урок-зачет по теме: "Кислородсодержащие органические вещества"
материал по химии (10 класс) по теме

Остапенко Светлана Анатольевна

материал используется при проведении тематического контроля после завершения изучения темы: "Кислородсодержащие органические вещества" для учащихся 10 класса общеобразовательной средней школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»  г. Подольск

Открытый урок по предмету:

«Химия»

по теме: «Кислородсодержащие органические вещества»

подготовила:

учитель химии

Остапенко Светлана Анатольевна

г. Подольск 2010 г.

Цели урока:

  1. Образовательная: проведение контроля знаний, полученных при изучении пройденной темы, а также повторение, обобщение и систематизация полученных знаний.
  2. Воспитательная: прививать сознательное отношение к процессу обучения, умение работать в должном темпе, воспитывать внимательность, дисциплинированность, самостоятельность в выборе правильных действий и ответственность за результаты своих решений.
  3. Развивающая: развивать мышление, познавательные интересы, навыки самостоятельной работы при выполнении химических упражнений и решении расчетных задач по химии, умение рассуждать и анализировать, интерес к профессии.

  1. Методическая цель: совершенствование форм и методов преподавания химии.

  1. Тип урока: проведение контроля знаний

  1. Форма проведения урока: зачет

Оборудование:

классная доска, карточки-задания к зачету, образцы продовольственных товаров и продуктов питания.

Ход урока:

1. Организационный момент (1 минута)

2. Мотивация учебной деятельности – постановка целей урока (5 минут)

3. Проведение зачета (80 минут)

4. Подведение итогов (3 минуты)

5. Домашнее задание (1 минута)

  1. Организационный момент.

Подготовка к уроку, приветствие, проверка присутствующих.

  1. Мотивация учебной деятельности:

 постановка целей урока, объяснение хода урока.

К данному уроку вы получили перечень теоретических вопросов и расчетных задач, по ним были составлены задания в пяти вариантах. Вам дается время на подготовку, после чего каждый вариант выполняется на доске учащимися его решавшими, а в тетради записываются задания и решения всех вариантов на специально отведенных для этого страницах.

  1. Проведение зачета.

Перед проведением зачетного урока учащимися был получен список вопросов для самостоятельной подготовки, на основании которых были составлены задания по вариантам

Учащиеся распределяются по группам – 5 групп примерно по 4;5 человек, им раздаются карточки-задания пяти вариантов, где указаны критерии оценки в баллах и дается время для подготовки, после чего начинается устный опрос у доски. Учащиеся выполняют задания своего варианта, остальные делают записи в тетрадях с целью дальнейшего закрепления и систематизации пройденного материала.

  1. Подведение итогов.

Выставление оценок с учетом набранных баллов за ответы. Учащиеся, не имеющие результативных ответов, приглашаются дополнительно на консультацию для отработки учебного материала.

  1. Домашнее задание: повторить материал пройденной темы по тетради, в учебнике Л.А. Цветкова стр. 110-180.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Предельные одноатомные спирты, гомологический ряд спиртов, их свойства, получение, области применения.
  2. Альдегиды, гомологический ряд, свойства, получение, применение.
  3. Предельные одноосновные карбоновые кислоты, гомологический ряд, их свойства, получение и области применения.
  4. Сложные эфиры, жиры, их химические свойства и применение в пищевой промышленности
  5. Какие вещества называются углеводами? Классификация углеводов.
  6. Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала.
  7. Каким классам веществ принадлежат следующие общие формулы:

            СnH2n+1OH   CnH2nO   CnH2nO2   Cn(H2O)m

  1. Назвать функциональные группы, к какому классу веществ они относятся:

              ─СОН           ─ОН          ─СООН

  1. Укажите вещества изомеры и вещества гомологи:

         С2Н5ОН   СН3ОСН3    С3Н7ОН   СН3СООН

               НСООН  СН3СООН      СН3СООСН3     СН3СН2СООН

    10. Назовите вещества: СН3─СН─СОН        СН3─СН─СН2─СН3

                                                      │                                │

                                                      СН3                            ОН

   

           СН3─СН─СН3        СН3─СН─СН2─СОН

                     │                             │

                     ОН                          СН3

     11. Составить формулы веществ:  

           2–метилбутанола–1        2–метилбутаналя

   

    12. Определить молекулярную формулу вещества, если известно, что содержание углерода в нем составляет 85,7% по массе, а относительная плотность по азоту 2.

