Использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе
проект
Использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бахматова Ольга Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №7»
Дистанционное сопровождение очного обучения школьников
В последние годы в образовательных учреждениях активно развернулся процесс информатизации учебной деятельности школьников. В соответствии с новыми государственными образовательными стандартами общего образования учителю сегодня необходимо уметь выстраивать учебный процесс в современной информационной образовательной среде. Данный факт подтверждает не только новый стандарт, но и федеральные требования к образовательным учреждениям, которые в свою очередь активно оснащаются «контентными образовательными информационными системами», которые позволяют объединить в единую структуру отдельные рабочие места педагогов и учащихся и осуществить сетевое взаимодействие между ними.
Ярким примером контентной образовательной информационной системы является информационный интегрированный продукт «КМ-Школа», который помогает решать следующие образовательные задачи:
- способствовать повышению качества обучения, развитию познавательной активности школьников;
- сократить время учителя на подготовку к уроку;
- внедрить новые формы и методы работы, например, организацию дистанционного обучения для тех учащихся, которые обучаются очно.
В 2011 году я впервые познакомилась с ИИП «е-КМ-Школа» - это портальное решение известной разработки компании «Кирилл и Мефодий». В данном случае «е-КМ-Школа» это:
• «е» - электронное, неформальное, дистанционное обучение, которое может быть как индивидуальным, так и групповым;
• «КМ» - уникальный контент Базы Знаний «Кирилла и Мефодия», использованный в локальной версии продукта, а также удобные конструкторы;
• «Школа» - возможность организации каждым участником педагогического процесса деятельности с социальными сервисами в среде «е-КМ-Школа».
Работа в “е-КМ-школы” позволяет учителю-предметнику cоздать свою личную страницу и личный портфель, в котором хранятся материалы к урокам
( Рис1,2).
Рис.1 Рис.2
В Базе знаний находятся готовые уроки, которые распределены по классам и темам (Рис3,4).
Рис.3 Рис.4
Уроки, созданные в среде “КМ-Школы”, представляют собой наборы тематически организованных слайдов, на которых наглядно излагается учебный материал, что сближает их с уроком-презентацией, где каждый слайд — это фрагмент урока. Привлекателен урок-презентация тем, что обеспечивает получение большего объема информации и практических заданий. Задания проверяются автоматически. Учитель может использовать как готовые уроки, так и разрабатывать свои при помощи инструментария и коллекции медиаобъектов из Базы Знаний «КМ-Школы».
«е-КМ-Школа» предоставляет учителю как ключевому участнику образовательного процесса возможность обучать детей дистанционно во время актированных дней. Учащиеся самостоятельно знакомятся с уроком-презентацией, который состоит из теоретического материала и практических заданий. На личной странице учителя можно увидеть, кто выполнил задания, а кто нет, сколько учащихся не справились с заданием и какие задания оказались для них сложными
( Рис. 5,6).
Рис.5 Рис.6
Все это помогает учителю отслеживать уровень усвоения материала школьниками в процессе их дистанционного обучения и осуществлять контроль за учебной деятельностью.
Обучать дистанционно можно не только целый класс, но и отдельного ученика, который отсутствует в школе по болезни или семейным обстоятельствам. Даже находясь в другом городе, где есть доступ к интернету, он может самостоятельно изучать пропущенные темы.
Кроме того, учащиеся имеют огромные возможности для организации самоподготовки к урокам, они могут стать участниками учебных исследований, а также принимать участия в сетевых проектах и дистанционном обучении с педагогами, которых они могут выбрать самостоятельно. Дистанционные курсы по темам или учебным предметам направлены на то, чтобы помочь учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или углубленно изучить отдельные предметы.
Используя инструментарий, Базу Знаний «КМ-Школы» и интернет-ресурсы, учащиеся могут создавать свои собственные материалы к урокам (презентации, тесты, собирать свою коллекцию медиаобъектов), которые они систематизируют и сохраняют в личном кабинете.
Каждый ученик, зарегистрированный в «е-КМ-Школе», имеет доступ к личной странице электронного дневника. О результатах обучения учащиеся узнают своевременно, могут самостоятельно контролировать учебную деятельность. Родители всегда в курсе достигнутых результатов своего ребенка и могут отслеживать уровень его компетентности в предметных областях. В электронном дневнике ученика учитель может разместить информацию, касающуюся не только домашнего задания и оценки, но и оставить такую запись, как «опоздал», «не готов», ««5» за устный ответ» и т.д..
