«Окислительно-восстановительные реакции»
план-конспект урока по химии по теме
Конспект урока по химии в 11 классе по теме
«Окислительно-восстановительные реакции»
Цель: углубить и расширить знания учащихся о составлении окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Задачи.
- Закрепить умение определять степени окисления элементов, окислитель и восстановитель.
- Закрепить умение расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
- Закрепить умение прогнозировать продукты и исходные вещества в окислительно-восстановительных реакциях.
Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева, мультимедийный проектор, ноутбук, карточки с заданиями, тест,
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(сообщение темы, целей и задач урока)
II. Повторение и обобщение изученного ранее материала
1. Самостоятельная работа учащихся у доски по карточкам (с дальнейшим обсуждением).
Карточка 1. Определите валентность и степени окисления элементов в следующих соединениях:
СН4, Cl2, СО2, NH3, C2H4, СН3СOOH.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по химии в 11 классе по теме
«Окислительно-восстановительные реакции»
Цель: углубить и расширить знания учащихся о составлении окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Задачи.
- Закрепить умение определять степени окисления элементов, окислитель и восстановитель.
- Закрепить умение расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
- Закрепить умение прогнозировать продукты и исходные вещества в окислительно-восстановительных реакциях.
Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева, мультимедийный проектор, ноутбук, карточки с заданиями, тест,
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(сообщение темы, целей и задач урока)
II. Повторение и обобщение изученного ранее материала
1. Самостоятельная работа учащихся у доски по карточкам (с дальнейшим обсуждением).
Карточка 1. Определите валентность и степени окисления элементов в следующих соединениях:
СН4, Cl2, СО2, NH3, C2H4, СН3СOOH.
В чем заключаются особенности определения степени окисления углерода в органических веществах?
Карточка 2. Методом электронного баланса найдите и поставьте коэффициенты в следующей схеме окислительно-восстановительной реакции:
H2S + K2MnO4 + H2SO4 —> S + MnSO4 + K2SO4 + H2O.
Карточка 3. В каких из приведенных ниже уравнений реакций MnО2 проявляет свойства окислителя, а в каких – восстановителя?
а) 2MnO2 + 2H2SO4 2MnSO4 + O2 + 2H2O;
б) 2MnO2 + O2 + 4KOH 2K2MnO4 + 2H2O;
в) MnO2 + H2 = MnO + H2O;
г) 2MnO2 + 3NaBiO3 + 6HNO3 = 2HMnO4 + 3BiONO3 + 3NaNO3 + 2H2O.
2. Фронтальный опрос.
- Что называется степенью окисления?
- На примере атома хлора покажите на шкале низшие, высшие, промежуточные степени окисления. (Обсуждение решения задания карточки 1.)
- Какие реакции называются окислительно-восстановительными?
- Что такое окислитель?
- Что такое восстановитель?
- Какой процесс называется восстановлением?
- Какой процесс называется окислением?
- Какие вещества могут быть только окислителями? Приведите примеры.
- Какие вещества могут быть только восстановителями? Приведите примеры.
- Какие вещества могут быть и окислителями, и восстановителями? Приведите примеры. (Обсуждение решения заданий карточек 2, 3)
III. Отработка и расширение знаний по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
Какой метод составления уравнения окислительно-восстановительных реакций вы знаете? Какое правило лежит в основе этого метода?
Рассмотрим ОВР, где окислителем является КMnO4, в составе которого марганец находится в высшей степени окисления +7. Продукты восстановления КMnO4 зависят от кислотности среды:
в кислой восстанавливается до Mn+2 , в нейтральной – до MnO2, в щелочной – до K2MnO4
1.В приведённых ниже схемах даны продукты реакций. Укажите реагенты, составьте уравнения реакций, используя метод электронного баланса:
(учащиеся работают в парах сменного состава, затем для проверки ответ выводится на экран)
а) KI + КMnO4 + . . . —>MnSO4+ I2 + K 2SO4 + H2O
Ответ: т.к в результате реакции получается Mn+2 , следовательно процесс протекает в кислой среде с участием серной кислоты и образуется сульфат калия.
10KI + 2КMnO4 + 8H2SO4 = 2MnSO4+ 5 I2 + 6K 2SO4 +8 H2O
2I-1 -2e —> I20 5 - окисление, восстановитель
Mn+7 + 5e —> Mn+2 2- восстановление, окислитель
б) NaI + КMnO4 + . . . —> I2 + K2MnO4 + NaOH
Ответ: т.к в результате реакции получается K2MnO4 , следовательно процесс протекает в щелочной среде с участием гидроксида калия