   13. При спиртовом брожении глюкозы выделилось 2,8 л углекислого газа.     Какая масса глюкозы подверглась разложению?

   14. При восстановлении оксида серебра уксусным альдегидом, образовалось 0,15 моль серебра. Какая масса альдегида была при этом окислена?

   15.  Какой объем кислорода расходуется на сжигание 80 г бутанола?

   16. Сколько пропионового альдегида (в граммах) окислится в реакции «серебряного зеркала» при восстановлении серебра количеством 0,1 моль?

           


Вариант 1

  1. Какие вещества называются спиртами?

                                                                               (1 балл)

  1. Каким классам веществ принадлежат следующие общие формулы:

            СnH2n+1OH   CnH2nO   CnH2nO2   Cn(H2O)m

                                                                                          (2 балла)

  1. Напишите формулы следующих веществ:          муравьиной кислоты, этилового эфира уксусной кислоты, глюкозы,      крахмала.

                                                                                                  (3балла)

4. Назовите вещества: СН3─СН─СОН        СН3─СН─СН2─СН3

                                                │                                │

                                                СН3                            ОН       (3 балла)

5.Охарактеризуйте химические свойства предельных одноосновных   карбоновых кислот на примере уксусной кислоты

                                                                                                 (4 балла)

6. Написать реакцию окисления глюкозы

                                                                                (3 балла)

7. Определить молекулярную формулу вещества, если известно, что содержание углерода в нем составляет 85,7% по массе, а относительная плотность по азоту 2.

                                        (4 балла)

8. Указать области применения крахмала

                                                                          (1 балл)


Вариант 2

  1. Какие вещества называются альдегидами?

                                                                                       (1балл)

  1. Назвать функциональные группы, к какому классу веществ они относятся:

              ─СОН           ─ОН          ─СООН

                                                                                      (2 балла)

3. Напишите формулы следующих веществ:

пропионовой кислоты, уксусного альдегида, диметилового эфира, этилового спирта.

                                                                                 (3 балла)

4. Назовите вещества: СН3─СН─СН3        СН3─СН─СН2─СОН

                                                │                              │

                                                ОН                           СН3

                                                                                         (3 балла)

5. Охарактеризуйте химические свойства фенола

                                                                                         (4 балла)

6. Напишите реакцию Кучерова  

                                                          (3 балл)

7. При спиртовом брожении глюкозы выделилось 2,8 л углекислого газа.   Какая масса глюкозы подверглась разложению?

                                                                                         (4 балла)

8. Указать области применения этилового спирта

                                                                                      (1 балл)


Вариант 3

  1. Какие вещества называются предельными одноосновными карбоновыми кислотами

                                 (1 балл)  

  1. Назовите вещества, укажите все их возможные названия:

             СН3СООН    С2Н5ОН     С6Н5ОН        СН3СОН

                                                                                                (2 балла)

  1. Укажите вещества изомеры и вещества гомологи:

         С2Н5ОН   СН3ОСН3    С3Н7ОН   СН3СООН

                                                                                       (3 балла)

  1. Охарактеризуйте химические свойства предельных одноатомных спиртов

                                                                                            (4 балла)

     5.   Составить формулы веществ:  

           2–метилбутанола–1        2–метилбутаналя

                                                                                             (3 балла)

    6.  Написать реакцию восстановления пропионового альдегида

                                                                                              (3 балла)        

    7. При восстановлении оксида серебра уксусным альдегидом, образовалось  0,15 моль серебра. Какая масса альдегида была при этом окислена?