В требованиях нового государственного образовательного стандарта общего образования сказано о том, что учитель должен привлекать детей к проектной и исследовательской деятельности. «е-КМ-Школа» предоставляет площадку для разработки и проведения педагогами авторских дистанционных курсов и учебных проектов. Учитель может организовать и провести в среде «е-КМ-Школы» дистанционное обучение в виде курсов или отдельных занятий, а также разработать проект с использованием контента Базы Знаний. После окончания работы над проектом учитель выписывает сертификат участникам проекта (Рис.7,8).
Рис. 7 Рис.8
Учитель и ученик могут создать свое портфолио на основе «e-КМ-Школы», в котором будут автоматически отражаться ссылки на разработанные уроки, проведенные дистанционные курсы и проекты (Рис.9)
Рис.9
Так, «e-КМ-Школа» предоставляет огромные возможности для дистанционного сопровождения очного обучения школьников, исходя из профессиональных запросов, интересов и творческой инициативы учителя.
Список Интернет-ресурсов:
«е-КМ-Школа» http://e.km-school.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«е-КМ-Школа» • «е» - электронное, неформальное, дистанционное обучение, которое может быть как индивидуальным, так и групповым; • «КМ» - уникальный контент Базы Знаний «Кирилла и Мефодия », использованный в локальной версии продукта, а также удобные конструкторы; • «Школа» - возможность организации каждым участником педагогического процесса деятельности с социальными сервисами в среде «е-КМ-Школа».
Предварительный просмотр:
Дистанционное сопровождение проектной деятельности учащихся.
Слайд 1
Самым классическим методом в метапредметном обучении является проектный метод. Проектная методика и дистанционное обучение – это то, чем должен владеть современный учитель, потому что в требованиях нового государственного образовательного стандарта общего образования сказано о том, что учитель должен привлекать детей к проектной и исследовательской деятельности.
Слайд 2
Проектный метод обучения во главу всего ставит ученика. Здесь речь идет о личностном воспитании:
- это готовность и способность обучающегося к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению и познанию.
Учащийся под руководством учителя сам формулирует задачу, дальше его цель ее развить, спланировать дальнейшие действия, найти информацию, выдать конечный продукт.
Работа над проектом помогает формировать познавательные универсальные учебные действия., которые обеспечивают способность к познанию окружающего мира, готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности :
- Целеполагание
- Планирование
- Прогнозирование
- Контроль в форме сплочения действия и его результата
- Коррекция
- Оценка
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила поведения с учетом конкретной ситуации.
Слайд 3
«е-КМ-Школа» предоставляет площадку для разработки и проведения педагогами авторских дистанционных курсов и учебных проектов. Учитель может организовать и провести в среде «е-КМ-Школы» дистанционное обучение в виде курсов или отдельных занятий, а также разработать проект с использованием контента Базы Знаний.
Я кратко расскажу об одном из проектов, над которым работали ученики 11а класса. В этом году весь православный мир праздновал 700 –летие со дня рождения Сергия Радонежского. В городе была проведена конференция, посвященная этой дате. Мы приняли в ней участие. Наш проект назывался «Путь на Маковец», который мы представили на школьной конференции во время проведения Недели науки.
Слайд 4
Работа с проектом начинается с того, что определяется
Алгоритм действий
Слайд 5
Описание проекта
Учащиеся или учитель выбирает название проекта, прикрепляет иллюстрацию, характеризующую проект, заполняет аннотацию и ожидаемые образовательные результаты.
Слайд 6
Вопросы, цели, задачи.
Формулируется проблемный (главный) вопрос проекта, вопросы для учебных исследований, указываются цели и задачи проекта
Слайд 7
Этапы проведения
Заполнятся этапы проведения исследований участниками проекта, указываются задание и формы представления результатов исследования для каждого этапа.
Слайд 8
Методическое сопровождение.
Методическое сопровождение проекта, прикрепление объектов Базы знаний, собственных разработок, различных файлов со своего ПК, которые помогут участникам проекта в проведении исследований.
