Открытый урок "Соляная кислота и её соли."
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме
Изучить химические свойства соляной кислоты, и рассмотреть области применения данной кислоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_solyanaya_kislota.doc | 46 КБ |
solyanaya_kislota_i_eyo_soli.pptx | 63.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 8 классе по теме: Соляная кислота и её соли.
Цель: изучить химические свойства соляной кислоты, и рассмотреть области применения данной кислоты.
Задачи:
Образовательная - в процессе исследования изучить химические свойства соляной кислоты и познакомиться с качественной реакцией на хлорид ион.
Развивающая - развивать дальнейшие умения составлять уравнения химических реакций; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.
Воспитательная - развивать познавательную деятельность через эксперимент.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практическая работа, использование ИКТ.
Организационные формы: беседа, практическая работа, сообщения учащихся.
Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, нитрат серебра, медь, магний, алюминий, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:
- Анализ учебной информации.
- Раскрытие межпредметных связей между химией, физикой, биологией.
- Выдвижение гипотез.
- Анализ и составление обобщающих выводов.
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
Тема нашего урока «Соляная кислота и её свойства». (слайд 1)
Девизом нашего урока будут слова Гёте:
« Просто знать - ещё не всё, знания нужно уметь использовать». (сл.2)
Вы должны будете показать, как умеете использовать свои знания в различных ситуациях. Сначала вспомним, что мы знаем о кислотах. Итак, первый вопрос:
Что такое кислота? (сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка).
Сколько атомов водорода может быть в кислотах? Как их классифицируют по данному признаку? (одно-, двух-, трёхосновные). Приведите примеры.
Чем можно заместить водород? Что при этом получается? (металлами; соли).
Дайте определение солей. (Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка).
Физические свойства:
Концентрированная соляная кислота (массовая доля хлороводорода составляет 37%) – это бесцветный раствор, сильно дымящий во влажном воздухе, с резким запахом вследствие выделения хлороводорода. (слайд.3 видео опыта "Свойства дымящей соляной кислоты")
Получение соляной кислоты:
1.В промышленности получают сжиганием водорода в хлоре и растворением продукта реакции в воде.
2.В лаборатории H2SO4 +2NaCl →2HCl ↑ + Na2SO4
Этот газ легко растворяется в воде: до 450 объемов хлороводорода - в одном объеме воды. В пробирке образуется соляная кислота – раствор хлороводорода в воде.
Химические свойства:
1) Изменение окраски индикатора (лакмус- красный)
2) Взаимодействует с металлами (если металл находится в ряду, составленном Н.Н.Бекетовым, до водорода, то выделяется водород и образуется соль.
Исключение HNO3 (выделяются другие газы)
Mg + 2HCl → MgCl2 + H2 2Al + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2 Cu + HCl →
Практическая работа
3) Взаимодействует с основными и амфотерными оксидами:
MgO + 2HCl → MgCl2 + H2O ZnO + 2 HCl→ ZnCl2 + H2O
4) Взаимодействует с основаниями:
HCl + KOH → KCl + H2O 3HCl + Al(OH)3 → AlCl3 + 3H2O
5) Взаимодействует с солями (в соответствии с рядом кислот, каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую), образуется другая кислота и другая соль.
HNO3
H2SO4, HCl, H2SO3, H2CO3, H2S, H2SiO3
────────────────────────►
H3PO4
CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + H2O + CO2↑
6) Взаимодействует с нитратом серебра, выпадает осадок белого цвета, который не растворяется ни в воде, ни в кислотах.
HCl + AgNO3 → AgCl↓ + HNO3
Нитрат серебра является реактивом на соляную кислоту и её соли т.е. используется в качестве качественной реакции, для распознавания хлорид-ионов.
Практическая работа
7) Взаимодействует с окислителями (MnO2, KMO4, KClO3)
6HCl + KClO3 = KCl + 3H2O + 3Cl2↑
Вывод: во всех нами изученных реакциях получились хлориды- соли соляной кислоты.
Переходим к изучению солей соляной кислоты, которые называются хлориды.
Соли соляной кислоты- хлориды.
Получение:
1.Взаимодействием металлов с хлором.
2Fe + 3Cl2 → 2FeCl3
2. Взаимодействие соляной кислоты с металлами.
Mg + 2HCl → MgCl2 + H2
3.Взаимодействие соляной кислоты с оксидами
CaO + 2HCl → CaCl2 + H2O
4.Взаимодействие соляной кислоты с гидроксидами
Ba(OH)2 + 2HCl → BaCl2 + 2H2O
5.Взаимодействие соляной кислоты с некоторыми солями
Pb(NO3)2 + 2HCl → PbCl2↓ + 2HNO3
Большинство хлоридов растворимы в воде (за исключением хлоридов серебра, свинца и одновалентной ртути).
Применение соляной кислоты и ее солей:
Соляная кислота входит в состав желудочного сока и способствует перевариванию белковой пищи у человека и животных.
Хлороводород и соляная кислота используются для производства лекарств, красителей, растворителей, пластмасс.
Применение основных солей соляной кислоты:
KCl - удобрение, используется также в стекольной и химической промышленности.
HgCl2 - сулема - яд, используется для дезинфекции в медицине, для протравливания семян в сельском хозяйстве.
NaCl - поваренная соль - сырье для производства соляной кислоты, гидроксида натрия, водорода, хлора, хлорной извести, соды. Применяется в кожевенной и мыловаренной промышленности, в кулинарии и консервировании.
ZnCl2 - для пропитки древесины против гниения, в медицине, при паянии.