2NaI + 2КMnO4 + 2KOH = I2 + 2K2MnO4 + 2NaOH
2I-1 -2e —> I20 1- окисление, восстановитель
Mn+7 + 1e —> Mn+6 2- восстановление, окислитель
в) . . . + КMnO4 + H2O —> NaNO3 + MnO2 + KOH
Ответ: в этой реакции окислитель КMnO4 известен, легко предположить, что восстанавливается нитрит натрия, где N+3, до нитрата:
3 NaNO2 + 2 КMnO4 + H2O = 3NaNO3 + 2MnO2 + 2KOH,
N+3 – 2e —> N+5 3 - окисление, восстановитель
Mn+7 + 3e —> Mn+4 2 - восстановление, окислитель
2.Обнаружьте и исправьте ошибки в приведённых уравнениях реакций:
(учащиеся работают в парах сменного состава)
а) 5Na2SO3 + 2 КMnO4 + 6H2SO4 —>2MnSO4 + 5Na2SO4 + K2SO4 + 6H2O
(ошибочно стоят коэффициенты 6 перед формулами H2SO4 и H2O; правильные коэффициенты 3)
б) NH3 + 8КMnO4 + 8KOH —> KNO3 + 8K2MnO4 + 4H2O
(ошибочно стоят коэффициенты 8 и 4 перед формулами KOH и H2O соответственно; правильные коэффициенты 9 и 6)
3.Напишите уравнения реакции взаимодействия между хлором и горячим раствором гидроксида калия, подберите коэффициенты методом электронного баланса. Какую функцию выполняет бром в этой реакции? Вспомните, как называется такой тип ОВР.
Ответ (выводится на экран): в этой реакции хлор одновременно является и окислителем, и восстановителем; такие реакции называются самоокисление-самовосстановление (диспропорционирование).
3Cl2 + 6KOH = 5KCl + KClO3 + 3H2O
Cl0 – 5e —> Cl+5 1 – окисление, восстановитель
Cl0 + 1e —> Cl-1 5 – восстановление, окислитель
IV. Этап закрепления материала
Химический диктант.
Если вы согласны с утверждением, поставьте знак (+), если не согласны – поставьте знак (–).
- Разбавленная НNО3 c Cu восстанавливается до NO.
- Концентрированная H2SO4 с Cu восстанавливается до SO2.
- Концентрированная НNО3 с Аu восстанавливается до NO2.
- При взаимодействии металлов Fe и Al с концентрированной H2SO4 продуктом восстановления является SО2.
- Концентрированная НNО3 с Cu восстанавливается только до NO2.
- При взаимодействии разбавленной НNО3 с металлами средней активности продуктами восстановления могут быть NO, N2.
- В кислой среде KMnO4 восстанавливается до солей Mn+2
- KMnO4 в нейтральной среде восстанавливается до K2MnO4.
- KMnO4 в нейтральной среде восстанавливается до MnО2
- В щелочной среде KMnO4 восстанавливается до K2MnO4.
Ответы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | + | - | - | + | + | + | - | + | + |
Ответы выводятся на экран сразу после диктанта, и каждый ученик проверяет себя, насколько он усвоил материал.
V. Домашнее задание.
(написано на оборотной стороне доски)
- Повторите особенности ОВР с участием органических веществ.
- Составьте уравнение ОВР а) окисления глюкозы б) окисления формальдегида раствором перманганата калия, подкисленным серной кислотой с учётом того, что глюкоза и формальдегид окисляются до СО2, коэффициенты подберите методом электронного баланса.
VI. Подведение итогов урока.
Что нового узнали? Чему научились на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уравнивание окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса.
В статье обсуждается возможность описания ОВР с участием органических веществ с помощью метода электронного баланса. Также даны рекомендации по составлению уравнений реакций....

Разработка урока по теории окислительно-восстановительных реакций для профильных классов
Основная цель занятия: научить прогнозировать продукты окислительно- восстановительных реакций с учетом среды, в которой протекает химическая реакция...

Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"
Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...
Окислительно-восстановительные реакции
Представленный материал является уроком по заданной теме и выполнен в виде презентации, дополненной гиперссылками для проверки усвоения материала обучающимися.Первая часть урока посвящена закреплению ...

Окислительно-восстановительные реакции.
Презентация к уроку "Окислительно-восстановительне реакции". Материал для 11 профильного класса. Можно использовать и для базового.1)ОВР. Классификация ОВР.2)Метод электронного баланса.3)Метод п...
Пособие–памятка по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» (8-9 класс).
Пособие – памятка («шпаргалка») по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» может быть предложено учащимся 8 - 9 классов при изучении соответствующей темы и практическом...

«Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции» (тема 5) ( контрольная работа № 4 - 8 класс)
Материалы для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна...