План-конспект урока с использованием ЭОР "Обобщение и систематизация знаний по теме "Карбоновые кислоты"
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме
Основной формой обучения химии в школе сегодня остается урок, и очень важно включить возможности интернет в деятельность учащихся, учителей, реализовать потенциал современных средств информационных технологий, направленный на достижение целей образования. Использование на уроках химии персонального компьютера, мультимедийного проектора и интернета открывает доступ к неограниченным ресурсам знаний. На своих уроках химии для повышения эффективности обучения я использую электронные образовательные ресурсы (ЭОР), учитывая которые и был составлен данный урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt_uroka.zip | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты»
Дмитриевцева Наталья Александровна | |
МБОУ «Никифоровская СОШ №2» | |
Учитель | |
Химия | |
10 класс (профиль) | |
Тема «Карбоновые кислоты»(7 ч), урок №6 | |
Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011 |
- Цель урока: обобщить и систематизировать пройденный материал по теме: “Карбоновые кислоты”.
- Задачи:
– образовательные:
закрепить знания о составе, строении и свойствах карбоновых кислот. Расширить понятия о функциональной группе карбоновых кислот, о водородной связи и химических свойствах органических соединений этого класса.
– развивающие:
совершенствовать умения десятиклассников анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи между строением и свойствами. Обратить внимание обучающихся на многообразие органических веществ, на генетические связи между классами органических соединений, на постепенное усложнение веществ, при переходе от углеводорода к карбоновой кислоте и от углеводорода к производным карбоновых кислот.
– воспитательные:
особое внимание уделить проблеме физиологического действия карбоновых кислот и их производных на организм человека. На основе изложенного выше материала школьникам предоставляется возможность сделать вывод о взаимосвязи общего и частного (особенного), о влиянии количественных изменений на изменения качественные (появление новых свойств). Учащиеся развивают свои коммуникативные умения в ходе парной и коллективной работы; убеждаются в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.
- Тип урока: обобщение
- Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый, проблемный, демонстрационный.
- Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
- Необходимое техническое оборудование: ТСО (медиапроектор, компьютер с выходом в Интернет)
- Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент. | Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку. | Готовность класса к работе. | 1 мин | |
2 | Первичная актуализация имеющихся знаний | На доске тема урока. Обобщение и систематизация знаний по теме: “Карбоновые кислоты”. План обсуждения написан на доске: 1. Карбоновые кислоты в нашей жизни. Физиологическое действие на организм. 2. Состав. Классификация. Изомерия. 3. Строение карбоновых кислот. 4. Физические и химические свойства. 5. Генетическая связь между кислотами и представителями других классов органических веществ. | Формулируют цель урока. Активная работа учащихся показывает их готовность к восприятию темы урока. | 2мин | |
3 | Системная актуализация: повторение и обобщение основных фактов, событий, явлений. | 1. Вспомним, где применяются карбоновые кислоты и в связи с этим, какую роль играют в жизни человека. Отмечаем физиологическое действие карбоновых кислот и их производных на организм человека. При обсуждении вопроса демонстрирую фотографии и натуральные объекты: щавель, крапиву, бруснику, клюкву, уксус столовый, растительное масло, твёрдое и жидкое мыло. | Из личного опыта ученики указывают, где применяются карбоновые кислоты, их значение физиологическое действие на организм человека их самих, а также их производных. | 3 мин | |
http://fcior.edu.ru/card/3014/trenazher-izomeriya-karbonovyh-kislot.html 2 | 2. Состав. Классификация. Изомерия. Организую фронтальную работу по обобщению состава и классификации карбоновых кислот и их изомерии. 1. Строение и свойства одноосновных карбоновых кислот. Их получение и применение | Участвуют в обсуждении вопроса. Формируют умение классифицировать, сравнивать, выделять главное, обобщать. | 9 мин | ||
3. Строение и свойства высших карбоновых кислот (демонстрация):
| Участвуют в обсуждении вопроса. | 5 мин | |||
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d77798a1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/ 4 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d777bfa2-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/ 7 | 4. Физические и химические свойства карбоновых кислот. 1. Как изменяются физические свойства в гомологическом ряду предельных одноосновных карбоновых кислот? 2. Как влияют на физические свойства карбоновых кислот водородные связи (демонстрация) Особенности физических и химических свойств карбоновых кислот, их применение 3. Обобщение свойств карбоновых кислот, обусловленное наличием в их составе карбоксильной группы.
| Устанавливают причинно-следственные связи, подтверждают влияние водородных связей на физические свойства карбоновых кислот. Формируют умение доказывать. Химический эксперимент помогает учащимся повторить и закрепить имеющиеся знания о химических свойствах карбоновых кислот. Формируют исследовательские умения. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и химическими свойствами карбоновых кислот. Самостоятельно формулируют вывод о влиянии заместителя на силу кислот и о силе рассматриваемых кислот.
| 14 мин | ||
4 | Физкультминутка | 1 мин | |||
5 | Проверка знаний учащимися основных понятий | 1. Символом медицины издавна является змея, обвивающая чашу. Символом алхимии была змея, пожирающая свой хвост. Так в аллегорической форме алхимики изображали бесконечные превращения веществ друг в друга. Представления алхимиков о круговоротах веществ зачастую опирались только на интуицию. Вы знаете об этом значительно больше. Примените свои знания и напишите уравнения реакций, указав условия их протекания по предлагаемой схеме: Превращение вещества Х1 в вещество Х2 предлагаю рассмотреть как окислительно-восстановительную реакцию. В соответствии с этой схемой получают консервант, который используют при производстве газированных напитков – бензоат натрия (Е 211). 2. Выполнение теста по теме "Одноосновные карбоновые кислоты" (углубленный уровень сложности) | Один ученик (одна ученица) у доски предлагает решение предложенной проблемы в соответствии с заданием, а все остальные самостоятельно выполняют тестовое задание
| 9 мин | |
6 | Обобщение и систематизация учащимися результатов работы | Из ваших рассуждений мы поняли, что муравьиная кислота – яд, уксусная и бензойная кислота – консерванты, высшие карбоновые кислоты – основа масел, натриевые и калиевые соли стеариновой и пальмитиновой кислот – основа твёрдого и жидкого мыла соответственно. На основании генетической связи между углеводородами и их производными можно и дальше проследить развитие от простого к сложному: от углеводородов – к аминокислотам, а дальше – к белкам, к живым организмам и к высшей форме существования живого – к человеку. Предлагаю каждому ученику оценить свою работу, а внутри группы оценить работу друг друга. Благодарю учащихся за “научный подвиг на почве экспериментальной педагогики”. Отмечаю особо отличившихся, подбадриваю остальных. Выводы после опроса учеников. Констатация достижения поставленных целей. | В надпредметном плане успешно шло формирование весьма важного умения – понимать и искать понимание. Самое важное, что удалось сделать в соответствии с проектом – это прояснить для учеников сам механизм построения оценочного суждения. | ||
7 | Сообщение и комментирование домашнего задания | Нацеливаю учащихся на выполнение контрольной работы по кислородсодержащим органическим соединениям. | Записывают домашнее задание | 1мин |
Приложение к плану-конспекту урока
«Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Атомы химических элементов", 8 класс
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов», используя активные методы обучения. ...
Открытый урок по теме : Обобщение и систематизация знаний по теме "Степень с рациональным показателем".
Заключительный урок по теме. Подготовка к контрольной работе....
Конспект урока по теме: «Алгебраическая сумма и её свойства». Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).
На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции, а это заставляет реально оценивать свои знания и умения в различных сферах жизни: экономической, социально-полит...
Разработка урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по основным классам веществ неорганической химии"
Урок разработан по учебнику О.С. Габриеляна (8 кл)., содержит элементы технологии развития критического мышления, позволяет быстро проверить домашнюю работу и подвести итоги урока. Урок был представле...
Конспект урока "Имя прилагательное. Повторение и систематизация знаний" 5 класс
ОБобщающий урок по теме:" Имя прилагательное" в 5 классе....
Конспект урока "Имя прилагательное. Повторение и систематизация знаний" 5 класс
ОБобщающий урок по теме:" Имя прилагательное" в 5 классе....
Конспект урока по теме: Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических соединений»
в занимательной форме обобщить и закрепить знания по об основных классах неорганических соединений и их взаимопревращении....