Проектные технологии в образовательном процессе.
презентация к уроку по химии (10 класс) по теме
- Краткая историческая справка о проектных технологиях на практике школ зарубежных стран.
- Использвание этого метода в советской школе и образовательных учереждениях а наши дни.
- Мое видение этого метода на моих уроках.
- Проектные технологии учат: 1) Сотрудничеству
2) Умению работать с информацией
3) Наблюдениям и отбору фактов
4) Анализу полученых результатов
5) Представлению результатов работы(презентация)
- Уроки хими и биологии самые благодатная почва для организации разных форм проектной деятельности.
- Как я, на своих уроках применяю данную технологию. Урок-проект: "Алюминий и его свойства."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-proekt.docx | 28.1 КБ |
metody_proektov.doc | 50 КБ |
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_himii.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: АЛЮМИНИЙ И ЕГО СВОЙСТВА
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технических аспектов образования. Чтобы добиться высоких результатов в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя, для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность, умение планировать работу, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.
Технология классно-урочной системы, эффективна для массовой передачи знаний, умений, навыков, становиться неконкурентоспособной в современных условиях. Этим обусловлено использования метода проектов в школе. Этот метод называют технологией четвертого поколения, реализующий личностно-деятельностный подход в обучении.
Этапы работы над проектом
1. Погружение в проект
2. Планирование работы
3. Поиск информации
4. Обобщение результатов и выводы
5. Презентация проектного продукта
6. Рефлексия
Функции учителя:
- Помогает ученикам в поиске необходимой информации
- Сам является источником информации
- Координирует весь процесс
- Поощряет учеников
- Поддерживает непрерывную обратную связь.
Формы проектного продукта
- Газета
- Игра
- Макет
- Справочник
- Учебное пособие
- Инструкция
- Доклад
- Материал для стенда и др.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности
1. Рефлексивные умения
2. Поисковые (исследовательские)
3. Умение работать в сотрудничестве
4. Менеджерские умения
5. Коммуникативные умения
6. Презентационные умения и др.
Для реализации метода проектов используют чаще всего групповую форму работы, которая позволяет сделать участниками проекта весь класс. От учителя требуется принципиальная смена педагогической позиции: с одной стороны не давать в готовом виде ни правил работы, ни образцов результатов, с другой стороны – помогать выдвигать предположения, слышать мнения друг друга и учитывать разные точки зрения при построении собственного действия.
Тип урока: изучение нового материала
Метод: метод проектов, исследовательский
Форма работы: групповая
Цель урока: изучение химических свойств алюминия
Задачи урока
- Образовательные: вывести правила взаимодействия алюминия со сложными веществами
- Развивающие: создать условия для развития познавательных компетенций
- Воспитательные: создать условия для формирования коммуникативных компетенций
Оборудование: инструктивные карточки, набор реактивов, фломастеры, ватман, оценочные листы, магниты, справочная литература.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика | Используемые методы |
1. Организационный момент | – Приветствие | – организация в группы |
|
2. Погружение в проект | Создает проблемную ситуацию, мотивирует обучающихся. | Обсуждает полученную информацию, выявляет проблемы, выдвигает гипотезы, ставит цели. | Фронтальная беседа |
3. Планирование работы |
| Вырабатывает план действий, определяет время работы на каждом этапе, выбирает форму представления результатов | Консультирует |
4. Поиск информации | Помогает, наблюдает, советует | Поиск и отбор необходимой информации, проведения исследований |
|
5. Обощение результатов | Контролирует, консультирует | Отбирает информацию. Делает выводы, оформляет результаты, готовит презентацию. |
|
6. Презентация | Слушает, координирует работу групп по обсуждению результатов работы. | Защищает проект, участвует в обсуждении |
|
7. Рефлексия | Участвует в анализе, собирает оценочные листы. | Оценивает индивидуальный вклад члена группы и всей группы, оценивает степень достижения цели, причины успехов и неудач |
|
Второй этап урока учитель начинает с легенды:
Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец. В дар императору он преподнес изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно легкого металла. Мастер поведал, что этот никому не известный металл он сумел получить из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло Тиберия да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившиеся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому не повадно было заниматься производством загадочного металла под несчастливым номером в периодической таблице.
Что это за металл?
Затем идет фронтальная беседа по вопросам:
1. Дайте характеристику алюминию по положению его в таблице
2. Каковы особенности строения атома алюминия?
3. Проанализируйте положения алюминия в электрохимическом ряду напряжения металлов.
Ученики делают вывод: Атом алюминия содержит на внешнем уровне три электрона, которые он легко отдает. Это активный металл, так как в ряду напряжения он располагается сразу после щелочных и щелочноземельных металлов. Поэтому можно предположить ,что их химические свойства будут похожими.
Учитель: Так ли это на самом деле?
Вместе с учениками определяем название нашего будущего проекта: «Химических свойств элемента под несчастливым номером в периодической таблице».
Класс делится на группы. Для случайного формирования групп можно использовать такой прием: каждому ученику раздаются цветные квадратики. Затем ребята объединяются в группы по цвету квадратиков.
Каждая группа вытягивает задание:
1 группа: Изучите взаимодействие алюминия с солями. Составьте рекомендации.
2 группа: Изучите взаимодействие алюминия с кислотами. Составьте рекомендации.
3 группа: Изучите взаимодействие алюминия с водой. Составьте рекомендации.
Инструктивная карточка для группы № 1
Проведите опыты:
№1. Возьмите раствор соли сульфата меди поместите в нее кусочки алюминия. Запишите наблюдения, сделайте выводы, составьте химическое уравнение.
№2. В кристаллизатор с раствором хлорида алюминия и несколькими каплями фенолфталеина поместить небольшой кусочек натрия (работаем под наблюдением учителя). Запишите наблюдения, сделайте выводы, составьте химическое уравнение.
Инструктивная карточка для группы №2
Проведите опыт:
В две пронумерованные пробирки налете 3 мл 40%-го раствора НCl, 2-3 капли фенолфталеина и поместим в каждую гранулы цинка и алюминия, соответственно. Запишите наблюдения, сделайте выводы, составьте химическое уравнение.
Инструктивная карточка для группы №3
Проведите опыт:
Для опыта возьмём образцы двух активных металлов (см.ряд активности металлов): Аl (гранулы) и Na. В кристаллизатор с водой прильем 2-5 капель фенолфталеина и поместим небольшой, очищенный (скальпелем) от перекиси и предварительно подсушенный (сухой фильтровальной бумагой) от керосина кусочек Na, (под наблюдение учителя), а в пробирку с водой поместим гранулу алюминия. Запишите наблюдения, сделайте выводы, составьте химическое уравнение.
Презентация групп (обсуждение результатов работы)
Результаты работы группы №1
Исходя из результатов первого опыта был сделан вывод: более активный металл ( алюминий) вытесняет менее активный металл из раствора солей. В ходе реакции образуется новая соль и выделяется медь на поверхности алюминия. Согласно этому правилу должна идти реакция по 2-ому опыту, однако наблюдения показали , что в ходе реакции выделяются пузырьки газа, розово-малиновое окрашивание раствора и образование белого осадка. Почему?
Учащиеся: Натрий (активный металл) активно реагирует с водой растворяющей хлорид алюминия по уравнению:
2Na + 2 H2O = 2 NaOH + H2^. Таким образом, мы объясняем выделение газа (водорода).
Учащиеся: Как объяснить выделение осадка? Обратимся к таблице растворимости (растворимость исходных и продуктов).
Учащиеся: Все исходные вещества и предполагаемые продукты реакции растворимы в воде.
Какие ионы имеются в предложенном растворе? Ионы Na+, OH–, Al3+, Cl––
Мы предположили, что между этими ионами возможно протекания реакций.
Запишем возможные уравнения реакций взаимодействия между этими ионами:
Na+ + OH– = NaOH;
Na+ + Cl– = NaСl;
Al3+ + 3Cl– = AlСl2;
Al3+ + 3OH– =Al(OH)2v .
Таким образом, все вещества находятся в одной пробирке, следовательно, вступать во взаимодействие могут не только исходные вещества, но и продукты их взаимодействия.
Запишем оба уравнения и суммируем их:
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2^
3NaOH + AlCl3 = Al(OH)3v + 3NaCl
Результаты работы группы №2
Наблюдения:
– В пробирке с цинком: реакция сразу идёт бурно, с выделением газа, изменения окраски фенолфталеина не происходит.
2HCl + Zn = ZnCl2 + H2^
– В пробирке с алюминием: сначала не наблюдаем признаков реакции, а затем реакция идёт бурно, с выделением газа , изменения окраски фенолфталеина не происходит.
6HCl + 2Al = 2AlCl3 + 3H2
Почему? Ведь в ряду напряжения металлов они находятся рядом, алюминий стоит перед цинком. В ходе обсуждения и работы с литературой мы пришли к выводу, что на поверхности алюминия образуется устойчивая оксидная пленка , которая и замедляет процесс реакции.
Вывод: согласно ряду напряжения металлов, металлы, стоящие до водорода будут вытеснять его из раствора кислот (исключение: щелочные и щелочноземельные металлы: они реагируют с водой, растворяющей кислоты)
Результаты работы группы №3
Наблюдения:
– Натрий «бегает» по поверхности воды и быстро реагирует с ней, полностью исчезнув, выделяется газ, а вода окрашивается в розовато-малиновый цвет;
2Na + 2 H2O = 2 NaOH + H2 ^
– В пробирке с алюминием признаков реакции не наблюдаем.
Почему? Алюминий ведь активный металл, реакция должна идти также как в опыте № 1,тогда согласно первому опыту запишем уравнения:
2Аl + 6Н2О = 2Аl(OH)3 + 3H2
Работая с литературой мы обратили внимание, что это активные металлы, а хранят их по-разному. Натрий под слоем керосина, так как он мгновенно начнет реагировать с кислородом воздуха. А что не дает это сделать алюминию?
Вывод: таким образом, алюминий при н.у. защищён оксидной плёнкой Al2O3. Именно эта оксидная плёнка предохраняет алюминий от активного взаимодействия с водой при н.у., если ее удалить, то алюминий будет энергично реагировать с водой.
Как удалить оксидную пленку? Можно нагреть
2Аl + 6Н2О = 2Аl(OH)3 + 3H2^
Примечание: при защите каждая группа представила результаты своей работы на плакате.
Рефлексия работы групп
1. Внутренняя оценка деятельности участников группы
Ф.И. обучающихся | Работа с литературой | Проведения эксперимента | Выдвижение гипотез, формирование вывода | Оформление презентации | Защита работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Внешняя оценка работы группы
№ группы | Постановка проблемы | Формирования выводов | Глубина раскрытия вопроса | Разнообразие источников информации | Качество проведение презентации | Качество проектного продукта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ ПРОЕКТОВ: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Какова история, место, роль метода проектов в образовательном процессе?
Обращение к проекту в обучении преследовало цель получения знаний и приобретение необходимого опыта при решении практических проблем в реальных жизненных ситуациях. Исследователи метода выделяют следующие этапы его становления:
- ХVI в. - зарождение метода проектов в архитектурных школах Италии.
- XVI в. - до середины XVIIIвека использование проектной деятельности в архитектурных школах Европы.
- XVIII - XIX века - распространение проекта как метода обучения в систематической педагогической практике в странах Европы и США.
- XIX - начало XX вв. - широкое использование в производственном обучении и в общеобразовательных школах.
- На рубеже XIX-XХ вв. широкое распространение метод получил в США, в странах Северной и Центральной Европы. В США метод проектов до настоящего времени используется для реализации проблемного подхода к обучению.
