Урок-обобщение по теме "Галогены"
план-конспект урока химии (9 класс) по теме
Специфика данного урока заключается в том, что он, наряду с традиционными методами обучения, включает элементы педагогических технологий и имеет мультимедийное сопровождение. в нем задействованы здоровьесберегающие технологии (учащиеся выполняют разные виды работ, сменяющие друг друга и др.)
Урок закрепления и обобщения пройденного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_galogeny_.docx | 19.51 КБ |
test_galogeny_.docx | 12.11 КБ |
laboratornaya_rabota_na_temu_galogeny.docx | 14.27 КБ |
galogeny.pptx | 695.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему: «Галогены и их соединения»
Тип урока: урок закрепления, обобщения и контроля знаний.
Цели:
- Повторить и обобщить знания по теме «Галогены и их соединения»;
- Проверить знания учащихся;
- Развивать интерес к химии, решая экспериментальные задачи;
- Совершенствовать надпредметные умения и навыки.
Задачи:
- Повторить историю открытия и названий галогенов, написание химических формул; химических уравнений и расстановки коэффициентов, химических и физических свойств галогенов и их соединений; качественных реакций на распознавание галогенид-ионов; применение галогенов и их соединений.
- Повторить правила ТБ при работе с химическим оборудованием и реактивами.
- Развивать учебно-интеллектуальные умения: сравнивать, умение ставить задачи, выбирать методы решения, устанавливать причинно-следственные связи, умение размышлять, делать выводы, прогнозировать.
- Развивать учебно-познавательные умения: аргументировать, наблюдать, проводить эксперименты.
- Развивать учебно-организационные умения: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, умение сотрудничать при решении учебной задачи, умение оказать помощь товарищу, объяснить, договориться, принять помощь самому, умение осуществлять самоконтроль.
- Воспитывать научное мировоззрение на основе взаимосвязи свойств и строения, показать связь изучаемой темы с жизнью.
Метод обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемно - поисковый, практический.
Организационные формы: беседа, самостоятельная и практическая работа, сообщения учащихся.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:
1. Анализ учебной информации
2. Выдвижение прогнозов
3. Исследование в форме лабораторной работы .
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:
Во время изучения данной темы будут использованы иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные по применению галогенов и их соединений; ресурсы компакт-дисков, содержащих информацию и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства – Microsoft Word, Microsoft Power Point, и другие для подготовки материалов к уроку и самостоятельной работы учащихся.
Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения данной темы учащиеся:
· Получают знания о строении, свойствах и значении соединений галогенов на Земле. Получают представление о распространенности соединений галогенов в природе
· Приобретают знание физических и химических свойств галогенов.
· Знакомятся с важнейшими областями применения соединений галогенов
· Приобретают умение объяснить причину опасности работы с соединениями галогенов.
· Приобретают навыки работы с химическими веществами и оборудованием
· Умеют использовать средства Microsoft Word, , Microsoft Power Point, Microsoft Office для подготовки презентаций, рефератов, докладов, проектных работ по данной теме.
Используемая литература:
1. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов: Настольная книга учителя. М.: «Дрофа, 2005.
2 С.С. Бердоносов, Е.А. Менделеева «Особенности содержания и методики преподавания некоторых избранных тем курса химии 8-9 классов.»Москва Педагогический университет 2006.
3 В.В.Еремин Н.Е Кузьменко.» Сборник задач и упражнений по химии. Школьный курс. Москва «ОНИКС21 век» Мир и Образование 2007.
4 Энциклопедический словарь юного химика. Москва. «Педагогика».
Структура урока
- Ориентировочно-мотивационный блок (Предъявление темы, обоснование её актуальности, возбуждение интереса к ней). Вводная беседа, создание проблемной ситуации при помощи постановки проблемных вопросов.
- Информационный блок (информационные блоки (мини-сообщения) учащихся о галогенах, обобщающие полученные ранее знания.)
- Генерализация (Обобщение и систематизация знаний и умений в форме выполнения лабораторной работы )
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Опыт и наблюдение- таковы величайшие источники мудрости, доступ к которым открыт для каждого человека.
(Чаннинг.)
Ход урока
1 этап. Подготовительно-организационный
- Ориентировочно-мотивационный блок
Организационный момент: приветствие
Актуализация знаний.
Вопросы для актуализации знаний
- Перечислите галогены с указанием порядкового номера и относительной атомной массы каждого.
- Продолжите фразу: «Молекулы галогенов состоят из…»
- Какое значение степени окисления характерно для всех галогенов в сложных веществах?
- Как изменяется радиус атомов в подгруппе галогенов?
- Как изменяются окислительные свойства от фтора к астату?
Тема урока: Галогены и их соединения.
Актуальность: нам предстоит обобщить и систематизировать полученные на прошлых уроках знания о галогенах, и ответить на следующие вопросы:
Что такое «вытеснительный ряд» галогенов?
Какой химический реагент помогает распознать одновременно все галогенид-анионы?
Где и как применяются галогены и их соединения?
- Информационный блок. Выступления учащихся. Сообщение о каждом галогене, краткие сведения, открытие, распространенность, получение и т. д.
- Лабораторная работа. Карта- инструкция (приложение 1)
Презентация на тему «Применение галогенов и их соединений»(приложение 2)
- Рефлексия: проведение тестирования, задания теста (приложение 3)
- Домашнее задание §20 №2 дополнительное задание: кроссворд (приложение 4 )
- Ответы на поставленные в начале урока проблемные вопросы:
- (вытеснительный ряд галогенов: фтор – хлор – бром – йод) вытеснение более активными галогенами менее активных из растворов их солей или бескислородных кислот, за исключением фтора).
- Раствор нитрата серебра
- Закрепить знания о применении галогенов и их соединений можно дома: смотри учебник параграф ___, рис.__
Предварительный просмотр:
№1
Из перечисленных химических элементов наибольший радиус у атома:
А) йода Б) брома В) фтора Г) хлора
№2
Из перечисленных веществ наиболее ярко выраженные окислительные свойства имеет:
А) бром Б) фтор В) йод Г) хлор
№3
Тип химической связи в молекуле хлора:
А) Ионная. Б) Ковалентная неполярная.
В)Ковалентная полярная Г) Металлическая.
№4
Спиртовой раствор этого галогена применяют для обработки ран:
А) бром Б) фтор В) йод Г) хлор
№5
Бром взаимодействует с веществом, формула которого:
А) NaBr Б) NaCl В) H2 Г) HBr
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа на тему: «Галогены и их соединения»
Внимание! Инструкция по технике безопасности:
- Хлорная вода должна находиться в плотно закрытом сосуде.
- Нитрат серебра оставляет на коже рук черные пятна.
№ | Название эксперимента. Описание хода работы. | Наблюдения | Уравнения химических реакций | Выводы |
1 | Взаимодействие хлорной воды с галогенидами металлов. | |||
В пробирку наливаем 1 мл раствора:
В эту пробирку аккуратно приливаем 1 мл хлорной воды, встряхиваем. Добавляем 1 капельку раствора крахмала к полученному раствору. | Хлорная вода вытесняет:_________ из раствора ______________ Крахмал доказывает присутствие в растворе ________________________ | |||
2 | Качественные реакции на галогенид-ионы. | |||
В три пробирки наливаем по 1 мл раствора:
В каждую пробирку аккуратно добавляем по 0,5 мл раствора нитрата серебра | 1пробирка: 2 пробирка: 3 пробирка | Химическим реагентом для распознавания галогенид ионов является____________________________________ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опыт и наблюдение- таковы величайшие источники мудрости, доступ к которым открыт для каждого человека. ( Чаннинг .)
Вопросы: Что такое «вытеснительный ряд» галогенов? Какой химический реагент помогает распознать одновременно все галогенид-анионы? Где и как применяются галогены и их соединения?
Плавиковый шпат Фтор от греческого phthoros – разрушение, гибель Фтор Анри Муассан
Хлор от греческого chlōros — жёлто-зелёный Хлор входит в состав минерала галита ( NаCl ) Карл Вильгельм Шееле Хлор
Бром Антуан Жером Балар Название элемента происходит от др.-греч . βρῶμος — зловоние
Бернар Куртуа йод (от др.-греч . ἰώδης — «фиалковый (фиолетовый)» Йод
Астат Впервые астат был получен искусственно Д. Корсоном , К. Р. Маккензи и Э. Сегре Аста́т (от др.-греч . ἄστατος — «неустойчивый»)
Лабораторная работа на тему: «Галогены и их соединения» Внимание! Инструкция по технике безопасности: Хлорная вода должна находиться в плотно закрытом сосуде. Нитрат серебра оставляет на коже рук черные пятна.
2KI + Cl 2 = 2KCl + I 2
NaCl + AgNO 3 = AgCl + NaNO 3 NaBr + AgNO 3 = AgBr + NaNO 3 KI + AgNO 3 = AgI + KNO 3
ПРИМЕНЕНИЕ ГАЛОГЕНОВ
Фтор Тефлон Нефтедобыча Зубная паста Фторопластики Атомная энергетика
Хлор Отбеливатели Пестициды Хлорирование воды Синтетический каучук Растворители Пластмассы Лекарства
Бром Лекарства Высокопрочный каучук Фотография Пластики Пестициды
Йод Йодированная соль Дезинфекция белья Красители Медицина
№1 Из перечисленных химических элементов наибольший радиус у атома: А) йода Б) брома В) фтора Г) хлора №2 Из перечисленных веществ наиболее ярко выраженные окислительные свойства имеет: А) бром Б) фтор В) йод Г) хлор №3 Тип химической связи в молекуле хлора: А) Ионная. Б) Ковалентная неполярная. В)Ковалентная полярная Г) Металлическая. №4 Спиртовой раствор этого галогена применяют для обработки ран: А) бром Б) фтор В) йод Г) хлор №5 Бром взаимодействует с веществом, формула которого: А) NaBr Б) NaCl В) H 2 Г) HBr
Правильные ответы на тест: А) Б) Б) В) В)
ВЫВОДЫ 1.БОЛЕЕ АКТИВНЫЕ ГАЛОГЕНЫ ВЫТЕСНЯЮТ МЕНЕЕ АКТИВНЫЕ ИЗ РАСТВОРОВ СОЛЕЙ И КИСЛОТ (ФТОР НЕ ВХОДИТ В ВЫТЕСНИТЕЛЬНЫЙ РЯД ГАЛОГЕНОВ) 2. КАЧЕСТВЕННЫЙ РЕАГЕНТ НА ГАЛОГЕНИД-ИОНЫ - НИТРАТ СЕРЕБРА 3. ГАЛОГЕНЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ ИМЕЮТ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)
Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное". Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....
Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""
Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...
Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем
Тип урока: комбинированный урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...
“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.
Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний
Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...
План-конспект урока: « Teenage Fashion in the UK”/ "Мода подростков в Британии". Тип урока: урок обобщения и систематизации по страноведению
Представление о результатах:1.Личностные результаты:- воспитывать культуру общения, эстетический вкус; 2.Метапредметные результаты:-развитие регулятивных УУД;(умение планировать свои действия в с...