Слайд 9
Рефлексия и оценивание.
Руководитель проекта составляет вопросы для анкеты рефлексии, а также критерии оценивания работ участников проекта
Участники проекта
Слайд 10
Знакомятся с планом исследования
Слайд 11
Знакомятся с этапами исследования и методическим сопровождением, предложениями руководителя проекта
Слайд 12
Формулируют гипотезу исследования, ставят задачи, которые необходимо выполнить, а также перечисляют методы исследования
Слайд 13
После того как работа будет закончена , указывают, какую практическую значимость будет иметь их проект, а также делают выводы по результатам исследования
Слайд 14
Отвечают на вопросы самоконтроля:
- в проведенном исследовании мне было интересно……
- в проведенном исследовании я сделал……
- в проведенном исследовании меня удивило……
Слайд 15
Знакомятся с оценкой их исследований.
Слайд 16
После окончания работы над проектом учитель выписывает сертификат участникам проекта
Слайд 17
Руководитель проекта информирует участников проекта об окончании работы.
Слайд 18 - 19
Учитель и ученик могут создать свое портфолио на основе «e-КМ-Школа», в котором будут автоматически отражаться ссылки на разработанные уроки, проведенные дистанционные курсы и проекты
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УУД Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Согласовано заместитель директора по УВР______________ «___» 2015 г | Рассмотрено на заседании методического объединения протокол №___ от « «____» 2015 г | Утверждено приказом директора МБОУ «СОШ№7» от « «____» 2015г |
Рабочая программа
спецкурса
Проектная деятельность
в 5 а классе
Учителя русского языка и литературы
Бахматовой Ольги Геннадьевны
2015 г.
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
- Цель и задачи курса «Проектная деятельность»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность,
- развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
- формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
- Особенности программы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.
Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
- Специфика курса.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.
Группы умений, которые формирует курс:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:
1. Постановка проблемы
Проблема может идти от ребенка , а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.
2. Тема проекта
Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом - проблема, которая определила название проекта.
3. Цель проекта
После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.
4. Задачи проекта
Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе:
• задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);
• задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент);
• задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).
При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше — с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.
5. Гипотеза
Гипотезу выдвигают исходя из цели.
6. План работы
Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:
• подумать самостоятельно;
• посмотреть книги;
• спросить у взрослых;
• обратиться к компьютеру;
• понаблюдать;
• проконсультироваться со специалистом;
• провести эксперимент;
• другие.
В защите мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы): при решении первой задачи дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.
Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый выступающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта - другими словами, кратко представить свой «подпроект».
Реализация третьей задачи - проведение презентации проекта - идет на протяжении всей защиты проекта.
7. Продукт проекта
Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в продукте проекта.
Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, каталог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.
Таким образом, продукт проекта - это материализованный итог всей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.
8. Выводы (итог) проекта
Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.
- Место «Проектной деятельности» в учебном плане.
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ « СОШ №7» на проектную деятельность в 5 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 35 часов .
- Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, интервью, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
типовые занятия (объяснения и практические работы),
уроки-тренинги,
групповые исследования,
игры-исследования,
творческие проекты.
- Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.
- Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения,
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
- правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
- работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
IХ. Личностные и метапредметные результаты
Личностные
У школьников будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Возможные результаты проектной деятельности учащихся:
газета, журнал, книжка-раскладушка, презентация, электронная книга
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс (35 часов )
Введение
Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
I. Теоретический блок .
Способы мыслительной деятельности
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Понятия: анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
II. Практический блок.
Мы - исследователи .
