Применение интерактивных технологий на уроках химии
статья по химии по теме
Статья посвящена вопросам необходимого внедрения интерактивных технологий на уроках химии. Проанализированны некоторые продукты данных технологий, призванных обеспечить доступность, непрерывность и высокое качество образования. Благодаря интерактивным технологиям становится возможным организовать коллективную и групповую работу, используя приемы поблемного обучения. В статье приведены примеры используемых форм работы на уроке с применение интерактивной доски. Появляется возможность работать эстетично и интересно, почти играя, изучать такой сложный предмет, как химия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение интерактивных технологий на уроках химии
Карева Ольга Сергеевна,
учитель химии,
МБОУ СОШ №7 им. А.П. Гайдара
г. Арзамас
Эл. адрес: karevaolga89@mail.ru
Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися.
Появившиеся в настоящее время интерактивные обучающие компьютерные системы, способствуют получению качественного образования независимо от места проживания учащихся и способов доступа к компьютеру.
Такие системы интерактивных продуктов призваны обеспечить доступность, непрерывность и высокое качество образования на основе перспективных компьютерных технологий (Интернет, проектирование, моделирование).
Интерактивные технологии в совокупности с интерактивным программным обеспечением позволяют реализовать качественно новую эффективную модель преподавания учебных дисциплин, а современные интерактивные доски, появившиеся в образовательных учреждениях, являются техническим инструментом для реализации эффективной модели электронного обучения. С их использованием преподавание действительно становится креативным и увлекательным.
Так, интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность интерактивной доски – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся, что особенно важно для работы с непоседливыми детьми.
Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс, повышает мотивацию. В классе не остается равнодушных, уроки становятся легкими и увлекательными.
Одной из задач современного учителя является пробуждение интереса учащихся к предмету и поддержание этого интереса на протяжении всего курса изучения. Химия — очень непростой предмет. И если несколько лет назад интерес к нему прививался через проведение демонстрационных и практических работ, то сейчас весь запас реактивов во многих школах практически исчерпан, часть экспериментов и явлений демонстрировать в школьных условиях просто небезопасно. Кроме того, задачей учителя химии является развитие пространственного воображения ребенка, умение «увидеть» невидимое, смоделировать химические процессы. Все это легко решают уроки с использованием интерактивной доски. Ее применение облегчает работу учителя при создании наглядных пособий и организации фронтального контроля; позволяет многократно демонстрировать видеозаписи химических опытов.
Становится возможным организовать коллективную и групповую работу, используя приемы проблемного обучения; появляется возможность работать эстетично и интересно, почти играя, изучать такой сложный предмет, как химия.
На уроках химии и при подготовке к урокам я применяю следующие формы работы:
• создание презентаций по темам, изучаемым по базовому курсу химии 8–11 классов (созданы презентации по темам: «Основные классы неорганических соединений», «Кислоты», «Основания», «Азот», «Алюминий», «Бензол», «Карбоновые кислоты», и др.);
• создание проектных и исследовательских работ (созданы исследовательские работы по темам: «Выращивание кристаллов», «Влияние характера пищи на возникновение кариеса»);
• проведение виртуального химического эксперимента;
• моделирование химических процессов и явлений;
• решение расчетных и экспериментальных задач в процессе усвоения учебного материала, подготовки к ЕГЭ;
• использование готовых мультимедийных пособий («Уроки химии Кирилла и Мефодия» – виртуальная школа; электронные пособия – «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия элементов», «Общая химия».)
• использование интернет- ресурсов.
Учащиеся готовят презентации, которые затем используем для проведения уроков. Ведутся исследовательские работы, где неотъемлемой частью работы является обобщение результатов в виде презентации. С ее использованием не только обретается единство во взаимодействии с компьютером, но и преподается мировоззрение, прививаются навык системного мышления, способность абстрагирования, моделирования, т. е. основные навыки современного человека – способность думать, исследовать, понимать, действовать.
Очевидно, что одним из самых сильно действующих средств для создания и поддержания интереса к предмету является демонстрационный химический эксперимент.
Практически он предусмотрен при изучении всех разделов химии в средней школе. Однако при отборе опытов для демонстрации действуют ограничения, связанные с повышенной опасностью некоторых веществ. По этой причине многие интересные, зрелищные и познавательные опыты никогда не включали в школьную программу. Например, опыты с белым фосфором.
Главное достоинство компьютерного моделирования — бесспорная целесообразность его использования при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ.
Так, в электронном издании «Виртуальная химическая лаборатория» можно выбирать, переливать или пересыпать реагенты, собирать экспериментальные установки, проводить в них химические опыты, делать «виртуальные» фотографии химических реакций, записывать результаты наблюдений в лабораторный журнал.
