«Алкены: строение, изомерия, свойства, применение».
учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему
Цель урока: создать условия для формирования знаний об алкенах как классе непредельных углеводородов, об особенностях строения, изомерии, химических свойствах, способах получения и применения.
Задачи урока:
Обучающие: изучить алкены по плану:
-особенности строения, развиние представлений о кратной двойной связи между атомами углерода;
- изомерия и номенклатурау алкенов;
- химические свойства алкенов (качественные реакции на П-связь, правило Марковникова, правило Зайцева)
- основные способами получения в промышленности и лаборатории.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления умений анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывающие: продолжить формирование культуры умственного труда; коммуникационных навыков.
Тип урока: изучение нового материала.
Организационная форма: фронтальный опрос, беседа по проблемным вопросам, рефлексия.
Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, проектор.
Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку.
Оборудование и реактивы для демонстрации: штатив ученический с лапкой, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, этиловый спирт, концентрированная серная кислота, спички, спиртовка, пробирка с раствором йода (имитация бромной воды) и пробирка с раствором перманганата калия КМnО4.
Коллекции полимерных образцов полиэтилена с разной степенью полимеризации; портрет В.В.Марковникова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_himii_10_klass.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 10 классе по теме:
«Алкены: строение, изомерия, свойства, применение».
Учитель химии МБОУ УДСОШ №1 р.п. Усть-Донецкий Ростовской области Пронина ИЕ
Цель урока: создать условия для формирования знаний об алкенах как классе непредельных углеводородов, об особенностях строения, изомерии, химических свойствах, способах получения и применения.
Задачи урока:
Обучающие: изучить алкены по плану:
-особенности строения, развиние представлений о кратной двойной связи между атомами углерода;
- изомерия и номенклатурау алкенов;
- химические свойства алкенов (качественные реакции на П-связь, правило Марковникова, правило Зайцева)
- основные способами получения в промышленности и лаборатории.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления умений анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывающие: продолжить формирование культуры умственного труда; коммуникационных навыков.
Тип урока: изучение нового материала.
Организационная форма: фронтальный опрос, беседа по проблемным вопросам, рефлексия.
Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, проектор.
Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку.
Оборудование и реактивы для демонстрации: штатив ученический с лапкой, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, этиловый спирт, концентрированная серная кислота, спички, спиртовка, пробирка с раствором йода (имитация бромной воды) и пробирка с раствором перманганата калия КМnО4.
Коллекции полимерных образцов полиэтилена с разной степенью полимеризации; портрет В.В.Марковникова.
Ход урока:
- Организационный момент.
II. Целеполагание, определение темы урока. Стадия вызова.
1) Определить лишнее вещество. Объясните свой выбор
А) 1) метан 2) бутен 3) циклопропан 4) бутан
Б) 1) СН3 - СН2 - СН2 – СН2 - СН3 2) СH3 - CН - СH3
CH3
СН2=СН – СН2 – СН3 4) СH3 - CН - CН - СH3
CH3 CH3
На основании выбранного лишнего учащиеся делают вывод о теме урока и формулируют цель урока, исходя из строения предполагают виды изомерии характерны для алкенов, прогнозируют свойства.
III. Изучение нового материала. Стадия осмысления.
1.Распределение учащихся по группам (дифференцированный подход).
2.Индивидуальная работа в группах по изучению нового материала по тексту учебника. (5 мин)
№ группы | Содержание работы | |
Группа № 1. | Изучить строение алкенов: выяснить тип гибридизации, геометрию молекулы, угол связи, длину двойной связи, схему образования двойной связи | |
Группа № 2. | Выяснить возможные виды изомерии алкенов. Построить структурные формулы изомеров для С4Н8 | |
Группа № 3. | Изучить химические свойства: реакции присоединения, реакции окисления, качественные реакции на п-связь. | |
Группа № 4. | Рассмотреть способы получения алкенов: в лаборатории и промышленности | |
Группа № 5. | Выяснить применение алкенов. |
3. Выступление в группах
(Демонстрация презентации, комментарии, запись основных положений, уравнений реакций в тетрадях).
IV. Закрепление. Стадия размышления .
Учащимся предлагаются задания для отработки понятий: гомологи, изомерия, номенклатура.
Для получения оценки 3 и 4 необходимо выполнить все задания за исключением заданий выделенных курсивом.
Для получения оценки 5 необходимо выполнить все задания с учетом заданий выделенных курсивом.
1 вариант | 2 вариант | ||
Гомологи | Гомологи | ||
1 | Вещества, формулы которых СН2=СН2 СН2=СН - СН2 –СН3 А) веществами разных классов В) гомологами Б) одним и тем же веществом Г) изомерами | 1 | Вещества, формулы которых СН2=СН - СН3 СН2=СН - СН2 –СН3 А) веществами разных классов В) гомологами Б) одним и тем же веществом Г) изомерами |
Изомерия | Изомерия | ||
2 | Изомером вещества, формула которого СН2=СН - СН2 –СН3 является: А) 2- метилбутен – 2 Б) бутен – 2 В) бутан Г) бутин - 1 (составь структурную формулу выбранного изомера) | 2 | Изомером вещества, формула которого СН2=СН - СН2 –СН3 является: А) 2- метилбутан Б) бутан В) циклобутан Г) бутин - 1 (составь структурную формулу выбранного изомера) |
Номенклатура | Номенклатура | ||
3 | Название вещества, формула которого СН3 – СН – СН = СН – СН3 СН3 А) 2 – метилпентен-3 В) 2 – метилпентен-2 Б) 2 – метилпентен-4 Г) 4 – метилпентен-2 | 3 | Название вещества, формула которого СН3 – СН= С – СН2 – СН3 СН3 А) 2 – метилпентен-3 В) 3 – метилпентен-2 Б) 2 – метилпентен-4 Г) 3 – метилпентен-3 |
Химические свойства. Реакция гидрогалогенирования. Правило Марковникова | Химические свойства. Реакция гидрогалогенирования. Правило Марковникова | ||
4 | Продуктом реакции пропена с бромоводородом является: А) 1- бромпропан Б) 1,2 – дибромпропан В) 2 – бромпропан Г) 1,2,3 – трибромпропан (запиши реакцию о которой идет речь) | 4 | Продуктом реакции бутена-1 с хлороводородом является: А) 2- хлорбутан Б) 1,2 – дихлорбутан В) 1– хлорбутан Г) 1,2,3 – трихлорбутан (запиши реакцию о которой идет речь) |
Химические свойства. Реакция гидрирования, гидратации | Химические свойства. Реакция гидрирования, гидратации. | ||
5 | Реакции гидрирования соответствует схема А) …+Н2О → С2Н5ОН Б) …+Н2 → С3Н8 В) … → С2Н4 + Н2 Г) … → С2Н4 + Н2О (запиши выбранную реакцию, подобрав вместо многоточия нужную молекулярную формулу) | 5 | Реакции гидратации соответствует схема А) …+Н2О → С2Н5ОН Б) …+Н2 → С3Н8 В) … → С2Н4 + Н2 Г) … → С2Н4 + Н2О (запиши выбранную реакцию, подобрав вместо многоточия нужную молекулярную формулу) |
6 | Вещество, для которого характерна реакция гидратации: А) этилен В) бутан Б) 2- метилпропан Г) пропан (запиши реакцию, о которой идет речь) | 6 | Вещество, для которого характерна реакция гидрирования: А) 2- метилбутан В) пентан Б) пропан Г) пропилен (запиши реакцию, о которой идет речь) |
Взаимопроверка, взаимооценка заданий не выделенных курсивом проводится учащимися.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
В-1 | В | Б | Г | В | Б | А |
В-2 | В | В | В | А | А | Г |
Количество баллов | оценка |
5-6 | 4 |
3-4 | 3 |
2-1 | 2 |
Задание, выделенное курсивом проверяется учителем.
Итоговая оценка выставляется с учетом взаимооценки учащихся.
Составить дидактический синквейн.
Памятка о Синквейне.
(Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме).
Пример синквейна
1.Этилен
2.Непредельные, ненасыщенные
3.Горят, присоединяют, окисляют
4. Сырье для производства полиэтилена
5.Алкен.
V. Рефлексия
1 Сегодня я узнал…
2.Было сложно...
3.Было интересно…
4.Я уверен, что...
5. Урок мне дал для жизни…
Домашнее задание.
§-4, упр 4,7 письменно.
Дополнительное задание:
- Найти молекулярную формулу алкена, относительная плотность которого по кислороду равна 2,19. Составить изомеры и назвать.
- Осуществить превращения:
С3Н8 → С2Н4 → С2Н5Br → C2H4 → C2H5OH → CO2
- Подготовить сообщение - презентацию о применении этилена и его гомологов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Алкины: состав, строение, изомерия, физические свойства, получение, применение"
Урок по теме непредельные УВ. содержит элементы ИКТ, игровой, здоровьесберегающей, поисково-проблемной технологий...
Презентация к уроку по теме "Алканы. Строение, свойства, получение, применение"
Презентация к данному уроку позволяет учителю четко и полно раскрыть основные понятия темы, а также помогает учащимся закрепить полученные знания...
АЛКЕНЫ. СТРОЕНИЕ, ИЗОМЕРИЯ, НОМЕНКЛАТУРА
Данный урок является очередным в системе уроков по теме «Углеводороды». Он является уроком, на котором учащиеся знакомятся с одним из классов углеводородов – алкенами, рассматриваютс...
Презентация по теме: Алканы-строение, изомерия, номенклатура
Презентация к уроку химии 10 класс(базовый) по теме: "Алканы-строение, изомерия, номенклатура"....
Конспект урока : «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 КЛАСС
Конспект урока : «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 класс ,с использованием ИКТ...
Презентация к уроку «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 КЛАСС
Электронный вариант урока «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 КЛАСС...
Алкены.Номенклатура,строение,свойства, применение
изучить строение этилена; дать понятия о двойной углерод – углеродной связи, о реакциях гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации, полимеризации, дегидратации; углуби...