Урок на тему "Водород"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Урок получения новых знаний представлен в кейс-технологии для учащихся 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_vodorod.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Водород»

9 класс

Цель: рассмотрение свойств водорода как химического элемента и простого вещества.

Задачи:

Образовательные:

рассмотреть положение водорода в Периодической системе;

изучить физические, химические свойства, способы получения и применение водорода.

Развивающие:

развивать умения выделять главное, обобщать, анализировать, сравнивать, наблюдать.

Воспитательные:

воспитывать умение работать в коллективе,

воспитывать умение оценивать свои знания;

прививать интерес к предмету химия, к процессам, происходящим в окружающем мире.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: поисковая деятельность, проблемные вопросы.

Форма организации учебной деятельности: групповая деятельность на основе кейс-технологии.

Приемы деятельности учителя:

выступает в роли координатора в процессе усвоения нового материала, ведет беседу, совместно с учащимися ставит и обсуждает проблемные вопросы.

Приемы деятельности учащихся

участвуют в беседе, выполняют необходимые задания, проводят химические опыты, работают в группе, анализируют, сравнивают, делают выводы, оценивают себя.

Планируемые результаты:

расширение знаний о водороде как химическом элементе и простом веществе.

1. Организационный момент

2. Целеполагание и мотивация

Сегодня у нас необычный урок. Урок-поиск.

Доводы, до которых человек додумывается сам,

Обычно убеждают его больше, нежели те,

Которые пришли в голову другим.

Б. Паскаль

Придерживаясь высказывания Паскаля, проведем мы сегодня урок, на котором многое вы усвоите в ходе собственных исследований, решений и выводов. И начнем мы его нетрадиционно. Посмотрите, на доске отсутствует запись темы урока. И это не случайно, т.к. тему вы сегодня назовете сами.

У вас у всех на столах лежат информационные и инструктивные карточки. Просмотрите содержание этих листочков и скажите, что мы будем изучать на этом уроке? (Правильно. Тема сегодняшнего урока-«Водород»).

Цель нашего урока - изучить свойства водорода. Как достичь этой цели? Изучив историю открытия, распространенность элемента, положение элемента в периодической системе, получение, свойства простого вещества и применение.

Как видите, нам предстоит очень большая работа. Чтобы нам успеть со всем этим справиться, я разделила вас на группы. Каждая группа будет выполнять определенную работу. Обобщать итоги работы каждой группы будем в виде общей таблицы, в которую будем заносить ответы на ваших карточках с заданиями.

Посмотрите на схему в своей инструктивной карточке. Она вам показывает, какие знания вы должны получить о водороде, с чем познакомиться и что узнать. Работать мы будем по группам с использованием инструктивной карты. Та группа, которая в процессе работы будет наиболее активной, убедительной в конце урока получит оценку. Кроме этого оценку можно получить и индивидуально.

Сейчас вы приступаете к самостоятельной работе с вашим информационным материалом.

На эту работу я даю вам 15 минут. Вы должны изучить предложенную вам информацию и ответить на вопросы. После того, как вы ответите на вопросы, вы будете знакомить нас с ответами.

3. Работа по кейс-технологии.

Кейс №1 (группа №1):

Характеристика элемента водорода по его положению в таблице Менделеева:                                                                                                                                                                                                                                      Характеризуя водород по положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, следует обратить внимание на особенности строения атома водорода — самого простейшего из химических элементов (состоит из ядра, представляющего собой один протон, и одного электрона. В ядре атома водорода нейтронов нет).    

 Наиболее распространенная степень окисления водорода +1(H2O, CH4-метан, H2S-сероводород). В соединениях с металлами водород проявляет степень окисления, равную -1(NaH, CaH2-гидриды металлов).

Молекула водорода двухатомная, связь ковалентная неполярная. Схема образования молекулы водорода: H:H или H-H.    