AgCl - применяется в черно-белой фотографии, так как обладает светочувствительностью - разлагается на свету с образованием свободного серебра: 2AgCl => 2Ag + Cl2
Задания для повторения и закрепления
№1. Осуществите превращения по схеме:
HCl → Cl2 → AlCl3 →Al(OH)3 → Al2O3 →AlCl3 → Cl2
№2. Даны вещества:
Zn, Cu, Al, MgO, SiO2, Fe2O3, NaOH, Al(OH)3, Fe2(SO4)3, CaCO3, Fe(NO3)3
Какие из указанных веществ будут реагировать с соляной кислотой. Составьте уравнения химических реакций
№3. Решите задачу:
Какое количество алюминия прореагирует с избытком соляной кислоты для получения 5,6 л водорода (н.у.)?
Д/З п. 49, задача 4-5 стр.169.
Рефлексия
Учитель (совместно с учащимися оценивает урок, принимает их предложения и пожелания).
Ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?
Освоены ли вами понятия: «хлориды», «ингибитор», «качественная реакция»?
Были ли моменты непонимания?
Смогли ли мы их разрешить в ходе разговора?
Назовите самые удачные ответы ваших товарищей.
Что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?
Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения.
Выявляется степень выполнения учебных целей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Просто знать - ещё не всё, знания нужно уметь использовать». Гёте
видео
Получение соляной кислоты: 1.В промышленности получают сжиганием водорода в хлоре и растворением продукта реакции в воде. 2.В лаборатории H 2 SO 4 +2 NaCl →2 HCl ↑ + Na 2 SO 4 Этот газ легко растворяется в воде: до 450 объемов хлороводорода - в одном объеме воды.
Химические свойства: 1 . Изменение окраски индикатора ( лакмус- красный ) 2. Взаимодействует с металлами M g + 2 HCl → MgCl 2 + H 2 2Al + 6HCl → 2AlCl 3 + 3H 2 Cu + HCl →
Вывод: Если металл находится в ряду, составленном Н.Н.Бекетовым, до водорода, то выделяется водород и образуется соль. Исключение HNO 3 ( выделяются другие газы)
3. Взаимодействует с основными и амфотерными оксидами: MgO + 2HCl → MgCl 2 + H 2 O ZnO + 2 HCl → ZnCl 2 + H 2 O Образуются соль и вода
4. Взаимодействует с основаниями: HCl + KOH → KCl + H 2 O 3HCl + Al (OH) 3 → AlCl 3 + 3H 2 O Образуются соль и вода
5. Взаимодействует с солями Ряд кислот HNO 3 H 2 SO 4 , HCl , H 2 SO 3 , H 2 CO 3 , H 2 S, H 2 SiO 3 ────────────────────────► H 3 PO 4 CaCO 3 + 2HCl → CaCl 2 + H 2 O + CO 2 ↑
Вывод: В соответствии с рядом кислот, каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую, образуется другая кислота и другая соль.
6. Взаимодействует с нитратом серебра HCl + AgNO 3 → AgCl↓ + HNO 3 выпадает осадок белого цвета, который не растворяется ни в воде, ни в кислотах.
Вывод: Нитрат серебра является реактивом на соляную кислоту и её соли т.е. используется в качестве качественной реакции, для распознавания хлорид-ионов .
7. Взаимодействует с окислителями Окислители: ( MnO 2 , KMnO 4 , KClO 3 ) 6HCl + KClO 3 = KCl + 3H 2 O + 3Cl 2 ↑
Вывод: Во всех нами изученных реакциях получились хлориды - соли соляной кислоты.
Применение соляной кислоты Входит в состав желудочного сока и способствует перевариванию белковой пищи Для производства лекарств, красителей, растворителей, пластмасс.
Применение солей - хлоридов KCl - удобрение, используется также в стекольной и химической промышленности. HgCl 2 - сулема - яд, для дезинфекции в медицине, для протравливания семян в сельском хозяйстве . ZnCl 2 - для пропитки древесины против гниения, в медицине, при паянии.
Задания для закрепления №1. Осуществите превращения по схеме: HCl → Cl 2 → AlCl 3 → Al ( OH ) 3 → Al 2 O 3 → AlCl 3 → Cl 2 № 2. Даны вещества: Zn , Cu , Al , MgO , SiO 2 , Fe 2 O 3 , NaOH , Al ( OH ) 3 , Fe 2 ( SO 4 ) 3 , CaCO 3 , Fe ( NO 3 ) 3 Какие из указанных веществ будут реагировать с соляной кислотой. Составьте уравнения химических реакций
№3. Решите задачу: Какое количество алюминия прореагирует с избытком соляной кислоты для получения 5,6 л водорода (н.у.)?
Домашнее задание Параграф 49, задача 4-5 стр.169.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕСТ "Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)." для 9 класса
Тема: «Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)» 9 класс. Подготовка к ГИА. Задание А7 Тест составлен по шаб...
Серная кислота и ее соли.
Конспект урока с использованием презентации ( электронное приложение: уроки химии неметаллы 9 класс)....
"Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".
Разработка урока по теме : "Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".Цель урока по химии: Систематизировать имеющиеся знания по химическим свойствам к...
Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"
Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...
Открытый урок по химии в 9 классе по теме: « Угольная кислота и ее соли».
Цели урока: изучить свойства солей угольной кислоты карбонатов и гидрокарбонатов.Задачи урока:Образовательная:- повторить средние и кислые соли на примере карбонатов и гидрокарбонатов...
Открытый урок в 9 классе «Серная кислота и ее соли».
Цели и задачи:1.Познакомить учащихся с историей открытия серной кислоты, ее химическими свойствами, правилами техники безопасности при работе с ней и областью применения.2.Отшлифовыв...
«Азотная кислота и её соли. Окислительные свойства азотной кислоты».
Технологическая карта урока по теме позволяет реализовать данный урок в более свободной форме....