Галогены
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
F 2 («разрушающий») - газ бледно-жёлтого цвета с резким запахом. Очень ядовит. Получен в свободном виде Анри Муассаном в 1886 году электролизом жидкого безводного фтористого водорода.
Cl 2 - желто-зелёный газ. Тяжёлый, очень ядовитый, имеет характерный неприятный запах
Br 2 («зловонный»)— красно-бурая жидкость. Ядовит. Поражает обонятельный нерв. Очень летуч, поэтому содержится в запаянных ампулах.
I 2 — фиолетово-чёрные кристаллы. Очень легко возгоняется (пары фиолетового цвета). Ядовит .
Астат — сине-чёрные кристаллы. Очень радиоактивен, поэтому о нём сравнительно мало известно. Период полураспада наиболее долгоживущего изотопа — астата-210 — равен 8,2 часа.
Общая характеристика. Символ элемента F Cl Br I At Строение внешнего электронного слоя 2s 2 2p 5 3s 2 3p 5 4s 2 4p 5 5 s 2 5 p 5 6 s 2 6 p 5 Относительная электроотрица-тельность (ЭО) 4,0 3,0 2,8 2,5 ~2,2 Радиус атома, нм 0,064 0,099 0,114 0,133 – Степени окисления -1 -1, +1, +3, +4, +5, +7 -1, +1, +4, +5, +7 -1, +1, +3, +5, +7 – t °пл .(°С) -219 -101 -8 114 227 t °кип .(°С) -183 -34 58 185 317 r (г * см -3 ) 1,51 1,57 3,14 4,93 –
Нахождение в природе. флюорит - CaF 2 фтораппатит – Ca 5 (PO 4 ) 3 F к риолит - Na 3 AlF 6 галит NаCl сильвин КCl , сильвинит Nа Cl · КCl карналлит КCl · МgCl 2 ·6Н 2 О
бром содержится в морской воде, в водах минеральных источников, в морских водорослях . Йод может встречаться в природе в виде простого вещества.
Получение 1. Важнейший способ получения фтора — электролиз расплавов фторидов. 2. Хлор в лабораторных условиях получают действием различных окислителей на соляную кислоту. М n О 2 + 4НС l = М n С l 2 + С l 2 ↑ + 2 Н 2 О . 2 KMnO 4 + 16HCl = 2MnCl 2 + 5Cl 2 + 8H 2 O + 2KCl В промышленности - электролизом раствора NaCl 2NaCl + 2H 2 O = H 2 + Cl 2 + 2NaOH
3. Получение брома: 1) 6КВr + К 2 Сr 2 О 7 +7Н 2 SО 4 = = ЗВr 2 + Сr 2 (SО 4 ) 3 + 4К 2 S О 4 + 7Н 2 О. 2) 2KBr + CL 2 = 2KCl + Br 2 получение йода 2K I + CL 2 = 2KCl + I 2
Химические свойства Сильные окислители. Взаимодействие с металлами ( образуются галогениды): 2А l + 3F 2 = 2 А lF 3 2AI + 3I 2 = 2AlI 3 ( капля воды – катализатор) 2 F е + 3С l 2 = 2F е Cl 3 2Na + Br 2 = 2NaBr
2. Взаимодействие с неметаллами Взаимодействие с водородом (образуются галогеноводороды ): H 2 + Cl 2 = 2HCl ( реакция идет на свету) Взаимодействие с фосфором: 2P + 5Cl 2 = 2PCl 5 С углеродом, кислородом и азотом хлор не взаимодействует.
Взаимодействие с серой: S + 2 Cl 2 = SCl 4 с кремнием: Si +2 В r 2 = SiBr 4
2. Взаимодействие со сложными веществами. Хлор, бром, йод растворяются в воде, образуя соответственно хлорную, бромную и йодную воду. Cl 2 + H 2 O = HCl + HClO (хлорноватистая кислота) во фторе вода сгорает: 2F 2 + 2H 2 O = 4HF + O 2 С оксидом углерода( ) CO + Cl 2 = COCl 2 ( фосген)
С кислотами, анионы которых могут окисляться: 2HBr + Cl 2 = Br 2 + 2HCl I 2 + H 2 S = S + 2HI HNO 2 + Cl 2 + H 2 O = HNO 3 + 2HCl С растворами щелочей: Cl 2 + 2NaOH = NaCl + NaClO + H 2 O 3Cl 2 + 6NaOH = 5NaCl + NaClO 3 + 3H 2 O Cl 2 + Ca (OH) 2 = CaO С l 2 + H 2 O хлорная известь С солями: 2FeCl 2 + Cl 2 = 2FeCl 3
Кислородсодержащие кислоты хлора Хлорноватистая кислота HClO ( H–O– Cl ), слабая кислота, сильный окислитель (разлагается HClO = HCl + O ) ; соли – гипохлориты ( NaCIO ) . Хлористая кислота HClO 2 ( H–O– Cl =O ), слабая кислота, сильный окислитель; соли- хлориты. Хлорноватая кислота HClO 3 Сильная кислота, сильный окислитель; соли – хлораты. Хлорная кислота HClO 4 очень сильная кислота, очень сильный окислитель; соли - перхлораты.
Применение галогенов. в химической промышленности, для очистки воды и отходов, в производстве пластмасс, фармацевтических препаратов, целлюлозы и бумаги, тканей, смазочных материалов. отбеливающие и дезинфицирующие средства.
Домашнее задание Напишите реакции взаимодействия фтора с литием, магнием, фосфором, водородом. К каждому уравнению реакции составить уравнение электронного баланса. 2) Осуществить превращение: хлор хлороводородхлорид меди( II )гидроксид меди ( II )оксид меди ( II )медь 3) Порошок алюминия массой 13,5 г добавили к порции брома массой 120 г. Вычислите массу образовавшегося бромида алюминия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с использованием ЭОР "Галогены и их соединения"
Цель урока: изучение особенностей строения и свойств простых веществ галогенов и их соединений.Обучающие задачи урока - учащиеся должны получить знания:О том, что такое галогеныО типе связи в пр...
Урок-обобщение по теме "Галогены"
Специфика данного урока заключается в том, что он, наряду с традиционными методами обучения, включает элементы педагогических технологий и имеет мультимедийное сопровождение. в нем задействованы здоро...
Химический диктант "Галогены"
Презентация "Галогены" содержит вопросы для проведения химического диктанта по химии по теме "Галогены" для двух вариантов....
поурочный план по теме "Галогены"
Представлен план-кнспект по проведению уроков химии для 11 класса...
Урок-игра по теме "Галогены"
Для повышения интереса к предмету, активизации познавательной деятельности и для того, чтобы контроль знаний по теме был интересным, предлагаю урок – игру « Кто хочет стать отличником» ( по анал...
зачётный лист по теме "Галогены"
задания для закрепления материала в двух вариантах...
презентация к уроку по теме "Галогены" 9 класс
Урок изучения нового материала по теме "Галогены"...