Сценарий урока "Скорость химической реакции" и презентация, химия 11 класс
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Войнова Тамара Алексеевна

 

 Химия по самой своей сути связана с превращениями. В результате химической реакции одни вещества с известными свойствами превращаются в другие вещества с новыми свойствами. 
Иногда важно знать
- какие новые вещества образуются из заданного набора реагентов.
Однако не менее важно знать несколько быстро протекают химические реакции, факторами определяется на скорость.
Например,
1) какие факторы оказывают преимущественное влияние на скорость порчи пищевых продуктов;
2) от него зависит ржавление стали
3) Как приготовить быстро затвердевающий материал для изготовления зубных пломб?
4) Какими факторами определяется скорость сгорания горючего в двигателе автомобиля и как эта скорость влияет на содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах автотранспорта?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Скорость химической реакции242.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Скорость химической реакции (химическая кинетика) Слайд 1

Девиз урока: «Химик без знания физики подобен человеку, который всё должен искать щупом»..

                                                                                               (М.В.Ломоносов)

Цель урока: Углубить и обобщить знания учащихся о скорости химической реакции и обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание урока.

Оборудование: слайды, проектор, набор химических реактивов для опытов (в латках учащихся: штатив 4-е проб. Zn(2е) гранулы, Fe(гвоздь) Fe(опилки) HCL (10%) HCL (1:2) в лотке учителя Nа2СО3, ф/ф Н2О (к.t)  Н2О (горячая), распечатки для проверки знаний.

  1. Организационный: Приветствие класса. Запись в журнале, отметили отсутствующих.

Мотивация: Что сгорит быстрее: деревянная доска или древесные стружки?

              Где с большей скоростью горит уголь: на воздухе или в кислороде? Почему?

Сейчас, в ходе беседы, мы выяснили, что на скорость химической реакции влияет S соприкосновения реагирующих веществ, концентрация.

Что ещё влияет на скорость химической реакции и каковы механизмы этого влияния? Выяснением этого мы займемся сегодня на уроке. Тема урока

Девиз урока

Вводное слово учителя.  Химия по самой своей сути связана с превращениями. В результате химической реакции одни вещества с известными свойствами превращаются в другие вещества с новыми свойствами.

Иногда важно знать

- какие новые вещества образуются из заданного набора реагентов.

Однако не менее важно знать несколько быстро протекают химические реакции, факторами определяется на скорость.

Например,

  1. какие факторы оказывают преимущественное влияние на скорость порчи пищевых продуктов;
  2. от него зависит ржавление стали
  3. Как приготовить быстро затвердевающий материал для изготовления зубных пломб?
  4. Какими факторами определяется скорость сгорания горючего в двигателе автомобиля и как эта скорость влияет на содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах автотранспорта?

Вводная контрольная работа

Изучение нового материала.

 знакомство с такими понятиями, как:

энергия активации

правило Вант-Гоффа

химическая кинетика

  1. Как вы дадите определение скорости химической реакции?[ Изменение количества вещества реагирующего в единицу времени]
  2. Запишите математическое выражение скорости химической реакции.

[     v= Δυ / Δt, где v – скорость, Δυ  - изменение количества вещества, Δ t – время в секундах]

  1. Для гомогенных реакций (протекающих в однофазной системе). Гомогенные реакции протекают во всём объёме системы[v= Δυ /Δt*v или v= ΔС/Δt моль/л*с]
  2. Для гетерогенных реакций (протекающих на границе раздела фаз, где реагирующие вещества могут соприкасаться друг с другом[v= Δυ /Δt*S, где S – площадь поверхности]

Например: N2 + 3Н2 = 2NН3

v (N2) = 1/3 v (Н2) = 1/2  v (NН3)

Зная скорость реакции по одному из участников реакции можно вычислить скорость реакции по любому другому на основании стехиометрических коэффициентов в уравнении реакции.

Лабораторный опыт:

  1. Что определяет скорость реакции?

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем лабораторный опыт.

Задание: поместите в одну пробирку железный гвоздь, а в другую железные опилки. Прилейте к ним по одному мл к 10% р-ра НСl

  1. Каких правил следует придерживаться при работе с кислотами?

Задание: в две пробирки поместите по грануле Zn. В одну прилейте 1 мл разбавленной НСl (1:10), в другую – концентрированной НСl  (1:3).

Демонстрационный эксперимент:

если я в две пробирки насыплю Nа2СО3, в одну прилью холодную воду, а в другую – горячую, и в обе добавлю по капле фенолфталеина.

Что повлияло на скорость реакции в этот раз?

Природа реагирующих веществ.

Прочитайте в § 13,  стр.130-132  и объясните:

  1. что такое энергия активации?
  2. как температура влияет на скорость реакции?
  3. от чего зависит энергия активации?

в чем выражается эта зависимость?

Самопроверка

  1. если энергия активация маленькая, то реакция протекает:
  1. медленно
  2. быстро
  3. с прежней скоростью
  1. как возрастает скорость реакции 2А+В=2АВ , температурный коэффициент γ=3 при повышении температуры на 10˚С
  1. в 9 раз
  2. в 27 раз
  3. в 3 раза
  1. температурный коэффициент γ показывает, во сколько раз при повышении t на 10˚С увеличивается
  1. тепловой эффект химической реакции;
  2. энергия активации;
  3. скорость реакции.
  1. Скорость химической реакции равна изменению концентрации в единицу времени
  1. всех реагирующих веществ;
  2. одного из реагирующих веществ;
  3. рассчитывается иначе.
  1. Правило Вант-Гоффа показывает зависимость скорости реакции от:
  1. температуры
  2. концентрации;
  3. объема.

Подсчитайте сумму оценок за урок:

вводный контроль

работа на уроке

самопроверка

Дифференцированное домашнее задание

15-13

упр.16,17 стр.51

12-10

упр.2,4,16,17 стр. 50-51

9-7

§ 24.7 записи в тетради

упр.2,4  стр.50-51

 

Рефлексия

Достигли ли вы цели, поставленной  перед изучением нового материала?

Что вызвало больший интерес?

Что на уроке не понравилось? Почему?

Методическое обеспечение:

  1. Габриелян О.С., Лысова Г. Г. Химия. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: - М.: Дрофа, 2004. – с. 126-140.
  2. Габриелян О. С., Лысова Г. Г., Введенская А. Г. Настольная книга учителя. Химия 11 класс: В 2 частях. Часть 1. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003. – с. 192-216.
  3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Введенская А. Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс. – М.: Дрофа, 2004. – с. 127-143.
  4. Денисова В. Г. Химия. 11 класс. Поурочные планы по учебнику О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой. – Волгоград: Учитель, 2005. – с. 88-104.
  5. Радецкий А. М., Курьянова Т. Н. Дидактический материал по общей химии для 11 класса. – М.: Просвещение, 2000. – с. 15-20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "Основные типы химических реакций"(закрепление) 8 класс

Данная презентация может быть использована для закрепления темы....

Сценарий урока "Фенол" и презентация. Химия, 10 класс

Сценарий ИКТ урока с элементами медиатехнологий, химия 10 класс, "Фенол"...

Контрольная работа по теме "Химические реакции" в 8 классе

Представлено 4 варианта контрольной работы по теме "Химические реакции"....

сценарий урока "Записка" с презентацией (5 класс, по программе И.М.Бгажноковой, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

С 5 класса учащимся с ОВЗ на уроках русского языка начинают вводить элементы делового письма.   Данный урок был разработан с целью познакомить учащихся с правильным написанием записок. Дано ...

Направление химических реакций (презентация)

Презентация к уроку "Направление химических реакций"...

Практическое занятие. Решение задач «Классификация химических реакций» Презентация

Презентация к уроку: Практическое занятие. Решение задач "Классификация химических реакций". Дисциплина "Химия"...