Алкадиены. Получение, изомерия, свойства. Каучук.
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме
Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: систематизировать и конкретизировать знания учащихся о непредельных углеводородах на примере алкадиенов. На уроке особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
алкадиены | 111.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока химии для 10 класса
по теме «Алкадиены. Получение, изомерия, свойства. Природный каучук».
Ольга Сергеевна Карева, учитель химии МБОУ СОШ №7 им. А.П. Гайдара (г.Арзамас)
УМК по химии для 10 класса О.С. Габриеляна
Тема урока: Алкадиены. Получение, изомерия, свойства. Природный каучук.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: систематизировать и конкретизировать знания учащихся о непредельных углеводородах на примере алкадиенов.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить с физическими свойствами и основными способами получения алкадиенов;
- изучить химические свойства алкадиенов: реакции присоединения и полимеризации;
- ознакомить учащихся с натуральным и синтетическим каучуком, резиной;
Развивающие:
- способствовать развитию внимательности, усидчивости, дисциплины;
- развивать самостоятельность и волю учащихся , используя поощрение настойчивости при решении задач, устранении опеки при оказании помощи;
- развивать познавательный интерес используя данные о применении алкадиенов;
Воспитательные:
- продолжить формирование локальной химической картины мира;
- содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей:
а) обусловленность развития химической науки потребностями производства, жизни и быта ;
б) истинность научных знаний и законов природы;
- обеспечить нравственно эстетическое воспитание.
Форма организации занятия: беседа с элементами рассказа.
Оборудование: мультимедиа презентация
Форма организации работы в классе: фронтальная.
Использованные источники:
- Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О. С. Габриелян и др., Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана, Л.С. Гузея и др.:10 (11)класс.- М.: ВАКО,2008г.
- Химия. Пособие для 8-11 классов средней школы. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин .-2-е изд., стереотип.- М.: Экзамен,2002г.
- Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. Для общеобразоват. учреждений/О. С. Габриелян.- 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2007г.
- Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. 10 класс: Учеб. Пособие для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. – М.: Дрофа,2003г.
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников |
I.Организационный момент II. Контроль знаний и умений III. Изучение новой темы IV. Закрепление V. Домашнее задание | Добрый день! На прошлом уроке мы с вами изучили химические свойства алкинов. Давайте повторим и обобщим наши знания в виде небольшого теста. План.
Приступаем к первому пункту. Ребята, посмотрите на слайд. Что означает суффикс –ен? А приставка ди? Хорошо. Дайте определение алкадиенов. Следовательно, как будет выглядеть общая формула? Молодцы!!! Различают 3 вида алкадиенов: 1.Алкадиены с изолированным расположением двойных связей CH2=CH-CH2-CH2-CH=CH2 (связи разделены двумя и более одинарными связями) 2.Алкадиены с сопряженным положением двойных связей: CH2=CH-CH=CH2 (Разделены одной одинарной связью) 3.Алкадиены с кумулированным расположение двойных связей CH2=C=CH-CH3 (связи расположены рядом). Ребята, определите вид гибридизации атомов углерода находящихся при двойной связи. А в кумулированных алкадиенах какой тип гибридизации атомов углерода. Правильно. Атом углерода образующий две пи связи ,находится в состоянии SP-гибридизации. В сопряженных диенах пи - электронные облака двух двойных связей перекрываются между собой и образуют единое пи - электронное облако. В сопряженной системе 4р е уже не принадлежат определенным связям, они распределены по всем атомам углерода ,поэтому двойные связи можно изобразить пунктиром. Пунктирные линии обозначают область делокализации электронов и показывают, что связь между атомами углерода промежуточная. Ребята,а чему равна связь в алканах? Алкенах? Хорошо. В алкадиенах одинарная связь меньше, чем в алканах- 0,146, а двойная связь больше, чем в алкенах- 0,137. Переходим ко второму пункту плана. У алкадиенов наблюдаются все виды изомерии ,характерные для алкенов. Перечислите пожалуйста. Замечательно. Запишите на доске все виды изомерии и дайте названия веществам. Следующий пункт. Получение и физические свойства. Алкадиены, такие как бутадиен-1,3 и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен) имеют огромное значение в промышленности, так как служат исходным сырьём для получения синтетических полимеров. Поэтому рассмотрим способы их получения. Для синтеза алкадиенов широко используются реакции отщепления : 1. Метод Лебедева(дегидратация и дегидрирование) 