                                                                                              (4 балла)

    8.  Указать области применения сахарозы

                                                                                (1 балл)


Вариант 4

  1. Какие вещества называются сложными эфирами? Что такое жиры?

                                                                                                         (1 балл)

  1. Укажите вещества изомеры и вещества гомологи:

         НСООН  СН3СООН      СН3СООСН3     СН3СН2СООН

                                                                                                    (3 балла)

  1. Охарактеризуйте химические свойства альдегидов

                                                                                                        (4 балла)

  1. Написать реакцию гидролиза крахмала

                                                                             (3 балла)

  1. Напишите формулы следующих веществ: метилового спирта, диэтилового эфира, сахарозы, этилового эфира пропионовой кислоты

                                                                                               (2 балла)

  1. Написать реакцию гидролиза крахмала

                                                                            (3 балла)

  1. Какой объем кислорода расходуется на сжигание 80 г бутанола?

                                                                                                              (4 балла)

  1. Указать области применения уксусной кислоты

                                                                                   (1 балл)


Вариант 5

  1. Какие вещества называются углеводами? Классификация углеводов.

                                                                                                          (1балл)

  1. Охарактеризуйте химические свойства глюкозы

                                                                                        (4 балла)

  1. Написать реакцию этерификации этилового спирта и муравьиной кислоты

                                          (3 балла)

  1. Назовите вещества: СН3ОСН3   СН3СН2СООСН3    С2Н5СООН

                                                                                                 (2 балла)

  1. Написать реакцию брожения глюкозы    

                                                                   (3 балла)

  1. Укажите изомеры и гомологи:

       СН3СН2СН2ОН    СН3СНСН3   СН3СНСН2СН3

                                            │                   │

                                            ОН                ОН        

                                                                              (3балла)

  1. Сколько пропионового альдегида (в граммах) окислится в реакции «серебряного зеркала» при восстановлении серебра количеством 0,1 моль?             (4 балла)
  2. Указать области применения глюкозы

                                                                    (1 балл)


                                          1        2        3        4        5          6           7          8       итог

Аббасов Николай

Асеев Алексей

Ахметов Андрей

Бузенкова Надежда  

Бухвостова Юлия

Гапонов Алексей

Дубинин Виктор

Игнатов Александр

Казаков Павел

Козыра Ольга

Кузовкин Сергей

Кузнецова Светлана

Лапшова Диана

Михайлов Андрей

Михейкин Максим

Мошковский Дмитрий

Осина Варвара

Сокуров Константин

Тужилин Игорь

Хайсаров Сергей

Хлебнов Константин

Шанин Иван

Юдин Александр

Ющенко Диана

Языков Игорь

Янов Антон

Газизулин Фархад

Петров Андрей

Критерии выставления оценок:

17-21 – «5»

13-16 – «4»

9-12 – «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по теме "Кислородсодержащие органические вещества"

Тематическое планирование темы "Кислородсодержащие органические вещества" в 10 профильном классе предполагает изучение этой темы дедуктивным методом, двигаясь от общего к частному.. В основу положена ...

Таблица – пособие по теме: «Кислородсодержащие органические вещества»

Таблица – пособие содержит материал базового уровня по темам: «Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Амины. Аминокислоты». Облегчает учащимся подготовку к итоговому контролю в условиях...

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА»

МЕТОДИЧЕСКОЯ РАЗРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ К УРОКУ-ТРЕНИНГУ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА» Автор- учитель химии ГОУ СОШ № 466 Овчарова Ольга Эдуардовна ...

Контрольная работа по теме "Кислородсодержащие органические вещества"

Текст работы содержит материал базового уровня...

Контрольная работа по теме "Кислородсодержащие органические вещества"

Текст работы содержит материал базового уровня...

Обобщающий урок по теме "Кислородсодержащие органические вещества"

Презентация к уроку Обобщающий урок по теме "Кислородсодержащие органические вещества"...

Практическая работа. РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ: «КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА»

Практическая работа №7РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ:«КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕВЕЩЕСТВА»...