Отличительной особенностью электронного издания «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория», включающая более 150 химических опытов является возможность моделирование химических экспериментов, молекул органических и неорганических веществ.
В курсе «Органическая химия» при изучении классов органических веществ, учащиеся испытывают затруднения в представлении объемной молекулы, тем самым не могут правильно определять типы гибридизации. Благодаря использованию «виртуальной лаборатории» на уроках, презентаций эта проблема становится решаемой.
Умение решать задачи – интегрированный показатель степени овладения знаниями по химии, физике и математике и, несомненно, мыслительных способностей учащихся. Поэтому решение задач – это не только один из ведущих методов обучения, но и самый информативный способ контроля. При помощи интерактивной доски гораздо легче, быстрее и нагляднее осуществляется этот метод. Есть возможность исправлять ошибки, подчеркивать, выделять другим цветом, сохранять самое необходимое.
Такая технология обеспечивает реализацию на практике развивающего обучения.
С использованием интерактивных досок сокращается время, затрачиваемое педагогом на подготовку к занятию, вместе с тем улучшается качество обучения за счет нового способа изложения и подготовки материала урока.
Представление материала на интерактивной доске в сочетании с индивидуальной работой позволяет добиться уникальных результатов обучаемости.
Их можно немедленно проверить при помощи контрольных вопросов (как общих на интерактивной доске, так и тестовых на персональном компьютере) – простых, но требующих активного восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов.
При традиционном обучении осуществить такую проверку у всех учащихся класса практически невозможно.
Интерактивные технологии изменяют характер образования. Используя интерактивную доску, обучаемый сам активно участвует в исследовательском процессе.
Следует понять, что альтернативы информационным технологиям нет.
Технологии могут не работать, если ими не хотят или не умеют пользоваться, или пользуются не с теми целями, ради которых они созданы.
Технологии эффективно работают для тех, кто хочет, чтобы им помогли.
Совершенно очевидно, что использование интерактивных технологий в образовании имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным.
Литература:
1. Абрамова С.И. Компьютерные технологии на уроках химии. Химия (ИД «Первое сентября»), 2009, № 2.
2. Дорофеев М.В. Информатизация школьного курса химии. Химия (ИД «Первое сентября»), 2002, № 37.
3. Леташкова Е.В. Интерактивная доска на уроках химии. Химия (ИД «Первое сентября»), 2009, № 8.
4. Платонова Т.И. Об использовании электронных презентаций. Химия в школе, 2007, № 9.
5. Уварова Е.В. Использование информационных технологий для формирования ключевых компетенций учащихся при обучении химии. Химия (ИД «Первое сентября»), 2009, № 14.
6. Полякова О.А. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе/ О.А Полякова.// Интерактивные технологии в образовательном процессе. [Электронный ресурс].-2012.-Режим доступа: http://aleshko.ucoz.kz/publ/interaktivnye_tekhnologii_v_obrazovatelnom_processe/2-1-0-31.html.
7. Ставицкая М.И. Технология интерактивного обучения/ М.И. Ставицкая // Рекомендации по планированию методической работы с учителями дефектологами, учителями классов интегрированного обучения в 2008/2009, 2009/2010 учебных годах. [Электронный ресурс].-2012.-Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/168-metodicheskaya-rabota/1465.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/05/picture-467505-1407189047.jpg)
Методика применения интерактивной доски на уроке химии в 8 классе в теме « Кислоты»
Вашему вниманию представлена методика применения интерактивной доски на уроках химии 8 класс в рамках темы «Кислоты». Папка содержит введение, конспект урока, заключение, а такжеь сопровож...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/21/picture-484254-1411299058.jpg)
Применение интерактивных технологий на уроках ОБЖ
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделиров...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-383311-1389790590.jpg)
Применение интерактивных технологий на уроках математики.
Статья "Применение интерактивных технологий на уроках математики"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/02/picture-164381-1446460851.jpg)
Применение интерактивных технологий на уроках ИЯ
Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/02/picture-194213-1359797206.jpg)
Опыт работы по теме "Применение интерактивных технологий на уроках английского языка как средство повышения коммуникативной компетенции"
Изменения, происходящие сегодня в общественных отношениях, а также развитие средств коммуникации, требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подгото...
Мастер- класс по применению интерактивных технологий на уроке литературы (5 класс)
Цель урока Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с текстом.Основное содержание темы, термины, п...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Применение игровых технологий на уроках химии» Разработка дидактической игры по химии по теме: «Строение и классификация органических соединений».
Приведена разработка дидактической игры по химии по теме: "Строение с классификация органических соединений"....