2CH3-CH2-OH→ CH2=CH-CH=CH2+2H2O+H2 2. Способ дегидрирования алканов : а) Получение бутадиена-1,3 C4H10→CH2=CH-CH=CH2 +2H2 б) Напишите получение изопрена самостоятельно 3. Способ дегидрогологенирования : напишите что получится. СН2-СН2-СН2-СН2 +2KOH→ / / Cl Cl Низшие диены- газы или жидкости, высшие- твёрдые вещества. Бутадиен-1,3- бесцветный газ с характерным запахом. Изопрен- летучая жидкость обладает неприятным запахом. Химические свойства. Две реакции: присоединение и полимеризация. Особенности реакции присоединения к алкодиенам с сопряженной связью является способность присоединять молекулы как по месту 1,2 так и по краям- 1,4-присоединение Напишите на доске эти реакции. Они протекают параллельно: Алкадиены легко вступают в реакцию полимеризации, при этом образуются синтетические каучуки. Особенность: протекают как 1,4 присоединение: nCH2=CH-CH=CH2→ (-CH2-CH=CH-CH2-)n Напишите уравнение реакции полимеризации изопрена. Существуют геометрические изомеры: цис- и транс- . Учёные показали , что натуральный каучук представляет собой цисполизопрен. Каучук, в котором все элементарные звенья находятся или в цис- или транс- конфигурации, называются стереорегуляторными. Каучук- это непредельный стереорегуляторный полимер состава (С5Н8) n со средней молекулярной массой равной 15000-500000. Трансполиизопрен- гуттаперча. Каучук по сравнению с гуттаперчей обладает гораздо более высокой эластичностью. Природный каучук является липким эластичным, резиноподобным материалом, но по сравнению с каучуком выше. Синтетические натуральные каучуки не могут использоваться в промышленности. Для этого необходимо изменить некоторые физико-химические свойства: Повысить термостойкость, прочность, устойчивость к растворителям. С этой целью проводят вулканизацию каучука- это нагревание каучука с серой, в результате получается резина, которая по своим свойствам значительно превосходит исходный продукт. Давайте теперь решим задачу! 1.При полном сжигании 1 моль диеновогоуглеводорода составом СхНу образуется 54 грамма воды и 89,6 л. Углекислого газа. Определите молекулярную формулу исходного соединения. 2.При гидролизе 6,4 грамм технического карбида кальция образовалось 2 л. Ацителена. Определите массовую долю примесей в карбиде кальция. Спасибо. Домашнее задание: параграф 5, упр. 1-4 Спасибо за работу. Молодцы! Урок окончен. | Двойную связь. Две двойные связи. Алкадиены- это ациклические ,непредельные УВ, содержащие в молекуле две двойные связи между атомами углерода. Сn H2n-2 Записывают в тетради. SP2- гибридизация SP 2 ,SP-гибридизация 0,154нм, 0,132нм Структурная: -изомерия углеродного скелета -изомерия положения кратных связей. Геометрическая Межклассовая Изомерия углеродного скелета: СН2 =СН-СН=СН-СН2 –СН3 Гексадиен-1,3 СН2 =С-СН=СН-СН3 СН3 2-метилпентадиен-1,3 Изомерия положения кратных связей : СН2=СН-СН=СН-СН3 Пентадиен-1,3 СН3 –СН=С= СН-СН3 Пентадиен-2,3 Межклассовая СН2=СН-СН2-СН2-СН=СН3 Гексадиен-1,5 СН≡С-СН2-СН2- СН3 Гексин-1 Записывают в тетрадь CH3-CH –CH-CH3→ │ CH3 CH2=C -CH=CH2+2H2O │ CH3 CH2=CH-CH=CH2+ +2KCl+2H2O 1,2-присоединение CH2=CH-CH=CH2+Cl2→ CH2-CH-CH=CH2 │ │ Cl Cl 1,4-присоединение 3,4-дихлорбутен-2 CH2=CH-CH=CH2+Cl2→ CH2-CH=CH-CH2 │ │ Cl Cl 1,4-дихлорбутен-2 nCH2=C-CH=CH2→ │ CH3 (-CH2-CH=CH-CH2-)n │ CH3 CH3 H \ / C=C / \ … CH2 CH2… Цисполиизопрен ...-Н2С H \ / C=C / \ Н3C CH2-… трансполиизопрен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект и презентация для практической работы "Получение и свойства кислорода"
Учителя химии при проведении практических работ сталкиваются с рядом проблем. Некоторые из них, такие как недостаток времени для подробного инструктажа учащихся и оформлении результатов работы, трудно...
Конспект урока химии в 9 классе по теме "Водород.Получение и свойства""
Конспект урока химии в 9 классе по теме" Водород.Получение.Нахождение в природе. Свойства" с использованием ЦОР...
Презентация к уроку химии по теме "Водород.Получение и свойства"
Презентация используется с конспектом урока....
«Алкены: строение, изомерия, свойства, применение».
Цель урока: создать условия для формирования знаний об алкенах как классе непредельных углеводородов, об особенностях строения, изомерии, химических свойствах, способах получения и применения. За...
Конспект урока : «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 КЛАСС
Конспект урока : «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 класс ,с использованием ИКТ...
Презентация к уроку «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 КЛАСС
Электронный вариант урока «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 КЛАСС...
Технологическая карта урока по теме "Ацетилен. Состав. Изомерия. Свойства "
Урок по теме "Ацетилен. Состав. Изомерия. Свойства" для 10 класса подготовлен для базового уровня (1 час. в неделю) по учебнику Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия.10 класс.М.: "Просвещени...