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Количество |
Введение (1 ч.) | ||
1. | Что такое проект | 1 |
I. Теоретический блок (16 ч.) | ||
Способы мыслительной деятельности (7 ч.) | ||
2 | Что такое проблема | 1 |
3 | Как мы познаём мир | 1 |
4 | Удивительный вопрос | 1 |
5-6 | Учимся выдвигать гипотезы. | 2 |
7-8 | Источники информации | 2 |
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.) | ||
9 | Выбор темы исследования | 1 |
10 | Цели и задачи исследования | 1 |
11-12 | Методы исследования. Мыслительные операции. | 2 |
13-14 | Сбор материала для исследования. | 2 |
15 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | 1 |
16-17 | Обобщение полученных данных. | 2 |
II. Практический блок ( 14 ч.) | ||
Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты ( 9 ч. ) | ||
18-19 | Планирование работы | 2 |
20-21 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 |
22-23 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 |
24-26 | Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации. | 3 |
Проект «Я помню! Я горжусь!» ( 5 ч.) | ||
27-28 | Представление страниц книги «Я помню! Я горжусь!» | 2 |
29-31 | Работа над электронной книгой «Я помню! Я горжусь!» | 3 |
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся ( 4 ч.) | ||
32-33 | Подготовка к защите. | 2 |
34-35 | Защита проектов. | 2 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела. Тема урока | Кол-во часов | Понятия | Цели | Основные виды деятельности учащихся | Дата | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1гр | 2гр | ||
Введение (1 ч.) | |||||||||
1 | Что такое проект | 1 | проект, проблема, информация | Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся. | Беседа Презентация исследовательских работ учащихся. | 4/09 | 5/09 | ||
I. Теоретический блок (16 ч.) Способы мыслительной деятельности (7 ч.) | |||||||||
2 | Что такое проблема | 1 | проблема, объект исследования | Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. | Беседа Игра «Посмотри на мир чужими глазами». | 11/09 | 12/09 | ||
3 | Как мы познаём мир | 1 | наблюдение, эксперимент, опыт. | Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. | Игры на внимание. | 18/09 | 20/09 | ||
4 | Удивительный вопрос | 1 | вопрос, ответ. | Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. | Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». | 25/09 | 27/09 | ||
5-6 | Школа «почемучек». Учимся выдвигать гипотезы. | 2 | гипотеза, вопрос, ответ. | Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать. | Беседа, работа в парах, тренинг Игра «Найди причину». | 2/10 9/10 | 4/10 11/10 | ||
7-8 | Источники информации | 2 | источник информации. | Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). | Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. Оформление списка использованных электронных источников. | 16/10 25/10 | 18/10 25/10 | ||
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.) | |||||||||
9 | Выбор темы исследования | 1 | Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. | 6/11 | 8/11 | ||||
10 | Цели и задачи исследования | 1 | Цель: уметь ставить цели и определять задачи исследования. | Практика | 13/11 | 15/11 | |||
11-12 | Методы исследования. Мыслительные операции. | 2 | эксперимент, экспериментирование, анкетированиеанализ, синтез. | Цель: знать о методах исследования, уметь проводить исследования с использованием различных методов. | Практика Анкетирование Эксперимент | 20/11 27/11 | 22/11 29/11 | ||
13-14 | Сбор материала для исследования. | 2 | Цели: Знать правила и способы сбора материала. Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. | Практика | 4/11 11/11 | 6/11 13/11 | |||
15 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | 1 | Анализ, синтез, вывод | Цель: развитие умений анализировать свои действия и делать выводы. | Практика, работа в группах | 18/11 | 20/11 | ||
16-17 | Обобщение полученных данных. | 2 | Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное. | Цели: Знать способы обобщения материала Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное. | Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. | 25/11 15/11 | 27/11 17/11 | ||
II. Практический блок ( 14 ч.) Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты ( 9 ч. ) | |||||||||
18-19 | Работа над проектом «Я помню! Я горжусь!» Планирование работы | 2 | Цели: составление плана работы над проектами . Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. | Беседа, исследовательская работа в группах | 22/01 29/01 | 24/01 31/01 | |||
20-21 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 | Анкета, социальный опрос, интервью | Цели: знать, как составить анкету, опрос. Уметь провести анкетирование, опрос, взять интервью | Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. | 5/02 12/02 | 7/02 14/02 | ||
22-23 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 | каталог | Цели: уметь работать в библиотеке с каталогами, отбирать необходимую литературу по теме проекта. и составлять список литературы по теме исследования. | Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. | 19/02 26/02 | 21/02 28/02 | ||
24-26 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 3 | презентация | Цель: уметь работать на компьютере, синтезировать материал, создавать презентации | Практика | 5/03 12/03 19/03 | 7/03 14/03 21/03 | ||
Проект «Я помню! Я горжусь!» ( 5 ч.) | |||||||||
27-28 | Работа над страницами книги «Я помню! Я горжусь!» | 2 | презентация | Цель: уметь работать с материалом, правильно составлять презентацию | Практика | ||||
29-31 | Работа над электронной книгой «Я помню! Я горжусь!» | 3 | презентация | Цель: научиться создавать страницы электронной книги. | Практика | ||||
III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (4 часа) | |||||||||
32-33 | Подготовка к защите. | 2 | Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. | Знать: правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. | Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. | ||||
34-35 | Защита проектов. | 2 | Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности. | Конференция |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
- Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
- Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
6. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Литература для обучающихся:
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет- ресурсы:
- * Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
- * Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
- * А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
- * Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
- * Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
- Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
Оборудование и кадровое обеспечение программы
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Согласовано заместитель директора по УВР______________ «___» 2015 г | Рассмотрено на заседании методического объединения протокол №___ от « «____» 2015 г | Утверждено приказом директора МБОУ «СОШ№7» от « «____» 2015г |
Рабочая программа
спецкурса
Проектная деятельность по литературе
в 8 и классе
Учителя русского языка и литературы
Бахматовой Ольги Геннадьевны
2015 г.
