли медного купороса».

Ход работы

(что нужно сделать)

Наблюдения

(что увидели)

Выводы


Заполнить хим. стакан наполовину горячей водой, затем порциями добавляйте соль и перемешивайте.

Когда соль перестанет растворяться, оставьте р-р на 2минуты, чтобы нерастворившиеся кристаллы успели осесть.

Отфильтруйте горячий р-р  через воронку с ватой в чистую колбу. Оставьте р-р остывать.

Р-р немного остыл. Теперь

внесите в него затравку – кристаллик соли, подвешенный на нитке.После того как ввели затравку, прикройте колбу крышкой и оставьте на продолжительное время.Чтобы вырос крупный кристалл, потребуется несколько дней или даже недель.

Обычно на нитке вырастает несколько кристаллов, нужно периодически удалять лишние, чтобы рос один большой кристалл.


Изучите полученный кристалл и даем описание самого большого кристалла:

  1. Сколько дней выращивали кристалл?
  2. Какова его форма?
  3. Какого цвета кристалл?
  4. Прозрачный он или нет?
  5. Размеры кристалла: высота, ширина, толщина.
  6. Масса кристалла.
  7. Зарисуйте или сфотографируйте кристалл.

Лабораторная работа

Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.

  1. Сколько граммов воды и соли нужно взять, чтобы  приготовить 80 г  5%-го раствора.

  1. Сколько граммов воды и соли нужно взять, чтобы  приготовить 68 г  25%-го раствора.

  1. В 96 граммах воды растворили 8,6 грамм соли. Найти массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич

Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича....

Рабочая программа пропедевтического курса по химии в 7 классе.

Данная рабочая программа направлена на изучение химии в качестве пропедевтического курса в 7 классе. Рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часов за год обучения....

Опыт преподавания пропедевтического курса химии в 5-7 классах

В статье приводится анализ возможностей и условий для обучения детей 5-7 классов основам химии...

Значение пропедевтического курса по истории в 5 классе

В данной работе даны методические рекомендации по использованию курса пропедевтики в 5 классе...

Разработка пропедевтического курса для учащихся 5-6 классов "Удивительный мир химии"

Химия относится к предметам естественного цикла и многие явления, которые лежат в основе данного предмета учащиеся встречают в повседневной жизни. Необходимо научить детей целенаправленно находить и и...

Календарно-тематическое планирование пропедевтического курса физики в 5-6 классах (внеурочная деятельность в рамках ФГОС ООО)

При изучении данного курса используются учебники Даммер Мананы Дмитриевны - моего любимого учителя и замечательного человека....