Окислительно-восстановительные реакции
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Окислительно-восстановительные реакции
Слайд 2
Цели урока: 1.Закрепить умения применять понятие «степень окисления» на практике.
2. Обобщить и углубить знания об ОВР.
Слайд 3 – 8
Применение ОВР в природе и народном хозяйстве.
Слайд 9
Химические реакции
1. С изменением степени окисления (окислительно-восстановительные)
2. Без изменения степени окисления
Какие реакции относят к окислительно-восстановительным?
Окислительно-восстановительными называют реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов реагирующих веществ, в результате перемещении электронов.
Слайд 10
Что понимают под степенью окисления?
Степенью окисления называют условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что оно состоит только из простых ионов.
Степень окисления (с.о.) кислорода почти всегда равна
с.о. водорода почти всегда равна ; исключения:
с.о. металлов – положительна, почти всегда равна
с.о. свободных атомов и атомов в простых веществах всегда равна
суммарная с.о. атомов всех элементов в соединении равна
Слайд 11
Какие типы реакций относят к ОВР?
К окислительно-восстановительным реакциям относят все реакции замещения, реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество
Fe2O3 + 2Al = 2Fe + Al2 O3
+3 -2 0 0 +3 -2
Fe2O3 + 2Al = 2Fe + Al2 O3
Al0 - 3ē окисление Al+3 процесс окисления
восстановитель
Fe+3 + 3ē восстановление Fe0 процесс восстановления
Окислитель
Слайд 12
4 +1 0 +4 –2 +1 -2
CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O
-4 +4
C - 8ē C
окисление
0 -2
O2 + 4 ē 2O
восстановление
Назовите самые сильные восстановители и окислители?(стр. 158)
Наиболее сильные восстановители: металлы, водород, оксид углерода (II), углерод, сероводород, аммиак
Наиболее сильные окислители: азотная и серная кислоты, фтор, кислород, озон, перманганат калия, галогены, электрический ток
Слайд 13
Рабочая тетрадь стр.110 № 3, 4
Подчеркните схемы, показывающие процесс окисления:
0 -2 a) S S, | +4 +6 б) S S | 0 +4 в) S S | +6 0 г) S S |
| |||
а) + 2, б) – 2 , в) – 4, г) + 6 |
| ||
0 -3 a) N N | +2 +4 б) N N | +3 +5 в) N N | +5 0 г) N N |
| |||
а) + 3, б) – 2 , в) – 2, г) + 5 |
|
Лабораторный опыт
«Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком».
Zn + 2HCl H2 + ZnCl2
Слайд 14
Задания:1. Какая из приведенных реакций является окислительно-восстановительной:
а) CaCO3 = CaO + CO2
б) K2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2KCl
в) 2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2
г) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O
Слайд 15
Задания:2 Расставьте коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях:
Рабочая тетрадь с. 114 № 5ē
а) НNO3+ P + H2O H3PO4 + NO
+1+5 -2 0 +1 -2 +1 +5 -2 +2 -2
НNO3+ P + H2O H3PO4 + NO
P0 - 5ē P+5 3 о – я, в – ль.
N+5 + 3ē N+2 5 в – я, о – ль.
5НNO3+ 3P + 2H2O = 3H3PO4 + 5NO
б) НСl+KMnO4 Сl2+ KСl + MnСl2 + Н2O
Н+Сl- + K+Mn+7O4-2 Сl20+ K+Сl- + Mn+2Сl20 + Н2+O-2
2Cl- - 2ē Cl20 5 о – я, в – ль.
Mn+7 + 5ē Mn+2 2 в – я, о – ль.
16НСl + 2KMnO4 = 5Сl2+ 2KСl + 2MnСl2 + 8Н2O
Слайд 16
в) Cu + H2SO4(конц) CuSO4 + SO2 + H2O
Cu0+ H2+S+6O4-2 = Cu+2S+6O4-2 + S+4O2-2 + H2+O-2
Cu0 - 2ē Cu+2 1 о – я, в – ль.