До начала XX столетия метод проектов применялся в основном в школах с производственным уклоном. Но уже в конце XX века в педагогике появилась настойчивая критика использования обучения как чисто прикладной деятельности, формирующей в основном производственные навыки. Так, американский философ образования, психолог и педагог Дж. Дьюи предлагал строить процесс обучения на познавательной активности и любознательности ребенка. Его предложения были направлены на преодоление оторванности школы от жизни: опыт и знания учащиеся должны были приобретать путем исследования проблем, изготовления продуктов (макетов, схем), производства опытов.
Дж. Дьюи видел необходимость применения учениками теоретических знаний на практике, а для решения конкретных проблем в практической деятельности – обращения к вопросам теории. Этот подход к обучению лег в основу современного метода проектов. Именно Дж. Дьюи трактовал метод проектов как совместную деятельность учителя и учащихся, направленную для решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Дж. Дьюи подчеркивал роль учителя в организации и управлении всей познавательной деятельностью учащихся при использовании метода проектов, особенно на первых порах, когда учащиеся не могут рассчитывать свои силы и преувеличивать свои возможности.
Таким образом, в американском образовании метод проектов учитывает интересы обучающегося, его познавательную мотивацию, включает руководство деятельностью ребенка со стороны педагога и оценку деятельности.
Времена Советского Союза—американский опыт метода проектов исследовал И.Ф. Свадковский с целью применения его в советском образовании и выделил требования, предъявляемые к педагогу, сопровождающему аналогичные проекты.
Самые основные:
- необходимо иметь определенный план;
- необходимо давать возможность ученику ставить вопросы и самостоятельно мыслить;
- следует постоянно наблюдать за работой над проектом, чтобы она была выполнена по высшему стандарту, ученик должен постепенно продвигаться вперед;
- нужно следить за записями в определенные промежутки времени;
- планировать проект следует так, чтобы он не потребовал много ученического времени;
- если возникает сомнение в выполнимости указаний, нужно составить письменное задание;
- обязательно нужно ободрять ученика при решении трудных проблем. Педагогическим обоснованием метода проектов являются: учет сил и интересов ученика, максимальная инициатива и самодеятельность, индивидуализация приемов работе и темпа работы, организация всей учебы на сознательном к ней отношении со стороны ученика.
Таким образом, история метода проектов связана с задачами практического обучения, воспитания самостоятельности и ответственности за процесс обучения. Несмотря на некоторое снижение популярности метода проекта в 30 е годы, он продолжал развиваться и сегодня широко используется в школьной практике всех стран.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РОССИИ.
В России метод проектов получил развитие с начала XX века. Еще в 1905 году, под руководством С.Т. Шацкого была организована группа, внедрявшая проектные методы в практику преподавания. В после революционный период метод одно время широко применялся в школах по личной инициативе Н.К.Крупской, идеи Дж. Дьюи нашли отражение и в педагогической практике А.С. Макаренко.
Предшественниками современного метода проектов в России были:
исследовательский метод, «дальтон – план» и бригадно - лабораторный метод.
Исследовательский метод обучения – организация поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного, творческого решения. На практике этот метод способствовал ликвидации системы заучивания учебного материала, формированию самостоятельной умственной деятельности школьников, созданию в школе атмосферы увлеченности учением, он доставлял учащимся радость самостоятельного поиска и открытия. В настоящее время этот метод нашел свое развитие в проблемном методе обучения.
«Дальтон – план»- это система организации учебно - воспитательной работы в школе, основанная на принципе индивидуального обучения. ( свое название получила от г. Дальтон – штат Массачусетс, где была впервые применена). Автор – американский педагог Е. Паркерхст. Суть: весь школьный курс разбивается по месяцам. Каждый ученик под свою личную ответственность берет у учителя определенное задание и он его в течение месяца должен сдать. Следующее задание он не может взять, пока не сдаст накануне взятое. Здесь ученик самостоятельно планирует свое время. В начале 1923г этот метод апробировался в советских школах, но не нашел должного распространения. По выражению И.Ф.Свадковского—«Дальтон – план» не метод преподавания и воспитания, а прежде всего удобный план организации, повышающий общую и индивидуальную работу и дающую возможность наиболее экономно и целесообразно тратить силы учителя и ученика в итоге это «российская беспечность и расхлябонность».
И третья форма—Бригадгно - лабораторный . Учащиеся в классах объединялись по бригадам и работали по заданиям. Этот метод охватывал общую деятельность класса, индивидуальный учет знаний не проводился и поэтому тоже не нашел дальнейшего развития .
АКТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.
Для современной России, которая строит демократическое общество, нацелена на модернизацию экономики, культурное развитие, цели образования являются стратегическими. Школа как базовое развитие образования готовит человека к активной деятельности в разных сферах. Выпускник современной школы должен обладать определенными личностными качествами: гибко адаптироваться в меняющихся условиях, самостоятельно овладевать определенными знаниями, умело применять их на практике, критически мыслить, уметь видеть проблемы и искать пути их рационального решения, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, предотвращать конфликтные ситуации и конструктивно выходить из конфликтов в любых ситуациях, самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности и культурного уровня.
В таких условиях задача педагога развивать такие интеллектуальные умения, как анализ, сопоставление, сравнение, систематизирование прогнозирование, соотнесение результата действия с выдвигаемой целью. Однако, сами эти умения невозможно использовать, если не развивать социальную компетентность, проявляющуюся в умениях работать совместно, обсуждать и коллективно принимать согласованные решения, исполнять разные социальные роли, владеть культурой общения.
Метод проектов в современном образовании рассматривается как альтернатива классно- урочной системе. Этот метод имеет личностную ореинтацию, т.к. всегда предполагает наличие либо субъективно -, либо
социально значимые проблемы.
Таким образом, актуальность метода обусловлена следующими концептуальными положениями современного образования:
1.от школы заучивания – к школе развития;
2.понимание значимости гуманитарного знания – востребованного, практико- ореинтированного, личностно значимого знания;
3.признание ученика субъектом обучения, а значит приоритетными его личность и интересы;
4.построение отношений учителя и ученика на основе диалога;
5.осмысление демократизации системы обучения как равенства и ответственности сторон за его результаты. Степень самостоятельности учащихся зависит от того, насколько педагог подготовил их к проектной деятельности. Первоочередная задача учителя в методе проектов – обучение основам проектной деятельности: т.е вычленять проблему, аргументировать свою позицию выбора темы, формулировать цель, конкретизировать задачи, планировать работу, действовать совместно в парах, в группах, составлять график работы, распределять время работы, готовить презентацию результатов, оценивать результаты, осуществлять рефлексию. Кроме того, учащимся необходимы умения проводить исследования, использовать методы обработки статистических данных. Всем этим умениям обязан обучить учитель.
Следует учитывать, что успех проекта зависит не столько от количества проектов, в которых принимали участие школьники, сколько от того, как их обучали проектной деятельности, насколько методически правильно организована работа.
ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования - (выработка концепции, определенных целей и задач проекта, доступных ресурсов, создание плана и реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.)
Руководитель проекта (учитель) обязан правильно оценить деятельность обучающихся в проектной деятельности с учетом вышеизложенных положений. Учитель обязан увидеть как реализовалась данная тема, данный вопрос с точки зрения обучения и воспитания, привело ли раскрытие данной темы к раскрытию специфических умений и навыков проектирования, исследования, презентации и реализации в жизни своего продукта. Поэтому, важно, чтобы в работе ученика учитель смог увидеть, что работа:
- исследовательская,
- актуальна сегодня,
- работа имеет практическую значимость.
В работе должны быть:
1.поставлены задачи,
2.намечены пути решения,
3.работа должна быть выполнена в соответствии с требованиями к данной исследовательской работе,
4. как представлена работа для отчета – презентации,
5. каков конечный продукт работы.
При презентации учитываю:
1. четкость и доступность излагаемого материала;
2. соответствие темы работы её содержанию;
3. актуальность и практическая значимость;
4. эрудицию автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;
5. наличие собственных взглядов на проблему, умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;
6. Оформление работы—графики, таблицы, ссылки на литературу - (они должны быть в приложении).
7. культура выступления;
8. учет регламента – обязательна!
9. умение делать выводы.
За каждый пункт вышеизложенных положений по своему усмотрению в зависимости от степени сложности предлагаю учащимся строго определенное количество баллов. Суммируя эти баллы выводится общий балл, что и будет результатом их деятельности. Все эти критерии детям объясняется перед работой. Добросовестное отношение к выполнению работы завершается соответствующим вознаграждением вплоть до ПОЧЕТНОЙ ГРАМОТЫ. Это является стимулом к следующим работам.
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ХИМИИ.
На современном этапе развития общество уделяет повышенное внимание образовательному процессу. Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, новых путей развития для повышения качества образования.
Никому не секрет, что в настоящих учебных образовательных учреждениях разный контингент учащихся: дети рабочих, медицинских, педагогических работников, дети неблагополучных семей, неполных семей, дети семей, не имеющих постоянной регистрации. Дети обладают разной степенью мотивации к учению: от одаренных детей до детей, требующих коррекции знаний. Есть дети с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, и, наконец, дети, требующие особого внимания со стороны педагога и наша школа не исключение. В таких условиях главная задача школы—формирование у учащихся устойчивой мотивации к познанию, развитие их индивидуальных особенностей. Как же эту задачу, учитывая «стремление» большинства учащихся к познавательной деятельности.
Одним из вариантов достижения этой цели является использование различных педагогических технологий или их элементов, среди которых важное место занимает метод учебных проектов.
В процессе проектной деятельности ученики учатся:
1. сотрудничеству,
2. определению целей исследования,
3. умению работать с информацией.
4. наблюдениям и отбору фактов,
5. анализу полученных результатов,
6. представлению результатов работы.
Применение этой формы работы способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей и мышления, к саморазвитию прививает самостоятельность в приобретении знаний.
Уроки химии и биологии—самая благодатная почва для организации разных форм проектной деятельности. Проектная деятельность это прежде всего исследовательская работа. Исследовать, значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. Это и есть развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развития творческого мышления.
Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения ученика. Однако в условиях сокращения времени, отводимого к изучению предмета при сохранении объема ее содержания, снижает интерес к предмету.
Поэтому, я считаю, что необходимо создавать условия для развития познавательной активности, что как раз достигается методом проектов. Этот метод ориентирован на самостоятельную работу учащихся, но под руководством учителя. Учитель консультант.
Прежде чем дать какую-то конкретную работу я знакомлю с основами проектной деятельности. А это прежде всего:
-- в проекте должна быть решена какая-то проблема.
-- для этого ---- исследовательская работа.
--выполняется самостоятельно.
--я консультант.
--результаты проекта должны иметь практическую значимость
-- в конце проекта необходимо проанализировать результат.
Конкретный пример: 9ый класс. Тема: « Коррозия металлов». Данная тема была изучена в форме коллективной проектной работы. За три недели до изучения по плану были заложены опыты по выявлению причин, вызывающих коррозию. Металл железо - в разных средах:
а) в сухой пробирке, б) в дистиллированной воде с полной изоляцией контакта с кислородом, в) в обычной воде в контакте с кислородом, г) в растворе электролита в контакте с более активным металлом, д) в растворе электролита с менее активным металлом. Оставили в кабинете на полу на заднем плане. Я объяснила, когда мы должны увидеть результат. Тем не менее, ребята прибегали на переменах смотреть: что -то произошло или нет?
А когда стало видно, что « что-то произошло,» то сразу возникали вопросы: почему в этой пробирке белый осадок, почему в этой пробирке рыжий осадок, почему в третей пробирке менее рыжий осадок, а почему в какой-то пробирке никаких изменений нет. Это этап наблюдений. А на уроке были раскрыты причины таких изменений. Даже самые активные молчуны на перебой говорят в каких средах активнее разрушается металл.
В ходе урока выясняется проблема--- каковы причины разрушения, в каких средах быстрее идет процесс разрушения. Но проблема не только о факте разрушения, проблема в том, какова практическая значимость этого явления в жизни? Отвечают сами же ребята. Приводят примеры.
Далее останавливаемся о способах защиты металла от коррозии, останавливаемся на таком вопросе как «оцинкованное железо», из чего делают корпуса кораблей, и.т.д. Это теоретическая часть. Необходимо раскрыть химизм процессов. Это уже объясняю сама, с обязательной записью в тетрадях. Рассказываю о двух видах коррозии:
а) химической ,
б) электрохимической – с соответствующими уравнениями реакций. Основной вывод – все изменения в наших пробирках – это окислительно- восстановительные реакции, и что может остановить этот процесс.
В заключении один из участников группы, используя химизм процесса, почему, например, в одной пробирке появился белый осадок, из другой группы—почему во второй пробирке – рыжий осадок, из третей группы—где в природе электролитическая среда в контакте с металлом, из четвертой группы—как можно спасти металл от разрушения в таких условиях. Это и есть презентация работы. И наконец, анализ и самоанализ, что получило названия «рефлексии», т.е. какова результативность проектной работы.
В рамках урока химии исследовательский проект чаще всего выступает в роли не стандартного проблемно развивающего эксперимента. Собственная практика показала результативность использования на уроках коротко срочных учебных проектов , т.к он в максимальной степени активизирует мыслительную деятельность учащихся. Например, коротко срочный учебный проект по теме: «Кислотные дожди» в 8 классе, целью которого является оценка степени загрязнения атмосферного воздуха мегаполиса в рамках предметного содержания соответствуют учебным темам «Кислоты» и «Соли». Экспериментальная часть проекта проводится на уроке и включает анализ дождевой воды или талого снега на кислотность и наличие сульфатов. На основе полученных результатов, учащимся предлагается дома теоретически обосновать причины кислотности осадков, механизм их образования, и предложить меры по улучшению экологического состояния атмосферного состояния в мегаполисе.
Очень интересна в плане проектной деятельности тема «Индикаторы» в 8 классе, где практическую часть выполняют по заданию конкретные учащиеся, не запрещается и желающим, в домашних условиях. Задания безопасны в плане соблюдения техники безопасности и материал для исследований в домашних условиях есть. (изложить подробно не позволяет время). Что касается уроков биологии, для проектных работ- 6 и 8 классы можно привлечь к проектной деятельности. Например, в 6 классе тема «Фотосинтез». Интересующихся, как я реализую на практике, приглашу на урок - согласно календарного планирования- во втором полугодии.
В заключении хочу сказать, что рамки исследовательского проекта позволяют экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению. Кроме того, в условиях проектной деятельности предметные цели не заслоняют главное – воспитание и развитие личности. Использование проектной формы работы подтверждает, что нет «бесталанных детей, есть только не занятые своим делом», и использование этого метода дает возможность не только успевающим, но и слабо успевающим использовать свои сильные стороны. И всегда помня слова великого философа Конфуция: Я слышу--- и забываю,
Я вижу --- и запоминаю,
Я делаю --- и понимаю, Внедрение в свою практику исследовательские приемы в обучении, мы учим выпускников адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных жизненных ситуациях.
Юсупова Р.А.- уч. химии-биологии
ноябрь 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе
Использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе...
Использование проектных технологий в образовательном процессе
Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает ...
Мастер-класс «Внедрение проектной технологии в образовательный процесс»
Уважаемые коллеги!Как я уже поняла, работая на протяжении нескольких лет по ФГОСу, одна из приоритетных задач современной школы – создание условий для полноценного личностного развития каждого р...
Внедрение проектной технологии в образовательный процесс обучающихся
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательско...
Внедрение проектной технологии в образовательный процесс обучающихся
Методическая разработка...
Статья «Проектная деятельность, как современная технология в образовательном процессе»
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку на...
Статья «Проектная деятельность, как современная технология в образовательном процессе»
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку на...