Водород — газ без цвета и запаха, плохо растворим в воде, в 14,5 раз легче воздуха.

Так же как и у щелочных металлов (Li, Na, К и др.), у Н на внешнем электронном слое один электрон, с другой стороны, так же как и элементам VII группы, водороду не хватает одного электрона до его завершения (поэтому водород расположен одновременно и в I, и в VII группе.

Водород — самый распространенный элемент во Вселенной. На Земле водород содержится в воде, природном газе, нефти.

История

Выделение горючего газа при взаимодействии кислот и металлов наблюдали в XVI и XVII веках на заре становления химии как науки. Прямо указывал на выделение его и М. В. Ломоносов, но уже определённо сознавая, что это не флогистон. Английский физик и химик Г. Кавендиш в 1766 году исследовал этот газ и назвал его «горючим воздухом». При сжигании «горючий воздух» давал воду, но приверженность Кавендиша теории флогистона помешала ему сделать правильные выводы. Французский химик А. Лавуазье совместно с инженером Ж. Менье, используя специальные газометры, в 1783 г. осуществил синтез воды, а затем и её анализ, разложив водяной пар раскалённым железом. Таким образом он установил, что «горючий воздух» входит в состав воды и может быть из неё получен.

Происхождение названия

Лавуазье дал водороду название hydrogène (от др.-греч. δωρ — «вода» и γενναω — «рождаю») — «рождающий воду». Русское наименование «водород» предложил химик М. Ф. Соловьев в 1824 году — по аналогии с ломоносовским «кислородом».

Распространённость во Вселенной

Водород — самый распространённый элемент во Вселенной. На его долю приходится около 92 % всех атомов (8 % составляют атомы гелия, доля всех остальных вместе взятых элементов — менее 0,1 %). Таким образом, водород — основная составная часть звёзд и межзвёздного газа. В условиях звёздных температур (например, температура поверхности Солнца ~ 6000 °C) водород существует в виде плазмы, в межзвёздном пространстве этот элемент существует в виде отдельных молекул, атомов и ионов и может образовывать молекулярные облака, значительно различающиеся по размерам, плотности и температуре.

Земная кора и живые организмы

Массовая доля водорода в земной коре составляет 1 % — это десятый по распространённости элемент. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет 17 % (второе место после кислорода, доля атомов которого равна ~ 52 %). Поэтому значение водорода в химических процессах, происходящих на Земле, почти так же велико, как и кислорода. В отличие от кислорода, существующего на Земле и в связанном, и в свободном состояниях, практически весь водород на Земле находится в виде соединений; лишь в очень незначительном количестве водород в виде простого вещества содержится в атмосфере (0,00005 % по объёму).

Водород входит в состав практически всех органических веществ и присутствует во всех живых клетках. В живых клетках по числу атомов на водород приходится почти 50 %.

Геохимия водорода

На Земле содержание водорода понижено по сравнению с Солнцем, гигантскими планетами и первичными метеоритами, из чего следует, что во время образования Земля была значительно дегазирована и водород вместе с другими летучими элементами покинул планету во время аккреции или вскоре после неё.

Свободный водород H2  относительно редко встречается в земных газах, но в виде воды он принимает исключительно важное участие в геохимических процессах.

В состав минералов водород может входить в виде иона аммония, гидроксид-иона и кристаллической воды.

В атмосфере водород непрерывно образуется в результате разложения воды солнечным излучением. Имея малую массу, молекулы водорода обладают высокой скоростью диффузионного движения (она близка ко второй космической скорости) и, попадая в верхние слои атмосферы, могут улететь в космическое пространство.

Кейс №2(группа №2).

Физические свойства 

Водород — самый лёгкий газ, он легче воздуха в 14,5 раз. Очевидно, что чем меньше масса молекул, тем выше их скорость при одной и той же температуре. Как самые лёгкие, молекулы водорода движутся быстрее молекул любого другого газа и тем самым быстрее могут передавать теплоту от одного тела к другому. Отсюда следует, что водород обладает самой высокой теплопроводностью среди газообразных веществ. Его теплопроводность примерно в семь раз выше теплопроводности воздуха.

Молекула водорода двухатомна — Н2. При нормальных условиях — это газ без цвета, запаха и вкуса. Плотность 0,08987 г/л (н.у.), температура кипения −252,76 °C, удельная теплота сгорания 120.9·106 Дж/кг, малорастворим в воде — 18,8 мл/л. Водород хорошо растворим во многих металлах (Ni, Pt, Pd и др.), особенно в палладии (850 объёмов на 1 объём Pd). С растворимостью водорода в металлах связана его способность диффундировать через них; диффузия через углеродистый сплав (например, сталь) иногда сопровождается разрушением сплава вследствие взаимодействия водорода с углеродом (так называемая декарбонизация). Практически не растворим в серебре.

 

Изотопы

Водород встречается в виде трёх изотопов, которые имеют индивидуальные названия: 1H — протий (Н), 2Н — дейтерий (D), 3Н — тритий (радиоактивный) (T).

Протий и дейтерий являются стабильными изотопами с массовыми числами 1 и 2. Содержание их в природе соответственно составляет 99,9885 ± 0,0070 % и 0,0115 ± 0,0070 %. Это соотношение может незначительно меняться в зависимости от источника и способа получения водорода.

Изотоп водорода 3Н (тритий) нестабилен. Его период полураспада составляет 12,32  лет. Тритий содержится в природе в очень малых количествах.

Природный водород состоит из молекул H2 и HD (дейтероводород) в соотношении 3200:1. Содержание чистого дейтерийного водорода D2 ещё меньше.

Из всех изотопов химических элементов физические и химические свойства изотопов водорода отличаются друг от друга наиболее сильно. Это связано с наибольшим относительным изменением масс атомов.        .

Особенности обращения                                                                              

Водород при смеси с воздухом образует взрывоопасную смесь — так называемый гремучий газ. Наибольшую взрывоопасность этот газ имеет при объёмном отношении водорода и кислорода 2:1, или водорода и воздуха приближённо 2:5, так как в воздухе кислорода содержится примерно 21 %. Также водород пожароопасен. Жидкий водород при попадании на кожу может вызвать сильное обморожение.

Химические свойства

 

Молекулы водорода Н2  довольно прочны, и для того, чтобы водород мог вступить в реакцию, должна быть затрачена большая энергия:

Н2 = 2Н − 432 кДж

Поэтому при обычных температурах водород реагирует только с очень активными металлами, например с кальцием, образуя гидрид кальция:

Ca + Н2 = СаН2

и с единственным неметаллом — фтором, образуя фтороводород:

F2 + H2 = 2HF

С большинством же металлов и неметаллов водород реагирует при повышенной температуре или при другом воздействии, например при освещении:

О2 + 2Н2 = 2Н2О

Он может «отнимать» кислород от некоторых оксидов, например:

CuO + Н2 = Cu + Н2O

Записанное уравнение отражает восстановительные свойства водорода.

N2 + 3H2→ 2NH3

С галогенами образует галогеноводороды:

F2 + H2 → 2HF, реакция протекает со взрывом в темноте и при любой температуре,

Cl2 + H2 → 2HCl, реакция протекает со взрывом, только на свету.

С сажей взаимодействует при сильном нагревании:

C + 2H2 → CH4   

Взаимодействие со щелочными и щёлочноземельными металлами

При взаимодействии с активными металлами водород образует гидриды:

2Na + H2 → 2NaH

Ca + H2 → CaH2

Mg + H2 → MgH2

Гидриды — солеобразные, твёрдые вещества, легко гидролизуются:

CaH2 + 2H2O → Ca(OH)2  + 2H2

Взаимодействие с оксидами металлов

Оксиды восстанавливаются до металлов:

CuO + H2 → Cu + H2O

Fe2O3 + 3H2 → 2Fe + 3H2O

WO3 + 3H2 → W + 3H2O

Кейс №3.

Получение

Промышленные способы получения простых веществ зависят от того, в каком виде соответствующий элемент находится в природе, то есть что может быть сырьём для его получения. Так, кислород, имеющийся в свободном состоянии, получают физическим способом — выделением из жидкого воздуха. Водород же практически весь находится в виде соединений, поэтому для его получения применяют химические методы. В частности, могут быть использованы реакции разложения. Одним из способов получения водорода служит реакция разложения воды электрическим током.

Основной промышленный способ получения водорода — реакция с водой метана, который входит в состав природного газа. Она проводится при высокой температуре (легко убедиться, что при пропускании метана даже через кипящую воду никакой реакции не происходит):

СН4 + 2Н2O = CO2↑ + 4Н2 −165 кДж

В лаборатории для получения простых веществ используют не обязательно природное сырьё, а выбирают те исходные вещества, из которых легче выделить необходимое вещество. Например, в лаборатории кислород не получают из воздуха. Это же относится и к получению водорода. Один из лабораторных способов получения водорода, который иногда применяется и в промышленности, — разложение воды электротоком.

Обычно в лаборатории водород получают взаимодействием цинка с соляной кислотой.

В промышленности:

1.Электролиз водных растворов солей:

2NaCl + 2H2O → H2↑ + 2NaOH + Cl2

2.Пропускание паров воды над раскаленным коксом при температуре около 1000°C:

H2O + C  H2↑ + CO↑

3.Из природного газа:

Конверсия с водяным паром:

CH4 + H2O  CO↑ + 3H2↑ (1000 °C)

Каталитическое окисление кислородом:

2CH4 + O2  2CO↑ + 4H2↑

4. Крекинг и риформинг углеводородов в процессе переработки нефти.

В  лаборатории:

1.Действие разбавленных кислот на металлы. Для проведения такой реакции чаще всего используют цинк и разбавленную соляную кислоту:

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

2.Взаимодействие кальция с водой:

Ca + 2H2O → Ca(OH)2 + H2

3.Гидролиз гидридов:

NaH + H2O → NaOH + H2

4.Действие щелочей на цинк или алюминий:

2Al + 2NaOH + 6H2O → 2Na[Al(OH)4] + 3H2

Zn + 2KOH + 2H2O → K2[Zn(OH)4] + H2

5.С помощью электролиза. При электролизе водных растворов щелочей или кислот на катоде происходит выделение водорода.

Применение

Атомарный водород используется для атомно-водородной сварки.

Химическая промышленность:

При производстве аммиака, метанола, мыла и пластмасс

Пищевая промышленность

При производстве маргарина из жидких растительных масел

Зарегистрирован в качестве пищевой добавки E949 (упаковочный газ)

Авиационная промышленность

Водород очень лёгок и в воздухе всегда поднимается вверх. Когда-то дирижабли и воздушные шары наполняли водородом. Но в 30-х гг. XX в. произошло несколько катастроф, когда дирижабли взрывались и сгорали. В наше время дирижабли наполняют гелием.

Топливо

Водород используют в качестве ракетного топлива.

Ведутся исследования по применению водорода как топлива для легковых и грузовых автомобилей. Водородные двигатели не загрязняют окружающей среды и выделяют только водяной пар.

В водородно-кислородных топливных элементах используется водород для непосредственного преобразования энергии химической реакции в электрическую.

4. Физкультминутка.

Исходное положение - сидя за партой,  руками схватиться за стул, стопы ног на полу.

1. Развернуть грудную клетку, соединить лопатки и локти назад - вдох.

Наклонились вперед - выдох.  Повторить 2-3 раза.

2. 1-2 – сцепив пальцы рук, подняли руки вверх, потянулись(вдох).

3-4 – ладонями нажали на грудную клетку, наклонились вперед (выдох).Повторить 3-4                          раза.

5. Обобщение знаний в виде таблицы.(Из каждой группы по 1 представителю выходят к интерактивной доске)

Основные вопросы

Содержание

1.

Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ им. Д. И. Менделеева

2.

Открытие простого вещества

3.

Распространенность:

во Вселенной

в земной коре

4.

Способы получения:

В промышленности

В лаборатории

5.

Физические свойства

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Плотность

Температура кипения

Температура плавления

6.

Химические свойства

7.

Применение

6. Составление синквейна на тему «Водород»

7. Закрепление изученного материала:

Тест по теме “Водород. Химический элемент и простое вещество” (10 мин)

1. Водород в ПС находится:

А) во 2 А группе

Б) в 7 А группе

В) в 6 А группе

Г) в 1 А группе

2.Водород проявляет степень окисления в соединениях:

А) +2 и - 2

Б) +1 и -1

В) 0 и + 1

3. Водород это газ:

А) без цвета, вкуса, запаха, тяжелее воздуха

Б) без цвета, запаха, вкуса, легче воздуха

В) без цвета, вкуса, с запахом, легче воздуха

4. Водород – как химический элемент во вселенной занимает:

А) Второе место

Б) Первое место

В) Третье место

5. Водород в химической реакции с металлами является:

А) восстановителем

Б) окислителем

6. Водород в химической реакции с галогенами является:

А) окислителем

Б) восстановителем

Ответ запишите ввиде последовательности букв ___________________

8. Рефлексия. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока. Подумайте, достигли ли мы поставленных целей?

А теперь в своих тетрадях закончите предложение:

Меня удивило, что…..

9. Домашняя работа. 

а)Составить презентацию по изученной теме.

б)Решить задачу:

Вычислите объем водорода, который выделится при взаимодействии цинка с 60 г раствора  соляной кислоты, в которой массовая доля кислоты составляет 20%.

10. Итог. Самооценка

Фамилия имя

Оценка

Андриянова Анастасия

Васильев Александр

Васильев Сергей

Васильева Даша

Кабицын Михаил

Корытников Николай

Петров Иван

Подкаура Юлия

Порфирьева Ксюша

Федорова Света

Чувайкин Михаил

Явохин Станислав

Приложение

Инструктивная карта для I группы:

1. Дайте характеристику элементу водороду по следующему плану:

  1. положение в таблице Менделеева
  2. электронная формулы
  3. кол-во протонов, нейтронов,  электронов
  4. степень окисления,
  1. Металл или неметалл
  2. Соединение с кислородом
  1.  Кем и когда был открыт водород?
  2. Что означает название элемента?
  3. В виде чего находится водород во Вселенной и земной коре? Где водорода содержится больше: на Земле или в космосе?
  4. Сколько % от общего числа всех атомов элементов содержится водорода во Вселенной и на Земле?
  5. Составьте синквейн на тему: «Водород».

Инструктивная карта для II группы:

1.Заполните таблицу:

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Плотность

Температура кипения

Температура плавления


2. С какими веществами взаимодействует водород.  Напишите уравнения реакций.

2. Какие изотопы есть у водорода?

3. Почему опасен водород?

5. Составьте синквейн на тему «Водород».

Инструктивная карта для III группы:

  1. Встречается ли водород в в природе в чистом виде?
  2. Из чего получают водород в промышленности? Напишите 3 уравнения реакции.
  3. Как получают водород в лаборатории? Напишите не менее 3-х  уравнений реакций.
  4. Сероводород в большом количестве находится в водах Черного моря. Из-за того, что он в основном находится на глубине 100 м и более, видовой состав рыб в водах этого моря не так богат, как. например, в Каспийском. Вычислите массовую долю водорода в сероводороде H2S.
  5. Составьте синквейн на тему «Водород».

      6.   Где применяется водород?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...