Повторение, закрепление и обобщение знаний - урок в 8 классе
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Конспект и презентация к уроку в 8 классе по трем темам: "Соединения химических элементов (классы веществ), "Изменения, происходящие с веществами", "Реакции в растворах электролитов". Решение различных заданий по данным темам позволяет подготовиться к контролю знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_razrabotka.rar | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Гершановская Евгения Владимировна
учитель химии
ГБОУ СОШ № 880 г. Москва
8 класс
Разработка урока
Тема: «Закрепление, совершенствование и обобщение знаний и умений и подготовка к контролю по темам:
- Соединения химических элементов (классы неорганических веществ)
- Изменения, происходящие с веществами (уравнения реакций и их типы)
- Реакции в растворах электролитов (ионные уравнения, причины необратимости реакций обмена)»
Цели:
- Воспитывающая – воспитание у учащихся самостоятельности, их активности при работе в парах и при индивидуальной работе, а также при выполнении самостоятельной работы, взаимопомощи и поддержки при работе в парах, самоконтроля при выполнении заданий.
- Развивающая – развитие интеллектуальных способностей при выполнении мыслительных операций: анализа, синтеза, оценки, сравнения, логики при выполнении различных разноуровневых дидактических заданий.
- Обучающая – организовать учащихся на закрепление:
Знаний:
классификации неорганических веществ, определения всех классов веществ, электролитов и неэлектролитов, степени окисления элементов, химических свойств классов веществ
Умений:
составлять формулы различных веществ, проставлять в них степени окисления, подбирать к данным оксидам гидроксиды, составлять ионные уравнения реакций, по предложенному тексту находить пропущенные термины
Навыков: самостоятельной работы при химическом диктанте: выбор истинных и ложных утверждений, работы в парах по предложенному тексту.
Задачи:
- С помощью предложенных различных заданий добиться поставленных целей
- Осуществить наглядность материала с помощью мультимедийной презентации
- Использовать на уроке различные формы и методы работы для активизации деятельности и переключения внимания
Тип урока: обобщающий – совершенствование и закрепление ранее изученного материала (наглядность: материал представляется в сопровождении мультимедийной презентации)
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, смарт-доска, раздаточный материал на столах
Методы обучения: словесные, наглядные, репродуктивные, частично-поисковые, практические (решение упражнений, заданий), интерактивные, самостоятельной работы.
Ход урока:
1 этап: Озвучивание учителем темы урока и цели, представленной на экране (слайд № 2):
«Совершенствовать, закреплять, повторять, обобщать знания и умения
по темам:
- Соединения химических элементов (классы неорганических веществ), их химические свойства
- Изменения, происходящие с веществами (уравнения реакций и их типы)
- Реакции в растворах электролитов (ионные уравнения, причины необратимости реакций обмена)»
2 этап: Актуализация опорных знаний.
Учителем предлагается на экране схема классификации неорганических веществ (слайд 4):
Беседа с учащимися:
- Прокомментируйте данную схему, дайте определение каждому представленному классу веществ
- Определите, какие из данных веществ электролиты, а какие неэлектролиты и дайте определения этим понятиям
3 этап – основной: Решение различных заданий на закрепление, повторение, обобщение знаний и умений
- На экране демонстрируются различные формулы соединений (слайд 5):
Вопросы учителя:
- Вспомните, что обозначает химическая формула, какое из предложенных веществ лишнее и почему?
- Дайте название каждому из соединений
- Запишите эти формулы у себя в тетради и проставьте степени окисления элементов в данных соединениях (после нескольких минут работы идет проверка выполнения задания)
- Учитель предлагает выбрать каждому учащемуся любую из представленных на экране формул, которая им больше нравится.
Задание - химический диктант (самостоятельная работа – работа на листочках).
Учитель зачитывает учащимся 10 утверждений, ребята работают с выбранными веществами: нужно определить, какие из них ложные, а какие истинные.
Если истина, то ставите знак «+», если нет, то « - «.
Утверждения:
1.Это вещество считается бинарным
2. В это вещество входит элемент – металл
3. Это сложное вещество
4. Его количественный состав больше 6 атомов
5. Это - электролит
6. Оно диссоциирует на ионы
7. Это вещество принадлежит к классу солей
8. Оно находится в газообразном агрегатном состоянии
9. В нем присутствует ковалентная полярная связь
10. В нем ионная кристаллическая решетка
Сразу же после выполнения листочки с работами собираются, результат будет оглашен на следующем уроке.
- На экране даны картинки с различными летними пейзажами (слайд 6).
Учитель предлагает учащимся прослушать стихотворение, в котором заключен для них вопрос…
СТИХ:
Лежу на берегу, вокруг одни оксиды,
Куда не погляжу – прекраснейшие виды:
Песочек, пляж, вода морская,
А с моря бриз, волна крутая,
А воздух – дышится легко… вода – парное молоко…
Забудешь беды и обиды…
Но все же, а где же здесь оксиды?
Хотя бы три мне назовите
И к следующему заданию переходите….
(Учащиеся находят: вода, углекислый газ, песок)
Далее учитель задает учащимся вопросы:
- На какие три группы делятся все оксиды?
- Какие из них способны реагировать с водой?
- На экране появляются формулы оксидов (слайд 7):
CaO
SiO2
Na2O
FeO
CuO
ВаО
Обсуждение:
- С какими из перечисленных веществ не реагирует вода:
- Какой из данных оксидов лишний и почему? (проверка происходит на экране, изменение анимации)
- Запишите формулы гидроксидов, которые соответствуют каждому оксиду. Каков их характер? (сразу же проходит проверка)
- Работа в парах – вставить пропущенные слова и знаки препинания: (на каждую парту) парам учащихся раздаются тексты, где пропущены разные химические термины, а также знаки препинания (с целью проверки знаний по теме ТЭД):
Предлагаемый вариант текста для работы (текст может быть и на экране) (слайд 8):
Многие …….. веществ, попадая в воду, способны …… на ….. и ……
Если ….. осуществилась то данное вещество будет ….., а значит его раствор проводит…….
К …….относят ….. …… и ……….
В растворе могут реагировать только те ……, которые при «встрече» образуют ….., ….. или …….
Для уравнений ……. реакций…… можно составить ионное уравнение.
Дается время для работы парам, затем коллективная проверка и обсуждение данного задания.
- Учитель:
Взгляните: на экране представлен очень красивый осенний пейзаж (слайд 9).
Внимание: стихотворение (слайд 10): прочитайте внимательно и вставьте пропущенное слово в стихотворении Великого русского поэта А.С.Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в ……. одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(пропущено «золото»)
Задание на экране (слайд 11):
Составьте уравнение реакции между хлоридом золота(3) и гидроксидом натрия в молекулярном и ионном видах.
- Назовите продукты реакции
- Назовите признак необратимости данной реакции
Ученица разбирает это уравнение на доске, все работают в тетрадях.
Затем коллективная проверка и обсуждение результата.
- На экране даны знаки металлов, на основе которых записывались многие формулы на уроках (слайд 12).
Учащимся зачитываются учителем стихи, по которым надо определить, о каких металлах идет речь.
Металл пластичен, но
с трудом расплавится,
Имеет желто-красный цвет
И знает сплавов главных он рецепт.
В его одноименный век, и в бронзовый –
С каких уж давних пор - он – господин,
И правда в том, да-да, что
Он нам дан для памятников и
скульптур на долгие года.
(металл «медь»)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А этого металла всех больше в земной коре,
Он серебристо-белый, он красив, пластичен, легок он вполне,
И он, по праву, металл космического века,
А покорение Космоса – какое достижение человека.
Ракеты, самолеты, корабли –
Они необходимы для мощности страны.
Есть у него оксид с названием - корунд,
А если красный, то его зовут рубин –
И он в кремлевских звездах господин.
( металл «алюминий»)
Задание на обобщение:
- Составить формулы оксидов, гидроксидов для данных металлов и определить их характер
- Составить формулы хлоридов, нитратов, сульфатов, фосфатов, определить, к какому классу веществ они относятся и почему? (сразу же проводится проверка с классом)
4 этап. Подведение итога урока.
Беседа:
Учитель предлагает вернуться к темам (слайд 2), которые нужно было закрепить и обобщить сегодня.
Все ли было рассмотрено с помощью предложенных разобранных заданий?
Помогли ли решенные задания добиться цели: совершенствование и закрепление предложенного материала и подготовка к последующему контролю знаний и умений? Все ли сделано из запланированного на уроке?
5 этап: Домашнее задание: повторить материал по параграфам 35-42, а также все понятия, которые закреплялись и повторялись на данном уроке (слайд 13).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок закрепления и обобщения знаний по теме «Механическая работа и мощность» 7 класс.
Завершающий урок работы над минипроектами по теме....
открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.
Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема: Закрепление темы: «Предл...
открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся.
Рукоделие и труд В жизни рядышком идут«Путешествие в страну рукоделия»Открытый урок в 8 В классеЦели урокав доступной и увлекательной форме введение учащихся в мир рукоделия;развитие позн...
УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: "III-I группы главные подгруппы"
11 класс Характеристики металлов III-I групп А подгрупп и их соединений. Химические свойства оксидов и гидроксидов данных металлов....
Главные объекты природного и культурного наследия Северной Америки. Урок закрепления и обобщения знаний по теме Северная Америка
Итоговый урок по теме "Северная Америка"...
Открытый урок в 9 классе ,урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Урок повторения ,систематизации знаний ,закрепления умений ао теме"Толерантность "...
Статья "Интеллектуальные игры на уроках истории, как средство закрепления и обобщения знаний."
Современный урок, согласно ФГОС должен способствовать развитию интеллектуально-познавательных способностей школьников.Лучше всего этому способствует игра, как вид учебной деятельности. Многие великие ...