S+6 + 2ē S+4 1 в – я, о – ль.
Cu + 2H2SO4(конц)= CuSO4 + SO2 + 2H2O
г) Cu + HNO3(конц) Cu(NO3)2 + NO2 + H2O
Cu0 + H+N+5O3-2 = Cu+2(N+5O3-2)2 + N+4O2-2 + H2+O-2
Cu0 - 2ē Cu+2 1 о – я, в – ль.
N+5 + 1ē N+4 2 в – я, о – ль.
Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
Слайд 17
1) SO2 + H2S S + H2O
S+4O2-2 + H2+S-2 S0 + H2+O-2
S+4 + 4ē S0 1 в – я, о – ль.
S-2 – 2ē S0 4 о – я, в – ль.
SO2 + 2H2S = 3S + 2H2O
2) SO2 + NO2 + H2O H2SO4 + NO
S+4O2-2 + N+4O2-2 + H2+O-2 H2+S+6O4-2 + N+2O-2
S+4 - 2ē S+6 2 о – я, в – ль.
N+4 +2ē N+2 2 в – я, о – ль.
SO2 + NO2 + H2O = H2SO4 + NO
3) KI + NaNO2 + H2SO4 I2 +NO + K2SO4 + Na2SO4 + H2O
K+ I- + Na+N+3O2-2 + H2+S+6O4-2 = I20 + N+2O-2 + K2+S+6O4-2 + Na2+S+6O4-2 + H2+O-2
2I- - 2ē I20 1 о – я, в – ль.
N+3 + 1ē N+2 2 в – я, о – ль.
2KI + 2NaNO2 + 2H2SO4 = I2 +2NO + K2SO4 + Na2SO4 + 2H2O
Слайд 18
4) CrCl3 + NaOH + Cl2 2Na2CrO4 + NaCl + H2O
Cr+3Cl3- + Na+O-2H+ + Cl20 = Na2+Cr+6O4-2 + Na+Cl- + H2+O-2
Cr+3 - 3ē Cr+6 2 о – я, в – ль.
2Cl0 + 2ē Cl2 - 3 в – я, о – ль.
2CrCl3 + 16NaOH + 3Cl2 = 2Na2CrO4 + 12NaCl + 8H2O
5) C2H5OH + Na C2H5ONa + H2
C2-2H5+O-2H+ + Na0 = C2-2H5+O-2Na+ + H20
2H+ + 2ē H20 1 в – я, о – ль.
Na0 - 1ē Na+ 2 о – я, в – ль.
2C2H5OH +2Na = 2C2H5ONa + H2
6) СН3-СН=СН-СН3 + KMnO4 + Н2О КОН + MnO2 + СН3-СН-СН-СН3(ОН)2
С-3Н3+-С-Н+=С-Н+-С-3Н3++K+Mn+7O4-2+Н2+О-2 = К+О-2Н+ + Mn+4O2-2 + С-3Н3+-С0Н+-С0Н+-С-3Н3+(О-2Н+)2
Mn+7 + 3ē Mn+4 1 в – я, о – ль.
C- - 1ē C0 3 о – я, в – ль.
3СН3-СН=СН-СН3+2KMnO4+4Н2О=2КОН + 2MnO2 + 3СН3-СН-СН-СН3(ОН)2
Слайд19
Домашнее задание:
§ 19 (с.155-158), с. 162 № 2(письменно) – учебник
с.113, 114 № 2, 6 – рабочая тетрадь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okislitelno-vosstanovitelnye_reakcii_1.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Тема: Окислительно-восстановительные реакции
Слайд 2
Цели урока: 1.Закрепить умения применять понятие «степень окисления» на практике.
2. Обобщить и углубить знания об ОВР.
Слайд 3 – 8
Применение ОВР в природе и народном хозяйстве.
Слайд 9
Химические реакции
1. С изменением степени окисления (окислительно-восстановительные)
2. Без изменения степени окисления
Какие реакции относят к окислительно-восстановительным?
Окислительно-восстановительными называют реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов реагирующих веществ, в результате перемещении электронов.