Пояснительная записка
Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребенка потребности и способности к саморазвитию.
Формирование названных потребностей и способностей возможно в условиях такой организации обучения, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач.
Обеспечению этих условий в образовательном процессе способствует внедрение в школьную практику метода проектов.
Данный курс рассчитан на 34 часа, имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью, которая заключается в том, что обучающиеся овладеют навыками конструктивного общения, приобретут навыки самостоятельной исследовательской деятельности, разовьют умения работать с информацией из различных источников.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Цели курса: систематизация знаний по литературе, полученных на второй ступени обучения, и развитие ключевых компетентностей, необходимых для дальнейшего образования.
Курс «Проектная деятельность по литературе» призван способствовать решению следующих задач:
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности;
- активизировать творческую инициативу обучающихся;
- содействовать интеллектуальному, нравственно- эстетическому развитию обучающихся;
- формировать интерес к произведениям отечественной классики;
- развивать потребность в самостоятельной поисковой, исследовательской, аналитической и практической работе в процессе работы над проектом.
Принципы организации проектной деятельности:
- систематичность;
- внедрение интерактивных технологий (защита проекта, творческие мастерские, мастер – классы);
- поддержка любых мотиваций: интерес к предмету, связь с будущей профессией, получение награды.
Планируемые виды деятельности обучающихся:
- изучение научной и научно-познавательной литературы по теме;
- поиск необходимой информации из различных источников;
- планирование собственной деятельности;
- определение и реализация комплекса средств для выполнения поставленной цели;
- разработка мультимедийного сопровождения и защита проекта.
Практические занятия способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, умений создавать конкретный интеллектуальный или материальный продукт, но кроме них в содержание программы включены контрольные занятия.
Программа проектной деятельности по литературе по содержанию является научно-прикладной; по функциональному назначению - развивающей учебно-познавательной; по форме организации - групповой; по времени реализации - годичной (34 часа).
В результате работы по программе «Проектная деятельность по литературе» обучающиеся
должны знать:
- основные сведения из жизни писателей-классиков, историю создания произведения, особенности стиля автора и поэтики произведения;
- возможности применения полученных знаний в практической деятельности человека;
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- правила успешной презентации работы.
должны уметь:
- осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием
различных источников (справочных, научных, научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); - самостоятельно выбирать тему исследования;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- использовать информационные технологии для обработки и презентации информации;
- планировать самостоятельную деятельность, систематизировать, анализировать, обобщать и давать оценку полученным результатам;
- продуктивно работать в творческих группах постоянного и сменного состава.
Обучающийся сможет решать следующие практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- общаться с людьми разных возрастов;
- работать в паре, группе, коллективе.
Формы и методы работы:
- Лекция с элементами беседы
- Интерактивный урок
- Мозговой штурм
- Ролевая игра
- Мастер- класс
- Рефлексивная беседа
- Защита проекта
- Индивидуальная работа
- Работа в паре
- Работа в группе
Формы контроля:
Защита творческих проектов
Структура программы состоит из вводного и образовательных блоков:
- поисково-аналитического;
- практического;
- презентационного;
- контрольного.
Содержание программы
I блок. Вводный
Понятие проектной деятельности. Классификация проектов. Понятие «учебный проект». Организация проектной деятельности. Формы, цели, задачи исследования, гипотеза. Этапы реализации проекта.
II блок. Поисково-аналитический
Определение тематического поля проекта. Поиск и анализ проблемы исследования. Постановка целей и определение задач проекта.
III блок. Практический
Принятие, уточнение, конкретизация целей и задач. Сбор и анализ информации по теме. Построение алгоритма деятельности и распределение ролей в группе. Изготовление «продукта» проектной деятельности.
IV блок. Презентационный
Подготовка материалов для презентации проекта. Создания портфолио и внесение в банк данных. Презентация проекта.
V блок. Контрольный
Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта.
Спецкурс
«Проектная деятельность по литературе»
(35 часов)
8 класс
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Элементы ИКТ | Форма |
1. | 4/09 | Проект и проектная деятельность. Понятие о проектной деятельности. | Лекция с элементами беседы | |
2-3 | 9/09 16/09 | Виды ученических проектов | Презентация PowerPoint | Интерактивный урок |
4-5 | 23/09 30/09 | Организация проектной деятельности | Презентация PowerPoint | Интерактивный урок |
6-7 | 7/10 14/10 | Формирование цели, задач исследования, гипотеза | Мозговой штурм | |
8 9 10 11 12 | 21/10 11/11 18/11 25/11 2/12 | Классификация проектов Этапы реализации проекта Определение тематического поля проекта. Выбор проблемы исследования. Принятие, уточнение и конкретизация целей и задач проекта. | Работа в Word | Работа в группе |
13-15 | 9/12 16/12 23/12 | Сбор и изучение информации по теме. | медиа-ресурсы | Работа в группе |
16-18 | 23/12 16/01 23/01 | Анализ отобранной информации. | Работа в группе | |
19-21 | 30/01 6/02 13/02 | Построение алгоритма деятельности. Распределение ролей в группе. | Работа в Excel | Ролевая игра |
22-23 | 20/02 27/02 | Изготовление «продукта» проектной деятельности. | Презентация PowerPoint | Мастер-класс |
24-25 | 6/03 20/03 | Изготовление «продукта» проектной деятельности. | Работа в группе | |
26-27 | Изготовление «продукта» проектной деятельности. | Работа в группе | ||
28 | Подготовка материалов для презентации проекта. | Презентация PowerPoint | Мастер-класс | |
29 | Подготовка материалов для презентации проекта. | Работа в группе | ||
30 | Создания портфолио и внесение в банк данных. | Word, Excel | Работа в группе | |
31-33 | Презентация проекта. | Презентация PowerPoint | Защита проекта | |
34-35 | Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта. | Рефлексивная беседа |
Познавательные универсальные учебные действия
· Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Критерии оценивания
1.Использование коммуникативных средств: монологическое сообщение, диалогическая форма, использование средств и инструментов ИКТ и дистанционного общения.
2. Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
3. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
4. Умение формулировать собственное мнение и позицию.
5. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
6. Умение задавать вопросы.
7. Умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
4. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
5. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
6. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
7. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
8. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
9. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
Для обучающихся
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
3. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
4. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/(09.03.11)
5. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных и компьютерных технологий участниками образовательного процесса базового учреждения стажировочной площадки (школа VIII вида)
Содержание:Участники образовательного процесса — разнообразие уровней компьютерной грамотности.Процессы информатизации в ГБС(К)ОУ школе № 9 г. Новороссийска.Программы обучения основам компьютерн...
интегрированный бинарный урок с использованием проектной и исследовательской технологии. Внеклассное чтение, посвященное 90-летию Республики Коми.
Конспект урока по литературе для учащихся 7 класса. Тема занятия: «Самобытные поэты Прилузья»...
ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века.Премьер-министр РФ Д.А. МедведевПроцесс развития России связан с р...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Представление о современных технологиях в обучении нельзя свести только к применению компьютера, средств мультимедиа и внедрению электронных учебников. Максимальный педагогический эффект достигается л...
Использование информационных и мультимедийных технологий в образовательном процессе
Методическая разработка...
Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.
. «Нужно, чтобы дети,по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом»К.Д. Ушинский...
Доклад на тему: «Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС ООО».
Современная жизнь предъявляет нашим выпускникам различные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предмета...