Слайд 10
Что понимают под степенью окисления?
Степенью окисления называют условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что оно состоит только из простых ионов.
Степень окисления (с.о.) кислорода почти всегда равна
с.о. водорода почти всегда равна ; исключения:
с.о. металлов – положительна, почти всегда равна
с.о. свободных атомов и атомов в простых веществах всегда равна
суммарная с.о. атомов всех элементов в соединении равна
Слайд 11
Какие типы реакций относят к ОВР?
К окислительно-восстановительным реакциям относят все реакции замещения, реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество
Fe2O3 + 2Al = 2Fe + Al2 O3
+3 -2 0 0 +3 -2
Fe2O3 + 2Al = 2Fe + Al2 O3
Al0 - 3ē окисление Al+3 процесс окисления
восстановитель
Fe+3 + 3ē восстановление Fe0 процесс восстановления
Окислитель
Слайд 12
4 +1 0 +4 –2 +1 -2
CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O
-4 +4
C - 8ē C
окисление
0 -2
O2 + 4 ē 2O
восстановление
Назовите самые сильные восстановители и окислители?(стр. 158)
Наиболее сильные восстановители: металлы, водород, оксид углерода (II), углерод, сероводород, аммиак
Наиболее сильные окислители: азотная и серная кислоты, фтор, кислород, озон, перманганат калия, галогены, электрический ток
Слайд 13
Рабочая тетрадь стр.110 № 3, 4
Подчеркните схемы, показывающие процесс окисления:
0 -2 a) S S, | +4 +6 б) S S | 0 +4 в) S S | +6 0 г) S S |
а) + 2, б) – 2 , в) – 4, г) + 6 |
0 -3 a) N N | +2 +4 б) N N | +3 +5 в) N N | +5 0 г) N N |
а) + 3, б) – 2 , в) – 2, г) + 5 |
Лабораторный опыт
«Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком».
Zn + 2HCl H2 + ZnCl2
Слайд 14
Задания:1. Какая из приведенных реакций является окислительно-восстановительной:
а) CaCO3 = CaO + CO2
б) K2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2KCl
в) 2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2
г) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O
Слайд 15
Задания:2 Расставьте коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях:
Рабочая тетрадь с. 114 № 5ē
а) НNO3+ P + H2O H3PO4 + NO
+1+5 -2 0 +1 -2 +1 +5 -2 +2 -2
НNO3+ P + H2O H3PO4 + NO
P0 - 5ē P+5 3 о – я, в – ль.
N+5 + 3ē N+2 5 в – я, о – ль.
5НNO3+ 3P + 2H2O = 3H3PO4 + 5NO
б) НСl+KMnO4 Сl2+ KСl + MnСl2 + Н2O
Н+Сl- + K+Mn+7O4-2 Сl20+ K+Сl- + Mn+2Сl20 + Н2+O-2
2Cl- - 2ē Cl20 5 о – я, в – ль.
Mn+7 + 5ē Mn+2 2 в – я, о – ль.
16НСl + 2KMnO4 = 5Сl2+ 2KСl + 2MnСl2 + 8Н2O
Слайд 16
в) Cu + H2SO4(конц) CuSO4 + SO2 + H2O
Cu0+ H2+S+6O4-2 = Cu+2S+6O4-2 + S+4O2-2 + H2+O-2
Cu0 - 2ē Cu+2 1 о – я, в – ль.
S+6 + 2ē S+4 1 в – я, о – ль.
Cu + 2H2SO4(конц)= CuSO4 + SO2 + 2H2O
г) Cu + HNO3(конц) Cu(NO3)2 + NO2 + H2O
Cu0 + H+N+5O3-2 = Cu+2(N+5O3-2)2 + N+4O2-2 + H2+O-2
Cu0 - 2ē Cu+2 1 о – я, в – ль.
N+5 + 1ē N+4 2 в – я, о – ль.
Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
Слайд 17
1) SO2 + H2S S + H2O
S+4O2-2 + H2+S-2 S0 + H2+O-2
S+4 + 4ē S0 1 в – я, о – ль.
S-2 – 2ē S0 4 о – я, в – ль.
SO2 + 2H2S = 3S + 2H2O
2) SO2 + NO2 + H2O H2SO4 + NO
S+4O2-2 + N+4O2-2 + H2+O-2 H2+S+6O4-2 + N+2O-2
S+4 - 2ē S+6 2 о – я, в – ль.
N+4 +2ē N+2 2 в – я, о – ль.
SO2 + NO2 + H2O = H2SO4 + NO
3) KI + NaNO2 + H2SO4 I2 +NO + K2SO4 + Na2SO4 + H2O
K+ I- + Na+N+3O2-2 + H2+S+6O4-2 = I20 + N+2O-2 + K2+S+6O4-2 + Na2+S+6O4-2 + H2+O-2
2I- - 2ē I20 1 о – я, в – ль.
N+3 + 1ē N+2 2 в – я, о – ль.
2KI + 2NaNO2 + 2H2SO4 = I2 +2NO + K2SO4 + Na2SO4 + 2H2O
Слайд 18
4) CrCl3 + NaOH + Cl2 2Na2CrO4 + NaCl + H2O
Cr+3Cl3- + Na+O-2H+ + Cl20 = Na2+Cr+6O4-2 + Na+Cl- + H2+O-2
Cr+3 - 3ē Cr+6 2 о – я, в – ль.
2Cl0 + 2ē Cl2 - 3 в – я, о – ль.
2CrCl3 + 16NaOH + 3Cl2 = 2Na2CrO4 + 12NaCl + 8H2O
5) C2H5OH + Na C2H5ONa + H2
C2-2H5+O-2H+ + Na0 = C2-2H5+O-2Na+ + H20
2H+ + 2ē H20 1 в – я, о – ль.
Na0 - 1ē Na+ 2 о – я, в – ль.
2C2H5OH +2Na = 2C2H5ONa + H2
6) СН3-СН=СН-СН3 + KMnO4 + Н2О КОН + MnO2 + СН3-СН-СН-СН3(ОН)2
С-3Н3+-С-Н+=С-Н+-С-3Н3++K+Mn+7O4-2+Н2+О-2 = К+О-2Н+ + Mn+4O2-2 + С-3Н3+-С0Н+-С0Н+-С-3Н3+(О-2Н+)2
Mn+7 + 3ē Mn+4 1 в – я, о – ль.
C- - 1ē C0 3 о – я, в – ль.
3СН3-СН=СН-СН3+2KMnO4+4Н2О=2КОН + 2MnO2 + 3СН3-СН-СН-СН3(ОН)2
Слайд19
Домашнее задание:
§ 19 (с.155-158), с. 162 № 2(письменно) – учебник
с.113, 114 № 2, 6 – рабочая тетрадь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уравнивание окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса.
В статье обсуждается возможность описания ОВР с участием органических веществ с помощью метода электронного баланса. Также даны рекомендации по составлению уравнений реакций....
Разработка урока по теории окислительно-восстановительных реакций для профильных классов
Основная цель занятия: научить прогнозировать продукты окислительно- восстановительных реакций с учетом среды, в которой протекает химическая реакция...
Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"
Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...
Окислительно-восстановительные реакции
Представленный материал является уроком по заданной теме и выполнен в виде презентации, дополненной гиперссылками для проверки усвоения материала обучающимися.Первая часть урока посвящена закреплению ...
Окислительно-восстановительные реакции.
Презентация к уроку "Окислительно-восстановительне реакции". Материал для 11 профильного класса. Можно использовать и для базового.1)ОВР. Классификация ОВР.2)Метод электронного баланса.3)Метод п...
Пособие–памятка по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» (8-9 класс).
Пособие – памятка («шпаргалка») по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» может быть предложено учащимся 8 - 9 классов при изучении соответствующей темы и практическом...
«Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции» (тема 5) ( контрольная работа № 4 - 8 класс)
Материалы для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна...